34. однажды

Музыка: Miles Davis and John Lee Hooker - The Hot Spot (1990), Harry's Phylosophy – http://www.realmusic.ru/songs/696784/


однажды

прямо сейчас

без лишних слов
без прикрас
безумие
Бездна
безучастность
безсердечие
безсмысленность
безропотно

отступают


перед Великим Значением

ЧТЕНИЯ
В
СЛУХ


о выходе в Космос Первого Человека

Юрия Алексеевича Гагарина

и ныне

и присно

и вовеки веков

Аминь

Дао де цзин


Путь Человека


ВЫХОД В КОСМОС


младенец ВЫХОДИТ из Материнского чрева

ВХОДЯ в Этот Мiр

появляется на Свет



покидая Этот Мiр Человек испускает Дух

на Тот Свет


заметьте! Никаких разговоров о Тьме и Мраке

осталось разобраться со Светами


>>> Википедия

Свет (значения)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Свет — природное явление, одна из форм электромагнитного поля, воспринимаемая зрением.
Свет в философии, религии, искусстве.
Свет — архаичный синоним слова «мир», полноценно присутствующий в живом русском языке: «семь чудес света», «вышел в свет», «тот свет», «край света», «стороны света», Старый Свет, Новый Свет (Америка), «путешествовать по белу свету».
Свет — социальное понятие, «светское общество», «высший свет» — элита (ср. — «светское государство», в отличие от теократического).
«Свет» — коммуна, бывший посёлок в Петровском районе Тамбовской области.
Свет — посёлок в Инзенском районе Ульяновской области.
Свет — разъезд в Инзенском районе Ульяновской области.



>>> Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля (NB! впервые издан в 1863 г.)

NNB! Владимир Иванович Даль (10 (22) ноября 1801 — 22 сентября (4 октября) 1872) — российский учёный и писатель. Прославился как автор «Толкового словаря живого великорусского языка».

NNNB! Французский ученый Луи де Бройль (1892—1987), осознавая существующую в природе симметрию и развивая представления о двойственной корпускулярно-волновой природе света, выдвинул в 1923 году гипотезу об универсальности корпускулярно-волнового дуализма.

СВЕТ м. состоянье, противное тьме, темноте, мраку, потемкам, что дает способ видеть; иные свет принимают за сотрясение малейших частиц вещества, другие — за особое, тончайшее вещество, разливаемое всюду солнцем и огнем. Свет прямой, самосвет, от горящего тела, солнца; свет чужой, отражательный, от темного тела, на которое падает прямой свет. Свет денной, солнечный: свет огневой. Свет ширится лучами, от точки повсюдно, образуя шар. Отойди от свету, не заступай свету, не засть, не стой в свету, против света. Свет настал, рассветает, солнце всходит. Чуть свет, набрезгу, зарей, на заре. Светом крыто, ветром огорожено, ничего нет. В теми свет виден, зарево, огонек, или сиянье, блеск. Летом свет во всю ночь, светло. Не только свету, что в окне: на улицу выйдешь — больше увидишь (здесь свет может означать и мир). Ни свет, ни заря (рано). От солнца бегать, света не видать. Тьма света не любит — злой доброго не терпит. Один женился — свет увидал; другой женился —с головою пропал. Ты мой свет в окне. Не отлагает свет заутрени, ни тьма вечерни. Чтоб мне свету Божьего не взвидеть! Первый вечер (весной) играют до бела света. Кто нечаянно завидит свет в своем доме — жди счастья. По стене ползет — то к свету, то от света (волоковой ставенек). А что краше света? (красное солнышко). Мету, не вымету; пора придет, сам уйдет (свет солнца). || Освещенье, что дает свет или светит. У вас какой свет? Лучина, или жирник, свеча и пр. Порядить молотильщиков на своем, либо на ихнем свету. У нас свет казенный. Нанял жилье с теплом и со светом, с отопленьем и с освещеньем. На дворе свет, светок, или смол. светок, расвет, светает, солнце близится к восходу. Светком приходи, рано, чуть свет. || Просвет, простор для света, светла. Окно или дверь пяти, шести четвертей в свету, шириной, ширина проема окна, меж косяков. Прорубить свет, окно. || Видение, зрение, свет очей, способность различать глазами, видеть. У него свет отнялся, свету нет, он темный, невидущий, невишной, слепой, ослеп. Свет очей его погас. Бог ему свету не дал, свет отнял. || Истина или правое ученье, наука, про свещенье. Свет веры, — истины, Евангелие. Свет разума, ученье или наука. Ученье свет, а неученье тьма. Мы ныне свет увидали, наставились, просветились. Потемщики света не ищут. Народ озарился светом христианства. Муж, во свете благодати. Свет приде в мир, Иоан. Спаситель. Вы есте свет мира, Матф. просветители, наставники. Кем мир свет увидел, того и обидел (кого свет видел, того и обидел, всякого). Кем человек свет увидел, того и возненавидел. || Свет, светик мой, свет очей моих, ласкат. милый, любезный, ненаглядный, сердечный, болезный, желанный. И я (царь) ему (патриарху) свету молвил: не гораздо ли, государь, недомогаешь? Ни за что тебя, свет мой, или света, не покину, песня. Ты мой свет очной! Один брат — один свет милый. Свет-цветочек в сыру землю зашел, синю шапочку нашел (лен). Уж у Бога-света сначала света все доспето. Где совет (союз или любовь), там и свет. Увидать свет, родиться. Больной свет увидел, поправляется. Ангел света, противопол. ангел тьмы, добрый и злой. Встанем (со) светком, на заре. || Вселенная, мир, земля наша, шар земной. Птичьего молока по всему свету не найдешь. Пожили мы на свете, посрамили добрых людей! На свете жить, не светом жить, не по истине, а по-мирскому. Белый свет не клином стал (или сошелся), простору много. Подумаешь, как чудно создан свет! Грибоедов. Преставленье света, страшный суд и конец миру. Отец светов, всех миров, Бог. Сыны света, чада света, озаренные истиною; чада света сего, мира, дети суеты, соблазна. Белый свет на волю. Даниил. Не нами свет начался, не нами и кончится. Кто людей веселит, за того весь свет стоит. Дураками свет стоит (или: красится). Неправда светом началась, светом и кончится. Родился мал, вырос пьян, помер стар — и свету не видал! На весь свет и солнышку не угреть (не усветить). Всего света не захватишь. Не мил и свет, когда милого нет. От бела света отстану, а старого любить не стану! Видал свету, не только что в окошке. Свету видал: со свиньями корм едал. Божьей волей свет стоит, наукой люди живут. Бояться смерти — на свете не жить. || Род людской, мир, община, общество, люди вообще; || отборное, высшее общество, суетное в обычаях или условиях жизни; || суетность, мирщина; все земное, житейское, насущное, противопол. духовное, нравственное, Божеское. На весь свет не угодишь. Весь свет обмолвится, молва правдива. Всему свету ведомо, всем светом признано. Издать книгу в свет, напечатать и пустить в продажу. Свет лукав. Он в свете живет, в большом свете, бывает на вечерах, на обедах, на сборищах в высшем кругу. Покинуть свет, умереть; или удалиться, уединиться, жить одиноко; или идти в монастырь. || Свет, в знач. мир, привет мирянину от монаха или духовного лица; светский, суетный человек. А ты, свет, удаляйся греха. Светы вы мои! бабье восклицанье изумления, просьбы и пр.

Светик ты мой, светушка, ласка, привет. Ни отец его духовный, светов, не слыхал приказу никакого, о патриархе, в знач. света истины. Световы очи закатилися, плач по мужу. Световой обычай, мировой, всесветный или набелсветный. || Световой луч разлагается на световые, радужные цвета.

Светлый, издающий свет из себя, освещающий, светящий; яркий, сияющий; блестящий своим или отражательным светом; || зеркальный; || ясный, прозрачный, сквозистый. Светлое солнышко, ясен масяц, яркие здезды. Светлый день да темна ночь. Светлое небо или погода, не пасмурная. Светлое облако, черная туча. Ночь светла, как бел день. И за светлой пуговицей совесть живет, говор. о приказных. Светлое стекло, вода, немутная, ясная, чистая. Светлая краска, яркая или беловатая, не темная, веселая. Светленькая запонка. На дворе светлым-светлехонько, —шенько, ну словно день. Светлее или светле светла месяца [ Этого окончания в грамткх. не показано; заметим: сравнит. ст. на н'е или н'й, с удареньем: светле'е, темне'й, веселе'е, черне'й, другое окончанье на е: раныше, кре'пче, уже; третье на не, с удар. позади: менее, более. ранее, из которого образуется 4-е сокращ. с окончат. на е: мене. боле, ране; 5-е, такой же сокращ. вид есть иногда и у окончат. не с удареньем, но тогда оно переносится взад, и в конце пишут е: све' тле, темне, что подходит к раньше: 6-е, окончанье на ий: старший, младший, и славянск. креплий: также 7-е, славянск. и народн. на ае: крепчае, множае, а по местн. произншн. на яе: тесняе, вольняе: 8-е орл. скореючи.]. || Радостный, торжественый, веселый или праздничный. Пришел видеть сватлые очи царские. Светлый праздник, —воскресенье, — седмица, пасха, воскресение Христово. В ночь на светлое воскресенье мороз — горох не родится, тамб. В светлый праздник огня в домах не разводить — будет головня в пшенице, либо не гасить с вечера. || Светлый ум, глубокий, ясный и отчетливый. У него на все вещи светлый взгляд; светлые понятия, ясные и отчетливые, противопол. темные, запутанные. Светлая трава, см. желтомолочник. Светлейший, весьма, самый светлый. || Почет некоторых владетельных особ второго разряда и князей высшей степени. Светлость ж. сост. или качество светлого. || Ваша светлость, почетное обращенье к светлейшей особе. Светловатый цвет, краска. Светлая полоса по небу, это дороги, бель. Светловатость, сост. или качество по прил. Светать, рассветать, наставать дню, утру, заре. Уже светает, начинает светать, знать, скоро солнце взойдет. Светанье, сост. по глаг., наступанье света, рассветанье. Светило ср. небесное светило, самосветные миры, солнце и звезды; иногда принимается в обшем значении земли, планеты; ночное светило, луна, месяц. Светило укинуло, каз. месяц убывает. || Светило, церк. чем светят; фонарь? Прииде тамо со светилы и свещами, Иоан. Светильце ср. лампадка; ночничок. Светлынь, о ночи, лунный свет. Светилен м. церк. стих, читаемый на утрени, после канона. Светильник, плошка, лампада или жирник; || *что, либо кто умственно просвещает, учит истинам. || Церк. Да горит светильник всегда, лампадка. || Вземлет диакон светильник со свещею, подсвечник. || Светильник, растен. Euphrasia, очная помощь, очанка, очная трава. Светиленный, светильный, к светильнику или к светильне отнлосящ. Светильня ж. светиленка, прядь волокна, обычно хлопка, в свечах, лампах, лампадах, жирниках или плошках. Светильня нагорала. Круто свитая светильня темно горит. || Серная нитка, замест спички, для вздуванья огня. || Растенье Thryallis. Светильничный церк. вечерний, вечеренный, относящ. к службе при возжении светильников; —льное сущ. ср. вечерня. Светильна ж. перм. вят. светыч зап., а вообще светец м. коза, род шандала для лучины: железный, пониже аршина, треножник, с лещедкой или рассошкой, для вложенья горящей лучины; деревянный столбик в донце, с железными ушами, с вилкою вверху. || Светыч, старин. фонарь. Светыч железный, с острым пятником, для втыканья.

Светоч м. большая свеча или факел, смолевая горелка. Похороны со светочами. Светочный, к сему относящ. Светочник, факелоносец или факельщик. Светцовый, к светцу относящийся. Светлица, — личка: светёлка, светелочка, горница с красными (не волоковыми) окнами; чистая, светлая комната, гостиная, иногда с грубкою, с голландскою печью; в светлице не стряпают; белая изба, обычно через сени от черной; светелка бывает и вышкою, твер. иногда на воротах, влад. или ставится особо, клетью, тул. || Во влад. особая ткацкая изба, где работает вся семья, иногда и с наемными ткачами, на 4—8 станах; в рабочей светелке кругом все окна. Близ границы не строй светлицы. || Светлица, твер. ледяной, изнутри освещенный святочный вертепец. Светличный, светелочный, к светелке относящ. Светельник новг. верхняя светелка, теремочек, мезонин. Светличник м. влад. отдающий светлицу внаймы. Светло нареч. ярко, ясно, не темно. На дворе светло, либо заря с зарей сходится, либо луна светит, либо зарево стоит и пр. В избе светло, а на дворе светлее (светлей того). Маленько, светленько, весь мир одевает? игла. Светло ср. южн. свет, в знач. освещенья огнем. У вас какое светло горит? Лучина, жирник, свеча или масло и пр. Ныне в светло пошло горное масло. Ночи долгие, за светлом работаем. С Семена-дня засиживают, жгут светло. Огонь в печи (малорос. багатье), а светло для свету, для светла. Вздуй светла, кур. вор. огня для свету. Светлина ж. светлость, бол. в знач. чистота, белизна, яркость; || прозрачность, пртвопол. муть. Масло чистое, зорное, светлина такая, словно слеза янтарная! Светник, плошка, латка, жирник, каганец, лампадка. Светка м. вост. свет, светло, освещенье в осеннюю пору, напр. при молотьбе, на гумнах, или при лучении рыбы, на козе в лодке; на светку берут солому, свитую куфтами, китиной, либо крупную лучину, из пенья. || южн. карта на вскрыше, козырь. Светчий м. ряз. свадебный чин, дружка (от светоч?). Светить, освещать, озарять светом своим, издавать, разливать свет. Солнышко на всех равно светит. И светишь, да не греешь — только напрасно у Бога хлеб ешь! говор. о луне. Светлячок в траве светит. Алмаз в потемках светит, кошачьи глаза светят. Светил бы мне ясен месяц, а по мелким звездам колом бью, любил бы главный начальник. Солнца нет, так и месяц светит. || Светить, свечивать кому чем, держать свечу, лучину, фонарь, давая свет, чтоб видно было впотьмах. || Светить, в картах, вскрывать козыря, или быть навскрыше. Что светит? южн. что козырь? Светящее ядро, из ярко горящего состава, для освещенья местности. —ся, быть светиму. Ему светится лучиной, светят. || Светить собою, издавать свет. Что там издали светится? Свет во тьме светится, и тьма его не объят, Иоан. Пуговки светятся, словно искорки. *У него все лицо светится, радостен. Люди женятся, а у нас глаза светятся. Досветилися звездочки до зореньки. Засветите-ка мне свечу. Не насветится солнышко. Все небо молнием осветило. Зеркало отсвечивает. Посвети-ка мне. Ходит он (Петр I), очами посвечивает. Присветилось мне красно солнышко, все надокучило. Просветил месяц всю ноченьку. Рассветили сад огнями. На весь мир не усветишь. Свеченье ср. длит. светенье окончат. свет м. об. действ. по глаг. || Свет получило бол. знач. состоянья по глаг. и объяснено выше; и светка, см. также выше. Свещение окрест трем странам, Иезек. Светильщик, —щица, кто светит кому.

Светляк м. — лячок, насекомое, по виду червячок; бескрылая самка жучка, котр. также светится, но слабо. || Морские светляки, едва видимое животное. Светлик новг. растен. Euphrasia, свечки, глазница, очанка, очная помощь, двенадцатипалочник. Светляковый, —лячный, —лячий, к светляку относящ. Свети-цвет, сказочный цвет папоротника, в иванову ночь; вспыхивает в руках над кладом. Светлить посуду (медную, оловянную), светлить пуговицы, чистить, зорить, отымать мутность, грязь и слизь, давая одному осаждаться на дно, другому всплывать. Светленье, действ. по глаг. Светлить праздник, мыть в доме, убираться, чистить. Светлиться, страдат. Светлеть, становиться исподволь светлым. Небо светлеет, проясняется. *Ум, понятия его светлеют, становятся яснее, правильнее и отчетливее. Мутный, болезненый взор его светлеет. —ся, казаться, видеться светлым, или мерещиться светом; светиться. Что-то светлеется издали: либо звездочка, либо огонек. Светленье ср. сост. по глаг. светлеть и — ся (В Словарь Академии светлеть, —ся, светленье перепутаны). Светловать что, чистить и гладить, глянцевать, лощить, полировать. Позолоту по дереву покидают туском, или светлуют лощилом, зубом. Граненое стекло светлуют драконовою кровью. || Светловать или светложить арх. жить в избытке, вкрасне, богато и торовато. Железные изделия светлуются наждаком, английскою землею. Дерево чистится пемзой, хвощом, а светлуется составами: лаком, политурой. Светлованье, светловка, действ. по глаг. Светловщик, полировщик металлических изделий. Светловальня, мастерская для светлованья, полировки. Светлуха, древесная кислота, добываемая при гонке смолы и дегтя. Светком нареч. южн. зап. твер. вечером засветло и рано утром, чуть свет.

Светский, к свету (миру) в разн. знач. относящ., земной, мирской, суетный; или гражданский. Светская власть, противопол. духовная. — люди. — духовенство, белое, не монашеское, противопол. черное. Светские утехи, шумные, чувственные. — человек, посетитель обществ, сборищ, увеселений; ловкий приемами, сведущий в гостинных обычаях. Светски жить, светское творить. Светскость, сост. по глаг., обходительность, людскость, привычка и уменье обращаться в свете, с людьми. Свеча, свечка ж. свеща церк. и арх. жигалка, новг. горючая скалочка, со светильнею, коей пламя плавит самое вещество свечи, усиливаясь чрез это, и светит, освещает потемки. Свечи делаются сальные, стеариновые, восковые, спермацетовые; есть маканые, катаные (маглеваные) и литые. О домашней свече говор. зажечь, засветить и погасить, потушить; о церковной: затеплить и сократить. Не встанет свеча перед Богом, а встанет душа (о обрядливости). Голова без ума, что фонарь без свечи. Игра свечей не стоит, или: эта шкурка вычинки не стоит. Свеча на икону, деньги на церковь, а мука просвирне, ниж. похоронный обычай. Богу на свечу, царю на подати, себе на пропитанье. Собирает на сальную свечу, Василью Кузьмичу. Сулил свечку — а прошла беда; ищи на мне! Три свечи на столе — к покойнику. Троица Троицей — а трех свечей на стол не ставят. Нечаянно свечу погасить — к гостям. Под венцом свеча потухнет — скорая смерть. Воск от свечи на паникадиле, взятый в первый день Пасхи, кладут в улей. Сидит, как свеча горит, говорит, что рублем дарит. Живет, как на ветру свеча горит. Кого проводишь со свечой, тот тебя и встретит со свечой (говорят там, где обычай ставить ко гробу в церкви свечи). Этого и днем со свечой (с огнем, с фонарем)поискать. Мужик Богу свеща (свеча), государю слуга. Свечу Богу поставить, к образу, на молитве; || *принести что в жертву, вологодск. поставить сына в солдаты. Ни Богу свеча, ни черту ожег, никуда не годен. Местные свечи, в церкви, перед иконостасом, большие. Он обещался Николаю-чудотворцу пудовую свечу. Москва от копеечной свечки сгорела, покинутой перед образом. Я бы тому свечу поставил, кто бы теперь меня выручил! || Свеча, в артилр. свеча палительная, бумажная трубочка, начиненная горючим составом, для запалу затравки орудия, вместо фитиля, также для поджига потешных огней, подкопов и пр. || Курительные свечи, из угольной мякоти, с пахучими смолками, для куренья. || Свечка, вят. шиш, указательный палец. || Растен. Euphrasia, очанка, светлик. Егорова свеча, растен. Orobanche elatior. Царская свеча, см. лучинник. Орлиная свечка, растен. Nepeta Iavandulacea, жагодбой. || Свечи, в потешных огнях, трубки, которые выкидывают вспышки звездочек, огненные катышки. || В игре в мячи, удар мяча в землю, с прямым отскоком его кверху, и подхват его налету, после паденья. || В алебастровые кучки, при пережиге, ставят свечи или стрелы, шесты, которые, сгарая, покидают продушины в куче, для тяги воздуха. || Свечки, костр. пенз. крещенский сочельник, канун Крещенья, Богоявленья, 5 января. || Свеча, зап. смол. пирушка: созвав гостей, хозяин ставит свечу, поп благословляет дело; все гости прилепляют кусок воску к этой свече и затем пьянствуют; свеча обходит поочередно все селенье, нарастая, и наконец поступает в церковь. Свечное сало, лой. Свечная лавка, свечной завод или свечная. Свечные деньги, собираемые в церквах за свечи. Свечное или восковое дерево, растен. Myrica ceritera. Свечной мастер или свечник. Церковный свечник. || Кто у продажи церковных свечей. Свечной монах. || Свечник, стар. придворный чин: кто носит свечу перед царем, царицей, при торжествах. Как царицу укручивают перед венчаньем, и он (свечник) в то время держит свечу, Котошихин Свечница, девушка, которая держит свечу, при уборке (окручении) невесты. || Свечник, костр. свадебн. чин, у брачных свечей. || Свечник и свещник, подсвечник, шандал, во что ставят свечу или свечи, канделябр. || Арх. ночник, сальник, жирник, лампадка. Свечниковы припасы. Свечносальный и свечновосковый заводы. Свещеносец, пономарь, носящий свечу пред служащим. Свещеносные богомольцы. От нареч. светло произошли сложные слова, б. ч. прил. понятные без объяснений; они относятся бол. к бледности красок цвета; а составные с част. свето-, к яркому озаренью, или к свету в знач.: мир, земля, либо к истине. Свечегас стар. пономарь или церк. староста. Светло-алый бархат. Светло-бурая лошаденка. Светло-вишневый платок. —гнедая конская масть. —желтая канарейка. —зеленое сукно, травянистое. —каштановые волоса. —коричневый сюртук. —лиловый цвет, сиреневый. Светло-малиновый пион. —красный кирпич. —розовая дымка. —русый ус. —синий мундир. —сизый голубь. Светло-серенькое небо. Светлоносное свыше сияние. Светлосолнечный день. Светлотекучий источник. Световодители приставил еси, кан. анг. хрн. Поем тя, единого светодавца, Бога! ирмос. Имея светодателя, демонов тьму умалил еси, Минея. Светодетель, Творец. Светозарное солнце. Светозарность электрической накалки мало уступает солнцу. Свеотозрачный лик, светлый, блестящий. Просвещаемый светолучными сияниями, Слжб. Воскр. Тобою бо, Владыко, к Светоначальнику, Отцу Твоему, от нощи неведения приведете имамы, ирмос. Светоначальный, относящ. к началу света, противопол. тьма; или к началу мира, к мирозданию.

Светоносец, —сица, вообще, носящий свет; церк. утренняя звезда, денница, зорница. Светоноска, дурно придуманное названье: насекомое Fulgora. Светоносный ангел; —облако; —учение, или—истина. Возлетела еси радующися к светообразному чертогу. Светопись, фотография. Светописное поличие, облик. Светописцы наводнили все города. Светоподатель м. светодавец, —датель. Светоприемное тело, зовут так вообще планеты, которые светят чужим, солнечным и отраженным, светом, противопол. самосветный. Светоприятный, то же. Светородительница, Дево, и Богородица всечистая была еси, Мин. —родный огонь, пламя, солнце. Светород м. фотоген, очищенное горное масло, нефть, петролей, керосин и пр. || Кислород, начало или стихия, без которого нет горения. Светотень худож. полутень, разные оттенки, степени, смесь тени и света. Праведнии во светоявлениях, грешнии во мраце бурном, во свете и во тьме. Светорусье, русский мир, земля; белый, вольный свет на Руси; говор. и святорусье.
Даль В. И., издание 1863-66 г.г.
© 2001—2010 «Яндекс»


>>> Большая советская энциклопедия

Свет,

1) в узком смысле то же, что и видимое излучение, т. е. электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых человеческим глазом (7,5·1014—4,3·1014 гц, что соответствует длинам волн в вакууме от 400 до 700 нм). С. очень высокой интенсивности глаз воспринимает в несколько более широком диапазоне частот. Зависимость чувствительности среднего человеческого глаза к С. от частоты С. (спектральная чувствительность глаза) характеризуется функцией спектральной световой эффективности (т. н. кривой видности глаза). Эта функция лежит в основе всех светотехнических расчётов. Различие в частоте (или совокупности частот) световых волн в общем — но не в каждом отдельном — случае воспринимается человеком как различие в цвете (более подробно см. Цветовое зрение, Цветовые измерения).

2) С. в широком смысле — синоним оптического излучения, включающего, кроме видимого, излучение ультрафиолетовой и инфракрасной областей спектра (диапазон частот приблизительно 3·1011—3·1017 гц, длин волн в вакууме — от 1 мм до 1 нм). В этом т. н. оптическом диапазоне физические свойства излучения и методы его исследования характеризуются значительной степенью общности (см. Оптика). В частности, именно в оптическом диапазоне начинают отчётливо проявляться одновременно и волновые и корпускулярные свойства электромагнитного излучения. Об основных явлениях, характерных для С. и процессов его взаимодействия с веществом, см. в статьях Дифракция света. Интерференция света. Кристаллооптика, Магнитооптика, Металлооптика, Оптическая активность, Отражение света, Поглощение света, Преломление света, Поляризация света, Рассеяние света, Фотоэффект и др.
Лит. см. при ст. Оптика. А. П. Гагарин.

>>> Энциклопедия «Кругосвет»

СВЕТ, зрительное ощущение, возникающее в глазу, и видимое излучение, вызывающее такое ощущение. Это как бы две стороны одного явления — субъективная и физическая. Первой посвящена статья ГЛАЗ, а второй — статьи ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ, ОПТИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ, ОПТИКА, ФИЗИКА. Ниже дается краткий очерк истории развития представлений о природе света. (Эти представления столь важны для всего хода развития физики, что для полного изложения данного вопроса пришлось бы, пожалуй, написать историю физики.)

Ранние представления. О том, что такие представления, дошедшие до нас из древних времен, возникли на очень ранней стадии развития человечества, свидетельствуют как их примитивность, так и их разнообразие. От греков, а также индусов дошли утверждения о том, что зрение есть нечто исходящее из глаза и как бы ощупывающее предметы, но также и другие теории, согласно которым свет представляет собой поток вещества, исходящий от видимого предмета. Среди этих гипотез ближе всего к современным представлениям точка зрения Демокрита из Абдеры (5 в. до н.э.). Он учил, что свет — это поток частиц, обладающих определенными физическими свойствами, к которым не относится цвет (ощущение цвета возникает уже как следствие вхождения в глаз света). Он писал: "Сладость существует как условность, горечь — как условность, цвет — как условность; в реальности существуют лишь атомы и пустота".

Позднее платоники дали весьма сложное объяснение сущности зрения, основанное на гипотезе о трех потоках частиц, исходящих из Солнца, предмета и глаза, сливающихся воедино и возвращающихся в глаз. Положительным в этой теории было то, что признавалась необходимость источника света; однако она не привела ни к каким значительным научным выводам, и, по-видимому, новых идей не возникало до 11 в., когда знаменитый арабский ученый Альхазен (аль-Хасан), теории которого лежат в основе современных представлений об устройстве и функциях глаза, вернулся к мысли, что источником света служит светящийся предмет.

В средние века с возрождением наук в Европе пришло понимание того, что правильно объяснить физическое явление можно, лишь полностью изучив происходящее, и этот новый дух науки вызвал особый интерес к оптическим экспериментам. Одновременно с изобретением очков, микроскопа и телескопа в эти же века ученые, такие, как Р.Бэкон, Леонардо да Винчи, Й.Кеплер, Г.Галилей и Р.Декарт, пытались понять физические законы, описывающие истинную природу света. По-видимому, все, кроме Декарта, придерживались эмиссионной теории Альхазена. Декарту же мы обязаны понятием "светоносного эфира" (1637) — бесконечно упругой среды, заполняющей все пространство и передающей свет как некое давление. В начале 20 в. эта концепция была оставлена, но лишь после сотни лет интенсивной разработки, в течение которых она порождала весьма глубокие и долгоживущие гипотезы.

Опыты Ньютона. В 1666 приступил к экспериментальному изучению природы цвета И.Ньютон. Его выводы, представленные в ряде сообщений Королевскому обществу, произвели глубокое впечатление на научные круги Европы, опровергнув ряд хитроумных гипотез и впервые четко обозначив те фундаментальные вопросы, на которые следовало ответить. В итоге Ньютон создал теорию цвета в том виде, в каком она существует по сей день. Согласно его теории, белый свет есть смесь всех цветов, а предметы кажутся цветными, поскольку отражают в глаз наблюдателя одни компоненты белого цвета более интенсивно, нежели другие. Все это, как и множество других идей, было не просто изложено, но и подтверждено многочисленными искусными и точными экспериментами, результаты которых предвосхищали и отметали все возможные возражения. Даже сегодня серьезное изучение проблем цвета лучше всего начинать с внимательного прочтения "Оптики" Ньютона, впервые опубликованной в 1704; своими общими научными замечаниями особенно интересно ее 4-е издание (1728).

Однако для понимания природы света полученные Ньютоном экспериментальные результаты мало что давали, и здесь он оказался не столь удачлив. Он отверг предположения таких ученых, как Гук и Гюйгенс, основанные на более ранних догадках Декарта о том, что свет представляет собой некие возмущения типа волн (точнее, последовательности импульсов) в светоносном эфире. Между тем эта теория была способна хотя бы качественно объяснить явления интерференции и дифракции света. Ньютон же ошибочно полагал, что ей противоречат явление поляризации света и то обстоятельство, что непрозрачные предметы отбрасывают резкие тени. Его собственная гипотеза состояла в том, что свет — это поток частиц; он вообще не находил объяснения явлению поляризации, а явление интерференции (которое одним из первых начал экспериментально изучать) туманно объяснял "трудным и легким преломлением". Огромный авторитет Ньютона обеспечил господство этих взглядов на протяжении многих лет после его кончины.

Волновая теория. Лишь в начале 19 в. Т.Юнг в Англии и О.Френель во Франции создали детальную волновую теорию света, способную ответить на возражения Ньютона, а также просто и убедительно объяснить почти все известные в то время оптические явления. Математическая волновая теория Френеля и его последователей лежит в основе современной теоретической оптики, хотя и представляет собой просто теорию волнового движения. Она не нуждается в гипотезах относительно того, в какой среде происходит движение. Однако физика на протяжении всего 19 в. пыталась найти ответ на этот вопрос. Но при разработке чисто механической теории распространения волн в эфире возникла трудность: для объяснения поляризации света требовалось, чтобы световые волны были поперечными (подобно волнам, бегущим по веревке). Всякая среда, в которой могут распространяться поперечные колебания, должна обладать определенной жесткостью; это требование не удавалось согласовать со свойствами пустого пространства. Огромные усилия в этом направлении, в том числе использование самых мощных из существовавших тогда методов математического анализа, оказались тщетными. Всякая объединенная модель эфира, света и атомов, в которой эфир не оказывал бы воздействия на поведение атомов, давала следствия, которые опровергались экспериментом.

Максвелл. У истоков другого пути поисков природы света лежало открытие Дж.Максвелла, сделанное в 1861 и состоявшее в том, что световые явления связаны с электричеством и магнетизмом. Поначалу эфир рассматривался Максвеллом как сложная механическая система, действие которой проявляется в электрических и магнитных силах, но подчиняется законам механики. На основе уравнений, описывающих этот механизм, Максвелл установил возможность существования электромагнитного поля, способного отделяться от порождающих его зарядов и токов и уже независимо от них распространяться в пространстве с постоянной скоростью 310 745 км/с. Хотя Максвелл не занимался непосредственно построением теории света, совпадение этого числа с величиной скорости света, среднее значение которой по имевшимся тогда данным составляло 311 215 км/с, показалось ему крайне удивительным. (Результаты современных измерений дают 299 792 км/с, что согласуется с расчетами на основе уравнений Максвелла.) 10 декабря 1861 он писал своему другу У.Томсону (впоследствии лорду Кельвину): "Я составлял и решал уравнения, даже не подозревая, что скорость распространения магнитных эффектов может быть близка к скорости света, а потому, думаю, у меня есть основания полагать, что магнитная и светоносная среды идентичны".

Однако самой большой заслугой Максвелла было, пожалуй, то, что он сразу же понял: механическая модель не очень существенна для сделанных выводов. В его более поздней работе эти выводы представлены в их современном виде как соотношения между электрическими и магнитными величинами, остающиеся верными независимо от механического объяснения. Г.Герц показал на опыте, что теория Максвелла количественно верна при описании процессов испускания, распространения и поглощения излучения. Эти открытия сделали задачу сторонников эфира еще более сложной, т. к. теперь им следовало дать объяснение не только явлению света, но и электромагнитным явлениям.См. также ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ.

Квантовая теория. Теория относительности Эйнштейна появилась в 1905 и в удивительно короткий срок, учитывая ее радикальный характер, завоевала всеобщее признание. Отчасти это произошло потому, что теория относительности, благодаря глубокой связи с экспериментальными фактами, продемонстрировала, что теорию эфира следует отбросить. Хотя теория Эйнштейна и не давала ответа на фундаментальный вопрос, каким образом распространяется свет, оставляя проблему почти в том же виде, как и во времена Юнга и Френеля, она выбила почву из-под разного рода теорий эфира, доказав, что для данного вопроса нет механистического решения.См. также ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ.

Когда теория эфира вступала в свою последнюю фазу, столь же фундаментальное и плодотворное замешательство возникло в другой области физики. Еще в 1887 в ходе экспериментальной проверки теории Максвелла Герц был озадачен явлением фотоэффекта (испусканием отрицательных электрических зарядов с поверхности металла под действием света). К 1902 стало очевидно, что теория Максвелла совершенно неверно предсказывает число и энергию электронов, испускаемых при фотоэффекте. Опираясь на высказанную ранее Планком идею, Эйнштейн в 1905 предложил очень простое объяснение фотоэффекта: свет падает на поверхность металла в виде потока частиц (возрождение представлений Ньютона), энергия которых пропорциональна частоте света, и каждая из них выбивает с поверхности один электрон. Пропорциональность энергии частоте записывается в виде E = hn, где E — энергия, n — частота падающего света, а h — универсальный коэффициент пропорциональности, называемый постоянной Планка. Существование дискретных порций энергии, названных квантами, а позднее фотонами, было экспериментально подтверждено в последующее десятилетие. Предложенное Эйнштейном соотношение выполнялось с высокой точностью и нашло свое место в квантовой теории, когда ее впервые применил к строению атома Н.Бор (1912).См. также КОМПТОНА ЭФФЕКТ; ФОТОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ; КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА.

Однако долгое время физический смысл гипотезы Эйнштейна оставался неясным. Очевидно, что говорить о длине волны как о характеристике механической частицы означало бы смешивать электромагнитные и механические свойства, как это было в 19 в. Очевидно также, что интерференцию света от двух щелей невозможно объяснить каким-либо взаимодействием частиц, поскольку частица должна пройти либо через одну, либо через другую щель, и влиять на ее движение обе щели не могут.

Эти и многие подобные вопросы почти 20 лет тревожили сторонников квантовой теории, вздохнувших с облегчением лишь с появлением в 1925 ее современного варианта. Решение было простым, изящным и полностью согласовалось с экспериментом: свет представляет собой волну, но не механическую, пока не происходит обмен энергией с веществом. Переход энергии от света к веществу или от вещества к свету подчиняется соотношению E = hn. Данное соотношение является математическим следствием теории, которая предсказывает, что то же самое справедливо для волны любой природы, например звуковой. В обыденном же опыте дискретность испускания и поглощения энергии не обнаруживается по той причине, что энергия квантов, как правило, мала и лишь поток большого их числа может вызвать зрительное ощущение. (Например, нормальный человеческий глаз, полностью адаптированный к темноте, едва воспринимает освещенность, соответствующую попаданию в глаз примерно 60 фотонов в секунду, а обычные уровни освещенности во много тысяч раз больше.) В то же время фотоэффект и комптон-эффект, которые отражают воздействие отдельных фотонов, а также поглощение звука в кристаллах (соответствующие кванты называют фононами), хорошо известны в физике твердого тела. В настоящее время состояние теории света можно считать удовлетворительным в том смысле, что не осталось значительного объема необъясненной экспериментальной информации. Однако, как видно из истории развития представлений о природе света, нельзя уверенно предсказать судьбу физической гипотезы.
Литература:
Ландсберг Г.С. Оптика. М., 1976
Брилл Т. Свет: Воздействие на произведения искусства. М., 1982
Апресян Л.А., Кравцов Ю.А. Теория переноса излучения. М., 1983
© Энциклопедия «Кругосвет», 2007
© 2001—2010 «Яндекс»





как многабуков ;)


Рецензии