Сальери
Когда же мне не до тебя?!
Входи, дружище! Будь отравлен!
То ничего! - ведь я любя!
Входи - сейчас раскрою ставни:
Пусть в окна хлынет яркий свет -
Ведь этот день запомнит небо!
... Ты не закончишь свой квартет,
Не преломив со мною хлеба!
... Всего важней на свете труд!
Я не забыл отца внушенье:
Труду поклонится уют;
Труд освятит твои свершенья;
И нет искусства без труда;
И нету без труда науки...
Но кто благословил тогда
Вот эти дерзостные руки?!
Как Дух осмелился Святой
Отдать венец челу повесы?..
Я отслужу за упокой -
Как минимум... четыре мессы.
- Да, Моцарт, славное вино...
Его прислали мне... оттуда...
Ты знаешь.
Дивное оно!..
Попробуй-ка вот это блюдо...
... И повторял всегда отец:
Всего превыше - справедливость!
Трудись, как вол, и_- твОй венец!
А - он при чём?! - скажи на милость...
Нет, Моцарт, я тебя люблю!
И надо всеми выше ставлю! -
Но никогда не потерплю
Несправедливости бесславной.
Ты друг, но истина - важней;
Она дороже всякой дружбы!..
- Нет, Моцарт, - ты себе налей,
А мне пока, мой друг, - не нужно.
Ноябрь 2003 г.
Свидетельство о публикации №110010905945
Сергей Шинковский 15.09.2014 23:56 Заявить о нарушении
Вроде бы я не вчера родилась, знаете ли...))) Я дама взрослая и работала в академической науке ещё до интернетизации всей страны...)
Например, у меня на полке стоит известная книга Дэвида Вейса 1991 года выпуска, "Убийство Моцарта".
Итак: существуют материалы биографа Моцарта Франтишека Немечека;
версия Готфрида ван Свитена, провожавшего Моцарта в последний путь, который, как никто другой, знал правду о том, почему никто не проводил Моцарта до могилы и почему могила великого композитора д о л ж н а была затеряться (поскольку после смерти тело его распухло, то упорно утверждали, что он был отравлен) и почему даже вдову Моцарта н е пустили на похороны мужа, и впоследствии Констанца не нашла никаких следов могилы мужа.
Но самое главное - существует запротоколированный исторический факт, что осенью 1823 года Антонио Сальери ПРИЗНАЛСЯ в том, что он отравил Моцарта, а затем, пытаясь покончить с собой, перерезал себе бритвой горло.
Признания Сальери и его решение исповедоваться и рассказать своему духовнику , что он отравил Моцарта, - все эти признания попали в печать в ноябре 1823 г. Сообщение об этом стало достоянием самых широких кругов венской общественности; и даже в архиве Бетховена сохранилось целых шесть упоминаний о попытках самоубийства Сальери.
В тетрадях Бетховена имеется запись его секретаря, венского юриста (!) и музыканта Антона Шиндлера: "САЛЬЕРИ ОПЯТЬ (!) БЕСПРЕРЫВНО ТВЕРДИТ, ЧТО ВИНОВЕН В СМЕРТИ МОЦАРТА".
Реабилитацией императорского капельмейстера австрийской тайной полицией было поручено журналисту Джузеппе Карпани, выполнявшему различные поручения охранки и получавшего деньги из кассы венского двора (кстати, Карпани был лично дружен с Сальери). Он обратился к венскому врачу Гульденеру фон Лобес с просьбой высказаться по поводу смертельной болезни Моцарта; но Гульденер... никогда не лечил и даже не навещал Моцарта!!
Другие врачи, к которым Карпани обратился с подобной же просьбой, вообще очутились в Вене уже после смерти (!) Моцарта и также основывали своё мнение лишь на р а с с к а з а х о болезни великого композитора.
А всё дело и весь сыр-бор был в том, что "ТАК КАК ПОСЛЕ СМЕРТИ ТЕЛО МОЦАРТА РАСПУХЛО, ТО УТВЕРЖДАЮТ ДАЖЕ, ЧТО ОН БЫЛ ОТРАВЛЕН", как сообщалось в корреспонденции из Вены берлинским "Музыкальным еженедельником" 12 декабря рокового 1791 года.
Тело его даже не внесли в собор, а прощальный обряд совершили наспех в капелле св. Креста, прилегающей к наружной стене храма. Не было даже проявлено элементарное уважение, приличествующее хотя бы его статусу помощника капельмейстера собора св. Стефана и званию придворного капельмейстера... (надо ли упоминать, что ранговые приличия в те времена очень много значили и соблюдались неукоснительно).
Решение похоронить Моцарта "по третьему разряду" тоже было более чем странным, ибо исходило оно от барона ван Свиттена, человека более чем состоятельного и при этом чрезвычайно высоко ценившего гений Моцарта.
Так что отнюдь не буйная и безответственная фантазия подвигла Пушкина изобразить Сальери "завистником злобным" и отравителем, и отнюдь не "с потолка" брал он материалы для работы над своей маленькой трагедии о Моцарте...
"Если бы Пушкин не запечатлео преступление Сальери в своей трагедии "Моцарт и Сальери", над которой, как установили советские пушкинисты, он работал много лет, то загадка смерти величайшего композитора Запада так и не получила бы разрешения", — писал доктор медицины Дитер Кернер (ФРГ) в статье "Прага в жизни Моцарта" (в русском переводе: АН СССР, сборник "Славяне и Запад", М., 1975, с. 189).
_______________________________________________
Обо всём этом я упоминала в своей собственной книжке "Бином Булгакова, или пятое измерение в романе 'Мастер и Маргарита' "", и даже посвятила этому изрядную часть главы "Роковая женщина и Чёрный Человек"...)
Забирова Ольга 20.09.2014 15:21 Заявить о нарушении
1. В.А. Моцарт: документация его смерти. К 175-й годовщине насильственной смерти".
Иоганнес Дальхов, Гунтер Дуда и Дитер Кернер. 1966. ФРГ.
Вступительная статья доктора искусствоведения Игоря Бэлза.
2. "Смерть Моцарта".
Иоганнес Дальхов, Гунтер Дуда и Дитер Кернер. 1971. ФРГ.
Забирова Ольга 20.09.2014 15:34 Заявить о нарушении
Сергей Шинковский 22.09.2014 20:59 Заявить о нарушении
Сергей Шинковский 22.09.2014 21:53 Заявить о нарушении