Диплом. Сравнительная характеристика спектаклей

  2.7.3
1. О целесообразности постановки.
  Пьесу Кена Людвига «Звёздный час» поставили за последнее десятилетие чуть ли не в каждом театре мира… Драматургия – беспроигрышная, и поэтому, берясь за неё, режиссёры находятся в эйфории предчувствия неизбежного успеха.  А посему, самые самоуверенные не сильно-то и стараются, полагаясь только на магию текста автора. Минимум персонажей, простота оформления, незатейливость костюмов – хороший способ сэкономить, а жанр: комедия – не менее эффективный способ заработать.

  Сейчас очень модно ставить спектакли, которые ждут зрители. Зрители, которые всё чаще говорят, что приходят в театр только за тем, чтобы расслабиться или просто «поржать». Театр резко утрачивает своё истинное предназначение: воспитывать; заставлять думать; учить: чувствовать, понимать, сопереживать; побуждать к поступкам; формировать сильные личности и общественное мнение, он становится неспособным заставлять души зрителей трудиться… Театр - деградирует… Одни театры - гигантскими шагами, другие – пытаясь сопротивляться желанию зрителей: опустить их…

  Это понимаешь, смотря постановки одной и той же пьесы, осуществлённые разными режиссёрами.

  11.10.2008. Крымский академический украинский музыкальный театр открыл сезон мюзиклом «Звёздный час». А через 11 дней, 22.10.2008. в Крымском академическом русском драматическом театре им. Горького состоялась премьера «Великий!.. Неповторимый!» того же автора, по тому же произведению.

  Насколько разными являются режиссёры этих театров, настолько разнятся и эти премьеры.

  Тема моей курсовой выбрана в качестве ответа одному из критиков, упрекнувшему Б.Мартынова в том, что он взялся за постановку этой «недостойной его уровня, пьесы».

  2. Наши эмоции...
  Порой они опережают рассудок...
  Ещё зимой, когда принималось решение о постановке, я прочитала пьесу и вскипела от негодования: «Как это так? В столе у завлита лежат: «Скотский хутор» Оруэлла, «Обычная история» Марии Ладо, мюзикл Бедусенко "Ярослав Мудрый" – настоящая драматургия, постановка которой не терпит отлагательства!  А театр собирается ставить комедию положений»… И это после таких жизненных, насущных пьес, как "Нелегалка" и "Евангелие от Ивана" Анатолия Крыма.
  У меня тут же в воображении написалась рецензия на будущий спектакль: «Наконец-то Украинский театр догонит и перегонит Русский, с его «№13», «Женатым таксистом» и «Прелестями измены». Суть нового спектакля в том, что героиня хотела переспать со своим кумиром, а случайно переспала со своим женихом…

  Вот такие у них нравы! Так они там живут! И мы должны завидовать и стремиться к этому, раз уж собрались в Европу; принимать и подражать, раз уж театр нас этому учит, раз уж ему больше нечему нас научить»…

  Это был спонтанный всплеск безысходности. Я подспудно понимала, что театр в наше время может завоевать зрителя только пошлым ширпотребом. У нас такой народ, и ничего тут не поделаешь. За годы перестройки выросло поколение людей, абсолютно не понимающих театр, не любящих и ничего о нём не знающих.

  Но, очень уж не хотелось, чтобы народ наш был таким. Хотелось верить, что он лучше и его не нужно смешить, чтобы он получил удовольствие от театрального зрелища…
  И, тем не менее: воспитывать зрителя нужно постепенно, чтобы не переборщить и не вызвать аллергию…
  Политический театр – надоедает людям с экранов телевизоров… А вот так, чтобы и не навязывать, не читать моралей и воспитывать одновременно - очень сложно. Для этого необходим талант.

  Потом я смотрела репетиции, и у меня в воображении писалось нечто другое: «Три спектакля, как триптих в живописи. Три картины, казалось бы, - отдельные, законченные, ничем не соприкасающиеся, но являющиеся логическим продолжением друг друга. Это как эпохи в мироздании.
  Первый – «Нелегалка» - о судьбе учительницы, отправившейся в Италию на заработки. Ничего не заработавшей, и потерявшей на родине - всё. И о милиционере, расстрелявшем телевизор за то, что с экрана некто звал в эту самую Европу и всех остальных… Вероятно, за тем же... Чтобы все мы стали такими же бездомными в своей стране?..

  Второй – про Ивана, пытавшегося вырастить для своей родины хлеб и разорившегося, не столько от засухи, сколько от новых законов, позволяющих обирать сельских тружеников, пастись в их карманах. Причём, всем подряд, и даже иностранным псевдоинвесторам…

  И вот, наконец, третий – о современной Европе. О том "рае", в который все мы теперь обязаны стремиться. О людях из высшего света, об элите, обжирающейся до коликов и мечтающей исключительно о женских грудях…
  Да, театр смеётся над их хвалёными нравами, где добившиеся славы и признания – восседают на унитазах, а работают за них – случайные люди. И изысканная, искушённая публика, заплатившая бешеные деньги за билеты, - не распознаёт подмены… Им этого не надо, они ходят в театры, только для того, чтобы выглядеть культурными…

  Театр показывает два мира. Первый – мир человека, достигшего уже славы, – мир сытый и умиротворённый. Второй – мир простого молодого человека, который хочет добиться этой славы, чтобы завоевать сердце возлюбленной. Мир – возвышенный, трепетный, неугомонный.

  Все знаменитости оригинальны по-своему… Простой же человек – везде одинаков. Что в Америке, что в России, он живёт чувствами, человеческими желаниями, мечтами и надеждами. Он тянется вверх – к звёздам!»

    3. Первой статьёй об этом спектакле был вопль досады "Мечта, засунутая в шкаф".
  О том, как неумелые рекламисты испортили листовку с великолепным изображением, дополнив её антирекламным текстом. Я писала о том ужасе, когда за дело берутся дилетанты и портят труд сотен талантливых людей.   
  Статья заканчивалась словами: "Я держу в руках листовку... Она могла стать подспорьем в продаже билетов, а теперь я не знаю, чем замазать этот текст, за который было заплачено в типографии, за который должно быть всем нам стыдно"...
  Коллектив - это сообщество единомышленников. И в театральном коллективе каждый должен работать на спектакль! Каждый должен помочь его рождению. Но, почему на деле всё выходит не так? Почему в святая святых допускаются люди, которым противопоказано работать в театре?
 
  И снова слова о недостоинстве постановки не дают мне покоя. Мартынов никогда не выбирал неинтересных, простых или пустых пьес, и если уж взялся, значит, были для этого весомые причины. И самой главной в этом случае была ответственность за театр, который он возглавлял. Единственный на Украине театр, для которого создана отдельная ниша - театр музыкальный, поэтому основой репертуара должны быть музыкальные произведения. Многочисленная труппа – должна быть занята в постановках. 

   Нужно сказать, что мюзикл и оперетта - это действительно самые трудоёмкие виды театрального искусства. Не каждый композитор берётся писать их. А порой, авторы присылают в театры только текст и ноты для фортепиано, как было и в этот раз, и театры приступают к постановке, принимая на веру то, что это произведение действительно заслуживает внимания… Приходится самим писать партитуру, делать аранжировку на имеющиеся в оркестре инструменты; отдельно репетировать музыкальные номера, ставить танцы и органично вплетать их в канву сюжета.

  Сергей Колмановский предложил свой мюзикл именно Мартынову, зная о его способности творить чудеса даже с не очень удачными пьесами. Если есть в ней хоть одна изюминка, режиссёр сделает из неё поистине царское зрелище для зрителей…
  По его признаниям, он всегда в первую очередь работал на произведение, на автора.
  Ответственность перед тем, кто доверяет тебе – обязывает. Мартынов никогда никого не подводил, поэтому, сделал всё, чтобы постановка стала событием в театральной жизни.

  Не менее значительным фактором была ответственность перед артистами своего театра. Спектакль создавался в тот момент, когда театр набирал обороты, завоёвывал популярность, приобретая всё новых и новых зрителей и почитателей. В тот момент, когда многие зрители Русского театра стали предпочитать Украинский и буквально требовать спектаклей с полюбившимися актёрами.

  И в то же время в репертуаре были спектакли, которые роняли престиж театра. Поставленные неумелыми режиссёрами, когда выдавался актёрам текст, они выстраивались в линейку или в лучшем случае полукругом, как при выступлении агитбригады и произносили этот текс по-очереди.   Примером тому служила "Лисистрата", поставленная Владимиром Тарановым.
  Были и такие, которые напрочь отбивали у зрителей желание туда возвращаться... Как сказать людям, что им нельзя больше играть их роли? Как безболезненно снимать с репертуара плохие спектакли? Вероятно, только заменяя их новыми... 
  Порой, незанятость и бездействие актёра приносит большую пользу театру, чем его "работа".

  И как необходимо использовать все способности актёра, имеющего невероятно большой потенциал, который не был никем использован в течении многих лет!

  Я помню слова режиссёра после встречи с актрисой 10 лет игравшей бессловесные роли в массовке: "Сколько же сил нужно будет потратить, чтобы сделать из неё актрису!"
  Теперь это ведущая актриса театра Ольга Котляренко, сыгравшая и Нину в "Нелегалке" и Наталью Павловну в "Брехне" и вдову статистика в "Маршруте товарища Сталина"... Роли,  которые способны сделать славу любой актрисе... Великолепные работы, которые позволили ей получить возможность сниматься в кино.

  Сделать всё, чтобы добиться популярности  актёрам – немалый труд. А ведь после спектакля многие из них действительно обрели популярность. И пример тому великолепный сольный концерт "Под созвездием Стрельца" Владислава Черникова, который состоялся 2 декабря 2008 года, и прошёл с аншлагом.

  И это после того, как тот же артист, буквально год назад, кричал, что не может двигаться и петь одновременно. Его этому не учили.
    Ещё пару лет назад: "Я "Си" не возьму!!!" - было оправданием к бездействию при любой попытке режиссёра заставить актёра шевелиться. Но в мюзиклах - поют танцоры! И поют: и в беге, и в полёте прыжка, и лёжа, и скрючившись в три погибели. Мюзикл - не допускает оперных приёмов. Не тот жанр... 

  Настоящим режиссёрам приходится насильно ломать психологию артистов, когда самомнение и простая лень не позволяют им расти. Я помню эти стычки. Как кричал артист на репетициях режиссёру: "Убью!" И как режиссёр не сдался, как настоял на своём.

  И вот результат: мюзикл, уровня которого нет в столице, и сольный концерт, с которым не стыдно появиться на самых элитных филармонических площадках мира.

  А выпускница консерватории Елена Водопьянова, дебютировавшая в мюзикле в роли Мэгги, прошла так необходимую школу актёрского мастерства, которой почти не уделяется внимания при обучении студентов музыкальных заведений... А ведь первые репетиции режиссёра с ней выглядели как уроки с первоклассниками - всё приходилось рассказывать и показывать, а потом повторять ещё и ещё. Но спектакль получился и дебют состоялся! А за ним последовала главная роль в оперетте Жака Оффенбаха "Кошка, превращённая в женщину".

  И следующий критерий, побудивший взяться режиссёра за постановку, это отношение к зрителям. Люди - имеют право отдыхать! Спектакли Мартынова всегда были для простых людей и про простых людей, с их естественными характерами, спонтанными поступками, необузданным темпераментом и вечным желанием счастья. Рецепт которого для каждого человека свой, и всё же он - один - труд...
  Сейчас появилось множество молодых людей, занимающих высокооплачиваемые места в фирмах, занимающихся грязным бизнесом. Труд постепенно обесценивается, а умение хитрить и воровать - приобретает неслыханную ценность. Но должно ли так быть? Этому ли нужно учить молодёжь?
  Ответственность перед зрителями, перед молодым, неопытным поколением – заставляет режиссёра реализовывать  все свои способности, чтобы сделать спектакль интересным для молодёжи. Старые почитатели Мартынова по инерции перешли из Русского театра в Украинский, а вот сердца молодых приходилось завоёвывать честным, кропотливым трудом.

  А ещё, театр обязан потрясать! Сейчас, даже в престижных европейских театрах практикуются постановки, когда оркестр, хор и сольные партии в мюзиклах записываются на плёнку, а артисты просто открывают рты; когда танцует за актёра - солист балета, а выполняет трюки - нанятый каскадёр...
  Увидеть мюзикл без фальши, суррогатов и подделок - теперь редкость. Крымчане - получили такую возможность, так стоит ли упрекать режиссёра в таком подарке своим почитателям?

  Да и просто пришло время, когда театр смог посоревноваться со своим титулованным соперником. А что из этого вышло судить зрителям.

  После премьеры я сделала небольшой зрительский опрос  и выяснилось, что некоторые из зрителей были удручены тем, что мало смеялись. Они уже не воспринимают не комедийных спектаклей. Тогда я написала статью под названием "Виват, маэстро", где упрекнула актёров в этом, хоть и не смертельном, но недостатке... Статью, которая писалась для тех, кто не смог стать интересным зрителям. Они должны были вспомнить историю театра, в котором было не мало ярких моментов, великолепных спектаклей и гениальных актёров, которые умели завораживать публику, вызывая и слёзы, и искренний смех...

4. Давайте посмеёмся!

  Но, после премьеры в Русском театре, я поняла, что смешно, - это не всегда хорошо. И веселящийся зритель - не есть непременный признак успеха... А хороший спектакль - это значит, что он вам обязательно понравится...

  Я хочу рассказать: что могло бы быть, воспользуйся украинский театр услугами менее профессионального приглашённого режиссёра, как советовали критики.

  В погоне за успехом, нечистоплотные заезжие режиссёры, ничтоже не сумляшися готовы сделать с актёрами что угодно, чтобы потешить публику, и принцип: "Чем дурнее, тем смешнее!" - намертво прижился в современном театре. Основная проблема нынешнего «коммерческого искусства», когда сильные драматические актёры вынуждены играть клоунов, подонков и недоумков в спектакле, где по сюжету нет таковых…

  Когда-то в тридцатые годы власти запретили трагедию. Посчитали, что советские люди должны только веселиться. Уже и веселиться нечему, а серьёзные спектакли не воспринимаются зрителями.

  А теперь пошагово, постепенно я хочу провести анализ двух спектаклей города Симферополя.

   Оформление спектакля – это и есть истинное отношение театра к своим зрителям. Украинский театр не пожалел средств, чтобы создать обстановку люксовского гостиничного номера. Блеск золота, вычурная архитектура, красивый вид из окна, резная мебель, зеркала, шёлковые покрывала… В Русском театре – затрапезный поролоновый диван, кушетка, тусклая картина на стене и драпировка над входом.

  Если Борис Мартынов поставил мюзикл Сергея Колмановского, задействовав все силы театра: оркестр, хор, балет; сделал всё, чтобы постановка была необычной и оригинальной; попытался как можно ярче раскрыть основную идею произведения и привлечь внимание молодого поколения к тому, что каждому человеку предоставляется шанс раскрыть свой талант, к каждому приходит его звёздный час! И как важно не упустить его, как важно не испугаться в самую последнюю минуту. Ведь насколько проще отказаться, промолчать, сбежать… Проще - не рисковать! Но именно к тем, кто не боится риска – приходит удача! Внушить молодым людям уверенность, помочь решиться на поступок – это не так уж мало для театра. И он подарил своим юным зрителям эту надежду. Сначала поставив мюзикл "Моя прекрасная леди", где Элиза из замарашки превращается в настоящую леди, а затем продолжив и закрепив эту тему в "Звёздном часе".  Основной мыслью которого является постулат: как ценно встретить на своём пути настоящего учителя! То, в Русском театре получилась абсолютно бессмысленная комедия положений.

  Если, смотря спектакль  Русского театра, - мы видим просто занятную историю, произошедшую с кем-то далёким, и может быть нереальным, то Макс Владислава Черникова – олицетворяет каждого из нас. Людям свойственно отождествлять героя с собой. Он заставляет всех поверить в осуществимость нашей мечты. Главное встретить наставника и не сбежать в самый ответственный момент. И если Морелли Шитовалова – абсолютно не симпатичный маленький склочник и дебошир, то Мерелли Николая Бондаревского – Учитель (с большой буквы).

  Если Мартынов пытался идти вопреки желаниям зрителей, кричащих, что они не понимают и не любят оперу, -  с тем, чтобы сделать всё, чтобы они её полюбили! То Новиков просто опустил оперу. Опустил зрителей, представив им не талантливого певца, а шепелявого мальчишку, с успехом подменившего певца.

  Актёр, сыгравший Макса, как-то неприятно сыкает. И сразу возникает вопрос: «А петь-то он может не шепелявя?» Или могучий Отелло тоже сюсюкал на сцене? Вероятно, да! Но, тогда сразу становится понятен уровень публики, поверившей, что этот заморыш – звезда… И здесь уходит сама суть произведения. Оно становится не о Таланте, а о возможной и безнаказанной подмене всего: дилетантами и суррогатами. Новиковский спектакль оправдывает такого рода подмену, констатируя, что для этого ничего не понимающего быдла и так сойдёт. Оно всё равно ничего не смыслит в искусстве!

  Ах, как обидно за людей: и за зрителей, которых унижают; и за артистов, талант которых превращают в блеф; и за искусство, призванное возвеличивать человека, а вынужденное делать из него и из себя посмешище.

  Если Мартынов рискнул пойти против желания зрителей: видеть на сцене людей, подобных себе, средне-статистических, и представил на их суд талантливого Героя. То в Русском театре не осталось ничего от этого понятия «герой». Макс как был кучерявым очкариком,  ужасно напоминающим Тони из «Принцессы цирка», так и остался певцом из местной гильдии актёров самодеятельных театров. Не велико продвижение. А ведь пьеса-то на самом деле - о Таланте! Талант – должен принадлежать миру! И взлёт у Макса должен быть – фантастическим! Молниеносным! Поднебесным! Эта, случайно обретённая известность, должна открыть ему дорогу в настоящее профессиональное искусство, и не потому, что он случайно заменил звезду, а потому, что на самом деле необычайно талантлив. Он способен нести зрителям подлинное искусство, а посему - достоин известности и даже славы.

  Пусть в Украинском театре не рассмешили до коликов, как пишут о московском спектакле «Ищем тенора», поставленном в 2005 году, где роль Макса сыграл солист группы «Смэш» Сергей Лазарев. Но рецензию на спектакль украинского театра можно было бы ограничить словами "хорошо сделанная пьеса с правильно и качественно выполненными образами". О постановке же в Русском театре, есть, что сказать критику. Есть, где разгуляться.

  Спектакль о любви, ради которой нужно идти на подвиги. Спектакль о человеческой Мечте, о цели и стремлении молодого человека чего-то добиться в жизни, стал у Анатолия Новикова просто анекдотом, комедией положений. Все герои его – жалкие обыватели, загнанные в угол обстоятельствами. И не столько событиями в пьесе, сколько служебной обязанностью: рассмешить публику. В ход здесь идёт всё! Как говорится: для благого дела – все средства хороши! Даже громогласный пердёж оперной звезды и залезание в ширинку к спящему Максу.
 
  И снова в который раз бросалась в глаза эта тщедушность героев. Здесь мелочность отношений была доведена до абсурда. А пренебрежение к человеку – зашкаливает все допустимые нормы. Даже в том, как Генри упрекал своего подчинённого в том, что эта «ёперная звезда» не приехала. Как будто в этом мог быть повинен Макс… А великий Тито заслужил такого оскорбления.

  Исполнитель роли Генри – Анатолий Бондаренко (он же первый несостоявшийся режиссёр этого спектакля), - довольно сильный актёр, но именно на нём сильнее всего отразился диктат главного режиссёра, желающего поставить убойную комедию. Неестественность дурачащегося актёра, насильно заставленного смешить, -  мешала зрителям воспринимать его героя.
  Мелочность и алчность – стали его основными чертами. Поверьте, это не лучший вариант тестя… Пьеса о любви и счастье, а приобретение такого родственника – нельзя назвать счастливым…

  Роль Генри в Украинском театре исполнил заслуженный артист Украины Валерий Карпов. По признанию зрителей он считается самым комедийным актёром в Симферополе.  Это был главный комический персонаж в постановке Украинского театра, он был действительно смешон, но шутки его не были пошлыми. Это было естественное отчаяние человека, оказавшегося в ужасной ситуации, которой он не владел.  Из которой искал выход любым путём. Именно естественность, а не наигранность отличала актёра от своего коллеги по искусству.

  Макса в Украинском театре играет заслуженный артист Крыма Владислав Черников – обладатель самого красивого тенора на Украине. Понятно, что человек, который мечтает стать оперной звездой – живёт музыкой! Дышит ей, – везде и всегда, при упоминании о какой-либо опере, непроизвольно начинает исполнять самую знаменитую арию из неё. Спектакль Мартынова, как ожерелье жемчужинами, - насыщен цитатами из опер. Это удивительно, когда среди обычной речи, вдруг начинает звучать: «Моя Кармен» или «Смейся паяц…» Всего лишь строчка. Но, красота голоса, техника исполнения, ни с чем не сравнимый тембр – заставляют зал замирать от восхищения.

  Это – здорово! Всё кажется абсолютно реальным, естественным, неподдельным.
  И урок Тито в исполнении Николая Бондаревского тоже настоящий и он действительно имеет ценность для всех, кто хочет научиться петь. Он показывает, как нужно петь; учит тому, что петь нужно сердцем. И когда начинает петь, мы понимаем, что он действительно поёт сердцем. И Макс, прочувствовав и осознав: что нужно, чтобы стать гениальным певцом, - тоже начинает вкладывать в пение всю свою душу, и мы видим разительные перемены в его исполнении.

  А потом звучит дуэт двух мастеров. И нелюбимая опера для многих зрителей открывается совершенно с другой стороны: завораживает, восхищает, манит слушать её ещё и ещё. И зрители аплодируют, вызывая актёров исполнить дуэт на бис!

  Исполнители же в Русском театре просто стоят молча под фонограмму, и даже не разевают ртов… Наверное, можно и так… Но, стоит ли, когда уже состоялась премьера в другом театре, где это сделано профессионально и безупречно?

  И ещё о моральной стороне. Макс по-новиковски – вполне мог стать убийцей, подсыпая Тито Морелли таблетки в коньяк. Генри – мог стать организатором и пособником этого убийства, настаивая на подсыпании этих таблеток.

  Чему учит молодёжь Русский театр? Добиваться цели любым путём. Обманом, насилием и даже покушением на жизнь…

  А затем в Русском театре прозвучал дуэт супругов, поносящих друг друга в песенной перебранке, и последовал змеиный укус Марии в шею любимого супруга. Маленькие злобные пакостники, не иначе… А ведь это - всемирно известная чета. Театр сделал пародию на людей искусства. Пародию на себя… На своих сослуживцев. Такими видит режиссёр своих коллег? Подумаешь об этом, и становится не до смеха, и как-то боязно становится ходить в театр… Не заразиться бы презрением и человеконенавистничеством.

  Не правдоподобен в Русском театре и урок пения, который преподаёт Тито Максу. Засилье условностей на сцене – даёт пример условностям в жизни! Когда можно сказать, но не сделать; улыбнуться, но ненавидеть в душе: когда можно сделать вид, что поможешь, а не пошевелишь ради этого и пальцем. А ведь зрители чувствуют фальш.

  И больно уж жалок и унизителен поцелуй руки, которым благодарит Макс учителя. Что это? Желание режиссёра такого же раболепия по отношению к себе?.. И игра слов: «Называй меня простотИто». Смешно? Да! Но, над чем смеёмся(?), заслужил ли певец такого издевательства? Осмеять, унизить и почувствовать своё превосходство именно в возможности безнаказанного унижения человека, - в этом ли истинное счастье и радость? У Новикова – в этом…

  А чего стоит фраза Генри, обращённая к Максу: «Ты споёшь, и она – твоя!»?   Торговлей дочерью попахивает… Хотя, оценил он её в 150 тысяч долларов. И отдаёт он её с такой лёгкостью, что приходит мысль: «Вероятно, она столько не стоит, и, может быть, он даже наварит на сделке?»

  А дальше и того ужасней. Представьте человека, который мечтает о любимой девушке, вот она наконец-то его целует… Что бы вы делали на его месте? Я думаю, хотели бы продлить это мгновение навечно. Макс же стучит по спинке дивана, как сдающийся борец на татами, чтобы соперник прекратил пытку… Да, видать сильная у него была любовь… Так, может, уже и хватит, может, уже налюбился досыта и не стоит жениться?
  Актриса, исполняющая роль Мэгги в русском театре – выглядит намного профессиональнее своей соперницы из украинского. Это единственный персонаж, в русском театре, который был убедительнее своего соперника.

  Излишняя скромность Заремы Меджитовой и Водопьяновой не позволила актрисам быть вполне естественными на сцене. Это беда музыкального театра, где играть приходится профессиональным певицам. А актёрское мастерство отбрасывается на второй план…

   Самая смешная сцена в Украинском театре, когда Макс, загримированный под Отелло, впервые появляется на сцене. Художник по костюмам и гримёр постарались на славу! Такого громогласного хохота трудно добиться чем-то пустым. Мавр получился потрясающим, огромным, ужасным и симпатичным одновременно.

  Загримированный Макс в Русском театре одет в стилизованную негритянскую одежду. Но, он-то по сюжету оперы на службе. И должен быть одет в армейский мундир тех времён…
  Мария у Мартынова  - несчастная, обделённая вниманием, а потому ревнивая женщина, которой приходится скитаться по странам и континентам, вагонам и гостиницам. И ария её – ария уставшей, измученной женщины.

  У Новикова – Мария одета в костюм, стилизованный под мундир времён кайзеровской Германии. Она воинственна и непримирима. Понятно, зачем она вышла замуж за Тито, но не понятно, за что он мог полюбить её? В финале, она открывает двери в ванную комнату головой Тито. Сделав из его тела бревно для вышибания дверей.
  Гротеск. Снова фишка для смеха. Очередное опускание героев.

  Обидно, что русский театр не отошёл от своего шаблона, сложившегося за последние годы, когда все спектакли по мнению истинных театралов и неудовлетворённых зрителей «ставились для дурачков про дурачков». Комические герои, которыми непременно становятся все персонажи, - смешат! Главной их задачей становится не раскрытие образа, а желание рассмешить, быть понятным и близким самому последнему зрителю. Это равнение театра на самого последнего, - превращает его в проститутку, максимально угождающую клиенту за его деньги. Но так как деньги эти – не большие, то и угождают здесь строго по прейскуранту. На десятку… И результат тому - аплодисменты, не ставшие овациями. Беспроигрышный материал – проиграл за счёт экономии на чувствах, на доброте и человечности.
  Не мудрено, что не драматический театр, а театр музыкальный коснулся темы голодомора в следующей своей постановке. Драма теперь взялась смешить по-настоящему, подменив собой устаревшие и сошедшие с экрана - «Маски-шоу».

  Мы видим, что могло случиться со спектаклем, если бы его ставил не мастер. Как, идя на поводу у зрителей, желающих веселиться непрестанно, - получается пустая комедия положений. Сиюсекундный смех – поглощает смысл. Как опасно доверять постановку несведущему человеку, если даже такой маститый режиссёр, как Анатолий Новиков способен пойматься на лёгкую наживку.

  В своём интервью Галине Михайленко он рассказывает, как пришлось снять с репертуара спектакль "Свадьбы", в котором актёры почувствовали этот наркотик – зрительский смех. Когда они ждали его и в предвкушении этого магического напитка, готовы были паясничать, кривляться, коверкать текст и речь так, что стало невозможно узнать произведение… И вот снова этот всемогущий наркотик побеждает, коверкая и образы персонажей и вкус зрителей.

  Сравнительная характеристика двух спектаклей была написана год назад.   За это время произошло ещё одно событие, подтверждающее правоту написанного: был у нас на гастролях санкт-петербургский театр со спектаклем «5 вечеров», с Гузеевой и Сидихиным в главных ролях, поставленный О.Анохиной точно так, как ставились спектакли в то время, когда была написана пьеса Володина. На сцене были Люди… Самые обычные люди-не клоуны. Меня никто не смешил, никто на сцене не кривлялся – спектакль был великолепен, но зрителям ужасно не хватало этого, теперь я уже точно знаю, - наркотика-кривляния, вызывающего непрестанный смех.

  Я посмотрела российский спектакль и поняла, что все мы больны… Заражены и извращены этим наркотиком. Нам без него не интересно, дико, непривычно… И великий Щепкин, который был невероятно реалистичен на сцене, - показался бы нам скучным, белым клоуном. Мы навсегда испорчены, наши вкусы извращены дурным театром и коммерческим телевидением.
  Сколько нужно времени, сколько усилий, чтобы вернуть на сцену Щепкиных и восстановить утраченный вкус к прекрасному, к настоящему?

Да, театры воспитывают своих зрителей.

  И если мартыновские спектакли воспитывают думающего зрителя, то в спектаклях других режиссёров тенденция склонилась к бездумно-ржащему… Нас воспитывают такими: наши театры и телевидение с его непрестанными комическими сериалами и «Деревнями дураков»… Всех не перечесть. Но каждый врезался в нас своими невидимыми щупальцами, заставляя думать и желать того, чего хотят их герои: непрестанного постоянно возрастающего  удовольствия, несмолкающего смеха.

  И всё-таки, если русский театр позволяет себе смеяться над всем: и над старостью, и над заведомо смешной внешностью героев, и над супружескими отношениями, и над тем, над чем смеяться грешно, то Мартынов – высмеивает человеческие пороки. Он абсолютно не чужд юмора, скорее наоборот: юмор его тонок и зол; язвителен и уничтожающ. Но не по отношению к человеку, а по отношению к конкретному пороку.

  Так, в сцене, когда фанат Мерелли пробирается в его номер, режиссёр с мастерством сатирика высмеивает этот, доходящий до абсурда, фанатизм людей, готовых выпрашивать автографы и фотографироваться со своими кумирами даже в туалете… Режиссёр даёт возможность зрителям посмотреть на себя со стороны и остановиться в своём абсурдном рвении.

  В остальном же: лёгкий, едва уловимый юмор, от которого не хочется ржать, а просто становится светло и приятно на душе.

  Но в извращённой среде с избалованными пустым смехом зрителями, он – не в состоянии конкурировать с громогласным хохотом над кривлянием артистов русского театра. И, выходя из зала украинского театра, зрители говорят: «Мы почти не смеялись!» И хочется добавить: «Над тем, над чем не должны смеяться»…

  И пятая статься о мелких актёрских ошибках. "Простота, которая хуже воровства".

  Спектакль теперь считается собственностью режиссёра! И он вправе требовать от всех, кто принимает участие в его создании, - того, что ему нужно. Вправе заставлять делать то, что он хочет! И отказаться можно, только уволившись с работы! И это – правильно, так оно и должно быть! Так оно и есть во всём цивилизованном мире!

   Даст режиссёр артисту пьесу и попросит придумать образ сообразно со смыслом. И если артист хороший – то он обязательно выдумает что-то оригинальное и вписывающееся в сюжет, а если… То получится, как говорится: "Как всегда: В огороде – бузина, а в Киеве – дядька"…

  Не каждый из актёров способен выучить и произнести длиннейший трагический монолог; ещё меньше тех, кто способен исполнить сложнейшую оперную партию, но сыграть правду удаются ещё меньшему количеству актёров... Вот такая она неуловимая эта птица - Правда.
  Бывает, выйдет на сцену артист с комплексом ложной стыдливости и в самом откровенном месте - так застесняется, что пошлее и отвратительнее зрелища – захочешь – не сыщешь…

  Посмотришь на работу такого артиста и поймёшь всё: и про тех, кто принимал его в институт; и про тех, кто преподавал; и про тех, кто подписывал диплом; и про тех, кто брал на работу в театр, да и про режиссёра - скромника-юмориста, который всё понимает, да сказать правду - стесняется, а не сказать – не может: вот и предоставляет на суд зрителей: результат работы системы украинского образования; тот уровень, по которому принимаются артисты на работу в театр, да и уровень культуры в стране в целом.

  О критике, которая противопоказана зрителям и крайне необходима исполнителям.

  Репетиция сцены любви. Две актрисы исполняют роль Мэгги и, как близнецы, копируют свою несостоятельность друг у друга.

  Можно понять, что так «хотелось», что даже туфли не успела снять за время полового акта, но то, как актрисы встают после своего первого любовного опыта, – не в какие рамки не вкладывается! Автор писал о том, что это должно быть Нечто!!! Что-то необыкновенное! Он не писал про Макса-импотента. Нет!

  А то, что пытаются играть наши актрисы - это верх пошлости. Встать с абсолютно равнодушным видом с постели, когда по сюжету ты должна просто отползать от любимого в изнеможении; сказать абсолютно равнодушным голосом комплимент партнёру, когда этот голос должен трепетать от чувств, - это не просто непонимание роли, это – непонимание жизни! Актёр – это в первую очередь – учитель. Мудрый, всезнающий, опытный. Лгать в самый откровенный момент – этому ли нужно учить зрителей?

  Боязнь: быть правдивыми на сцене, превращает актрис одновременно в профессионально-непригодных и делает спектакль – порнографией. Да, таков парадокс сцены! Излишняя скромность превращает наших Мэгг в отъявленных проституток, встающих с постели с равнодушными, бесчувственными лицами и делающих дежурный комплемент своему очередному партнёру.

  Это – ужасно… И главное, автор про это не писал! Он писал о неимоверном счастье, о любви, которая должна была в эти минуты перерасти из платонической в человеческую, истинную Любовь именно к Максу, как к великолепному партнёру. Это – жизнь. Такая, какая она есть на самом деле, не нужно её менять. Нужно играть Правду. И всё! Играть Правду, быть искренним, и тогда не нужно будет ничего играть, нужно будет просто жить.
  Но свой опыт, свои умения не переложишь в головы других. Огрехи такого рода можно только скрыть, спрятать за что-то более значительное.

  Хорошо, что режиссёр опытный и огрехи актрис есть чем закрыть в театре. Мартыновым придумана удивительная балетная сцена. И внимание от актрис перебрасывается на балет.

  Это статья, которая написана исключительно для глаз министров культуры и образования; преподавателей музыкальных учебных заведений, готовящих актёров для музыкальных театров и юных актрис, возомнивших, что с получением диплома, они обретают звёздность; они уже всё знают и им больше нечему учиться.

  И вот четвёртая статья. Сравнительная характеристика двух спектаклей под авторством Пальчиковского. И на этот раз наш желчный критик оказался удивительно лояльным к обоим постановкам. Он не заметил ни огрехов Русского театра, ни явных достоинств Украинского. Он написал абсолютно нейтральную обзорную статью, со стандартным разбором образов и пересказом содержания. Статью, как говорится: "Ни уму, ни сердцу"... И в театр можно не ходить: всё для тебя разжевали, переварили, выводы сделали и в рот положили...

  Что есть правда?
  Какой должна быть критика?
  Должен ли театр выпрыгивать из штанов, чтобы...
  Должен!!!
  Но, не для того, чтобы просто рассмешить, а для того, чтобы как можно доходчивее доказать правильность выбранной им трактовки. Доказать актуальность проблемы, которую он поставил перед зрителями в надежде, что она будет ими вскорости разрешена.
Не дядя с неба, а ты сам творец своей судьбы! Дерзай! Лавры собирают сильнейшие, но только тогда, когда они смелы.

  А ещё я хочу рассказать, как приходит к человеку забвение.
  Я читаю в "Черниговском вестнике" критическую статью на спектакль "Стеклянный зверинец", поставленный театром им. Шевченко, где в сравнение автор приводит спектакль шестнадцатилетней давности из репертуара Молодёжного театра. Автор восхищается и самой постановкой тех лет, и актёрской игрой, и его режиссёром Касьяновым..., тогда как поставил этот спектакль Борис Мартынов. Но о нём - ни слова...
  Да, именно так приходит забвение, когда несведущие журналисты и безразличная пресса приписывают твою славу другим  людям...


Рецензии