Юмор без сатиры. Сатира без юмора

В перестроечные годы хватило того и другого. Юмористы–сатирики собирали стадионы.
Но недолго.
Как только с прежним формально было покончено, юмор стыдливо отделился от сатиры: я, мол, хороший, а ты — бяка.
Разберёмся.
Для начала пройдёмся по авторитетным энциклопедическим источникам.
То и другое основано на смехе. Но разница всё же есть.

САТИРА — вид комического; беспощадное, уничтожающее переосмысление объекта изображения (и критики), разрешающееся смехом, откровенным или подспудным... При этом для сатиры характерна негативная окрашенность видимого и скрытого.
Тогда как ЮМОР воспринимает их в позитивных тонах.
Отсюда ирония — комбинация внешнего позитивного сюжета с внутренним негативным.
Идеал сатирика выражен через «антиидеал», т.е. через вопиюще–смехотворное отсутствие его в предмете обличения.

Сатира — насущное средство общественной борьбы. Её эстетическая «сверхзадача» — возбуждать и оживлять воспоминание о прекрасном (добре, истине, красоте), оскорбляемом низостью, глупостью, пороком.
Сатира, сохраняя черты лиризма, утратила жанровую определённость, превратилась в подобие литературного рода, определяющего специфику многих жанров: басня, эпиграмма, бурлеск, памфлет, фельетон, сатирический роман.
В изобразительном искусстве наиболее развитый сатирический жанр — КАРИКАТУРА (в узком смысле), в которой важную роль играет текст.

Но продолжим о литературе.
Важная разновидность сатиры представлена художественными ПАРОДИЯМИ. Исторически сатиру вообще нельзя отделить от пародии. Всякая ПАРОДИЯ сатирична, а всякая сатира несет в себе элемент ПАРОДИРОВАНИЯ.
Пародирование — наиболее естественный путь преодоления устаревших жанров и стилистических приемов, мощное средство обновления художественного языка, его спасения от косности и механичности, от обессмысленных и переживших себя элементов традиции. Пародия — одно их ключевых средств литературной эволюции.

БАСНЯ. Трудно отделить от сказки, но герои басни обычно только животные.
В первоисточнике — миф. Шумерская басня самая древняя. Ругают басню рабским жанром, но она и в самом деле зародилась в условиях рабовладения. Так что жанр не виноват — таковы были условия.
Под маской животных должны, по сути, фигурировать явления. Но многочисленные любители находят в этом жанре удобную и безопасную для себя возможность пройтись по адресу конкретной личности и не попасть при этом под суд за оскорбления.

ЭПИГРАММА. По сути — посвящение. Как разновидность — ЭПИТАФИЯ.
В новоевропейской поэзии — короткое сатирическое стихотворение, обычно построенное на контрасте постепенной экспозиции и заключительной «остроты». Непосредственный отклик на злободневные события, часто политические.
У А.С.Пушкина, например, существуют эпиграммы двух типов: на явление («Движение», «Любопытный»), на конкретную личность (Эпиграммы на А. А. Аракчеева, Ф. В. Булгарина).

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ САТИРЫ.

ФЕЛЬЕТОН — малая художественно–публицистическая форма, характерная для периодической печати (газеты, журнала) и отличающаяся злободневностью тематики, сатирической заостренностью или юмором.
Как разновидность — стихотворный фельетон.

ПАМФЛЕТ. По сути, памфлет и фельетон не слишком отличаются. Оба эти жанра используются чаще в публицистике, чем в литературе, однако разница всё же есть. Памфлет представляет собой произведение, направленное обычно против политического строя в целом или его отдельных сторон, против той или иной общественной группы, партии, правительства и т.п., зачастую через разоблачение отдельных их представителей. Задача П. состоит в том, чтобы осмеять, предать позору данное явление, данное лицо.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА родилась из памфлета, но она же во многом и заменила его как основной господствующий вид публицистики. Памфлет как самостоятельная брошюра, листовка и т.п., эпизодически и неожиданно выходящая, заменился периодической газетой со статьями, сохранявшими в ряде случаев памфлетный характер, статьями в журналах и т.п., представляющими новый, модифицированный вид памфлета. Программно–политическая аргументация принимает форму «передовых», полемика и сатира рождают форму публицистического фельетона.

А теперь оглянемся по сторонам. Что видим?
Из всего зтого, ещё далеко не полного разнообразия — «позитивный» про и прочий юмор изначального происхождения да любительские трусливые басенки.
Эх, как не вспомнить знаменитого клоуна–сатирика Анатолия Дурова.
И стала вдруг литература куцая...
Как наша конституция!

Использованы материалы интернет–сайтов:
http://bse.sci-lib.com/
http://lit-genres.ru/foto/satiricheskieganri/lit5.html


Рецензии
Хорошая информация, спасибо!
Ваша статья натолкнула меня на мысль... наверное попробую писать Эпиграммы.
ведь вот чем отличается гений от обычного человека? Читала как-то статью, там приводились примеры как гении справляются со стрессами.
Гений умеет ЛЮБУЮ ЭМОЦИЮ: ЛЮБОВЬ, НЕНАВИСТЬ, ЗЛОБУ, РАДОСТЬ, ПЕЧАЛЬ И ПРОЧЕЕ- ПРЕВРАТИТЬ В ПОЛЕЗНОЕ: СОЗДАЁТ, ТВОРИТ.
Обычный человек не умеет этого делать.
У меня вроде получается. может я гений?
:-)))))(это- нескромная шутка!)
-------------------------
На счёт юмора, иронии, сарказма, сатиры, хочу добавить ещё (это из учебника "Психология" автор Р.С.Немов)

Глава "Эмоции"

"Юмор- эмоциональное проявление такого отношения к человеку или чему-либо, которое несёт в себе сочетание смешного и доброго. Это- смех над тем, что любишь сам, способ проявления симпатии, привлечения внимания, создания хорошего настроения.

Ирония одновременно сочетает и смех и неуважительное отношение к человеку, чаще всего пренебрежительное. Такое отношение, однако нельзя назвать недобрым или злым.

Сатира представляет собой обличение, содержащее в себе прямое осуждение объекта. В сатире человек, как правило, представляется в неприглядном виде.

Недоброе (злое) более всего проявляется в сарказме, который представляет собой прямую издёвку, насмешку над человеком.

Кроме перечисленных сложных эмоционально-психологических состояний, отношений и чувств можно также назвать трагизм. Он представляет собой эмоциональное состояние, возникающее при столконовении сил добра и зла, победе зла над добром."
----------
Вот оказывается, что всё это-эмоциональные проявления!

Татьяна Мишурова   26.02.2010 18:53     Заявить о нарушении
Что главное. Гений - тоже всего лишь обычный человек. Гением он становится. Или не становится. Что зависит от структуры момента.
Ну Бог с ними, с гениями.
Да. Добро и зло полностью зависят от эмоционального восприятия.
Что кому-то злобствование, вполне может оказаться впоследствие самой позитивной сатирой.

Лев Раскин   26.02.2010 19:03   Заявить о нарушении
А иногда, любители сарказма (поиздеваться - иногда над самым близким человеком),
говорят потом: "Да ты что? Я же шучу! Ты совсем юмора не понимаешь! Как с тобой сложно!"

Татьяна Мишурова   27.02.2010 07:42   Заявить о нарушении
Есть такие юмористы. Даже очень высокого ранга. Смотрите ТВ.
Сарказм - злая ирония, направленная против зла.
А не против тёщи как явления.

Лев Раскин   27.02.2010 14:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.