Мирон Бялошевский. Барбара из Гачёва
Барбара из ГачЁва.
- Барбара из серебра и пепла...
- Я из дерева.
- Барбара из-под серого гонта...
- Я из-под голубизны.
- Голубизна у тебя на платье
ещё недозрелая,
а твой домик
из пепла и серебра
- Это известью побелили.
- Побелили?
- Известью побелили
- Барбара, с киноварью над головою,
в опаловом платье
и в голубоватом плаще
всё-таки ты ещё, кроме того, что побелена -
из серебра и пепла попрежнему
- А? ударяют в доски
моей каплички
яблоки
- Да, Барбара,
как будто яблони,
а ещё,
когда ты голову склонишь...
- Когда склоню голову?
Под покров? - без серебра.
А! Лопухи серебряные,
но только с одной стороны!
- Только с одной стороны.
По другой будет зелень.
Барбара,
но что-то ещё осталось
от пепла и серебра?
- На камни!
- Барбара барочная
ты разговорчива...
- Барочная?
- И так подвижна
вокруг...
- Помни,
кроме всего
я святая
в каждой складке платья
- Я знаю.
- А там,
за моею спиною
ниже,
стекает река
и что-то
всегда остаётся
- Я слышу.
- А сбоку
и наверху,
две щепки сложили
Господу Богу ГачЁвскому.
- Я на вершине вижу,
Барбара придорожная,
седой костёл
- Вот-вот!
Именно придорожная.
Ты не найдёшь здесь
ни гвоздя,
но зато тут есть
во-первых - паутина,
во-вторых пыль слоЯми,
в третьих - двух ангелов
закопчённых свечами,
в четвёртых - балки
косым андреевским крестом
связанные,
в-пятых - одни колкИ,
в-шестых - пустота,
а в седьмых - росписи
на потолке и на стенах
с евреями чёрными над дверьми
(Их Христос изгоняет из храма)
и всё деревянное.
И, деревянная,
я говорю тебе...
Она говорила очень долго
о том, на красных устах, костёле
седая.
Помню -
намалёванные глаза
прищуренные:
- Там, на балках
с востока
глядят лица.
но дождь их выел...
Долго она говорила
и всё это слышала
мной под костёлом случайно встреченная
Моя знакомая из Гачёва
Miron Bia;oszewski ]
Barbara z Haczowa
- Barbaro z popio;u i srebra...
- Jestem z drewna.
- Barbaro spod szarego gontu...
- Jestem spod b;;dkitu.
- B;;kit masz na sukni
jeszcze niedojrza;y,
a tw;j domek
t osrebro i popio;y.
- To wapienny tynk.
- Tynk?
- To wapienny tynk.
- Barbaro z cynobrem u g;owy
w sukni opalowej
z p;aszczem niebieskawym,
ale jeszcze jeste;
pr;cz tego, co tynkowali,
z popio;u i srebra dalej...
- A? Uderzaj; w deski
mojej kapliczki
jab;ka.
- Tak, Barbaro,
niby jab;onie,
a jeszcze
kiedy g;ow; sk;onisz...?
- Kiedy g;ow; sk;oni;?
Pokrzywy? - bez srebra.
A! ;opuchy srebrne
ale tylko
po jednej stronie!
- Po jednej stronie,
bo po drugiej ziele;,
Barbaro.
A popio;u i srebra
na co; chyba zosta;o?
- ...Na kamienie!
- jeste; rozmowna,
Barbaro barokowa.
- Barokowa?
- Tak. Taka ruchliwa
doko;a.
- Pr;cz tego jestem ;wi;ta
we wszystkich sukni skr;tach.
- Wiem.
- A tam ni;ej rzeka
za plecami moimi
ucieka
i zawsze jako;
pozostaje.
- S;ysz;.
- A w bok, na wysoko;ciach
siwe drzazgi pouk;adali
Panu Bogu Haczowskiemu.
- Widz; na wysoko;ciach,
Barbaro przydro;na,
siwy ko;ci;;.
- O to to!
Jakem przydro;na,
nie znajdziesz w nim
gwo;dzia;
s; za to
po pierwsze - paj;czyny,
po drugie - kurzu a kurzu,
po trzecie - dwa anio;y,
co kopci;y ;wiecami,
po czwarte - belki
wedle andrzejowego krzy;a
powi;zane,
po pi;te - same ko;ki
od sob;t po izbic;,
po sz;ste - pusto,
po si;dme - malowid;a,
na suficie
na ;cianach,
nad drzwiami czarni ;ydzi
(Pan Jezus ze ;wi;tyni wygania)
i wszystko z drewna,
jakem drewniana,
i m;wi; ci...
M;wi;a, d;ugo m;wi;a
od tego ko;cio;a na ustach
czerwonych - siwa.
Pami;tam - oczy malowane
mru;; si; jeszcze:
- Belki od wschodu patrz; twarzami,
ale twarze wyjad; deszcz... -
m;wi;; d;ugo
wszystko, co s;ysza;a
moja znajoma z Haczowa
pod ko;cio;em napotkana
;wi;tkowa ;opianowa...
..
Свидетельство о публикации №110011101186