Древо познания

                Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию.
                (Лк.10:18)

                И странным виденьем грядущей поры
                Вставало вдали всё пришедшее после. <…>
                Все ёлки на свете, все сны детворы.
                (Б.Пастернак)

“Tov-ha-meod” — “добро-и-зло” —
На диалекте Авраама
Звучало исстари, упрямо,
Как “всё-на-свете”, “всё-зело”.

Он сохранил в преданьях отчих
Рассказ, как пращуры в Раю
Вперили взор в пространство ночи,
Солгав у бездны… на краю…

И куполами мирозданья
Их осенял небесный свод,
И Млечный Путь сверкал огнями,
И в даль манил “tov-ha-meod”…

Светоношенье падших духов
Низверг Господь в земную тьму,
И всполох помыслов и слухов
Означил ада кутерьму.

И звездопад горящих яблок
Печальным маршем у виска
Из Рая гнал: тот плод был сладок,
Но в горле спряталась тоска.

Мамрийский дуб хранил залоги,
Что твой Потомок, Авраам,
Разрушит дьявола прилоги,
Свободу чад вернув рабам.

Подобны духи многократно
Метеоритному дождю,
Но лишь одна звезда обратно
Взметнётся в Небо к январю.

И всполохнёт над Вифлеемом*
Огромной пламенной скирдой,
И Бог родится в Доме Хлеба
И Сам накормит род людской.

И, чтобы память не поблёкла
В сердцах спасаемых рабов,
Звезда взойдет на каждой ёлке,
И вечен будет Дух ХрисТОВ.

22.12.09 — 11.01.10
_____________________

* Вифлеем — ивр. Бейт-Лехем, букв. Дом Хлеба.


Рецензии
Знаю, Алексей Владимирович,
Ваше отношение к читательским восторгам ("Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика...), но здесь трудно погасить (да и надо ли?) чувство радости!
Увидел и услышал замечательную аннотацию к "истории греха и надежды на спасение человека".
Как Вы думаете, Алексей Владимирович,
в какой вечности сейчас наши ветхозаветные предки?

С теплом добросердечия,

Анатолий Евстафьев   13.06.2019 10:22     Заявить о нарушении
Мне не вполне понятен вопрос, Анатолий: что значит, в какой вечности?
Для меня она (вечность) одна.
Вечность, вообще-то, очень плохо представима - это же божественная прерогатива - обитать в ней... а нам она представляется очень даже смутно. Если мы сподобимся Царства Небесного, то только тогда и войдём в неё. Вечность это то, где обитает Бог. Полагаю, что мы не можем расценивать смерть, как дальнейшее существование во времени - во всяком случае в том времени, которое мы знаем. То есть я не могу себе представить того, чтобы умерший в древние времена человек до Второго Пришествия дожидался своей участи. Полагаю, что в течение сорока дней после смерти определяется всё. Другое дело, что молитвой близких печальная участь может быть переменена.
Да, уже многим хорошо известна мысль Клайва Стейплза Льюиса о том, что врата ада запираются изнутри. Я её понимаю: хочешь, открой. То есть, молитва любящих может в конечном итоге побудить того, за кого молятся, потянуться-таки за ключом... и, естественно, что молитва, произнесённая даже спустя века способна проникнуть в этот самый сорокадневный промежуток.
Понятно, что праведники свой выбор сделали. А, вот, как дела обстоят у других, сказать не берусь. Предлагаю за них молиться. Именно это и осуществляет Церковь во время Родительских Суббот, поминая "всех от века преставльшихся православных христиан". Она и за остальных молилась бы с не меньшим рвением, но они, не став её чадами, Церковь в этом не уполномочивали - иначе будет насилие над личностью...
Не знаю, не напустил ли я тумана? Но ответил, как понимаю...

А.Т.

Священник Алексий Тимаков   18.06.2019 01:13   Заявить о нарушении
После концовки Вашего "Ветхозавсетное" предположил, что вечность может иметь две данности - плачевную и благостную...

"...Дерзкой жизнью своей недовольный
Жаждет выкинуть Ветхий Адам
Свой надкусанный плод своевольный
И года прибавляет к годам.
И у двери закрытого Рая
Ждёт в слезах, орошая порог,
Как его, вечной славой сверкая,
Позовёт воплотившийся Бог."

В одном из откликов Вы поясняете, что...
"...Святой, по моему разумению - это человек, который с Божьей помощью смог сделать гораздо больше, чем способен. И Адам и Ева сумели приподняться из пропасти ада и с великой верой ждать, что Господь их оттуда призовёт. Будучи в аду, не терять этой веры - великий подвиг...
Более того, они стали истоком тихого ручейка праведности, который в конечном итоге превратился в реку спасения..."

Потому и решился на свой вопрос, ответ на который Вам очевиден, но мне - не очень...

Анатолий Евстафьев   18.06.2019 07:37   Заявить о нарушении
Здесь, скорее, надо полагать под Ветхим Адамом меня самого, который до сих пор чает своего исхода из ада...
Адам Ветхозаветный уже дождался. Я воспринимаю возглас на Литургии: "Двери, двери, премудростию вонмем!" - именно как вопль праотца из недр ада, когда застучали молотки, пригвождавшие Христа ко кресту...

А.Т.

Священник Алексий Тимаков   18.06.2019 12:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.