На картину Диаса Устемирова В пути

Медитация крови…

В её глубинах,
на экране души
есть картина:

всадник в степной глуши.

Дума о крове,
(крыльями за спиной)
в небе стальном отразится:

ангелом над головой…

Кисть хватай и пиши –
облако, что маслянится,
горним крылом…

Видимо, это – зимой,
близящейся к кончине:

причудливо расцвело
снежное поле
абрисами черепах, рыб, раков…

Синий
чапан на мужчине,
аукается с линией
горизонта… Бодро бежит собака…

Копыта лошади вязнут в обещанной воле,
былинный лев, кураями, крадётся к её хвосту,
но сиреневое на шкуре, не предвещает боли…

Лицо всадника превратилось в черту,
сквозь охру малахайного меха,
нацеленную в Пустоту –
за крылья серафима…

Эхо
озера, что не зримо,
за вытянутым перед глазами, бугром,
дышит в уши озоном всего, что любимо…

Спасибо, Диас! За дом,
обустроенный дымом,

в чьих контурах – кровного крона,
чьи корни – сердца, не мимо!
Чей ствол – сквозь сталь, напролом!

Кустиковые изломы, над чёрным деревом рамы,
коричневеют о нервах, осевших в зимнем, былом…

Эдакие – древнекитайские идеограммы:
лисички,
птички,
поломанные спички…

Женщина с развевающимся волосом,
с вывернутым крылом,
под искалеченным полозом,

что корчится
за собачьим,
саблевидным хвостом.


Рецензии
Вась, мне видна картина до "Спасибо, Диас..." — может быть, я не так зорок, как Валера... Дальше мне представляется всё переломанным: изображение ангела, природы и всадника тонет в мыслях и абстракциях... Скажи, дом и ангел — это что-то одно, да? Сталь неба в начале стихотворения, видимо, перекликается со сталью, сквозь которую напролом проходит ствол?.. Уж слишком разнесены эти образы — стихотворение-то большое, и не сразу соотнесёшь... "Кустиковые изломы над чёрным деревом рамы" — это внизу картины, да? То, что они "коричневеют о нервах, осевших в зимнем, былом", — красивейший образ!.. И слова подобраны неожиданные и восхитительно яркие и внутренне-объёмные... И про идеограммы — здорово! Но если до "спасибо, Диас..." полотно перед глазами читателя (под читателем себя имею в виду) выстраивается последовательно и потому предстаёт цельным, то дальше — какими-то скачкАми: то одно, то другое, и без ясной связи... Концовка с женщиной и собакой вовсе какая-то устрашающая! (Прости!) Уж очень как-то далеко от ангела уводит... И вообще картина превращается во что-то готическое, мистическое — с этой женщиной "с развевающимся волосом, / с вывернутым крылом, под искалеченным полозом, // что корчится / за собачьим / саблевидным хвостом"... Бр-р!..
...Такое вот общее впечатление...

Максим Печерник   16.01.2010 00:02     Заявить о нарушении
Дорогой Максим! Спасибо тебе!!! Картина небольшого формата: 15 на 17, в чёрной деревянной рамке - масляными красками по картону... Абрис нескольких больших крыльев и образа лика прямо над головой всадника прочитывается в серебристо-белых бликах, видимо передающих облака - на стальном фоне неба и слева справа над плечами всадника бликами же вырисовываются крылышки подобные тем что обычно пририсовывают Амуру :))) маленькие округлые... А всадник окрылён думой о доме... А атмосфера общественная - стальная, как и 70 процентов фона картины - небо занимает две верхних части... Кустики, как раз под бегущей собюакой и хвост у неё саблевидный торчащий вверх и загнутый... Если пристально глядеть на линии торчащих из снега с горизонтальными волнообразными загибами слева направо кустовидных степных трав то и женщину увидишь и всё что я в стихотворении обозначил, конечно это виденье картины поэтом :)))

Спасибо, Диас! За дом,
обустроенный дымом,

(имеется ввиду картина исполненная вышевысвеченным образом - тональность дымная, образы дымные, метаморфозные, думные... и в этом - мировоззрение а в нём ствол, что сквозь сталь напролом :))) )

в чьих контурах – кровного крона,
чьи корни – сердца, не мимо!
Чей ствол – сквозь сталь, напролом!

Кустиковые изломы, над чёрным деревом рамы,
коричневеют о нервах, осевших в зимнем, былом…

Эдакие – древнекитайские идеограммы:
лисички,
птички,
поломанные спички…

Женщина с развевающимся волосом,
с вывернутым крылом,
под искалеченным полозом,

что корчится
за собачьим,
саблевидным хвостом.

Обнимаю!!!
Салют!!!
Спасибо!!!
Вася :)))

Василий Муратовский   16.01.2010 01:38   Заявить о нарушении
там у меня собаюка получилась - даже прикольно :)))

Василий Муратовский   16.01.2010 01:41   Заявить о нарушении
Ага! Так женщина — уже тобой добавлена! То есть устрашающая готическая добавка — это уже виденье поэта... :))) ...Знаешь, мне захотелось с тобой поделиться детальным своим впечатлением от стихотворения в целом, потому что картины-то нет перед глазами, да и не должно быть, по-хорошему, раз уж ты взялся её представить словом... Твои объяснения — понял; и всё же мне кажется, лучше бы было выстроить полотно последовательно в одном стиле, ты же после "Диаса" перешёл в абстрактный экспрессионизм (отчасти)... Сбиваюсь я им, эээх...

Максим Печерник   16.01.2010 01:55   Заявить о нарушении
собаюка лучше :)

Максим Печерник   16.01.2010 01:56   Заявить о нарушении
...на мой новый стих взгляни-то!

Максим Печерник   16.01.2010 02:00   Заявить о нарушении
ВЗГЛЯНИ НА КАРТИНУ :))) Валера её сжал и вот она перед тобой, каковы твои впечатления?! Салют!!!

Василий Муратовский   17.01.2010 22:16   Заявить о нарушении
...Вась, ну цветопередача такая, что говорить о ней как о картине здесь практически невозможно, сам же видишь! Единственное, что я вижу, — что ты старался быть точным в описании... Но вот, например, ангела над головой всадника при такой цветопередаче усмотреть нельзя никоим образом...
...Меня поражают ноги лошади: они какую-то обречённость в ней выдают, что-то в их движении и тонкое-изящное, и бессильное.
...Вот такие впечатления. )(

Максим Печерник   17.01.2010 22:25   Заявить о нарушении
Макс я тебе вышлю развёрнутый вариант!)(
Мне картины не доставало. Теперь, читая и сопоставляя описание с картиной - честно скажу - получил большее удовольствие, потому что чётко прочувствовал вглядывание, медитативное, неторопливое изучение и словонахождение (даже если это решалось в форме импровизации). Самому захотелось написать что-либо подобное!) Спасибо, Вася!!!)
Салют!)

Валерий Мурычин   17.01.2010 23:00   Заявить о нарушении
Жду, Валер, спасибо!

Максим Печерник   17.01.2010 23:09   Заявить о нарушении
Уже наверное должно дойтить письмо!)( В ящик, Макс, глянь!

Валерий Мурычин   17.01.2010 23:15   Заявить о нарушении
Не-а, не моргает пока окошко, да и сигнала звукового нет! В дороге пока письмо!

Максим Печерник   17.01.2010 23:20   Заявить о нарушении
Спасибо, друзья!!! Для меня здесь важно именно мировоззрение - суть коего _ словами Бродского:

"Не в том суть жизни,
Что в ней есть,
Но в вере в то,
Что в ней
должно быть..."

("Пенье без музыки")

А ноги у лошади такие от долгого хода по квашне весеннего снега, надо полагать :))) И озеро впереди угадываемое - Иссык-Куль - эзотерики называют его глазом мира - что-то вроде этого и Заратустра из этих краёв :))) а время 2000 год - каким-то прессующим ощущалось, по крайней мере здесь и нами - пишущими, рисующими, поющими, мыслящими, чувствующими, выживающими в вышевысвеченном и бытовом так же плане, без гарантий выжить... Вроде бы выжили :))) А называться таковыми, так ведь и не к спеху - на часах: вечность... (Батюшкова спесь...)
Салют!!! Вася :)))

Василий Муратовский   17.01.2010 23:26   Заявить о нарушении
Спасибо, Валер! Всё дошло! И ангела теперь заподозрить можно :), и вообще оттенки появились, жизнь какая-то. :), )(

Максим Печерник   17.01.2010 23:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.