Что есть человек? Ч то дает человеку право, называ
В наше время человек впервые стал целиком и полностью проблематичным. Он уже не знает что он такое, но он знает об этом незнании. Поэтому философия пытается ответить на вопрос: что есть человек? Но при этом важно, с какой позиции дается оценка человека: биологическая или социальная.
Всякая философская антропология, естественно, начинается с вопроса "Что такое человек?". Многие мыслители пытались осветить эту тему, перечисляя те или иные уникальные человеческие свойства. Одни считали, что человеческая природа обусловлена фактом грехопадения, другие усматривали ее в разумности человека как существа, третьи – в ее социальности.
Когда мы говорим: "человек – это животное" – мы пытаемся понять, прежде всего, его животную природу, его животные черты. Однако в человеке одновременно есть черты и животного происхождения, и определенно неживотного истока. Ключ к разгадке уникальности человека лежит вовсе не в том, что он является высшей точкой природного развития, самым совершенным биологическим существом. Напротив, говоря словами Б.Пастернака, "порядок сотворения обманчив, как сказка с хорошим концом". Философские антропологи доказывают сегодня "несообразность" человеческой натуры. Человека причисляют к пасынкам эволюции, объявляют неудачным продуктом природы.
Многие философы, писатели, ученые сходятся на признании человека уникальным творением Вселенной. Но с этим можно поспорить, ведь различия между человеком и животными не так уж и велики. Да, человек не похож на черепаху, на тигра, на слона. Но ведь каждое существо, существующее на планете, украшающее ее, отличается своей оригинальностью, неповторимостью природного проекта. Оказывается, что все живые существа живут по одним принципам. Да, даже животные имеют социальное поведение. Волки сбиваются в стаи, пчелы живут роем, олени бытуют в стаде… Социальная жизнь. А также животные имеют чувства, которые нам кажутся просто невозможными. К примеру, слоны, которые проявляют большой интерес к своим мертвым собратьям, порой пытаясь даже их захоронить. Чувство жалости. Однако и здесь человек выходит из общего ряда как самый уникальный среди уникальных. Человек отражает в своем сознании бесконечное многообразие окружающего. Он творит мир культуры. "Какое чудо природы человек! Как благородно рассуждает! С какими безграничными способностями!" – размышляет Гамлет. Еще недавно человек был "венцом всего живущего". Веками о нем говорили как о "красе Вселенной". Поэты всех времен воспевали "человеческое разуменье".
Но в западной литературе сложилось несколько течений, представители которых вообще отказывают человеку в оригинальности. В современных мировоззренческих дискуссиях все чаще раздаются голоса о том, что человек не являет собой никакой загадки. Все, что в истории философии традиционно осмысливалось как самобытность человека, теперь нередко получает тривиальное натуралистическое объяснение.
Мы знаем, что в человеке заложено две программы – инстинктуальная и социальная (культурная). По своей телесной организации и физиологическим функциям человек принадлежит к животному миру. Существование животных определяется инстинктами, т.е. наследственными структурами. Птицы без всяких навигационных приборов прокладывают воздушные маршруты. Лошадь безошибочно отличает ядовитые травы от не ядовитых. Паук мастерит математически точное орудие лова. Животное в основном не способно выйти за пределы инстинктов, предписанных поведенческими моделями.
Когда-то я читал книгу, и в ней было написано: «…человек – это соотношение внутреннего и внешнего…», «…человек един, но не однороден, не одномерен. Человек биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический – все это объединено каждой конкретной личностью… …человек сам творит свой духовный мир, мир ценностей науки, искусства, морали». Я согласен с тем, что перечислено выше, по моему мнению, это может относиться только и только к человеку. Именно то чем человек отличается от животных, растений и всего того что его окружает (внутренний мир, разум, душа, творческий дух…) и делает из живого существа человека. Ведь только человек способен воплощать свои идеи, делать из «ужасного» прекрасное (и наоборот), ставить перед собой цели, добиваться успеха, и все это может только человек.
Что дает человеку право, называть себя человеком?
Очень спорный вопрос как мне кажется, ведь в принципе каждый человек вправе называть себя человеком, если он похож на человека (биологически), если он рожден человеком (от человека), и у него этого права ни кто не сможет забрать. Но! С моей точки зрения, человек обладая всеми животными инстинктами, отличается от мира животных тем, что он может контролировать (самоконтроль) эти инстинкты, и он способен осознавать (самосознание), какие действия он выполняет.
Исходя из вышесказанного, я считаю, что человек вправе называть себя человеком только тогда, когда он обладает самоконтролем, и самосознанием.
Ну а вывод у каждого будет свой...
Свидетельство о публикации №110010600488