Леонид Пивоваров Очень коротко Игры
№1. Игры моего детства.
Уже первая строка намекает, что сейчас будет романс ("Глядя на луч пурпурного заката..."). Ан, нет – быстренько переходим на тему детства. Правда, эклектика периодически дает о себе знать, – то пушкинским слогом ("в подлунном мире"), то латиноамериканскими мотивами ("фиеста"). Но все-таки пацанячий, не слишком грамотный и изысканный, слог преобладает – "фантики с конфет", "память... завалялась", что дает возможность без труда вставить обязательные слова.
Многовато необязательных слов. Тут и затычки (уж, же), и слова лишь для рифмы (почему котик ни с того, ни с сего оказался скрягой? ).
Сюжет в целом неплохой. Есть и удачные, весьма оживляющие, моменты.
Вердикт – картинка хорошая, но исполнена неважно.
Два балла.
=================================
№2. Папа, – однажды мне дочь говорит...
Очень симпатично. Оригинальный замысел, развитие и цельность сюжета, удачное ритмическое построение, абсолютно естественный слог...
Увы, без недостатков не обошлось.
Что-то в первом катрене не так. То ли надо перенести "ты – кто?" в четвертую строку, то ли ограничиться лишь корректировкой знаков препинания – при первом чтении сразу "не врубаешься " в ритм. Дальше все идет как по маслу.
Ну и чисто косметические штришки – строчная буква в одной строке, замена двух-трех точек (в концах некоторых строк) на более выразительные в данном контексте знаки препинания. Может, это лишь моя вкусовщина...
Твердая четверка.
==================================
№3. Моё босоногое детство
Совсем не понравилось. Чтобы не быть голословным:
Ключевое слово первого предложения – "было" (не слишком удачный синоним слова "происходило"). Ну, ладно, более точное слово не влезло в размер. Так вот, это самое "было" попало да ДВА БЕЗУДАРНЫХ слога! И с первой же строки весь ритм полетел к чертовой матери!
Но мы этот стих добиваем – в третьей строке явная казёнщина, недостойная быть в обычной, неиронической поэзии.
"Люди терпели большие невзгоды" – это скорее для милицейского протокола.
А второй катрен составлен так плохо, что не хочется и разбирать.
И вообще – отрывочные сведения начисто исключают понятие "сюжет". Это не более чем упражнение на вставку слов, к тому же неудачно сделанное.
И кульминация всего – последние строчки (где и положено быть кульминации, итогу, морали, соли анекдота, неожиданному фортелю... ). Неужели у ЛГ самое яркое воспоминание детства – это знакомство с "взрослыми" (я полагаю, в то время – запрещенными для детского просмотра) книгами?
Или же автор спохватился, увидел, что уже 24 строки написано, и, недолго раздумывая, быстренько отослал?
Единица.
=========================================
№ 4. Потерявшимся эхом...
Вроде бы неплохое. Но, как любят говорить на Стихире – не зацепило.
Сюжет неплохой, но какой-то рваный, слог не блещет, но и явных проколов нет. И так во всем... И не могу сказать, что стихотворение скучное. Вполне нормальное, но какое-то средненькое.
Понятия не имею, кто автор и каков его потенциал. Может, это авторская неудача, а может, он раньше даже так не умел...
И оценка самая правильная была бы – два с половиной (если угодно – три с минусом). Но мне нужно выставлять целые оценки. Решу позже, когда просмотрю все остальные стихи.
* * *
Увы, решил ставить двойку. Сегодня уровень довольно высок, а любые оценки всегда относительны.
===============================
№5. Домашний детский сад
Совершенно не помню мелодию из кинофильма. Но даже в стихе ощущается музыкальность. Форма четкая, слог хорош. Может, и тянул бы на пятерку, но без опоры на музыку, хотя бы в голове, не могу "покупать кота в мешке". И рыться в Инете, дабы разыскать этот старый фильм, тоже нет времени.
Четверка.
======================
№ 6. Море волнуется раз...
Есть и находки, есть и проколы.
К находкам отношу оригинальную форму, и какой-то по-детски незамысловатый стиль изложения. И тут же, как дубиной по голове – "костер ожидания"! Что это, как не попытка впихнуть невпихуемое?
Автор, конечно, может утверждать, что у него при ожидании всегда горят щеки. А я в ответ, что у меня при ожидании всегда сосет под ложечкой да и желудок работает не так, как обычно. Но КОСТЁР – в списке обязательных слов, а ни РАССТРОЙСТВА, ни НЕСВАРЕНИЯ в сегодняшнем списке нет.
Понятно, к чему я клоню?
С ритмом тоже небольшая неувязка. Первая строка могла бы задать хороший ритм (она – с пропуском доли, т.е. написана дольником), но все последующие – классический дактиль. Тогда и первую не мешало бы сделать такой же. Иначе она – как прыщ на расстройстве ожидания. ИМХО.
Поэтому только троечка. Я оцениваю то, что есть, а не то, что будет после правки. И ещё вопрос, будет ли...
===============================
№ 7. Совершенно детское стихотворение
Неплохо. Впрочем, смотря с каких позиций рассматривать.
Допустим, это детское стихотворение (не ПРО ДЕТЕЙ, а для чтения ДЕТЯМ
или чтения ДЕТЬМИ!). Тогда неплохо, за исключением одного. "Ляпали" – не из тех слов, что детям нужно знать с самого детства. ЛЯПАТЬ – это значит, ДЕЛАТЬ АЛЯПОВАТО! А поскольку в стишке нет других ХОРОШИХ девочек, умеющих ПРИКРЕПЛЯТЬ (нейтральное слово) или ПРИСОБАЧИВАТЬ (слово ещё хуже, нежели ЛЯПАТЬ) ремень к фанерке более-менее добросовестно, то педагогический эффект от этого стишка – резко отрицательный.
Я нисколько не шучу. Если автор захочет поместить этот стих в рубрику "детские стихи", то пусть призадумается над моими соображениями.
Все остальное с точки зрения стихов для детей – вполне нормально.
Теперь посмотрим, что же это стихотворение даёт нам, как конкурсное. Тут уже должны быть задействованы другие критерии.
ЛЯПАЛИ так и остаётся ЛЯПом. Слишком уж пренебрежительный оттенок у этого слова. Но этот ляп не смертелен...
Ключевые слова вписались весьма органично.
Претензий по ритму и грамотности нет. Слог хороший. Рифмы хороши, если не считать, что в стихотворении из всего 10 строк два раза употреблять одну и ту же рифму (Лерка-фанерка) как-то не того... Несолидно, что ли...
Новизны ни в сюжете, ни в новых мыслях я не заметил. Добросовестная работа, не более... Детская тема всегда беспроигрышная, и автор в полной мере воспользовался всеобщей любовью к детям.
Заслуженная троечка.
===================================
№8. Далекое когда-то
Очень нравится. Здесь есть то, чего нет у большинства представленных стихов. Попробую сформулировать эти свои с трудом определяемые эмоции.
Стихотворение на редкость гармоничное. Не спрашивайте, что я понимаю под гармоничностью – я все равно толком не сумею объяснить. Да и разложить по полочкам, чем же меня подкупил этот стих, тоже не могу.
Лаконичность. Эмоциональность. Цельность сюжета и мысли. Соразмерность эпизодов и отдельных предложений. Светлая тональность...
Это, имхо, то, что что не поддается дальнейшему анализу, вроде бы как неделимые атомы. Или принимаешь, или нет... На уровне интуиции.
Техническая сторона тоже в порядке. Ритм, размер, рифмы, форма, грамотность, оформление...
Пока – четверка с плюсом. Еще не раз буду сравнивать с другими кандидатами на пятерку.
* * *
После долгого раздумья – пятерка!
==========================
№ 9. Игры детства моего
Неудачное стихотворение. Вопросы начинаются сразу.
"Шваль", если верить словарю "Грамота.Ру", имеет лишь ГРУБОЕ значение (ШВАЛЬ, –и; ж. собир. Грубо.)
Может быть, автор имел в виду "ветошь"?
"ядра от шрапнели" – это как? В каком музее XIX века их спионерили?
В пятом катрене несогласование чисел. Кстати, легко исправляемое.
И под конец:
"Я как-нибудь весь список приведу,
Об играх тех поведать миру."
По-русски так не говорят. Да и смысл сомнителен: так ли уж нужен миру специфический список игр?
Есть у стиха и достоинства, не компенсирующие, однако, недостатки.
Больше двойки не заслуживает. И то с натяжкой... ИМХО.
==========================
"№10. Зaтo нe cкyчнo!
Придраться не к чему. И не хочется. Читаю с удовольствием.
Предварительная оценка – четверка с плюсом. То есть кандидат на пятерку.
Окончательная – четыре.
========================
"№11. НА ВОЛНЕ ДЕТСТВА.
Стихотворение простое, жизнерадостное, правильное, как пионерская песня. Никаких тебе изысков и в то же время никакой фальши!
Есть и особо удачные места:
""Голод был? – почему-то не помню его,
ремешком бил отец? – так ведь было за что-
воровали ватагой арбузы в полях...""
... И уже не обращаешь внимание на слабенькую (это ещё мягко сказано!) рифму ""его-что"". Собственная бодрость и задор важнее! Не замечаешь нелогичную запятую (после ""его"") вместо напрашивающейся точки... Хочется не отставать от ритма!..
Я уж писал, что не бывает, чтобы все аспекты любого произведения искусства были одинаково выдающимися. Это же высказывание может относиться к чему угодно. За всё нужно чем-нибудь расплачиваться...
Вот и тут – главное, что есть явные достоинства, а недостатки за ними становятся менее заметными.
Твердая четверка.
================================
№ 12. А мы рождались, не спросив войну
Сегодня удивительный конкурс. Много сильных стихотворений, и, что особенно радует, – так это их разноплановость.
Это стихотворение, несомненно, писал мужчина! Если женщина способна написать так жёстко и сильно, то она просто гениальная поэтесса!
Не могу сказать, что всё безукоризненно. Заметил пару шероховатостей. Но экспрессивность, образность и умение автора высказать всё, что он задумал, с лихвой перекрывают маленькие поводы для придирок.
Ещё одна четверка с плюсом, ещё один кандидат на гран-при, то есть пятерку.
Окончательная – четыре.
======================================
№ 13. Так давайте, девочки, соберёмся вместе!
При втором прочтении бесстыдно улыбался. Перед глазами, как живая, картинка:
Автор, несомненно, – девочка, что не мешает ей быть (при случае) одновременно бабушкой, в крайнем случае – свекровью или тещей, садится писать стихотворение на конкурс. В первых семи(!!!) строчках живенько разделывается с пятеркой обязательных слов и после этого чувствует, что можно и гульнуть. Начинает собирать таких же веселых и бесшабашных девочек, не прекращая писать. Ей уже не важно, какие придирки придумают противные и занудливые критики и арбитры... Задача у них такая – отож нехай цi клятi чоловiки та жiнки чiпляються... Сколько той жизни!..
Наконец, к пятому катрену всё готово, все в сборе... Поехали? Даёшь тост!!!
Не будем придираться, не будем мешать. Арбитры тоже люди – пусть девочки погуляют. Не часто же...
Тройка. Уверенная и стабильная.
№ 14. Прятки
Уважаемый автор! Честное слово – уважаемый! Прошу, отнеситесь к моим словам с пониманием.
Мне поставлена задача – оценивать не автора, а стихотворение. Стыдно признаваться, но стихотворения я не увидел. Я увидел автора с его прекрасной техникой стихосложения. Увидел МАСТЕРСКИ сделанный продукт, такой, что и придраться не к чему. Тут и прекрасный ритм, и рифмы хороши, и грамотность на высочайшем уровне. Но назначение этого продукта я не в состоянии понять и, тем более, оценить.
Я не имею ни сил, ни времени вдумываться в каждое Ваше иносказание. По крайней мере – сегодня. По правде говоря, я вообще не поклонник литературы, где можно угадать, что имел в виду автор, а можно и не угадать. У меня есть иные способы для тренировки собственных мозгов.
Считайте, что сегодня Вам не повезло со мной. Вы знаете уровень Вашего мастерства, и я буду искренне рад, если таких "непонимающих" сегодня будет как можно меньше. Есть ещё судьи, есть авторы и просто читатели, обладающие правом отмечать наиболее понравившиеся стихи. Надеюсь, что моя невысокая оценка не слишком расстроит Вас и не очень повлияет на окончательное распределение мест.
Даже тройку не вправе поставить. Извините...
Два балла.
===============================
№ 15. Из детства...
Так и не нашел, за что похвалить. Разве что за выполнения условия по лимиту в 24 строки. Да и еще за отсутствие орфографических ошибок. Хотя я считаю, что насчет ошибок даже разговор поднимать неприлично. Это как воспевать работника за то, что ходит на работу трезвый...
Все плохо и неумело.
Два балла.
=============================
№. 16. Игра в "классы"
Приятная зарисовка. Стало тепло...
Есть один спорный момент.
Имхо, правильнее было бы
"Две косички, заплетенныХ бантом,"
или даже
"Две косички заплетены бантом,"
Но не уверен – надо ещё проверить ударения.
Заслуженная четверка.
==================================
№ 17. Подворотное детство
Не ощутил декларируемый образ ведьминой дочери. Всё построено на стереотипах. Целоваться могла и примерная девочка, но раз УЧИЛА, да ещё и ВЗАСОС (автор! Пишется слитно!) – то, однозначно, где-то рядом порок! И к бабке не ходить!.. А стриптиз и рулетка – неизменные атрибуты порока. Дабы никто не усомнился.
Невыразительно и неубедительно. На двоечку тянет. Не больше...
===============================
№ 18. Хулиганка!
Без критики так без критики...
№ 19. * * *
Что-то в этом стихотворении есть. Возможно, искренность. Но безалаберность автора при создании или публиковании всё сводит на нет.
Начинается "А было ли оно?". И сразу начинаешь лихорадочно соображать, какое такое "оно"? Чудо? Счастье? Извержение вулкана? Купание Красного Коня? Затвердевание углерода вблизи реперной точки?..
Это потом уже начинаешь соображать, что речь идет (скорей всего) о детстве, просто автор забыл написать об этом в заглавии. А что делать рядовому читателю,слухом не слыхавшему о наших конкурсах и случайно забредшему на страничку автора? А что делать нам по прошествии парочки недель, когда все нынешние перипетии и страсти забудутся?
И такие сюрпризы на протяжении всего стихотворения. То вместо предложения – обрубок. То сбой ритма: "И где этА девчонка на «Снегурках»". То какое-то корявое сочетание в одном предложении причастия и деепричастия – (поющий...взгромоздившись) без единого глагола. В общем – не соскучишься...
И все-таки что-то тут есть. Наверное, искренность!
Тройка.
=======================================
№ 20. Черно-белые фотки...
Слава богу, не надо оценивать.
========================================
Осталось выбрать, кому присудить пятерку. Да-а, работка...
Приобретаю одного друга, а в нагрузку – двух врагов. Ну и коммерция!
Шутка...
Выбрал. Номер восемь – "Далекое когда-то". Извините, № 10 и № 12!
Коллеги, друзья, сотоварищи по несчастью!
Прошу не обижаться. Не корову же делим!
Всем успехов!
Свидетельство о публикации №110012103196
С уважением
Алла Губерниева 24.01.2010 18:32 Заявить о нарушении