Зелёная соната

Свет не погашен, но концертный зал
Застыл весь в ожиданье, напряженье.
Но вот он сел, рояль пришёл в движенье,
По клавишам вдруг дождь заклокотал,
Обильный ливень по зелёным листьям.
Что он играл? – Нет, он играл не Листа –
Восьмая ля-минорная, МоцАрт.
И в зале вырастал зелёный сад,
По повеленью джина - Ашкенази.
Колдун, переходя от фразы к фразе,
Всё извлекал светящийся каскад
Как иллюзионист. Как будто ниоткуда
В зал разлетались искры изумрудов.
Видение кружилось и неслось.
Потом всё стихло, как и началось.
И зал вздохнул как будто облегчённо.
Рассеянно я слушал тишину.
А чародей, как ворон приручённый,
Смотрел в рояль, боясь её спугнуть.
Тихонько шелестели камыши.
Вода во сне ласкала берег сонный,
И в этой очарованной тиши,
Как будто бы от мира отрешённый,
Я слушал ночь, её неспешный ход,
Пока не обозначился восход.
Стряхнув дремоту ласковой ночи
С поверхности, покрытой слоем глянца,
Заря направила в неё свои лучи,
И та отозвалась ей диссонансом.
То действо повторялось. Не спеша
В спокойствии, величественно, гордо
Светило по верхушкам камыша
Скользило, точно как моя душа,
До самого последнего аккорда.

Ростов на Дону. Концертный зал филармонии.











   
   
   
   
   


Рецензии
Доброе утро, Вадим!
Спасибо Вам огромное за настроение, которое Вы создали мне сегодня Вашими стихами. Спасибо за размышления, которые Вы пробудили своими прекрасными строками. «По клавишам вдруг дождь заклокотал, Обильный ливень по зелёным листьям» Теперь, обращаясь к этой непростой первой части Восьмой сонаты, непременно буду вспоминать созданный Вами образ. Сказать по правде, все фортепианные сонаты Моцарта - это нечто самое сложное. Уверена, что со мной согласится любой пианист. Обманчива их кажущаяся простота и прозрачность. Всякий раз, когда к ним возвращаешься, думаешь - да вот же у меня всё уже получается, но чем больше играешь, тем их загадка становится всё более неразрешимой. Гораздо более покладисты и податливы его ансамблевые произведения и Концерты с оркестром… Заметила, что в сонатах из всех частей мне ближе всего финалы. Они такие устремленные, как «будь что будет». Как Вы сказали: «Видение кружилось и неслось». Да, именно. Эмоциональный импульс словно бы живет сам по себе, без каких-либо внешних причин. Просто потому что он есть сущность человеческой души, неуёмной, как вечный двигатель.
Ух, как я разговорилась! Очень уж хотелось поделиться той энегрией, которая родилась по прочтение стихов, написанных истинным ценителем музыкального искусства.
С уважением и симпатией. Таня.

Татьяна Фермата   31.07.2022 08:19     Заявить о нарушении
Танечка, дорогая Вы моя единомышленница, растрогали до слёз. Признаюсь Вам не ожидал... а когда увидел опьянел от счастья. от оценки профессионала.
Первые впечатления часто оказываются самые верные. Как-то получил предложение от издательства "Омь" на публикацию.
Послал лучшие, на мой взгляд, как Вы догадались, в их числе была и "Зелёная соната". И каково же было моё разочарование, когда они её "отредактировали". Я написал им всё что о них думаю и сказал не позволю что-либо изменить вплоть до запятой. Получил новый экземпляр с неискажённым текстом и (для сравнения) с из редакцией, для оценки читателей. Больше я ни с какой редакцией не связывался. Бог с ними. Мне вполне достаточно оценки Е.Багрянцева, В.Доронкина, Лары Осеневой и Вашей дорогая Ттьяна. Я никогда не считал и не считаю себя поэтом, но вкусом меня Господь Бог не обидел. Многие тут страдают завышенной самооценкой. У меня язык не поворачивается назвать себя поэтом. Мои друзья Бах, Моцарт, Лист, Шопен, Мусоргский, Чайковский, Рахманинов, Скрябин и многие-многие другие научили меня отличать настоящее от фальши.
Спасибо Вам, дорогая Подруга, за поддержку.
Всегда Ваш Вадим.


Вадим Ильич Росин   31.07.2022 11:46   Заявить о нарушении
Абсолютно солидарна с каждым Вашим словом.
Редактировать стихи - это всё равно что переделывать операцию.
Критикам и редакторам таков мой ответ - не нравится, напишите своё.
И о вкусе Вы замечательно сказали.
Кстати, непременно отзовусь и на другое Ваше стихотворение о Мацарте.
Просто сегодня была полностью поглощена Сонатой.
Доброго Вам почти августовского вечера! Таня.

Татьяна Фермата   31.07.2022 14:39   Заявить о нарушении
Танечка, здравствуйте! Захотелось поделить с Вами новостью.
Когда-то я имел глупость послать свои "музыкальные "стихи в журнал "Омь", которые это издательство испохабило.
Вот тут их запоздалые извинения:
Уважаемый Вадим Ильич, здравствуйте! Посылаю Вам отзыв читательницы (правда, по ряду причин пришедший в редакцию с некоторой задержкой) и мой небольшой ответ ( Всё это во вложении к письму).
Простите! С глубоким сожалением о случившемся -- Игорь Владимирович Егоров.

Но это ещё не всё:
Ежова Тамара Макаровна. По поводу стихотворения «Зелёная соната»:

Письмо главному редактору журнала «Иртышъ–Омь» и альманаха
«Тарские ворота» И. В. Егорову:
Уважаемый Игорь Владимирович, я решила высказать (выразить) своё мнение читателя по
поводу возникшего диалога ( а точнее, конфликта) редакционного совета журнала с автором
из Ростова на Дону Вадимом Ильичём Росиным, точнее, из Симферополя.
Его стихотворение «Зелёная соната» мне очень понравилось. Оно одно из лучших, если не
самое лучшее в этом выпуске. Убеждена, что «улучшать» его не надо было. После прочтения
ответа литературного редактора Росину В. И. , возникло ощущение предвзятого отношения к
автору! А уж породия Серикова (литературного редактора) – это уже слишком!.. Куда проще
не публиковать это произведение, чем так изощрённо издеваться над автором. Представляю,
как тяжело, обидно ему было прочитать этот разгромный, издевательский отзыв.
Начну по порядку. Почему ред. совет не допускает мысли, что зал, слушатели застыли «в
напряженье, в ожиданье» – у автора, вы же предпочли заменить «напряженье» молчаньем.
Сразу видно, что Сериков не любит музыку и не понимает людей, любящих её, иначе он не
увидел бы ничего плохого, когда люди замерли в ожиданье и напряглись – как прозвучит их
любимый Моцарт, какой будет исполнитель? Автор этого великолепного стихотворения, без
сомнения, любит музыку, чувствует её обострённо и то напряжение меломана, ожидающего
от музыканта чего-то грандиозного мне и многим моим знакомым, прочитавшим это
стихотворение, понятно. А вот ваше «молчанье» – вряд ли возможно в той ситуации
ожидания.
Теперь, что касается, «рояль пришёл в движенье». Как можно было так зло иронизировать
над этим сочетанием? Зачем же так буквально понимать его? «Он сел и подвинул его
животом» – это ужасная, недостойная фраза даже для простого читателя, а уж для
литературного редактора – позор! А «выделывать кренделя» – ужас. Кстати, эти «кренделя» –
принадлежат вам, И. В., а, между тем, эта фраза – великолепна, т.к. говорит о темпераменте
музыканта, когда под руками пианиста рояль действительно дрожит и почти «ходит ходуном».
Не случайно же Денис Мацуев разбил вдребезги уже несколько роялей. Не от «звучанья» же
это случилось.
Теперь о звучанье. У автора – «рояль пришёл в движенье» в исправленном тексте –
«рояль обрёл звучанье». На мой взгляд, как рояль мог не зазвучать, когда пианист заиграл да
так, что «по клавишам вдруг дождь заклокотал». «Рояль обрёл звучанье» – это тоскливо,
монотонно. Для автора это было не ваше скучное «звучанье», а нечто куда более волнующее
– №Ливень по зелёным листьям». Боже, как это здорово! Как поднялась рука – править,
исправлять, искажать это превосходное стихотворение?
«Обильный ливень» – тоже раскритиковали. Зачем. Этот обильный ливень Росина
превосходен! Как здорово это придумано и выражено, а скорее всего не придумано,
прочувствовано! А вы?! Убрав это из стихотворения, вы убрали магию того, что происходило в
его душе, я имею ввиду зрителя, влюблённого в музыку и, в частности, в музыку Моцарта.
Уж и не знаю, что вас так покоробило от слова «обильный». Кстати, эта фраза «Обильный
ливень по зелёным листьям» окрашивала это восхищённое восприятие, а вы её перенесли в
конец стихотворения, уже изменённую. А в конце она оказалась «ни к селу, ни к городу». Да
вы когда вчитаетесь и сами поймёте, что это так. Зритель (читай:автор) уже «слушал ночь, её
неспешный ход», «Не спеша, – в спокойствии, величественно, гордо Светило по верхушкам
камыша скользило, точно как моя душа, до самого последнее аккорда». И вдруг после этих
слов (у автора этими словами заканчивается стихотворение) ваше «Как будто ливень по
зелёным листьям?! Какой ливень?! Ливень в душе уже прошёл, наступило умиротворение, он

уже слушал ночь, тишину, её неспешный ход, а правщики вдруг, как и ушата, на голову кинули
«Ливень. Ливень хлещет!» Обидно! Обидно за вашу (чью, не знаю) душевную близорукость.
Из-за так называемого «тонкого ХУДО жественного чутья» из стихотворения ушло что-то
самое-самое тонкое и возвышенное.
Ну а теперь о рифмах «сомнительных». Вы нашли их у автора немало и которые якобы
вызвали у литературного редактора досаду. Странно, почему не вызвали досаду рифмы
других авторов сборника. Я нашла этих «неловких, сомнительных рифм» множество. Видно,
слабые стихи вы не правите, а вот добротное и настоящее – с удовольствием. Мне хочется
понять, почему вы так придирчиво и без симпатии отнеслись к автору. Наверное, зависть
руководила В. И. Сериковым. А вы, деликатнейший, Игорь Владимирович, – как вы-то могли
это позволить.
Мне думается, что если бы редакция руководствовалась не «умозаключениями» – как у вас
в ответе звучит, а добрыми чувствами и деликатностью, подобного бы не происходило.
Кстати, автору Сериков рекомендует Критически относиться к применяемым словам». А я
говорю: «Не лучше ли на себя оборотиться?».
С ув. Т. Ежова (автор литературоведческих работ в журнале «Иртышъ–Омь» и альманахе
«Тарские ворота». Данное письмо (в рукописном виде) было передано в редакцию из-за
пандемии со значительной задержкой после его написания).

Что Вы об этом думаете?

Вадим Ильич Росин   18.12.2022 12:38   Заявить о нарушении
Здравствуйте, дорогой Вадим! Абсолютно согласна с читательницей. Какая она умничка, что доходчиво со стороны всё растолковала этому худсовету от слова худо. Рада за Вас очень. Я тоже считаю, что правка стихотворения даже самим автором - дело тонкое. Всегда вспоминаю Уайльда по этому поводу «Я правил свое стихотворение полдня и вычеркнул одну запятую. Вечером я поставил ее опять». )) Желаю Вам творческого предновогодья и главное - здоровья! С уважением и симпатией. Таня.

Татьяна Фермата   18.12.2022 13:06   Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Танюша, что не прошли мимо. Согласен с Оскаром Уайльдом. У творческих людей образное мышление, но ассоциации, в силу разных причин, могут быть самые разные: кому-то Бесы, кому-то Соловьи...
Что касается самого творчества, как-то прочитал у Достоевского: главная трудность состоит в том, чтобы выбрать из всего то, что нужнее...

Вадим Ильич Росин   18.12.2022 15:46   Заявить о нарушении
Ох, спасибо, Вадим! Люблю эту сонату, но какая сложная…
А Соколову свойственно совершать абсолютное погружение в иную эпоху. Машина времени посредством музыки. В этом смысле нет ничего труднее сонат Моцарта.
Мне не довелось Соколова в реальности слушать. А Алёша был на его концерте еще в училищные времена. И дети тоже не так давно посетили. В полнейшем восторге. Говорят, это просто космос.

Татьяна Фермата   19.04.2023 18:34   Заявить о нарушении
Мне довелось в живую т.ск. слушать не так уж много великих пианистов, но и не так уж и мало: Лев Оборин, Виктор Межанов, Лев Власенко, Лев Оборин, Ани Фишер, Рудольф Керер, Св.Рихтер, Эмиль Гиллельс, Яков Зак, Владимир Ашкенази и рангом пониже, т.е не столь известных, а так же органистов. Я много "путешествовал" по стране и за рубежом и при всякой возможности посещал концерты.
Но в записи я переслушал можно сказать всех известных.
Но это длинный и не простой разговор.
Об этом можно говорить до бесконечности, никаких сил не хватит.

Вадим Ильич Росин   19.04.2023 19:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.