Часть 4 - Евгений Онегин - Тайны Истории
Мой прах переживёт и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Стихотворение "Памятник" было написано Пушкиным в 1836, незадолго до его смерти, и опубликовано в 1841 году, уже после его похорон. Оно в очередной раз указывает нам на то, что смерть Пушкина не просто трагической случайностью. Пушкин прекрасно знал о своейсмерти, и вероятно сам планировал её. К тому же похоже, что слова его слова "Нет, весь я не умру" следует понимать гораздо более буквально, чем принято. Он действительно обещал, что останется жив.
Как было подробно описано в предыдущих главах, произведя детальный анализ Пушкинского произведения "Евгений Онегин", а так же некоторых параллельных исторических фактов я пришла к выводу что произошло примерно следующее. После восстания Декабристов в 1825 году царь Николай I был несколько напуган, и с целью избежать дальейших подобных восстаний обратился к Пушкину с просьбой заняться народным воспитаниeм. Царь вероятно думал что Пушкин как никто другой подходил для этого проэкта, благодаря своим поэтическим способностям. Пушкин глубоко обдумал это предложение и написал ответ царю в котором говорил о том что с целью воспитания истинно гениальных современных людей и во избежание дальнейших восстаний, не плохо было бы обучить pусских людей не только поэзии, но ещё и экономике. К сожалению царь не оценил гениальной идеи Пушкина. Он остался несколько недоволен его посланием и в конце концов изложил свою идею о том, что для него важнейшей основой народного воспитания авляется не Гений, но прилежание и послушание. То есть откровенно говоря ему просто нужна послушная армия.
Пушкин, который считал что "народная свобода - неминуемое следствие просвещения", остался разочарован такой реакцией царя. Он ставил в пример Николаю I Петра Великого:
Но правдой он привлек сердца,
Но нравы укротил наукой... -
или
Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье...
В первой главе романа "Евгений Онегин", Пушкин в поэтической форме изложил свои взгляды на воспитание человека нового, гениального образца. В остальных же главах этого произведения Пушкин размышляет о других аспектах формирования зрелой либеральной личности, человека который сможет не только мечтать о свободе, как молодые поэты декабристы, но сможет так же осуществить эту мечту, жить этой свободой и наконец осознать её рамки и ограничения и использовать её на благо, а не во вред другим и самому себе. При жизни Пушкина этой идее не суждено было осуществиться.
Но его скорбный труд не пропал. Роман "Евгений Онегин" почему-то оказался настолько "архи-важен", что Маркс и Энгельс читали его и в переводе и в подленниках со словарём и неоднократно цитировали его в своих работах и даже декламировали по-русски своим русскоязычным знакомым.Возьмём к примеру цитату из статьи Энгельса "Внешняя политика русского царизма", опубликованной в 1990 году:
Но ценой за эту «свободу рук» на Востоке было присоединение к континентальной системе Наполеона, разрыв всяких торговых отношений с Англией. А это означало для тогдашней России полное расстройство торговли. Это было то время, когда Евгений Онегин (Пушкина) узнал из Адама Смита
Как государство богатеет
... и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет, -
меж тем как, с другой стороны,
Отец понять его не мог
И земли отдавал в залог. X
Россия могла получать деньги лишь посредством морской торговли и вывоза своего сырья на главный в то время рынок, в Англию; а Россия была уже слишком европейской страной, чтобы обходиться без денег. Торговая блокада становилась невыносимой. Экономика оказалась сильнее дипломатии и царя, вместе взятых; торговые отношения с Англией втихомолку были возобновлены; условия Тильзитского договора были нарушены, и разразилась война 1812 года.
Заметьте как чётко Энгельс указывает год когда Онегин прочёл Адама Смита. Простым читателям такая точность не свойственна.
Онегин начитался теорий Адама Смита о том как государство богатеет, сказал что золото не нужно, что надо деньги вкладыать в производство простого продукта, а отец понять его не мог, потому, как время было военное. А в военное время всё наоборот. Золото растёт в цене а средства производства обесцениваются. Эта мысль имеет очень важное значение для современности. Дело в том что в военное время свободная рыночная экономика смитианского образца работает крайне плохо. Об этом как раз говорит Марксизм. А Американцы свято верят в рынок и только рынок. Они всеми правдами и неправдами избегают регулирования рынков и Марксистскую экономику боятся как черти ладана. Оттого и кризис в Штатах, который влияет и на весь мир. Марксистская теория как раз лучше подходит для военного времени, потому Ленин и завёз её к нам в смутные времена. Но это вопрос очень сложный и ему надо посвятить отдельную главу.
Сам Маркс в своей статье "К критике политической экономии" цитировал всего-навсего три художественно - литературных источника. Седьмую строфу Евгения Онегина, Божественная комедия Данте, та самая часть которую упоминал Пушкин в Онегине (третья глава, строфа XXII) там где говорилось про надпись Ада: "Оставь надежду навсегда", и Венецианский Купец Шейкспира, на основе которого Пушкин написал поэму "Скупой Рыцарь". Значит три источника из трёх были взяты у Пушкина! Не правда ли довольно меткое попадание? Хотя я и не изучала весь Капиталл досконально, но по словам специалистов там используется множество цитат из художественной литературы и многие опять же пересекаются с Пушкиным.
Bопрос о корнях Марксистской теории - это вопрос очень сложный и достоверно пока никому не известный. Ленин говорил о трёх источниках Марксизма: английская политическая экономия (то есть тот самый Aдам Смит, которого читал Онегин), немецкая классическая философия (eё основоположником был Эмануил Кант, перед которым приклонялся Ленский) и французский утопический социализм, лежавший в основе декабристского движения, которому Маркс противопоставил научный социализм.
Значит вок как забавно получается! Похоже что в основе Марксизма лежало ни что иное как "Пушкинизм"! И возможно сам Ленин прекрасно об этом знал, о чём и свидетельствует его имя которое начинается как Владимир ЛЕНский и заканчивается как eв(гений) онегИН. Cреди множества подражаний пушкинскому роману в стихах был роман Н. Муравьева «Ленин», первая глава которого, «Котильон», вышла в 1829 году. Автор прямо говорит, что его герой — «как Ленский Пушкина живой». Нечто вроде:"Ленский жил, Ленский жив, Ленский будет жить".
Всё это очень походит на то, что Ленин уверовал в то, что Маркс - это никто иной как воскресший Пушкин, а Энгельс - это своего рода Святой Дух. А иначе зачем бы русские стали прeклонятся перед немецким философом? Зачем всё это изобилие плакатов со своеобразной "Советской Троицей"? Именно эта вера заставила его с религиозной убеждённостью заявить:
"Учение Маркса всесильно, потому что оно верно!"
Обычно так говорят только о религиозном учении, но не о философской или экономической мысли, которая всегда должна подвергаться ну хоть какой-нибудь критике. Были ли у Ленина основания для такой веры? Похоже что были и не малые, хотя возможно никаких прямых подтверждений не было, и потому эта идея так и осталась засекреченной. Вероятно именно поэтому Ленин так и не был захоронен. Либо кто-то ждал чтоб он воскрес, либо кто-то боялся что пойдут слухи о его воскрешении, а скорей всего и то и то.
Заметьте что и октябрьская революция свершилась к столетию Пушкинской Оды "Вольность", которая была написана в 1817 году и где Пушкин в частности писал:
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостью предвижу.
Можно ли за это считать Пушкина жестоким и злобным? Вовсе нет, просто в то время мысли о революции пугали всех дворян, ведь к тому времени это уже свершилось во Франции, и все со страхом и трепетом ожидали что в России вот-вот должно произойти то же самое. Только благодаря крепости Русского царизма процесс занял долгие сто лет, но исторический ход всё равно не собьёшь с толку.
По имени Владимир Ленской,
С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.
Чем вам это не молодой Маркс? Если вам трудно представить себе молодого Маркса, смотрите его портрет сверху, рядом с портретом Пушкина.
Как ни странно, но невольно создаётся ощущение, что Маркс, Пушкин и Ленский - это один и тот же образ. Tем более что в юности Маркс был поэт. И ещё тем более, что знатоки утверждают, что судя по цвету его кожи и текстуре его волос в Марксе явно была африканская кровь, хотя никому точно не известно кто из его родственников был африканского происхождения.
Пушкин вовсе не случайно говорит что Ленский был "полурусский" и о его германском происхождении. Хорошо известно, что знаменитый прадед поэта был африканец. Но как правило абсолютно умалчивается тот факт, что его прабабушка, жена Ганибалла, была немка. Её звали Христина Шерберг и она едва могла говорить по-русски. Думаю именно благодаря этому Ленски был тоже несколько с немецкой примесью, и похоже что Пушкин гордился своими немецкими корнями не меньше, чем африканскими.
Вот потому и не удивительно, что когда у Пушкина начались проблемы при pоссийском дворе он надумал бежать в Европу к своим немецким предкам, но при этом прикинутся мёртвым с тем чтобы сохранить за собой романтический ореол славы. Судя по всему он долгое время старательно вынашивал и обдумывал этот смертельный трюк. Теме смерти было посвящено множество стихов, включая и всем известный "Памятник". Дуэль с Дантесом былa его двадцать-первой дуэлью. Хотя секунданты тщательно пытались его мирить, но он упорно напрашивался на дуэль. Так же было и в случае с Дантесом. Дуэли вполне можно было избежать, но Пушкин сам настоял на ней. Подробнее о всех обстоятельствах этой странной дуэли я напишу отдельно. За ней последовали не менее странные похороны под покровом ночи, которые тоже заслуживают отдельного повествования.
А ещё давайте вспомним кто у нас был красивым, умным и в меру упитанным мужчиной в самом расцвете сил? Правильно! Карл...Маркс.
Когда я читала этот отрывок из Oнегина, то никак не могла понять почему он у меня не рифмуется. У меня он почему-то читался так:
Красавец в самом цвете сил
Поклонник Канта и поэт.
Почему не рифмуется? Tак вот где собака была зарыта! Похоже что сюжет истории о Малыше и Карлсоне это ни что иное как сатира на то, что Карл Маркс - это полувоображаемый персонаж. Его биография - это полуреальность и полувыдумка Энгельса, который на самом деле был больше чем на двадцать лет его младше, и потому для него был "малыш", которым он вертел как мог.
В то время как в североамериканских библиотеках Карлсон был запрещён, потому как он учил детей баловству и неподчинению старшим, в Советском Союзе 70-х годов был настоящий культ личности Карлсона.
В романе Евгений Онегин, а так же в других стихах, Пушкин не раз говорил о своём намерении бежать за границу и занятся чем-то более прозаическим чем поэзия.
Онегин был готов со мною
Увидеть чуждые страны;
Но скоро были мы судьбою
На долгой срок разведены.
или
Друзья мои, что ж толку в этом?
Быть может, волею небес,
Я перестану быть поэтом,
В меня вселится новый бес...
или ещё
Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить, и глядь — как раз умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.
Он так же не раз сокрушался о том что в России людей не учат политэкономии. Эта идея прослеживается и в экономической строфе Онегина, и в произведении "Роман в Письмах" и ещё во многих местах. Возможно ли что Пушкин осуществил свой план?
Известно что похороны Пушкина были государственной тайной, покрытой мраком. О них не разрешалось ни говорить, ни писать. Похороны проходили ночью, о том и была написана бардовская песня:
На опальной могиле поэта в ночи
Ни цветов, ни прощального света свечи
Лишь лампада любви в беспросветной ночи
Говорит неyстанному сердцу: Живи!
Именно так всё и происходило. Даже сама Н.Н. Гончарова на похоронах не присутствовала, а отец Пушкина узнал только пару недель спустя о том что его похоронили.
О жизни Маркса до 1837 года известно то, что он родился в многодетной семье еврейского юриста, конвертировавшегося в Христианство, до 1831 воспитывался дома. Потом до 1836 года посещал гимназию в Трире, но никто из учившихся с ним гимназистов этой гимназии его не помнил. Предполагают что он был необщителен. Говорят что в юности он был поэт. Говорят он был рождён в Пруссии, хотя биография Энгельса утверждает, будто Маркс был депортирован из Пруссии за отсутствием Прусского гражданства. Похоже что и в немецкой грамматике Маркс был не особо силён, потому как все его труды редактировал Энгельс перед тем как они выходили в печать. В одном из томов Капиталла уже после смерти Маркса Энгельс приписал, что он против института брака, так как брак служит инструментом подавления личности и так как его придумали богачи лишь с тем, чтобы их состояние переходило к их детям. В этом отношении Маркс явно был не Марксист, потому как был женат до самой смерти и имел детей, точно так же как Пушкин и Ленский. А вот Онегин и Ленин, с другой стороны, были Марксистами "Энгельского" образца.
Философия марксизма находит человека в состоянии отчуждения и основной акцент делает на его освобождении. Однако человек трактуется как «совокупность общественных отношений», поэтому философия марксизма является, прежде всего, философией общества, рассматриваемой в его истории.
Ну разве это и ни есть сама история о Евгении Онегине, его вольности и в то же время его трагической отчуждённости от производственного процесса как и от всего остального мира? Как мы знаем в процессе своего рокового признания Татьяне он говорит имено об этом:
Чужой для всех, ни с кем ни связан
Я думал вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся как наказан.
Тут же намечается и сама диалектика развития. Вначале Евгений отверг традиционную религиозную мораль и материлизовал свой идеал свободы, но на этом не остановился. После этого он осознаёт значение этой свободы (вторичность сознания), он отвергает её (закон отрицания отрицания лежащий в основе диалектического развития) и он возращается к той же самой религиозной морали, но уже на другом, более осознанном уровне. Словом, он делает всё именно руководствуясь теорией Маркса, которой во времена Онегина ещё не было.
А теперь глянем на основную идею Маркса о том что такое Коммунизм. В статье Википедии о нём говорится следующее:
Коммунизм, по мнению Маркса — необходимый этап закономерного развития общества. Степень развития производительных сил определяет ступень, до которой могут развиться общественные отношения. По мере развития производительных сил общество получает все больше ресурсов, может «позволить» себе и отдельным своим членам все больше свободы, и таким образом перейти на более высокую ступень общественных отношений.
Коммунизм Маркс понимал как высшую ступень развития человечества в аспекте классовых отношений. Человечество диалектически развивается по спирали, и оно должно прийти к тому, с чего начинало: к отсутствию частной собственности на средства производства, как в первобытном обществе, но уже на новом уровне, обусловленном высокой степенью развития производительных сил.
То есть по мере того как у Пушкина Онегин сначала отвергает традиционную религиозную мораль, проходит через стадию отчуждения и свободы и затем осознав истинное значение этой свободы, а так же поняв значение традиционной нравственности он снова возвращается к этой же нравственности, но уже на другом, более осознaнном уровне, так у Маркса всё общество проходит все те же этапы развития и приходит назад к тому откуда пришло, но уже на новом уровне развития производительных сил и общественного сознания. Ну разве это не замечательная теория? Во-истиу, товарищ Ленин: yченье Маркса хоть и не всесильно, но похоже оно верно! И надеюсь ещё при нашей жизни мы все в этом убедимся. А пока пускай этот анализ положит основу новому течению полит-экономической мысли Марксизм-Пушкинизм, то есть учение о том как общество эволюционым (не революционным) путём развития человеческого сознания и производительных сил должно прийти к Марксистско - Пушкинскому идеалу свободы.
Роман "Евгений Онегин" противопоставляет Онегина, поклонника Адама Смита и Ленского - поклонника Канта. Дело в том что до сих пор широко признанный Американской экономической школой Адам Смит, несмотря на свой колоссальный вклад в историю экономической мысли, страдал одним величайшим заблуждением. Eго терия держалась на аксиме о том, что в своей экономической деятельности каждый гражданин должен руководствоваться только исключительно своим частным интересом. Ему нет необходимости думать о морали или общественном благе, так как продвигая свой личный интерес он одновременно продвигает интерес общественный.
Кант, с другой стороны, был проповедником общеcтвенной морали и нравственности, он ратовал за то, чтобы к людям относились не как к средству, но как к цели. Это очень важная идея для капиталлистической системы, в которой люди становятся товаром и средством производства.
Маркс показал нам как капитализм саморазрушается именно по этой простой причине. Задача романа Пушкина заключается в том, чтобы показать как поклонник Адама Смита был не прав. Как продвигая свой личный интерес он приносит горе и себе и другим. Сначала он по приxоти набивает свой кабинет Английскими безделушками, и это приводит к войне с Наполеоном, ведь по условиям франко-русского договора торговля с Англией была запрещена. Потом он ломает судьбу Татьяны своим бессмысленным отказом, губит своего друга, своим нелепым поведением, и в конце концов сам остаётся несчастлив и одинок.
Получается что нельзя доверять классической английской смитианской экономике. Свободному общесту нужна другая экономическая модель, более нравственная и основанная не на эгоизме, но на общественном благе. Вскоре такой экономической теорией стал Марксизм. Даже если Пушкин не был сам Карл Маркс, он безусловно был самый первый марксист в истории КПСС.
В самом начале романа описывается как Онегин был пленником своего дяди, который пообещав Евгению наследство держит его при себе и день и ночь. Но вскоре дядя умирает и Евгений с радостью вырваeтся на свободу. "Его пример другим наука"- говорит он о дяде. Именно! Роман "Евений Онегин" - это и есть основа науки о том как старые люди порабощают и эксплуатируют молодых благодаря своему капиталу, о том как они этим сами роют себе могилу и о том, как с этим можно бороться. Эта наука и есть Марксизм, или Марксизм-Пушкинизм как теперь её называю я.
Классическая смитианская экономика может работать только при весьма определённых условиях (повышенной рождаемости и наличии множества дешёвой рабочей силы), только на очень узком этапе времени (пока не сменится одно поколение рабочих, которое не сможет воспроизвести достаточно себе подобных), но в долгосрочном плане она ведёт человечество к краху(из-за отсутствия избытка дешёвой рабочей силы через одно поколение почти любой капиталлистический бизнес становится неприбыльным). И потому из союза расчётливого экономиста, поклонника Смита (Онегина) и духовно-возвышенного поэта, поклонника Канта (Ленского), должна была родиться новая, нравственная политэкономия. В реальном мире этими людьми стали Энгельс и Маркс.
Похоже что традиционная смитианская экономическая модель, на которой основывается современная экономическая теория и система свободного рынка морально устарела ещё при Пушкине и вскоре её недееспособность опять может дать о себе знать.
Свидетельство о публикации №110010805496