Стиль и ритм
Тем более это относится к стихам. Стиль поэта это, пожалуй, очень личное, то есть то, что определяется личностью пишущего. Как это рождается, как генерируется текст? Очень по разному. Например как у Пушкина:
«...И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут».
А может, как у Маяковского, у которого вначале в голове возникало ритмическое звучание, под него наплывала тема и искалась рифма.
"Я сразу смазал карту будня
Плеснувши краску из стакана
Я начертал на блюде студня
Косые скулы океана
На чешуе жестяной рыбы
Прочёл я зовы новых губ
А вы ноктюрн сыграть могли бы
На флейте водосточных труб?"
Вот два отрывка - два стиля, два ритма.
Я приведу здесь образцы стилей и ритмов, которые произвели на меня впечатление.
Бодлер.
Ну это - глыба и каких-то комментариев не требует. Мне понравилась и запомнилась строчка из Петра Вегина - "Клянусь Бодлером" - а - как звучит. Тут много всего. Например:
"Когда на небосвод свинцовой мглой закрытый
Ложится тусклый день, как тягостная ночь
И давят небеса, как гробовые плиты,
И сердце этот гнёт не в силах превозмочь.
Когда промозглостью загнившего колодца
Нас давит душный мир, когда в его тюрьме
Надежда робкая летучей мышью бьётся
И обо свод колотится во тьме..."
Я не буду всё цитировать - просвещённый читатель и так это знает, хотел только обратить внимание на ритм - напоминающий водоворот (не испорченный даже переводом), медленно, но неотвратимо затягивающий в бездну сплина.
Пастернак. О - это тонкий, изящный, интеллектуальный стиль и ритм, требующие, иногда, неоднократного прочтения. Если Маяковский - ремесленник, вколачивающий свои рифмы как гвозди, то Пастернак - это сибарит плетущий кружевную вязь своих изысканных стихов:
Весна.
"Что почек, что клейких заплывших огарков
Налеплено к веткам! Затеплен
Апрель. Возмужалостью тянет из парка
И реплики леса окрепли.
Лес стянут по горлу петлёю пернатых
Гортаней, как буйвол арканом,
И стонет в сетях, как стенает в сонатах
Стальной гладиатор органа..."
(Посмотрите, как меняется ритм в о второй части стиха)
"Весна! Не отлучайтесь
Сегодня в город. Стаями
По городу, как чайки,
Льды раскричались, таючи.
Земля, земля волнуется,
И катятся, как волны,
Чернеющие улицы -
Им, ветреницам, холодно..."
О, мой любимец - Заболоцкий. Его стиль и ритм менялся на протяжении его жизни. Вот из раннего - какая экспрессия!:
Футбол
"Ликует форвард на бегу
Теперь ему какое дело!
Недаром согнуто в дугу
Его стремительное тело
Как плащ летит его душа,
Ключица стукается звонко
О перехват его плаща,
Танцует в ухе перепонка,
Танцует в горле виноград
И шар перелетает ряд..."
Привожу отрывок из совершенно потрясающего, на мой взгляд, стиха "Гроза" уже более "позднего" Заболоцкого. Посмотрите на стремительность первого отрывка и на несколько медлительное и, вместе с тем мощное развёртывание второго:
Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница,
Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась с травой.
Всё труднее дышать, в небе облачный вал шевелится,
Низко стелется птица, пролетев над моей головой.
Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья
Человеческий шорох травы, вещий холод на тёмной руке,
Эту молнию мысли и медлительное появленье
Первых дальних громов - первых слов на родном языке..."
А? Каково? Звуки грома - это родной язык для поэта!
Мигель Эрнандес (Испания - современник Гарсиа Лорки).
Наваха - испанский изогнутый нож (использвался в драках).
Ну - просто музыка:
"Наваха, зарница смерти,
Как птица нежна и зла,
Круги надо мною чертит
Косой полосой крыла
Ночной метеор безлюдья,
Вершит она свой полёт
И где-то под левой грудью
Угрюмые гнёзда вьёт..."
А вот лёгкая и изящная зарисовка от Бальмонта:
Камыши.
"Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
О чём они шепчут? О чём говорят?
Зачем огоньки между ними горят?
Мелькают, мелькают - и снова их нет.
И снова забрезжил блуждающий свет.
Полночной порой камыши шелестят.
В них жабы гнездятся, в них змеи свистят..."
Мандельштам.
"Я к губам подношу эту зелень -
Эту клейкую клятву листов,
Эту клятвопреступную землю:
Мать подснежников, кленов, дубков..."
Ка-кая аллитерация! Клейкая клятва листов - вкусно ведь а?
Чуть-чуть Цветаевой:
Над синевою подмосковных рощ
Накрапывает колокольный дождь
Бредут певцы Калужскою дорогой. -
Калужской - песенной - привычной. И она
Смывает и смывает имена
Смиренных странников, во тьме поющих бога.
И думаю; когда-нибудь и я,
Устав от вас, враги, от вас, друзья,
И от уступчивости речи русской,-
Надену крест серебряный на грудь,
Перекрещусь - и тихо тронусь в путь
По старой по дороге по Калужской.
Во! Какие поэты у нас на Руси были. И каким же провидческим это стихо оказалось...
Ну, и, наконец, если говорить о стиле и ритме, то нельзя обойтись без упоминания о Велемире Хлебникове. У него замечательная смесь верлибра и, местами, рифмы, оттеняющей избранные строфы; часто присутствуют звуковые формы, сотворённые поэтом, которые удачно вписываются в ткань стиха. Вот небольщой пример:
МОРЕ
Бьются синие которы
И зеленые ямуры.
Эй, на палубу, поморы,
Эй, на палубу, музуры,
Голубые удальцы!
Ветер баловень — а-ха-ха! —
Дал пощечину с размаха,
Судно село кукарачь,
Скинув парус, мчится вскачь.
Волны скачут лата-тах!
Волны скачут а-ца-ца!
Точно дочери отца.
За морцом летит морцо.
Море бешеное взы-ы!
Море, море, но-но-но!
...
Пока, достаточно. Конечно, это очень выборочно, очень фрагментарно - уж как получилось.
10.08.2007
Свидетельство о публикации №110011701896