Сила рифмы
Идут, как на последний бой.
Вот Киев взят, вот взяты Бельцы.
Земля кипит, горит войной.
Таким было мое первое стихотворение, написанное в десятилетнем возрасте, когда я вдруг почувствовал волшебство рифмы. Мне очень захотелось написать что-то сильно и эпическое, вот почему мой юный разом подтолкнул меня к теме войны.
Я запомнил именно эту строфу из целого десятка сочиненных тогда потому, что именно здесь столкнулся с тем, что для себя называю правдивостью рифмы. Ведь именно тогда я почувствовал, что кажущаяся легкость рифмы может быть и нечестной для читателя. Ведь я не знал тогда, какой город был освобожден от фашистов раньше, Бельцы или Киев. И я для того, чтобы установить эту правдивость полез в книги. И как же был рад, что рифма у меня останется правдивой, а потому исключительно точной.
Спустя несколько лет я уже открыл для себя разницу хорея и ямба. И пробовал свои силы как в анапесте, так и в амфибрахии. А тут еще стал членом литературного кружка, где удивительная учительница, Юдифь Львовна Львова, открыла для меня и секреты техники стихосложения.
Ведь стихи - это не просто рифма, и не просто изысканная или эпатирующая рифма. Рифма, как элемент мелодики, должна быть едва ли не небесной и мудрой. Ведь суть не в механике правила, что рифмованные слова должны отличаться друг от друга если не частями речи, то падежами существительных или склонениями глаголов. Но именно искусное владение такой техникой делает стихотворение произведением, а не примитивом уровня Митрофанушки, которому лень даже слово написать...
"У меня мурашки
От моей Наташки"
"Поцелуй меня везде
Я ведь взрослая уже"
Примеры такого стихомарания, тиражируемого в массы, печальны и заставляют тревожиться за будущее.
Это ведь просто: смахнул первую попавшуюся рифму и - готов стишок...
Что роднит профессионалов-художников и профессионалов-поэтов? Профессионалом среди художников является тот, кто вкладывает душу в каждый свой мазок, оживляя картину, делая ее созвучной человеческим мыслям, эмоциям, переживаниям. Это ремесленники штампуют свои псевдошедевры и порой сбывают их на волне популярности. Но в их творчестве кроме эпатажа и гламура ничего нет.
Так же и поэт должен каждую рифму проносить через сердце. И десятки раз пересматривать свои строки, чтобы наиболее точно выразить свою мысль.
Я пишу стихи, обложившись словарями. Я иной раз даже заглядываю в грамматический словарь Зализняка, чтобы проверить себя на широту своего словарного запаса. Я штудирую толковые словари и словари синонимов, чтобы быть максимально точным в передаче мысли. Я ищу экспрессию в слове, в рифме, и использую ее, когда это необходимо. Я научил себя не торопиться с рифмой. Ведь, в принципе, можно и прибегать к банальным рифмам типа "кровь/любовь", но сделать это нужно изысканно, экспрессивно, мощно, и тогда банальность эта исчезает, а рифма приобретает еще одну грань, еще один оттенок блеска.
Мне очень повезло, что я изучал старославянский язык, что выучил сербский, французский, английский. Я теперь хорошо знаю разницу английской и нашей стихотворной мелодики.
В сербском языке сохранилась славянская система ударений: два восходящих и два нисходящих ударения. Наш язык после воздействия тюркской ударной системы в годы татаро-монгольского ига приобрел одно силовое ударение. Тем не менее мелодика русского стихотворения сохраняет отголоски старой системы, и если вы присмотритесь внимательно к нашей поэзии, то обязательно найдете во многих стихах слова, где проявляются два ударения. И ударения эти стоят именно там, где они стояли еще в прарусские времена. Умело используя эту мелодическую архаику, вы сможете не только стилизовать одни свои стихи, но и придавать им исключительную русскость.
Читайте Пушкина, он, я полагаю, не подозревал о том, что когда-то в русском языке было не одно ударение, но инстинктивно чувствовал это. И именно искусное использование русской мелодики сделало поэзию Пушкина намного более русской, чем, например, поэзия влюбленного в Байрона Лермонтова или стихотворчество увлекшегося мужицкой стилизацией Некрасова.
И эта архаика тоже немало влияет на вашу рифму. Она делает ее образной, ведь рифма - логическое завершение строки. Это либо точка сказанной вами мысли, либо ее пик, либо ее начало. И насколько точна она будет, насколько экспрессивна, насколько по-русски мелодична - настолько она будет и сильна.
Овладеете такой рифмой в полной мере - станете настоящим поэтом.
PS: Я сам еще не достиг этой вершины, еще учусь, хотя и годов уже не так мало. Но я не останавливаюсь. И иногда попадаю именно в точку. Чего и вам желаю и почаще...
Свидетельство о публикации №110011303708