частное мнение о школе
Посмотрите, как радостно бежит в школу первоклашка. Как он боится опоздать и переживает из-за забытой дома тетрадки. И посмотрите на тех, кто проучился уже лет 8-10. Не спешащие на уроки, девочки с ярким макияжем и сигаретой, парни в расстегнутых куртках и надвинутых на глаза шапочках. Что же они не такие довольные, как малыши. «Необходимым набором зниний» как-будто овладевают и со сверстниками общаются.
Поняли уже, что школа – такое место куда детей сдают, чтобы не мешали родителям зарабатывать на жизнь. Это место, обеспечивающее занятость детей. Чтобы приучились к послушанию и дисциплине, к уважению начальников и других вышестоящих, к отсутствию своего мнения и своей индивидуальности. Место, где даже самый умный, самый лучший ребенок обязан уважать самого глупого, самого невежливого учителя. Учитель уважать разгильдяя и двоечника совсем не обязан. Почему?
Уверена, что серъезные взрослые люди будут возмущены тем, что я написала: крамола!
Вот как я докатилась до таких мыслей.
«Кто ходит в школу по утрам…»
Все началось летом 2004.
Став родительницей будущего первоклассника, я пошла на родительское собрание.
Там у меня возникло ощущение, что я попала в театр абсурда. За маленькими столиками сидели взрослые люди, на вид вполне нормальные и усердно записывали под диктовку учительницы сколько клеточек надо отлиновывать от края тетради, и т.д., и т.п. Было рекомендовано приобрести дневники с логотипом школы. Мое бестактное замечание, что в первом классе дневник необязателен вызвало взрыв негодования со стороы родительниц (а их было большинство). «Надо приучать детей к порядку!», «А как мы узнаем, что задано?» «А как мы будем контролировать детей?». Я было твердо уверена, что не стану заставлять и дотошно контролировать своего первоклашку. Чем больше заставляешь, тем меньше желания делать, но смалодушничала – промолчала, и все остались при своих мнениях.
С тех пор начались наши «приключения» в школе. Тот самый дневник с первых дней заалел записями учительницы. Мой сын приобрел репутацию довольно странного мальчика: он задавал вопросы. «В чем смысл того или иного действия, например, обведения кружочков по трафарету?». Он пририсовывал цифре «2» длинный хвост, что-то чирикал на полях тетради, писал ручкой не того цвета, какой нужен и не тренировался дома в черновике, прежде, чем записать в тетрадь.
Самым ужасным по мнению учительницы было то, что я не видела в этом никакой трагедии. Ни в цвете букв, ни в количестве отступленных клеточек, ни в форме написания той или иной буквы. Мне казалось главным то, что ему хочется писать и вообще учиться.
Отказ есть в столовой был приравнен к бунту. Не говоря уж о таких ужасных проступках, как беганье по коридору во время перемены и боксирование с приятелем. По количеству замечаний и указаний, можно было сделать вывод, что сын не обычный любознательный, шаловливый первоклашка, которого еще не успели «привести к общему знаменателю», а записной хулиган и возмутитель спокойствия.
Мы проучились почти год, приноровились к школе и научились ко многому относиться с иронией. Я поняла, что образование моего ребенка – моя задача, так же как и его «вочеловечивание» – сохранение живых ощущений и свободы мышления. Причем делать это придется вопреки школе, а не в тандеме с ней.
И все же мне страшно оттого, что я вижу в сегодняшней школе: дети подстраиваются под навязываемые системой правила, в результате у них становится преобладающей ложная мотивация: достичь положительных отметок (похвалы) любой ценой, «зазубрить», когда необходимо понимать, имитировать активность на уроке, угодить учителю или «поиграть на его нервах». Дети перестают быть сами собой.
Получив табель в конце четверти, плачет в раздевалке третьеклассница – будут ругать за тройки. Я попробовала ее утешить, мол какая разница. Ее подруги смотрели на меня с таким ужасом во взоре. «Вы просто не понимаете», сказала одна из них. Не понимаю.
Мне страшно оттого, что я слышу, проходя по школьным коридорам, как учительница орет на ученика, как хватает его за руки и заталкивает в класс.
Страшно оттого, что учительница может во всеуслышание назвать мальчика тупицей и идиотом, а девочку шлюхой и проституткой ( реальный факт, произошло с дочерью моих знакомых).
Оттого, что дежурный учитель с видом цербера стоит, загораживая проход в школу, отлавливая нарушителей дисциплины – без сменной обуви. «Нарушители» предпочитают развернуться и не пойти в школу вообще, чем получить очередную запись в дневник.
Очень много говориться о школьном насилии, о жестокости современных детей, неблагоприятных социальных условиях, вине родителей. Оставлю все это психологам и социальным работникам, коих ныне много.
Но не является ли началом насилия то, что учитель может в присутствии однокласников высмеять ребенка, объявить, что ты читаешь или пишешь хуже всех и проч. Самые младшие, первоклашки, бегут навстречу чужой маме, чтобы «настучать» о том, что ее ребенок сегодня плохо решил пример или бегал на перемене. Начало школьной травле будет положено, если учительница начнет выделять ребенка и воспитывать других на отрицательном примере. Если учительница будет поощрять доклады друг на друга. Кажется это называется «сотрудничество с администрацией».
Страшно, оттого, что школа напоминает тюрьму.
«Из всего, что предназначается на земле для людей невинных, самое ужасное – школа. Начать с того, что школа – это тюрьма. Однако в некоторых отношениях она еще более жестока, чем тюрьма. В тюрьме, например, вас не заставляют читать книжки, написанные тюремщиками и их начальниками…даже в те часы, когда ты убегал из этого стойла, из-под надзора тюремщика, ты не переставал терзать себя, склоняясь над ненавистными школьными учебниками, вместо того, чтобы отважиться жить.»
Джордж Бернард Шоу сказал это много лет назад и я, наблюдая школу сегодня, подпишусь под его словами.
Но не все так грустно, случаются и забавные случаи, например, как этот:
«Мальчик в овраге гранату нашел…»
Затянувшиеся морозы радуют только детей – зимние радости: санки, снежки… Учеников начальных классов выводят на уличную физкультуру. Ребятня весело скачет в школьном дворе, катаются на санках с небольшой горки рядом со школой. Увидев в окно, благо живем рядом , что сын забыл дома санки, муж решил отнести их. Как благодарна я за его порыв. Потому что домой он принес, изъятый у сына баллончик с перцовым газом, производства США. Ребенок нашел эту презанятнейшую штучку прямо под стенами родной школы. Как же было не подобрать! И прищепка для цепляния на ремень и надписи иностранные! Как хорошо, что весёлая компания из первого класса не успела разобраться, повернуть рычажок и нажать на распылитель. Понятно, что при нынешней жизни, мы должны непристанно внушать детям, что нельзя трогать предметы на улице, что нельзя брать в руки, использованные шприцы, что нельзя разговаривать с незнакомцами. Много чего нельзя. Мальчишки есть мальчишки! Когда мы объяснили сыну, что он подобрал и в чем заключается опасность, сын проникся и даже потребовал от нас сдачи баллончика в полицию. Они ведь хорошие наши дети. И проблема не в них. Проблема, на мой взгляд, заключается в другом: оставляя ребенка в школе, я хочу быть уверена, что школьный персонал отвечает за его безопасность. Спросить у учеников, что они так увлеченно рассматривают на уроке, хоть это и урок физкультуры на улице, должен не, подошедший случайно папа, а учительница. Откуда взялся у школы баллончик с газом – неизвестно. Так же как неизвестно, что еще найдут наши дети у стен школы и в стенах школы. И что при этом потеряют?
С теми, кто заканчивает школу в этом году я все же поговорила. Задала им эти же вопросы, что задавала их родителям. Ответ меня не обрадовал. «Обманули нас. Говорили нам, первоклашкам, вот школу закончите и откроется перед вами огромный мир. Заканчиваем, не открывается что-то. Как избушка на курьих ножках: к лесу передом, к выпускникам задом. Двенадцать лет жизни отняли, а что взамен? Аттестат зрелости? Какой зрелости? Половой? Такая может и есть, а насчет другой…? Поменяли столько лет жизни на бумажку».
Так все-таки: зачем мы отдаем детей в школу?
С того времени прошло 5 лет. Ребёнок заканчивает 6 класс. Мало что изменилось в школе.
К сожалению, перемены идут медленно.
Надо, чтобы в школе работали заинтересованные люди, учителя начали уважать человека в каждой "букашке", чтобы прекратился крик на детей и унижения их словом.
Когда будет не поучание, а учение. Когда ребёнок перестанет бояться своих учителей.
К слову, в школах с эстонским языком обучения всё намного демократичнее.
В, так называемых, русских школах никак не могут избавиться от наследия эпохи тоталитаризма.))
Свидетельство о публикации №110012803929