Классические строфы
Твоя постель - моя могила,
Стократ принявшая меня.
О, сколько страсти поглотила
Бесчувственная простыня!
Пронзённые единой болью,
Какие бездны жгли дотла!
Кто был диезом? кто - бемолем?
Где были души? где - тела?
Дорога млечная ночами
Сулит иную явь и новь,
Но догорела со свечами
Твоя невечная любовь!
Опять метель колдует злая -
Ищу приют или причал,
Как сбитый серафим вползая
Под саван снежных одеял.
Свидетельство о публикации №110011107872
Позвольте послать Вам один из моих любимых стишков Б.П., написанный им уже в достаточно "зрелом" возрасте. Это каким-то образом перекликается с нашими последними разговорами. И спасибо за фото. После венецианских серых тонов такая белизна определённо обнадёживает.
Борис Пастернак
* * *
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
1956
С уважением,
Максим Седунов 21.01.2010 17:46 Заявить о нарушении
С благодарностью,
Майкл Ефимов 21.01.2010 19:01 Заявить о нарушении
Спасибо за комментарии относительно стишка Б.П. Ваши наблюдения достаточно точны. Правда, когда я прочитал «...умная зарифмованная мысль без собственно поэзии», то сразу вспомнил, что всего-то несколько дней назад аналогичный приговор в Ваш адрес вынесла наша глубокоуважаемая Галина. Из этого ведь и вытек в итоге разговор про тот злополучный реактор, который, как выяснилось, оказался для неё же не более чем тайной за семью печатями. Подходы Б.П. и И.Б., безусловно, разные – и к поэзии, и к реальности. Бродский – это самоучка, который, ценой неустанного углубления внутреннего, шёл от простого к сложному; и это сложное, тем не менее, явилось в его творчестве даже более органичным, нежели предшествовавшее ему простое. Пастернак же, получивший блестящее образование, обучавшийся в Марбурге философии у самого профессора Когена (неоплатонизм), совершил прямо противоположный путь. Поэт, написавший «Сестра моя - жизнь», и поэт, написавший «Стихи Юрия Живаго» и «Когда разгуляется» - буквально разные люди, которых объединяет лишь вывеска в виде общего имени. У И.Б. преемственность прослеживается гораздо сильнее. И скажу честно: не принимая во внимания их духовные преобразования, проходившие в течение всей жизни, здесь вообще ничего не разобрать. И есть тут одна особенность, которую я, говоря о Бродском, уже подчёркивал. Ведь очень часто, Майкл, сравнивая двух этих авторов, на ум приходит точнейшая аналогия из русской литературы, где ситуация похожа, как две капли воды. Это – Достоевский и гр.Толстой. Достоевский, как и Бродский, в качестве художника, ценится мною выше, но когда накладываешь на это их судьбы, - что, согласитесь, тоже своего рода книги – то Пастернак и гр.Толстой тут же получают, так сказать приличный гандикап на фоне своих визави. На Бродском, несмотря на его глубокую порядочность, всё равно лежит свойственный времени и обстановке налёт псевдоинтеллигентского флера. Он человек настроения и к тому же весьма и весьма противоречив и непоследователен. Он мог в разных интервью или статьях, например, разносить и возносить одного и того же человека, что, естественно, с его глубиной и интеллектом не составляло больших проблем. Он чудил, как мог, хотя – надо отдать ему должное – к концу жизни таких эскапад становилось всё меньше и меньше. Б.П. же представляется мне просто удивительным человеком, который, начиная где-то с середины 30-х годов, полагаю, ни разу не сказал и не сделал низостей, а это, как Вы понимаете, были отнюдь не вегетарианские времена. Мою эстетику буквально воротит от отзыва И.Б. на роман «Доктор Живаго», хотя стихи Пастернака он ценил очень высоко. Но во всех репликах Бродского на эту тему всегда чувствуется ревность к Б.П. как к «Нобелевскому конкуренту», хоть он презрительно и отзывался об этом звании, - и все подобные вещи там шиты белыми нитками. Моё субъективное мнение состоит в том, что «Доктор Живаго» - лучшее произведение русской прозы ХХ века. И уж, конечно, этот роман не идёт ни в какое сравнение с теми шестью авторами, которых по итогам того же века И.Б. возводит на свой пьедестал (Беккет, Кафка, Джойс, Платонов, Музиль, Фолкнер). Я прочёл Доктора, когда мне было 20 лет, и это было, помню, одно из самых больших потрясений. И раз в 10 лет я всегда его перечитываю. Бродский сам – безнадёжный эстетик, но его стихи – это уже совершенно другой уровень самосознания. И он действительно, как мы уже с Вами говорили, халтурил в жизни, понимал это и от этого мучился, что, разумеется, говорит только в его пользу. Но есть вещи (и это, пожалуй, главнее всего), которые объединяют И.Б. с Б.П. Это, в первую очередь, чрезвычайно выысокий уровень внутреннего содержания, схожая интерпретация существования и его смыслообразующий каркас. Оба, будучи евреями, до мозга костей были приверженцами христианства, причём внецерковного христианства, лишённого всех этих внешних глупостей a la крещенское купание в проруби, которые по сути являются язычеством. Хотя и тут они оба были последовательны не до конца, ибо все их поэтические вариации с Рождеством sensu strictissimo (в строгом смысле слова) попадают в этот же раздел.
О Пастернаке написано довольно много; это и большая исследовательская работа его сына от первого брака – Евгения Пастернака, на которой, по сути, построены и почти все позднейшие исследования, и многое другое. Недавно в серии ЖЗЛ вышла отличная книга «Борис Пастернак» Дмитрия Быкова, который, кстати, в рамках той же серии написал также замечательную биографию о Б.Окуджаве. Всё это, на мой взгляд, по уровню намного сильнее, чем то, что было написано о Бродском, включая ЖЗЛовскую работу Лосева. Ну вот, Майкл, коротенько – в качестве утреннего привета – я постарался на эту тему высказаться. В качестве примера посылаю Вам два стишка обсуждаемых сегодня поэтов, которые даже объединены одинаковым названием, - чтобы Вы могли сравнить, что называется, их подходы – и к поэтике, и к метафизике.
http://www.clubochek.ru/lib.php?rat=16&dog=345
http://smbr.ru/hl/rz.htm
Ради бога простите, Майкл, если я достал своей эпистолярной активностью. Но я всегда успокаиваю себя в этом плане, что, мол, письмо – такая вещь, которая, в принципе, не должна вгонять адресата в неловкость, поскольку его можно прочесть сразу, можно оставит на потом, да что там, его можно просто, в конце концов, удалить, даже не читая. Поэтому в какой-то степени совесть моя здесь чиста.
С уважением,
Максим Седунов 22.01.2010 11:01 Заявить о нарушении
Прочитал стихи, разница принципиальная. У Б.П. подробное красочное описание, у И.Б. - идея. И еще такой момент: Б.П. вязнет в деталях, понижающих масштаб его мысли, - все эти ослики, мал мала меньше, и т.п. Также разрушают семантическое единство все эти "музеи, галереи, детвора" - это как бы другой уровень. И.Б. в этом отношении всегда аккуратнее.
С уважением,
Майкл Ефимов 22.01.2010 13:39 Заявить о нарушении
http://files.mail.ru/G4AZ21
Максим Седунов 22.01.2010 14:05 Заявить о нарушении
Майкл Ефимов 22.01.2010 14:45 Заявить о нарушении
Максим Седунов 23.01.2010 01:43 Заявить о нарушении
С уважением,
Майкл Ефимов 23.01.2010 13:25 Заявить о нарушении
Думаю, они всё же были религиозны. Мало того, подозреваю, само по себе религиозное, несмотря на то, что оба обсуждаемых нами поэта – по разным причинам – старались спрятать его поглубже, рассматривалось ими как высшее. Вот, пожалуйста, один из отрывков из Доктора, где устами Н.Н., дяди главного героя, Пастернак озвучил свой собственный взгляд на современность: «Попадаются люди с талантом, но сейчас очень в ходу разные кружки и объединения. Всякая стадность – прибежище неодарённости, всё равно верность ли это Соловьёву, или Канту, или Марксу. Истину ищут только одиночки и порывают со всеми, кто любит её недостаточно. Есть ли что-нибудь на свете, что заслуживало бы верности? Таких вещей очень мало. Я думаю, надо быть верным бессмертию, этому другому имени жизни, немного усиленному. Надо сохранять верность бессмертию, надо быть верным Христу! Ах, вы морщитесь, несчастный. Опять вы ничегошеньки не поняли…». И Б.П. приходит к религиозному неизменно - и в литературе, и в жизни - после столкновения с любой действительно серьёзной экзистенциальной проблемой. Примерно то же самое, но слегка по-другому, происходило с И.Б. Каждый из них, как мне кажется, спинным мозгом чувствовал, в каком направлении нужно двигаться, но, будучи поэтами, само понятие «двигаться» понималось ими с некоторыми особенностями. Понимаете ли, Майкл, поэтический пафос вообще находит своё выражение в словах, и он в своей высшей точке даёт понять, что человек, произнёсший вдохновенно некие слова, буквально забывает о себе, лишь бы раствориться в какой-либо идее. И оба наших героя умели растворяться в своих идеях поистине замечательно. Религия же всегда имеет дело с пафосом экзистенциальным. А экзистенциальный пафос как раз возникает вследствие преобразующего воздействия такой идеи на саму экзистенцию индивида. И если абсолютная цель (каковая всегда может выступить только в виде вечного блаженства, все прочие цели лишь относительные) не преобразует коренным образом экзистенцию индивида, который выстраивает своё отношение с ней, значит, этому индивиду экзистенциальный пафос неведом, и он имеет дело с пафосом поэтическим. На самом деле этика тоже имеет дело только с экзистенциальным пафосом. По сути, религиозное всегда вытекает из этического, по сравнению с которым тут возникают только два новых компонента – собственно Бог и категория абсолютной цели (вечное блаженство), без которой, уж поверьте, религиозное просто немыслимо, если, конечно, не доходить в понимании религиозного до тех причудливых форм, которыми так богаты история и современность. Поймите, пожалуйста, Майкл, религиозный поэт – это всегда своего рода мученичество, ибо он старается выразить своё отношение к религиозному посредством фантазии, однако, делая это, он обречён скатываться назад в эстетику. И это провал, как бы при том ни стонала от восторга читающая публика. Ведь воспевать Бога – это такая же насквозь эстетическая задача, как и воспевать, например, героя сражения или героя-любовника. С эстетической (поэтической) точки зрения, стишок и есть самое важное, тогда как сам поэт – не более чем случайность. С этической и с религиозной точки зрения, всё обстоит с точностью до наоборот. Попробую сказать ещё и по-другому: если человек отказывается от себя ради того, чтобы постичь нечто великое, - он вдохновлён эстетически; если же он отказывается от всего на свете, чтобы спасти самого себя, - он вдохновлён этически. Возвращаясь же к нашим героям, я, будучи достаточно глубоко погружённым в их мысли и их биографии, беру на себя смелость всё же ещё раз возразить Вам, Майкл, и сказать: они были религиозны, но вся их проблема в этом аспекте заключалась в том, что их роман с религиозным проходил по эстетическим законам. Их религиозность словно не выдерживала требуемой интенсивности и неизменно профанировалась, идя на поводу у поэзии. Грубо говоря, возвращаясь к предыдущему примеру, им казалось достаточным воспеть Бога (ведь терминологически тут как бы всё в порядке), причём не важно - прямо или косвенно. Что касается самих себя, то, по-моему, здесь они полагали, что за ТАКУЮ поэзию им спишется всё. Что ж, в отношении Б.П. и И.Б. я очень даже надеюсь, что так оно и будет. Относительно же себя я не смею даже думать о таких глупостях. И в словах, и в делах у меня есть один принцип, от которого я стараюсь почти не отступать, и этот принцип гласит: что бы я ни делал или ни говорил, моя мысль при этом должна оставаться чистой и ясной, а сам я перед собою должен быть этически предельно прозрачным. Поэтому-то я и держу все сферы в надлежащем порядке и стараюсь не позволять категориям совершать набеги на сопредельные территории и решать поэтическими средствами, например, этические или религиозные вопросы. Но я отнюдь не запрещаю этого делать кому-то другому. А это событие (которое, как Вы пишете, стало элементом культурного значения) по самой своей сути может иметь всегда значение только одно – религиозное. Всё же прочее sensu strictissimo всегда будет искушением, и не важно – в сторону культуры в конце концов оно приведёт или от неё.
С уважением,
Максим Седунов 25.01.2010 00:26 Заявить о нарушении
С уважением,
Майкл Ефимов 25.01.2010 14:03 Заявить о нарушении
Мне же лишь остаётся прерваться на этом столь оптимистичном допущении, ещё раз поблагодарить Вас, Майкл, за увлекательный диалог и пожелать нам с Вами новых открытий и новых прозрений на пути к истине, каковая, напомню, всегда лежит в границах субъективности.
С уважением,
Максим Седунов 25.01.2010 23:36 Заявить о нарушении
С искренним уважением,
Майкл Ефимов 26.01.2010 12:55 Заявить о нарушении
С наилучшими пожеланиями,
Максим Седунов 26.01.2010 13:12 Заявить о нарушении