Эвристическая анкета о дефиците панорамного мышлен
ОТВЕТЫ И.А.БЕЛОВА (Пинск).
1.Кому в наибольшей (наименьшей) мере присущ ДПМ и почему: работнику физического труда, безработным, деклассированным элементам, ученым, приверженцам религий и тоталитарных культов, служащим?
И.Б.: в наименьшем - ученым, в наибольшем - деклассированным элементам.
2.Являются ли человеческие пороки причиной (следствием) ДПМ?
И.Б.: да.
3.Какие пороки наиболее повинны в ДПМ и почему: нравственные недостатки, невежество, бюрократизм, догматизм, фанатизм, чрезмерный романтизм, доверчивость, розовый (чрезмерный) оптимизм или другие пороки?
И.Б.: невежество (ограниченное мировоззрение).
4.В чем Вы видите пути преодоления ДПМ?
И.Б.: воспитание творческой личности.
5. В чем трудность этого процесса?
И.Б.: в несовершенстве системы обучения.
6.Существуют ли люди, у которых совершенно нет ДПМ?
И.Б. нет.
7.Если существуют, то, что это за люди?
И.Б.: -
8.Как Вы оцениваете свой личный ДПМ (нулевой, ненулевой)?
И.Б.: ненулевой.
9.Если ненулевой, то в чем он состоит: в незнании, по независящим от меня причинам, тех истин, которые мне жизненно необходимы; в неумении найти такие истины; в отсутствии квалифицированной и оперативной помощи в этом вопросе; в личной недостаточной организованности?
И.Б.: не знаю.
10.Как измерять масштаб ДПМ: индивидуально или в рамках социальных групп или всего социума?
И.Б.: Индивидуально.
11.Как его измерять индивидуально? Возможна ли его количественная мера или это только качественный показатель?
И.Б.: качественный показатель.
12.Как качественно определить ДПМ?
И.Б.: согласно психологическим тестам.
13.Как соотносится понятие ДПМ и счастья? Счастлив тот, кто не знает панорамы всей правды или это счастье ложное?
И.Б.: Ложное счастье.
14.Может ли быть счастлив человек, осознавший и прочувствовавший панораму сложности всего происходящего в мире больше, чем другие люди?
И.Б.: да.
15.Медицинская этика запрещает говорить неизлечимому больному правду о его болезни. Возможно ли, что, по меньшей мере, общепланетная этика запретит человеку познавать весь общепланетный негатив в целях психотерапии?
И.Б.: да.
16.Существует ли у каждого человека свой лимит познаваемой негативной информации, превышение которого приводит к разрушению его психики?
17.Если существует то как его лимитировать, чтобы не сломать человеческую психику излишним негативом?
18.Какова структура высококачественного (идеального) панорамного мышления? Знания о чем в нем первичные (основные) и второстепенные?
И.Б.: первичные знания законов жизни, все остальное - вторичное.
19.ДПМ это насквозь негативное явление или Вы усматриваете в нем моменты позитива?
И.Б.: есть позитив.
20.Если есть позитив, то в чем вы его усматриваете?
21.Существует такая проблема "сатурации" (перенасыщения общества информацией). Возможно ли, что радикальное преодоление ДПМ упрется в тупик сатурации?
И.Б.: нет.
22.Существует ли конечный предел усваиваемой человеком, человечеством информации?
23.Как соотносятся понятия ДПМ и мировоззрение? Панорамное мышление - это высококачественное мировоззрение?
И.Б.: панорамное мышление - это высококачественное мировоззрение.
24.Как относится понятие ДПМ к проблеме неисчерпаемости сущностных сил (элементов) человека и к проблеме неисчерпаемости возможностей науки? В.С.Барашенков и А.С.Потупа за неисчерпаемость возможностей науки, И.Т.Фролов - за неисчерпаемость человека, Протагор говорил, что человек есть мера всех вещей. А.С.Компанеец, Р.Фейнман - за близость науки к завершению. А многие ученые, например, Кутырев даже человеческое творчество считают вредным. Кто прав? В чем, в связи с этим, идеальная панорама мышления?
И.Б.: я за неисчерпаемость сущностных сил человека и возможностей науки.
25.Банк идей и потребностей есть один из путей преодоления ДПМ. Какие идеи и потребности надо в нем собирать: соответствующие материалистическому мировоззрению академической науки или все не противоречащие морали и праву без исключения?
И.Б.: нужно собирать идеи, имеющие общечеловеческую ценность, вне зависимости от того, соответствуют ли они материалистическому идеалу официальной академической науки.
26.Допускаете ли Вы, что возвышение человека до глубочайшего раскрытия его сущностных сил и творческих потенций, до признания его индивидуального гения уникальным и незаменимым является одним из главных моментов панорамного мышления? Является ли в связи с этим доброжелательность, гуманизм и альтруизм (любовь к людям) обязательным условием успешности возвышения человека?
И.Б.: да.
27.Панорамность предполагает максимальную широту представлений, то есть экстенсивное их расширение (вширь) до некоего максимума (или оптимума). Следовательно, панорамное мышление – это разновидность экстенсивного показателя мышления (расширения мышления до целостного восприятия всего наблюдаемого мира). Значит, возможны и интенсивные показатели мышления (углубление мышления до фундаментального понимания явлений, т.е. знать немного обо всем и всё о немногом)?
28.Для оптимального (максимального – это не одно и то же) панорамного мышления видимо недостаточно знать немного обо всём? Нужно знать необходимый и достаточный оптимум обо всём?
29.Если говорить об оптимальном панорамном мышлении, то нельзя не остановиться на полноте охвата панорамой мысли всего материального мира и всего культурного богатства человечества. Но чем больше полнота системы знаний, тем труднее соблюсти её непротиворечивость, о чём и свидетельствует теорема Гёделя о неполноте формальных систем. (Правда, в статье известного логика А.А.Зиновьева “Комплексная логика” // Вопросы философии,2003, №1, С.30, говорится, что автор еще 30 лет назад построил логическое исчисление, в котором не имели место знаменитые гёделевские постулаты, и решил все связанные с ним проблемы (включая проблемы полноты, разрешимости и непротиворечивости), но до сих пор никто всерьёз не анализирует эти решения А.А.Зиновьева, насколько мне известно). Где же золотая середина между дефицитом панорамного мышления и противоречиво полной панорамой нашего мышления? Значит панорама мышления в состояния насыщения (или перенасыщения) даёт нам противоречивые данные об объектах исследования?
30.Как принцип оптимальной панорамности мышления связан с принципом всесторонности рассмотрения (следует отметить, что ошибочно считать В.И.Ленина автором этого принципа, который был рассмотрен в одном из элементов диалектики в его “Философских тетрадях”. Я обнаружил этот принцип в трудах древних евреев, живших много веков тому назад)?
31.Какова цель (цели) преодоления ДПМ (оптимизации панорамного мышления)? Просвещение населения, преодоление его невежества, превращение человека в организатора природы (по Хильми), научится преодолевать неопределённости нашего существования и познания прошлого, настоящего и будущего???
32.Что значит мыслить панорамно? Познавать мир не фрагментарно, а в целом, целост-но? Понять своё место, назначение и цель в жизни? Быть сведущим в том, что нам жизненно необходимо? Жить всегда в духе времени и на волне событий? Уметь адаптироваться к любым изменениям жизненных обстоятельств?
33.Можно ли по аналогии с ДПМ говорить: дефицит фундаментального мышления (ДФМ), дефицит интенсивного проникновения в истину?
34.Дефицитом каких ещё особенностей страдает мышление современного человека: нормативной лексики в мышлении; логичности мышления; грамматической правильности в мышлении; свободы от употребления иностранных слов и заумных научных терминов в мышлении; негатива в мышлении, который из-за формирования пессимистических мироощущений вредно влияет на психику, мешает бесстрастности и объективности; чрезмерного (розового) оптимизма в мышлении, который дезориентирует в деятельности; чрезмерного педантизма и догматизма в мышлении, которым страдают многие суперконсервативные учёные и т.д.???
35.Проводили ли Вы когда-нибудь классификацию дефицитов необходимых и достаточных элементов, особенностей мышления современного человека с распределением их по степени важности для эффективности мышления?
36.Известны ли Вам такого рода классификации?
37.Какое место по степени важности занимает среди них ДПМ?
38.Являются ли панорамное и фундаментальное мышление взаимодополнительными, делающим мышление совершенным, максимально эффективным?
39.Может ли ДПМ быть вызван максимально (оптимально) развитым фундаментальным мышлением и наоборот ДФМ быть вызван максимально (оптимально) развитым панорамным мышлением?
40.Возможно в философии уже есть какие-то синонимы ДПМ и ДФМ, которые несколько в другом разрезе отражают эти понятия? Например, непросвещённость, неумение видеть целостный образ познаваемого объекта (“неумение видеть за деревьями леса”) в случае ДПМ или глубинный сущностные его образ (в случае ДФМ)?
41.В чём главные сущностные моменты ДПМ и ДФМ?
42.Как ДПМ мешает общению? Не применима ли здесь такая модель: каждый человек мог бы быть величайшим ускорителем (стимулятором) развития хотя бы одного другого человека, но ДПМ (или ДФМ) мешает нам разглядеть в толпе людей этого самого нужного нам в этом плане человека (своей половинки коллективного гения)?
43.Есть ли такие люди (гении общения), которые способны находить (объединять) такие половинки и не они ли спасут человечество от духовнородственного сиротства (разобщения) путём преодоления (помощи в преодолении) ДПМ и ДФМ в межличностном общении?
44.Считаете ли Вы, что нашли всех ускорителей своего духовного (интеллектуального) развития или возможны и для Вас новые чудеса общения (новые открытия) в этом плане?
45.Как мешают ДПМ и ДФМ людям в познании самих себя, своего гения, своей основной цели и назначения?
46.Являются ли ДПМ и ДФМ основным источником психической напряжённости в обществе?
47.Не считаете ли Вы, что преодоление ДПМ и ДФМ в масштабах всего человечества объединит всех людей в единый коллективный гений (гениальную мозаику), ибо они, наконец, поймут, что только объединённый родственными узами полного и глубокого взаимопонимания коллективный разум человечества достигнет максимально возможной интеллектуальной и духовной мощи?
15.05.2007
Свидетельство о публикации №110012002429