Диплом 3 Постановка укр классики
Раздел 3 ПОСТАНОВКА УКРАИНСКОЙ КЛАССИКИ.
«Женитьба» Н. Гоголя.
Автору посчастливилось видеть, как создавался этот спектакль.
Приглашённый московский режиссёр Александр Смеляков репетировал пляжный вариант осовремененной «Женитьбы». Женихи должны были приезжать на «Мерседесах», а артисты - весь спектакль играть в купальниках…
За две недели до премьеры артисты взбунтовались, режиссёр уехал, билеты на спектакль уже были проданы, а Борис Мартынов обязан был спасать положение, чтобы не сорвать обещанной премьеры.
14 дней, в которые нужно было: найти музыку, сделать декорации, купить реквизит, переучить слова, сшить костюмы, выучить танцы, выстроить мизансцены и отрепетировать их…
14 дней, заполненных до отказа. 14 дней, которые назывались Работой. 14 счастливых дней, потому, что успевали. Успевали сделать всё, что было намечено. На стене в кабинете режиссёра висел план, где был расписан каждый день по часам, намечено всё, что нужно было сделать, и автор помнит, как заштриховывались квадратики прошедших дней…
Премьера состоялась вовремя и прошла на ура!
В интервью «Черниговскому полдню» [8] Борис Мартынов говорил, что он 20 лет не ставил «Женитьбу», только потому, что видел её в постановке Эфроса, и считал, что лучше поставить её - невозможно. Но всё же рискнул сделать это в Черниговском Молодёжном, затем была «Женитьба» в Кривом Рогу. И вот уже совершенно случайная, нежданная постановка в Симферополе.
В начале режиссёрского экземпляра пьесы вклеены 3 листа, отпечатанные на старой пишущей машинке. Это предисловие режиссёра. Оно, как напутственное слово актёрам, как оправдание, как просьба о понимании. Автор приводит его почти полностью.
«Театр ставит Гоголя.
- А что?
- «Женитьбу».
- А-а-а-а…
Господи! Неужели так трудно понять: Театр ставит автора! И счастлив, и горд! Ещё бы, ведь автор – Гоголь! Николай Васильевич!
Кто он: русский или украинец, еврей или швед? Оставьте это, ради Бога, оставьте!
Гоголь – один, как один Шевченко, один Фриш, один Маркес, один Рембрандт.
Спросите у ста человек: какой они национальности и 75 – ошибутся. Не потому, что они малограмотные. Нет. Дело совсем не в этом.
Какое счастье, что Гоголь не модный писатель. Лет 40 тому была мода на Брехта. Все поголовно ставили Брехта. Это было повальным увлечением. Как-то, проходя по Тверской, я услышал фразу: «Брехт – кинематографичен!», - и испугался за наш советский кинематограф.
Радостно, что Гоголь не моден. А то ведь в который раз появились бы первооткрыватели его творчества.
Гоголь писал «Женитьбу» в течение девяти лет. В ней прослушивается «Ревизор». И это неудивительно, ведь обе пьесы писались одновременно. О «Женитьбе» могли говорить Белинский и Пушкин, царь и Бенкендорф, Керн и Жуковский…
6 мая 1836 года Пушкин писал жене: «Пошли ты за Гоголем, и прочти ему следующее: «Видел я актёра Щепкина, который ради Христа просил его приехать в Москву прочесть «Ревизора». Без него актёрам не спеться. Он говорит: комедия будет карикатурной и грязной».
Я читаю эти строки и думаю о том, какое счастье было дано Щепкину!
В 1963 году я видел во МХАТе «Ревизора» с молодым Невинным. Он был тогда ещё достаточно строен или лучше сказать: недостаточно толст… Играли великие старика МХАТа Яншин, Грибов, Станицын, Петкер. Видит Бог, Невинный был рядом с ними…
Потом Соломин с Вестником играли в Малом театре «Ревизора». Затем был «Ревизор» с Папановым и Мироновым в Театре Сатиры. «Женитьба» была поставлена Эфросом в театре на Малой Бронной, и вот в 2004 году Крымский академический украинский музыкальный ставит Гоголя. Хорошо, что это не дань моде.
Гоголь знал артиста Мартынова – артиста Императорских театров – смотрел его игру и мог говорить: «Вот это у вас, Александр Евфстафьевич, хорошо получается, а это – не совсем…» Артист, очевидно, говорил Гоголю: «Не получается, Николай Васильевич…»
Прошло более ста пятидесяти лет и совсем другой Мартынов, не имеющий никакого отношения к тому Мартынову, ставит «Женитьбу».
Артисты понимают мою тревогу. Мы знакомы полтора года. С некоторыми 8 лет, с немногими – 18, и совсем с немногими 25. Они слушают меня. Не слушаются, а слушают. Мы вместе будем сочинять спектакль. Театр может жить по принципу: «Чаво изволите?», но тогда это уже – не театр…
Кончился 20 век, началось третье тысячелетие, а Агафье Тихоновне – 27 лет. Ей всегда будет 27, и всегда она будет искать своё Счастье.
Если зрители не желают ей Счастья, - значит спектакль - провален.
Пожелайте ей счастья! В чём? Конечно же – в Любви! Она должна быть счастлива!»
В зале гаснет свет, на авансцене появляется мальчишка, раздаётся его залихватский свист. Мальчишка машет рукой кому-то за сценой и перед нами появляются дети – эдакие городские Гавроши в клетчатых костюмах и кепках. Они расклеивают на театральных тумбах премьерные афиши «Женитьбы». Справившись с работой, дети танцуют, увлекаемые странным созвучием аккордов необыкновенной, непривычной для слуха мелодии. Это «Ревизская сказка». Музыка: взрывная, экспрессивная, непредсказуемая, как и сам её автор - Альфред Гарриевич Шнитке, как и автор пьесы - Николай Васильевич Гоголь, как и режиссёр спектакля - Борис Мартынов, как и всё творчество этих без сомнения талантливейших представителей 19, 20 и 21 столетия.
Отрывки из «Ревизской сказки» будут звучать на протяжении всего спектакля. Это как раз тот случай коллективного творчества, когда спектакль сочиняют все. Каждый старается привнести что-то своё, предложить, что-то оригинальное, найти какую-то деталь оформления. Музыка Шнитке была предложена Валерием Лукьяновым, исполнителем роли Кочкарёва.
Во время детского танца, под эту музыку из оркестровой ямы с двух сторон спинами к зрителям поднимаются исполнители. Они замирают на ступеньках и начинают просто поочерёдно синхронно поднимать и опускать плечи. Казалось бы: что тут такого. Но получается танец. Перед нами ожившие ступеньки, ведущие куда-то вверх на пик какой-то неведомой пирамиды.
И вот, дети скрываются за сценой, актёры спускаются вниз, музыка замирает, и мы видим Подколесина, мечущегося в раздумьях, и слугу читающего ему «Дубровского». Этого нет в пьесе, но так было в те давние времена. Людям свойственно замещать жизнь - иллюзией. Зачастую, они живут чужими, книжными страстями, оберегая свою жизнь от ненужных им житейских стрессов, а недостаток их возмещают чтением душещипательных романов.
Трепетным голосом Степан читает сцену объяснения Владимира с Марьей Кирилловной, она прерывается резким возгласом барина: «Нужно жениться!»
Затем Марья Кирилловна умоляет отца не выдавать её за нелюбимого. Степан кидается к ногам хозяина, обхватывает его за колени, изображая мольбы бедной девушки. Он кричит в отчаянии: «Папенька! Не губите меня!», и снова нетерпеливые вопросы разрывают мелодию повествования: «У портного был?» «А не спрашивал ли он: «Зачем барину фрак?» «Ваксу купил?»
Понятно, что Подколесин не слушает, он думает о своём. В эту минуту он решает вопрос: менять или не менять ему такую привычную, обыденную, размеренную жизнь, на нечто новое, непредсказуемое, неизведанное… Он решает: «Начать жить самому(?) или остаться пассивным слушателем чужих историй?»
Нерешительность... Это одна из тем данного спектакля. Он о мужчине, не способном на поступок, даже тогда, когда за руку его ведёт сама счастливая судьба. Кто не способен сделать шаг вперёд, тот делает прыжок назад… Делает прыжок, перечёркивая своё будущее, свою судьбу, чтобы вернуться к прежней беззаботной, унылой, привычной жизни, познаваемой только из книг и рассказов знакомых…Роль Подколесина исполняет Юрий Грищенко. Степан – Александр Савченко.
Семь первых явлений, в которых Подколесин рассуждал о хлопотности женитьбы, заменены внутренним монологом, вырывающимся наружу во время чтения. И этот скрытый монолог – гораздо многозначительнее разглагольствований о подборе одежды, сапогах и ваксе.
Далее сокращения были незначительными и касались разговоров на бытовые темы: о нерадивой прачке и цвете волос трефового короля.
А ещё был убран один из персонажей. Купец Стариков, не пожелавший соревноваться с соперниками и пригрозивший Агафье Тихоновне, что она ещё припомнит его…
Персонаж был убран Смеляковым. И времени на ввод нового артиста у Мартынова просто не было, а может быть, не захотел режиссёр опускать свою любимую героиню до общения с этим мстительным человеком…
Когда на сцене появляется Фёкла Ивановна, Подколесин лежит уже на софе. Он в малиновом халате, в красной турецкой шапочке и с длинной трубкой в зубах. Он вскакивает только после того, как сваха прорицает ему, что скоро он уже не будет годен к супружескому делу, вон, мол, и волос седой уже пробивается. Этого уж не юный жених стерпеть никак не может. Кажется, что он вот-вот покорится свахе, но внезапно появившийся Кочкарёв, находит себе забаву переиграть старуху, и Подколесин снова – вне игры, у него - передышка. Свахи спорят, налетая друг на друга, как два петуха! Нетерпеливый новоиспечённый сват квохчет, дразня соперницу и, в конце концов, выносит Фёклу со сцены на закорках, крича: «Проваливай!» Он уже взялся за дело, загорелся им и готов свернуть ради этого горы! Расчищая себе площадку для действия, он роняет стол и Степан складывает по-холостяцки сапоги в кастрюли, ставит на стол ночной горшок, унося всё то, чего лишился бы Подколесин, обзаведись он женой.
Рассказывая о прелестях семейной жизни, Кочкарёв вынуждает Степана изображать собачку.
Слуга становится на четвереньки, высовывает язык, часто-часто дышит, виляет тем местом, откуда растёт у собак хвост. Когда Кочкарёв говорит правду, Степан подгавкивает ему. Он заглядывает в глаза хозяину, как бы стараясь предугадать все его желания, ведь он тоже хочет ему счастья. Когда разгорячённый Кочкарёв отпихивает Степана ногой, тот жалобно скулит и ищет защиты у барина.
Потом Кочкарёв находит в зале ребёнка и, указывая на него, говорит: «Пышка, а как две капли воды похож на тебя», - и зал смеётся, подбадривая нерешительного жениха, вселяя в него уверенность.
Кочкарёв торопится, форсируя события, потому, что он уже уверен, что дело – сделано! Сегодня же обязательно состоится венчание! Ведь за дело – взялся он – самый великий на свете затейник!
Но стоит Кочкарёву выйти, как Подколесин снова уваливается на свой диван, и Степан с прежним вдохновением принимается читать ему о чужих страстях.
Вернувшийся Кочкарёв выбивает из рук Степана книгу, тот хватает её с пола и прижимает к сердцу, как самую святую реликвию. Даже в таком, казалось бы, несущественном эпизоде виден режиссёр, его трепетное отношение к книге. В том решительном, осмысленном взгляде, который бросает Степан в зал, ища защиты от вандала, чувствуется режиссёрская любовь к книге, а в зале в ответ возникает чувство уважения к читающим людям. Идёт диалог между актёром и залом.
Следующая сцена отодвигания в сторону дивана, на котором лежал в центре комнаты Подколесин, - становится аллегоричной. Женившись, уже не он будет центром Вселенной. Его – потеснят, отодвинут, заменят… Готов ли он к этому? Пока этого не знает никто…
Явление 12. Комната в доме Агафьи Тихоновны. Сцена гадания на картах. Здесь, в доме невесты бессловесным, но одним из самых ярких персонажей является крепостная девочка Дуняшка, появляющаяся перед зрителями с балалайкой в руках. Она удивительным образом разряжает обстановку своими русскими наигрышами. Широта души тётушки, безмерно любящей свою племянницу, гостеприимство дома, размеренность русской жизни передаётся при помощи этих задушевных мелодий, проникающих в самые глубокие уголки души человека.
Балалайка, гитара, домра - звучат, перемежаясь со страстями, бушующими в доме невесты. И перемежается с совсем другой музыкой – музыкой Шнитке, полной тревог, непредсказуемости и озорства, граничного с безумием.
В суете, дуняшкина балалайка постоянно оказывается именно там, куда собирается сесть гость, и каждый раз девушка с отчаянным криком летит спасать её и выхватывает в самый последний момент, безмерно пугая гостя. Здесь Дуняшка напоминает Степана, защищающего свою книгу. Идёт как бы соревнование между слугами в их любви и к своим господам, и к своим увлечениям.
Дуняшка растирает уставшие ноги Фёклы, подыгрывает Балтазару Балтазаровичу, когда он рассказывает о Сицилии. Она изображает барышню: «Эдакий розанчик». На балалайке выносится стакан вина, негласно заказанный лейтенантом. С помощью неё Жевакин иллюстрирует фамилию мичмана Дырки. Во время рассказа о плавании, Дуняшка, отрешённо, как бы по-детски играя с великолепным парусником, принесённым моряком, удивительным образом оживляет сцену, делает её романтичной.
У актрисы хора Марины Войновой бессловесная героиня получилась неимоверно быстрой, неугомонной, вездесущей, заботливой, искренне любящей свою барыню. Маленький ангел-хранитель большого дома. Безотказный ангел-хранитель, готовый броситься в бой за свою любимую хозяйку.
Я помню, что было после премьеры, когда бывалые артисты разбрелись по гримёркам, режиссёра вызвали к руководству, молодёжь пошла отмечать премьеру в кафе, а артистка хора, сыгравшая свою первую, такую значительную роль, за которую получила самые громкие аплодисменты - рыдала от избытка чувств и одиночества. Рыдала во весь голос, пока я не напоила её чаем и не разыскала молодых актёров, чтобы взяли её с собой. Именно тогда я поняла: насколько велика эмоциональная нагрузка на актёра во время спектакля и как невыносимо им одиночество. Как необходимо общение, чтобы разрядиться, снять груз пережитого на сцене.
Агафья Тихоновна в исполнении Ляли Соколовой старается ни одной секунды не потратить впустую. Она живёт каждым словом, произнесённым в её комнате, реагирует на каждый жест, каждый взгляд партнёра, подыгрывая ему со всей своей детской непосредственностью 27-летней барышни.
При появлении Фёклы, она кричит в восторге: «Как же сегодня?! Есть?», - и, услышав, что есть, подпрыгивает, летит к свахе с объятьями, запрыгивает на диван и прыгает на нём, визжа от счастья. Но, узнав, что явятся все эти женихи именно сегодня, пугается, залезает на диван с ногами, забивается в угол, пытаясь укрыться от этого известия подушками. По всем меркам ей пора выходить замуж, она хочет сказочного принца. Но как угадать: который из них - "Он"?
В сцене спора между Фёклой и Ариной Пантелеймоновной по поводу того, кто лучше: купец или дворянин(?), Агафья Тихоновна мается на диване: то сядет, то ляжет, то поворотится боком, то подушку на голову положит, как компресс и руки сложит на груди известным способом полного смирения. Как бы показывая, что можно и не дождаться своего счастья, если слушать каждого.
И вот, наконец, то, ради чего затевали свои старания все эти женщины. Приходят долгожданные женихи. Здесь происходит не только знакомство, перед нами предстаёт целый парад человеческих комплексов. И если тётка зациклена на купце; то Агафья Тихоновна ужасно боится замужества. Ведь отец у неё - был деспотом, "усахаревшим" её матушку, и теперь для неё главное, лишь бы не купец, чтобы не бил. И если у женщин свои реальные страхи, имеющие основание, то мужчины страдают от своих недостатков по-настоящему смешно! Иногда возводя их в ранг государственных проблем.
Первым приходит Яичница, он поднимается по лестнице, и лишь взглянув на него, Агафья Тихоновна шарахается назад с воплем: "Какой толстый!!!", - и скрывается за дверью своей комнаты. А Иван Павлович, чтобы скоротать время ожидания, сверяет опись имущества, выспрашивая у Дуняшки: не солгала ли в чём-нибудь сваха? Он тщательно пересчитывает серебряные ложки в бордовой коробке. А когда будет уходить, впопыхах возьмёт эту коробку вместо своей папки, но вернётся, чтобы отдать. Ему не нужно чужого. Он ищет подругу жизни, а у неё всё должно быть на месте: и движимое, и не движимое... Одна из самых смешных сцен, когда Яичница обходит диван, на котором сидит Агафья Тихоновна, и заглядывает ей в декольте, удовлетворённо отходя с фразой: "Кое что есть!" И мысленно занося этот доход в реестр имеющегося движимого имущества...
Валерий Тюленев, говорит про своего персонажа с сочувствием и пониманием, называя его человеком основательным. С такими габаритами всё вокруг него должно быть надёжным, крепким, непоколебимым. Он - человек прагматичный и основательный во всём. Дослужился до должности экзекутора, по военным меркам майора, и так был предан своему делу, своей работе, что до 50 лет, ему некогда было жениться... Да и тут он спешит, он не может терять время зря! Подавай ему ответ сразу: "да" или "нет"?
И всё же даже такому здоровяку есть от чего комплексовать. Он уже и к генералу ходил, чтобы тот разрешил ему поменять смешную фамилию. Но "Яичницын" - ещё хуже. Звучит, как "собачий сын". А посему проблема его - неразрешима, а комплекс - вечен.
Вторым приходит Анучкин. Николай Лапунов сделал своего героя застенчивым, неимоверно длинноносым, но стремящимся выглядеть человеком из светского общества. Он пытается подражать манерам людей из высшего круга. Главным для него в невесте является умение говорить по-французски. На второе свидание он влетает к Агафье Тихоновне с букетом, становится перед ней на одно колено, целует руки.
Но, Анучкин тоже страдает. Страдает от того, что родители не дали ему надлежащего образования, а отец не высек как следует, чтобы тот своевременно выучил французский язык. Стоило-то только высечь, и всё... Образ этот чем-то схож с самим Гоголем. Говорят, что он не очень старательно учился, и так и остался чиновником самого последнего 14 разряда.
Здесь ощущается огромная боль автора за людей, которые тратили время на что-то пустое, не нужное, упуская главное в своей жизни, и людей, которые считали главным - что-то пустое, абсолютно не нужное.
Третьим приходит в дом к невесте Жевакин. Единственным его достоянием является перелицованный мундир, который он носит уже 30 лет. Это, без сомнения, прообраз героя "Шинели" - Акакия Акакиевича Башмачкина. Он живёт прошлым: воспоминаниями о Сицилии, о прекрасных итальянках и ушедшей молодости.
"Женитьба" - это трагедия маленьких людей, стремящихся показать себя в лучшем свете. Как смешны и жалки эти старания... И как прекрасны их души без этого напускного, без проблем, которые они сами себе устраивают.
Подколесин - эдакий Манилов, остановившийся во времени. Человек, постоянно размышляющий о жизни, полный планов, но неизменно остающийся на месте.
У всех есть комплексы, от которых они страдают, и лишь Кочкарёв полностью уверен в своих способностях. Для него всё - легко, всё - запросто! Он говорит Подколесину: "Ты помни, только кураж и больше ничего". Женитьба, как и сама жизнь для него - игра. Он живёт, играя, изображая жизнь и проклиная сваху за её сватовство, к которому отнёсся точно так же легко. Женился - не задумываясь.
Фёкла - истинный психолог! Именно свахам приходится решать: сводить молодых или нет, чтобы не прокляли тебя потом супруги. Они связывают людей на всю их жизнь, определяя судьбу каждого своего клиента, даже того, которому откажут.
Художником в этом спектакле был сам режиссёр, и эта значимость свахи была проиллюстрирована им в последней сцене спектакля, когда на фоне задника с синим небом, виден был повесившийся Жевакин. Появление в любом деле неспециалиста, непрофессионала - ломает не только человеческие судьбы, оно может отобрать саму жизнь... Это одна из основных мыслей, которую хотел донести до зрителей режиссёр. Вот всего лишь 5 слов из диалога между Кочкарёвым и Фёклой:
- Ты не нужна!
- Бога побойся!
Как актуален он был тогда, таким же остался и сейчас. А, может быть, стал ещё более актуальным, более насущным, более глобальным. Ну, как объяснить некоторым нашим актёрам, что не нужно им ставить спектаклей?!! Как объяснить некоторым людям, что не нужно им идти во власть, в медицину, в образование?.. Противопоказано, как Кочкарёву противопоказано сватать...
Но пока спектакль не закончен и Кочкарёв разминается, пробует сесть на шпагат между стульями. И хотя он застревает и кричит, в страхе выпучив глаза: "Руку!" Это чьё-то негласное предупреждение не останавливает его, он уверен в своём успехе.
Валерий Лукьянов говорит, что с детства смотрелся в зеркало и видел в себе что-то гоголевское. Актёр глубокомысленно замирает, недоговаривая, дав мне всмотреться в его действительно гоголевские черты. И лукаво говорит: «С чертовщинкой!» И он действительно прав. Это его роль! Когда-то в театральной студии он играл Хлестакова. Кочкарёв - прообраз Хлестакова или наоборот. Есть такой термин «хлестаковщина». Эти герои слеплены из одного теста – близнецы-братья. Их суть: не быть кем-то, а казаться им, подделываться под мастера. Здесь для него появилась благодатная почва. Как говорят: он нашёл свои 15 минут славы и ни на что не променяет их.
Звучит музыка и Кочкарёв в мечтах отбрасывает женихов, выползающих из-под сцены. Он настраивает себя на победу.
И снова звучит музыка. На сцене гаснет свет. Теперь он прорывается снизу, как бы из преисподней. В полутьме Кочкарёв, как бы из под земли, выманивает всех персонажей на сцену. Вытягивает их за невидимые верёвки, превращая в марионеток. Он крутится на месте, согнувшись в танце шамана, расставив в стороны руки-крылья кровожадного коршуна, парящего над добычей. Персонажи рассаживаются на диван в глубине сцены, изображая музыкантов, а Кочкарёв дирижирует этим, подвластным ему оркестром.
2 Акт. Агафья Тихоновна и Дуняшка лежат на полу, подперев кулаками щёки, и гадают. А на сцене появляется тоненькая девушка, олицетворяющая хрупкую, мечущуюся в сомнениях душу невесты. С кем она обретёт счастье? Танец души исполняет солистка театра Мария Майборода. Балетмейстер спектакля - Ольга Кухарская.
Вконец измучившись, Агафья Тихоновна решает довериться случаю. Бросает записки с именами в сумочку, садится на диван, завязывает глаза, и Дуняшка, как гипнотизер, раскачивает перед ней этой сумочкой, как маятником.
И тут мы видим уже другой танец. Когда душа её пробует танцевать с каждым из претендентов. Сначала робко, а потом воображая жизнь и счастье с каждым. Но тут в дом врывается Кочкарёв и развеивает мечты. Он съедает записки, оставляя только ту, на которой написано имя Подколесина.
Во втором действии меняется порядок прихода женихов. Первым приходит Яичница, вторым Жевакин. Гоголь - психолог, и он понимает, что тот, кто хочет наживы, всегда опередит того, кто ищет любви...
В сцене, когда Кочкарёв хает невесту, он кричит про её брата: "С родной матери последнюю юбку содрал!", - выхватывая скатерть со стола. И в одно мгновенье Анучкин успевает поднять поднос со стаканами, а Жевакин - схватить самовар, обжечься, поставить его на пол, схватиться за уши, подпрыгивая от боли. И вот уже Кочкарёв, как тореадор перед разъярёнными быками размахивает скатертью, явственно демонстрируя эту содранную братом юбку.
«За ней нет ничего!» - кричит он, торжествуя, и Яичница - падает в обморок от такого горя.
И тут все эмоции обращаются к Фёкле. В сцене ссоры её с Яичницей, сваху уносят на руках вглубь комнаты, она падает на пол, Яичница не может достать до неё, он лишь машет кулаками в воздухе да кричит: "Подлец! И невеста твоя подлец!" Потом пытается толкнуть её ногой в голову, но Анучкин хватает его за ногу, удерживая от расправы. Он не может позволить, чтобы ударили, хоть и не прекрасную, но всё же - Даму...
Экзекутор уходит, а Фёкла поднимается с криком: "Сам подлец!", - но увидев, что обидчик возвращается, со страхом бежит назад и, под смех зрительного зала, ложится на прежнее место, складывает на груди руки, а Кочкарёв кладёт на неё букет, как на покойника... Соперница - уничтожена. Вся эта сцена проходит под громогласный, истерический смех Кочкарёва. Всё! Теперь ему открыты все пути-дороги.
И всё же горячее всего публика принимает слова Фёклы: "Все святые по-русски говорили!" А что ей ответить, если уже попалась. У нас всегда так, провинится человек, и тут же про великое вещать с трибуны начинает, патриотические чувства в народе вызывать. А вдруг поможет, отвлечёт?
Выпроваживая обнадёженного Жевакина, Кочкарёв хватает с пола чучело кабана и тычет им в лицо моряку, пытаясь столкнуть его с лестницы.
Самая трогательная сцена в спектакле - сцена отказа Жевакину. Насколько разительно отличается тот бравый моряк в начале спектакля от этого, осознавшего, что и на этот раз ему откажут. Он пытается исправить эту несправедливость: "Если я одену чёрный фрак, то цвет лица будет побелее". Но Кочкарёв всё решил уже за Агафью Тихоновну, нашептал ей гадостей про того, кому она действительно понравилась. Ведь только он единственный из всех не нашёл в ней пороков. Только он готов был любить её без всяких условий. Дуняшка выносит ему его парусник и он обращается к ней: "Или во мне какой есть существенный изъян?" Дуня крутит головой: "Нет". Она подносит ему на прощание вина. А он отрешённо, как бы сам с собой:
- Вот уже семнадцатый раз...
Он дарит кораблик Дуне, а та, чтобы хоть как-то развеселить его, ставит стакан себе на голову, хлопает в ладоши, и говорит: "Ап!"
Говорят, что если после этой сцены актёр уходит без аплодисментов, его можно снимать с роли, да и просто выгонять из театра. Слава Богу, в этом театре пока такого прецедента не было. Хотя всё же было нечто мистическое. За четыре годя существования спектакля: два исполнителя роли Жевакина - умерли, третьего – уволили, и на последнем спектакле играл дебютант, для которого эта роль была первой ролью в театре.
Когда Кочкарёв сообщает о том, что уже и ужин заказан на сегодня, а Подколесин пугается, то сват бухается на колени и ползёт к нему по полу, умоляя не разрушать его игру.
А когда Подколесин уходит, Кочкарёв обращается к залу: "Для чего я с ним бьюсь? Горло пересохло!" Но вездесущая, услужливая Дуняшка уже тут как тут, она подносит ему стакан воды. Кочкарёв выпивает, Дуняшка, как бы по инерции, по правилам этикета предлагает ему ещё, и Кочкарёв гасит свою разгорячённую душу вторым, а затем третьим и четвёртым стаканом. Дуня видит, что на пятый - воды не хватит и подаёт остатки прямо в графине. И вот он уже высушен до дна, а всёуспевающая Дуня под смех зала несёт уже новый графин, до краёв наполненный студёной водой. Но тут гостю надоедает его водохлёбство и он говорит: "Нет! Пойду верну". Это выдумка Валерия Лукьянова, которая никогда не остаётся неоценённой залом.
В сцене гадания и посиделок после слов Агафьи Тихоновны: "Поведут тебя в церковь и оставят одну с мужчиною!" - в зале раздаётся смех и в ту же секунду три актрисы запевают аккопельно на три голоса:
"Когда вырастешь, девка, -
Отдадут тебя замуж
Во деревню другую,
Во деревню чужую.
А деревня большая,
А деревня чужая..."
Это удивительно сильный режиссёрский приём: от смеха к состраданию. Резкая, молниеносная смена настроений в зале, и вдруг Агафья Тихоновна не выдерживает нахлынувших эмоций и плачет: "И двадцати семи лет не пробыла в девках!" И снова смех. Происходит такая режиссёрская игра со зрителем, сродни гоголевской.
В сцене свидания молодых: Дуня подбирает локоны невесте, а Кочкарёв буквально вносит по лестнице Подколесина. Ставит и толкает его под зад. Хватает за руку, когда тот пытается бежать.
Во время объяснения молодых Кочкарёв сидит на корточках с другой стороны сцены и страдает от нерешительности жениха. Он буквально корчится при каждом его слове. Здесь зал разделяется на две половины. Одни наблюдают за объяснением Подколесина, другие просто умирают от смеха, глядя на то, как реагирует на события Кочкарёв. Он: то подбадривает его мимикой, то закатывает глаза, то машет руками, то хватается за сердце, то сжимает кулаки и, наконец, не выдерживает, ставит Подколесина на колени и просит невесту составить ему счастье. Подколесин падает в обморок, Агафья Тихоновна ловит его на лету и нежно укладывает его голову себе на колени.
А Кочкарёв не может ждать. Он кричит: "У вас ведь подвенечное платье есть?" И в ту же секунду с воплями: "Есть!!!", - вылетают из соседней комнаты тётка, сваха и Дуняшка с белоснежным платьем.
"Я понял, что такое жизнь!" Подколесин окрылён, он влетает на диван вслед за своей воспарившей душой. "Если бы я был государем, я повелел бы жениться всем!"
Но... Подколесин у Мартынова человек вечнодумающий. Готов ли он взять на себя ответственность и за жену, и за того пышку, как две капли воды похожего на него, которого представлял он в мечтах, и даже за ту собачку, так трепетно любящую его?
Как выяснилось - нет! Он просит месяц, чтобы сжиться с этой мыслью, чтобы проиграть всё это в мечтах много-много раз. А пока - он не готов и даже шляпа - не помеха! Можно и без неё. Нельзя - не подумав. На самом деле нужно иметь неимоверное мужество, чтобы взять на себя ответственность за другого человека.
Почему это совершенно невероятная история? Потому, что все и всегда женятся, не задумываясь об этой ответственности. О том, способны ли они составить чужое счастье. Все хотят его только себе! Женятся, а там - хоть трава не расти! А Подколесин был первым, кто воспротивился этому всеобщему правилу. Может быть, это был сам Гоголь?
Так о чём этот спектакль: о нерешительности или, наоборот, о человеке, способном на поступок? Что делать: подыгрывать таким, как Кочкарёв, или прервать лицедейство? Каждый зритель должен решить это для себя - сам.
На сцене люди, поставленные в определённые условия, скованные обстоятельствами. Люди, поступкам которых можно найти оправдание.
И как жалка и трогательна Агафья Тихоновна в своём подвенечном платье, согласившаяся на эту авантюру. И услышавшая звонкое Дуняшкино: "Они-с в окошко выпрыгнули-с"...
И снова звуки музыки Шнитке, аккорды расстроенного фортепиано, металлический дребезг ненатянутых струн контрабасов, глухие звуки тубы, создающие всеобщую ужасную какофонию. Они, как бы растягивают время. В сцене помешательства мы видим всё замедленно. Всё плывёт: и в глазах осрамлённой, просто уничтоженной невесты, и несчастной тётки, и ничего не понимающей Дуняшки, и всё понимающей Фёклы, и разоблачённого в своей некчёмности Кочкарёва, и зрителей, ставших свидетелями этой невероятной истории...
Как бы сверху, звучит эхом громогласный, раскатистый голос тётки:
- Что ж вы, батюшка, посмеяться над нами задумали?
Всё на сцене оживает. Синхронно раскачиваются портреты на стене, опускается и поднимается клетка с птицами, мигает свет, а на Агафью Тихоновну сверху спускается огромный колокол и покрывает её полностью, превращая в объект всеобщего смеха и обсуждения на целые века, а может быть и тысячелетия.
И снова звучит:
- Осрамить перед всем миром девушку.
На сцене появляется балет. Он кружится, вытягивая за собой женихов. Кружится, раскручивая их по спирали. Кружится, освобождая сцену, сметая всех персонажей в стороны. И вот уже сцена пуста. Всё движение на ней останавливается, музыка замирает. И тут же звучит удивительно лёгкая мелодия из той же "Ревизской сказки".
Первой на поклон выходит Дуняшка. Она становится перед зрителями на одно колено, затем делает реверанс, бежит к дверям и выводит на авансцену за руку по очереди всех действующих лиц. И снова они становятся в одну линию, и мы видим уже знакомый нам танец плеч.
А аплодисменты звучат, и ты вспоминаешь, что актёры - это просто большие дети. Кланяясь, Кочкарёв берёт в руки чучело огромного кабана и они кланяются вместе, потому, что всё, что было на сцене - причастно к этому удивительному миру под названием Театр.
Цейтнот… Я помню, как хотел режиссёр, чтобы в клетке была живая канарейка. В его «Женитьбах», поставленных в других городах, канарейка всегда начинала петь в сцене, когда молодые люди оставались наедине и разговаривали ни о чём и обо всём: о лете, о цветах, о гулянии и бесстрашии «щекатурщиков»… Они говорили о жизни, канарейка пела, и зал замирал, вслушиваясь в ласковый щебет влюблённых, перемежающийся сладкими птичьими трелями. Канарейка делала картину семейного счастья завершённой, неподдельной. Но, увы, в этом театре использована была только запись и клетка с бутафорскими птицами. И, тем не менее, именно в эти минуты птичьего пения в зале воцарялась полная тишина и царствовала гармония чувств влюблённых.
Интервью с Борисом Мартыновым.
- Впервые я ставил «Женитьбу» в Черниговском молодёжном театре. Ставил на украинском языке. Это только идиоты могут ставить «Женитьбу» в украинском театре на русском языке. Остап Вишня сделал перевод на уровне Гоголя, за что ему честь и хвала. По правде говоря, лучших переводов в своей жизни я не видел.
Когда-то давно в другом черниговском театре шла «Женитьба», где в сцене выбора того, кто мог бы стать мужем, с колосников спускались нос и ухо. Творилось такое творческое безобразие, сродни тому, которое было описано Ильфом и Петровым в одной из модернистских гоголевских постановок. Я считаю, что не нужно зацикливаться на этом, не стоит делать то, что хочет какой-то Вася из Криводрищенска, а делать нужно то, что хочет Гоголь. А Гоголь хочет, чтобы Агафья Тихоновна была счастлива. И счастье это не только в Подколесине. Наверное, когда автор писал эту пьесу, в душе у него звучало что-то вроде: «Вот и встретились два одиночества». Тогда в образе Жевакина можно почувствовать ощущение Эфросовского ошинеливания. Ведь «Шинель» - это не просто одиночество, а офигенное одиночество. Про него я и хотел рассказать в своей постановке. А когда режиссёры начинают отвлекать зрителей «Мерседесами», смысл всего, на чём должно сосредотачиваться внимание зрителей, теряется в нагромождении бутафории. Это искусство становится сродни ушам и носам, спускающимся с колосников.
Чтобы ставить Гоголя, нужно знать его! Нужно понять, каким он был в жизни? Почему Гоголь стал хорошим драматургом? Вероятно, потому, что умел слушать! Он был великолепным рассказчиком. Не просто шутником, а шутил так, что ему нельзя было не поверить. Шутил с серьёзным видом. Мог в гостях икнуть за столом, и сказать: "Как я сегодня плохо поел!" И хозяева падали в обморок. По-настоящему...
Кто по сравнению с ними наши юмористы? Шуты! Как относились к Гоголю в России? Царь посмотрел "Ревизор" и сказал: "Всем досталось, и мне в первую очередь". Кого из писателей сейчас боится власть? Никого! Так кем был Гоголь?
Это критики придумали, что он сатирик, что бичевал... Ничего он не бичевал. Жил хорошо, ел, не был женат...
- Как начиналась работа с пьесой? Какой была ваша трактовка образов? Вы видели множество вариантов постановок, какие актёры и в каких театрах вам показались более убедительными?
Начинается работа всегда с того, что открывается пьеса и читается по порядку. Первой в списке заявлена Агафья Тихоновна. Чего она хочет? Она хочет счастья, хочет выйти замуж. За кого? Гоголь помогает нам. Вот нос одного, ухо другого, что-то ещё от третьего… И образ нужного героя вроде бы готов. Но нужно зреть в корень, ведь замужество – это только часть счастья! Может быть – половина, может, чуть больше. А есть что-то ещё необъяснимое, неуловимое…
Ляля Соколова актриса думающая. Всё принимает на веру, рожу не корчит. Ведь у нас ещё полно актрис, которые ещё ничего не поняли, а уже рожи корчат. Соколова - актриса нервная в хорошем смысле этого слова. Эмоциональная.
Артисты, которые слушаются – это плохие артисты. А которые: слушают, услышали, потому, что слушали, и начали делать, думая, потому, что поняли как(?) – это нормальные артисты. «Слушать и понимать» – в этом вся моя школа актёрского искусства. Ну, ещё буквы все выговаривать нужно.
Когда начинаешь думать о своей режиссёрской профессии понимаешь, что режиссёр – говорит, а артист – делает. Вот и всё.
Следующий персонаж - Арина Пантелеймоновна – это гениальный образ. Такой груз на себе держать, как Агафья Тихоновна, это же с ума сойти можно. Брат умер, сама она, наверно, замуж не выходила. Идеал жениха у неё один – купец. Вот давай ей его и дальше купца её фантазия - не движется. А где взять-то хорошего, с её точки зрения?
Все здесь любят друг друга. Пьеса, удивительно наполненная любовью. Вот возьмите самую маленькую роль, почти бессловесную роль Дуньки. Боже, как она любит Агафью Тихоновну! Как хочет ей счастья! Она делает всё, что зависит от неё, чтобы Агафья Тихоновна была счастлива.
Поставить можно что угодно, как угодно. Можно пропитать взаимоотношения в доме ненавистью, но ставить нужно - автора! В пьесе очень много любви. Нужно увидеть её, проникнуться ею, и сыграть эту любовь. Арина Пантелеймоновна, если провести параллель с Фонвизиным – это образ няни Еремеевны, готовой выцарапать глаза Скотинину, заступаясь за своего воспитанника.
А разве Кочкарев не любит Подколёсина? Любит! Он занялся сватовством от нечего делать, отдавшись этому всецело. Но, при всей любви к Подколесину - к Фёкле Ивановне у него огромная ненависть. Они приступили к делу, как говорится, на конкурсной основе. Вот где встретились два конкурента. Один - с опытом, а другой с авантюризмом. Всё, что есть в пьесе бесовского – это Кочкарёв. В этой роли собрано, сконцентрировано всё, что было написано на эту тему: и «Бесы» Достоевского, и «Мелкий бес» Сологуба, и «Хромой бес» Лессажа. Кочкарёв шуршит, по кочкам разносит все замыслы, все сопротивления Фёклы Ивановны, а как он разносит по кочкам Жевакина?!! Это такая дьяволиада! Читая Гоголя, начинаешь понимать: почему бредил Михаил Афанасьевич «Мастером и Маргаритой»? Когда один режиссёр смотрит хорошую работу другого режиссёра, как он рад, как горд(!), и не только за товарища, а в первую очередь за профессию! Когда смотришь, как разносит один образ другой образ, какие антраша выписывает с ним. Фантазия сама ищет и подаёт тебе варианты, не давая успокоиться.
Кто бы мог сыграть Арину Пантелеймоновну? Я думаю Садовская. Солидная женщина. У нас на сцене любить не умеют. А уж женщина женщину, актриса актрису? Как сказал какой-то афоризмист: «Две актрисы могут найти общий язык только тогда, когда они бронят третью, обвиняя её в бездарности».
У нас примерно такая же история. Что-то дьявольское светит в глазах актрисули, когда спрашиваешь её про её подружайку. Не могут они излучать к своим сослуживицам доброты и даже сыграть эту доброту не могут. Есть претензия к исполнительнице - Люсе Губриенко. Она добросовестная, но мертвоватенькая. Как говорят: "исполнительница". Не нужно исполнять, как-то по-другому в нашем деле нужно относиться к своим ролям. Нет в ней азарта. Как говорил Назим Хикмет: «Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь, если мы гореть не будем, кто тогда развеет тьму?» Это ошибка режиссёра. Неправильно распределил роли. (Роли распределял Смеляков).
Самая лучшая роль Фёклы была сыграна в Черниговском театре. Актриса Валентина Гаркуша была под два метра ростом. Играла по правде. Она действительно любила свою племянницу. Относилась к ней трепетно. Жила её мечтами и конфликтовала по поводу каждого жениха. Ощущение было, что она чуть ли не на себя всех женихов примеривает.
В спектакле «В день свадьбы» играла сваху Дмитриева. Шаляпин, разговаривая с Садовской по поводу свах, искренне изумлялся их мастерству. Это не лёгкая работа: "уговорить". Нужно тратиться! А у нас барабанят роли. По 30 раз одно и то же говоришь, а начнётся спектакль и понесло, куда вывернет, уже не остановишь. Как хорошо говорил Жериновский, когда был бой петухов: «Суши его!» Пьеса заканчивается конфликтом двух свах. Он должен выглядеть, как этот бой. А между нашими свахами нет первенства, нет у них профессиональной гордости. Нет этого: "На смерть!"
В молодёжном Фёклу играла Вытряховская, маленькая, злыдень такой, всемогущая, всезнающая. Перед которой пасует сам Кочкарёв! Есть такие слова у Евтушенко «Давай стакнемся!» Когда мальчишки решили померяться силами и полетели клочки по закоулочкам. Вот это должна быть такая сцена. Да ещё при этом украинская речь, грамотная, эмоциональная. А у нас ленивые люди. Претворяшки. А так вроде грамотно, и претензий нет, стараются, а нутра – нет! Нет любви, нет престижа. Когда она встретила конкурентку, меня, говорит, чуть не побили! Актриса должна представлять эту сцену и передать её так, чтобы зал содрогнулся!
Желание быть первой, быть первым. Жевакин из сюртука рвётся, доказывая, что он капитан. Хорошую форму взял Лапунов. Дух соперничества, соревнования, это же деньги. Дом на два этажа, флигель, перины, экипажи. Очень основательный человек Яичница. Нужно, чтобы не растворился актёр в толщинке, которую он одевает, а сыграл эту жажду денег. Вот Бонюк из Черниговского театра бывало такую рожу презрительную скорчит, такую харю. Что в ней вся суть этого порока наружу вылезает и отвращение в зале к человеческой жажде наживы возникает. Желание соперничества между женихами должно быть, страсти должны кипеть, ведь здесь решаются судьбы! А если нет этого, не стоит и играть.
Подколесин – это Гамлет, закованный в мундир с петлицей. Человек не ленивый. Человек думающий, размышляющий. У него совершенно другие подходы к женитьбе. Он анализирует. Волков у Эфроса – было прямое попадание. Он играл Отелло, было чему научиться. И в Подколесине он меня убедил. Миша Козаков, играл хорошо.
С приходом Кочкарёва, всё время что-то случается. Жанр произведения - невероятное событие, не поддающееся нормальной логике. Эту пьесу нужно играть с пеной у рта, она должна играться на последнем дыхании.
Олег Пшин, Саша Осипец и Валерий Лукьянов – три Кочкарёвых в моих постановках. И если Лукьянов играет лучше всех в этом спектакле, то из этой троицы – он на третьем месте… В этом беда этого театра. Актёры боятся совершенствоваться, они постоянно говорят: «Да хватит! Что занадто, то не здраво!» Они боятся перетрудиться, а в театре не бывает занадто! Это что консервная банка?
Анучкин - прообраз Веткина в "Поединке" Куприна. Голубая кровь, белая кость. Вот Жевакина трудно представить в танце, а Анучкина нельзя представить без танцев. Парады, смотры, эполеты.
Михаил Иванович Жаров у Мейерхольда играл Анучкина, в образе Дон Кихота. Лапунов - хорошо построил свой образ. А второй наш исполнитель Павлов - играет Солёного из "Трёх сестёр" Чехова. Ведь оба актёра ходили на репетиции, оба слушали, но один понял, а второй непонятно для чего присутствовал.
За непонимание того, кого играешь, нужно снимать с роли, но, кем его заменить?
Было задание напридумывать, а не высосать из пальца! Не вписывается его герой в жанр. Он играет реалистично. Но Гоголь не терпит реалистичности. У него фантастический реализм. Нужно понимать автора. Нужно играть мировоззрение героя, войти в его шкуру и обжиться там.
- Каким вам видится Степан? Ведь здесь может быть масса вариантов.
У Товстоногова слугой Хлестакова был Юрский. Он не отошёл от своего "я" и Осип у него был интеллигентом в пенсне.
Важно хорошо напридумывать в стиле эпохи.
Гоголь жил во времена Пушкина, когда им зачитывались. "Дубровский" - написан про человека, который стал разбойником. По нынешним меркам - это детектив. Степан нашёл книгу и упивается чтением, он плачет над судьбой бедной красавицы. Степан - человек одарённый чувством острого восприятия.
Конечно же, интервью бралось не за один раз. С людьми плана Мартынова невозможно говорить мило и спокойно. Это люди, которые касаясь какой-либо больной темы, срываются на крик, на невосприятие серой, бездарной действительности, разрушающей искусство, бездумно убивающей красоту. Он не хочет смиряться с тем, что чего-то в театре нельзя сделать или с тем, что что-то можно не доделать, что "и так сойдёт"...
Задача постановщика сделать так, чтобы сохранить идею Гоголя и сделать совершенно новый спектакль.
Следующим Богом после автора и самого произведения для режиссёра является зритель. Мерилом всему в театре - являются зрители. По их реакции определяется степень воплощения каждой идеи в мизансцене: что они восприняли, что не поняли, что отвергли? Смог ли театр убедить, заразить, привлечь зрителей на свою сторону или оставил их в непонимании: равнодушными и безучастными? Они одновременно и ученики, и учителя. Ведь театр для Мартынова, как и для Гоголя - трибуна, предназначенная для того, чтобы вещать с неё о самом главном и быть понятым.
Почему режиссёры возвращаются к постановкам старых пьес?
Вероятно, потому, что люди рождаются уже с пороками. Каждый день рождаются тысячи людей, которым будет свойственна и жадность, и нерешительность, и безосновательная самоуверенность, и глупость, и невежество. И непременно нужно повторять все нравоучения заново и для каждого поколения, и для каждого человека персонально. А те, кто пропустит их или не проникнется ими по-настоящему, так и останутся в неведении, что они смешны, убоги, не совершенны. И они будут кичиться своим несовершенством, не замечая его и приписывая свои пороки другим.
Непрестанно искать – это девиз Мартынова. Каждому артисту искать на каждой репетиции новые цвета, новые оттенки характеров своих героев. В этом спектакле, как ни в каком другом должны играть люди, для которых игра - жизнь, и даже больше, чем жизнь. Режиссёр даёт полную волю фантазии актёров, которые хотят чему-то научиться.
Я была на той репетиции, когда Юрий Грищенко - исполнитель роли Подколесина - отсутствовал, и репетировал вместо него Мартынов.
Кочкарёв тянет за руку Подколесина, а тот при каждом удобном случае пытается сбежать. Он поднимается по лестнице, а руки его, как бы прилипают к перилам, и он отрывает их с силой. Но потом, увидев невесту, впивается в неё глазами, не замечая, что у него под ногами, он идёт к ней и упирается в стол, наклоняет его, и Кочкарёву приходится хватать этот падающий стол. А когда звучит хозяйское приглашение присесть, Подколесин присаживается без стула, и снова Кочкарёву приходится заботиться о своём протеже, усаживая его. Со стульями здесь разыгрывается целая сцена. В процессе знакомства Подколесин пересаживается со стула на стул, подбираясь всё ближе и ближе к невесте. Видя это, Жевакин берёт свой стул и подносит его к Агафье Тихоновне. На что Кочкарёв подносит стул Подколесина впритык к Агафье Тихоновне, а Анучкин - залезает на свой стул ногами, становится на цыпочки и смотрит на неё, вытянув шею... В конце концов, постоянно подвигая стулья, женихи просто впяливается в невесту так бесцеремонно, что та сбегает, смутившись от их бестактности.
Когда люди, присутствующие на репетициях Мейерхольда, где он показывал артистам: как нужно играть, спрашивали: "Зачем вы показываете им, ведь они же никогда не повторят этого?" Он говорил, что на 30 спектакле они что-нибудь поймут и попытаются выполнить хотя бы на 10%. Не останавливаться на достигнутом, постоянно пытаться расти. Об этом же говорит и режиссёр этого спектакля.
Гоголь был режиссёром первой постановки своего "Ревизора" в Александринке. Сколько надежд было у автора на эту постановку(?), - может знать только он сам. Как хотелось ему, чтобы люди увидели свои недостатки, высмеяли и избавились от них разом. И жизнь в России тогда непременно бы наладилась. И как горько было разочарованье, когда он понял, что люди видели на сцене не себя, а своего соседа или начальника, и смеялись не над собой, не над своими пороками, а над властями, которые были их порождением, их копией. Как жутко было для него это непонимание. И так нестерпимо было это разочарование в людях, что он сбежал из столицы в глушь. А спектакли по его пьесам, всего лишь вызывали беспорядки в городе, не меняя сути людей.
Почему же Подколесин выпрыгнул? Финал пьесы остаётся недосказанным, чтобы заставить зрителей задуматься.
Но поняли ли автора сейчас? Скорее всего - нет...
Сколько режиссёров - столько и видений. Вероятно, потому, что мыслей и идей в его произведениях так много, что, схватившись за одну, каждый пытается развить именно её. Так в спектакле "Женитьба", поставленном "Центром современного искусства "Дах", режиссёр развивает мысль о том, что при женитьбе два мира сливаются в один общий. В их спектакле Подколесин: сама лень, грязь, безделье, трусость... И сливаясь в одно целое с женщиной, погрязшей в обжорстве и мистике, рождается ещё более грязный, более чёрный и ужасный мир двух никчемных созданий. Мир - схожий с миром, царящим в "Вие". Но это всего лишь одна мысль автора, каких в пьесе - сотни! Гоголь даёт режиссёрам интерпритационный полёт. Сам же автор считал главной вот эту: "В современном мире - любви нет, есть сделка". Каждый из персонажей пошёл на эту сделку, даже Жевакин решил зайти с заднего крыльца, положившись на прохиндея... Доверил свою судьбу чужому человеку, не решившись объясниться невесте сам.
Но, вернёмся к последнему спектаклю "Женитьба" на сцене Крымского Украинского театра. Да, кто-то старается привнести в спектакль что-то своё: новое, оригинальное, раскрывающее суть пьесы, помогающее зрителям понять сложную драматургию автора, а кто-то уничтожает находки и целые мизансцены, да и просто пускает реквизит на вторсырьё. Так неведомо по чьему распоряжению канат, на котором висел Жевакин, - исчез. Говорят, что его распустили на верёвки... Исчезли элементы танцев, заболели дети, танцующие в первой сцене, и за всех отдувалась одна единственная девочка... Неправильно трактовал свой образ актёр, рабочие сцены поленились установить раму, обрамляющую сцену... Прежний блеск декораций поблек, покрылся пылью, и всё же спектакль - жив, он радует зрителей ни сколько не меньше, чем на премьере, потому, что остались те, кто хочет радовать, хочет удивлять, кто ищет всё новые и новые цвета в этой грустной комедии с очень глубоким смыслом.
После последнего спектакля, выходя из зала под шквал аплодисментов режиссёр хитро улыбнулся и сказал: "Я с удовольствием поставил бы "Женитьбу" ещё раз"...
Значит нашёл что-то ещё не раскрытое, никем не сказанное. И я уверена, что постановка эта была бы совершенно другой: неожиданной и оригинальной. Ведь, стоит всего лишь раз коснуться творчества Гоголя, и ты навсегда останешься во власти его фантазии, вызывающей цепную реакцию чувств, заставляющих думать, понимать и творить.
Свидетельство о публикации №110012005862