Монолог Арены Корриды

Пролог к спектаклю по пьесе Исаака Фридберга "Арена"

Триста лет я – Арена корриды,
окруженный трибунами круг,
Где всегда только смерть побеждает.
Я живу вашей болью,
Игрою со смертью,
Я живу вашим страхом
И сильнейшею жаждою жить.

У меня здесь свои законы.
Цель пришедших смотреть на арену -
Смакованье чужих страданий.
Вот он – вой этих чудо-людей:
«Бей сильнее! Ату его! Бей!
А-а-а-а!»

Каждый из зрителей
Всего лишь ничтожество,
Но все вместе они – это Я!
Алчущее крови чудовище!

Жадно следящие пляску смерти пигмеи
Сами боятся и боли и смерти
(Дряблое тело, мелкие души).
Но ради них,
То есть, ради их денег,
Кто-то сейчас там внизу, на песке,
Захлебнется от ужаса,
От всё затмевающей боли,
От рёва, рвущего уши.
Аплодисменты – слушай!

Стой, не спеши! Остановись!
Не убивай сразу. Это не бойня.
Ему очень больно, но он ещё жив.
А может, сможет парировать удары?
С гримасой боли рванется навстречу?
Держись!
Ого! Сопротивляется...
А ты ударь ещё! Ещё!
Прекрасно. Качнулся... Колени дрожат...
Замер... Рухнул! И ... тишина...

С этим покончено.
Приведите в порядок арену.
Следующих давайте -
Аплодисменты!

Чем они лучше, красивей, сильнее,
Пришедшие на арену,
Чем им больше хочется жить,
Тем больше аплодисментов,
Тем больше энергии мне,-
Когда их венчают со смертью,
Восторженно вскрикнет толпа: «А-а-а!»

Мой любовный экстаз –
их агония на арене.
Как сказал незабвенный Маркиз де Сад:
«Секс без боли – еда без соли!»

Смотри-ка, ушёл от удара, а?

Боль без секса – моё сладострастье.
Мое наслаждение, ад и рай,
Счастье составляющих меня ничтожеств.
Слышишь ор трибун:
«О, как ударил! Как ему больно! У-у!»

Как мечется, чтобы уйти от боли.
Но уйти можно только
                в  НЕ-
                БЫ-ТИ-Е!

Бей, сильнее, мощнее, точней, бей!

Побежденному – тишина и покой.
Победителю смерть
Оставляет надежду и деньги
(и тело поверженного) – Ха!
Аплодисменты!!!

Быстрей убирайте падаль!

Слава героям корриды, слава!
Матадору, любимцу народа,
Мой приветственный рёв: «А-а-а!»

Триста лет я – Арена корриды.


Рецензии
Здравствуйте, Татьяна!
Замечательно сказано «от лица» Арены!
Хочется воскликнуть: «И это – кульминация вашей цивилизации!»
«Не убивай сразу. Это не бойня.
Ему очень больно, но он ещё жив?» - даже этими строках сказано очень многое.
Этот цинизм изуверского развлечения, уходящего в глубину романских веков, пугает своей бесчеловечностью. Но таково своеобразие его – человека германо-романской цивилизации, постоянно поучающего нас нравственности.
Конечно, они находят слова для оправдания своих представлений о нравственности.
Как-то занесло на корриду, наши женщины чуть не плакали, причем слёзы были – не по матадору!
А как органично-жизнерадостно реагировала испанская публика!
Да, таково своеобразие западной культуры, их мировоззрения. А потом удивляемся, что это – цитадель расизма, фашизма, колониализма…
Понятно, что Арена – образ собирательный, олицетворение её – их многовековой ци-ви-ли-за-ци-и.
Замечательно написано!

Аристарх Басаргин   16.10.2020 09:40     Заявить о нарушении
Огромное спасибо за отклик. Год назад я читала эту вещь на театральном конкурсе. Как чтецу мне дали третье место, потому что посчитали, что я - прославляю корриду!

Татьяна Аленчикова   17.10.2020 01:27   Заявить о нарушении
Странно. Я увидел совсем другое – не прославление корриды, а протест.
И «Арена» – это не только коррида! Это и символ определенного мировоззрения, это – и страшное «гладиаторское наследие» романской культуры. Коррида ведь «прижилась» и в Латинской Америке и на юге Франции в Провансе…ее метастазы видны и в играх-бегах с быками по улицам городков и на аренах. Правда, там животных публично на потеху жаждущим «полюбоваться игрой в жизнь и смерть» уже не убивают…– на потеху публике играют с жизнями люди.
«Арена» – у них, в частности – испанцев, в голове. Этакая замена средневековых зрелищ с принесением в жертву человека, на более нравственный, с их точки зрения, вариант с животным.
Я рассматриваю «Арену» и как продолжение традиции публичных казней на площадях Европы, которые, как театрализованные зрелища, собирали толпы «просвещенных» европейцев, там же – и публичные костры, где сжигались неугодные, неправильные сограждане...
Не знаю, что там было за жюри театрального конкурса…я бы первое место присудил.

Аристарх Басаргин   17.10.2020 05:38   Заявить о нарушении
Огромное спасибо за отзыв и поддержку в отношении к описанному.

Некоторое время назад пытались в Москве в районе Строгино построить арену для корриды, но жители выступили дружно, и всё убрали.Хотя там не планировалось убивать, только дразнить быков.

Татьяна Аленчикова   17.10.2020 11:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.