Мечты в розницу. Х. Томпсон - одним файлом

листаю книгу Х. Томпсона в доме где жил М. Таль – приход Белого Кролика – вперед за мечтой – мечты в розницу – колыбельная волн – бежим отсюда – люди бывают разными – фейерверк во сне – на задворках – с книжкой Томпсона в рюкзаке

=================================================

ЛИСТАЮ КНИГУ Х. ТОМПСОНА В ДОМЕ ГДЕ ЖИЛ М. ТАЛЬ

заплатив семь латов за книгу Хантера Томпсона я вышел из магазина и по дороге на автостоянку решил заглянуть в кафе которое помещается на первом этаже в доме где когда-то жил чемпион мира по шахматам Михаил Таль

снаружи через окно зал выглядел тесным и неуютным но мне всегда были любопытны новые места и сейчас захотелось полистать новую книгу прежде чем сесть за руль

столики у окна были заняты поэтому я выбрал столик посередине здесь тоже было довольно светло и можно было читать я заказал кофе и огляделся

у окна сидели двое мужчин и две женщины за окном была видна улица и деревянный дом в зале прямо передо мной стояло у стены старое рыжее пианино на его крышке лежала старая шахматная доска на ней стояли старые шахматные часы рядом с доской лежала стопка старых журналов «Шахс»

левее на стене были приклеены два зеленых прямоугольника на каждом было написано Tullamor Dew справа висела копия картины какого-то русского художника поле пшеницы с высокими соснами и узкая извилистая дорога

между Tullamor Dew и пшеничным полем висел большой плоский экран и на нем гоняли шайбу игроки в белом и красном

девушка принесла кофе и я полез в сумку за книжкой в этот момент на экране началась драка двое игроков один в белом другой в красном схватились прямо перед воротами красных

на спине у белого было написано Seabrook а на спине у красного Vandermeyer судья бросился разнимать дерущихся и все трое упали на лед внизу белый потом красный а сверху судья в полосатой форме и со свистком во рту

я выпил кофе так и не открыв «Ромовый дневник» меня увлекла драка книгу я пролистал позже когда потасовка закончилась

в аннотации было сказано что Томпсон написал «Дневник» в 1959 году то есть за год до того как Таль выиграл у Ботвинника матч на звание чемпиона мира

начиналась книга с описания бара в Сан-Хуане где стоит старый кабинетный рояль за этим роялем семь ночей в неделю потееет тощий пианист из Майами по имени Нельсон Отто я так и не разобрался что здесь имя а что фамилия

заканчивалась книга таким предложением «звуки сан-хуанской ночи плыли по городку сквозь слои влажного воздуха звуки жизни и движения а поверх всех этих звуков тихое смертоносное тиканье тысяч голодных часов»

неясно было о каких часах тут говорится о часах на которые мы делим время или о мексиканских цикадах или об обычных часах наручных настенных и так далее но концовка мне понравилась

я закрыл книгу и подумал что пора бы бросить любительские занятия литературой так же как я бросил любительские занятия шахматами

какого черта все уже написано а если что и не написано то об этом напишут другие люди вроде Хантера Томпсона или Брета Эллиса и напишут лучше чем это сделал бы я


ПРИХОД БЕЛОГО КРОЛИКА

обклей стены ванной комнаты постерами Дали налей горячей воды и размешай в ней флакон японской соли

сунь в магнитофон «Сюрреалистическую подушку» Джефферсонов

разжуй кислотную марку возьми самый острый нож какой только бывает «гербер магнум» залезь в ванну и жди прихода «Белого Кролика»

жди жди жди

и дождись прихода Белого Кролика

дождись прихода Сони Гусеницы и Королевы

дождись их прихода в ванне через край которой льется вода зеленая от соли и красная как Ширли Темпл на полотне Дали священное чудовище кинематографа багровое животное с женской головой красная львица с белой головой белой как твои руки которыми ты шаришь по дну ванны в поисках то ли затычки то ли «магнума» то ли отрезанной головы

______________________________
     «Зеленая вода и “Белый Кролик”... поставь его; не заставляй меня пускать в ход вот это. – Из воды взметнулась его рука, судорожно сжимавшая охотничий нож». – Х. Томпсон. «Страх и отвращение в Лас-Вегасе».


ВПЕРЕД ЗА МЕЧТОЙ

вперед
на белом «кадиллаке»
или «меркьюри»
за Американской Мечтой

вперед
на красной «ладе»
или «ниве»
за Российской Мечтой

вперед
на зеленой «мазде»
или «субару»
за Латвийской Мечтой

вперед
на красивой серебристой
«Rocketship X-M»
за Мечтой Человечества


___________________________
     1. «Мы ищем Американскую мечту... Вот почему они предоставили нам белый «кадиллак»... Они посчитали, что на нем-то мы уж точно ее вычислим...» – Х. Томпсон. «Страх и отвращение в Лас-Вегасе».
      2. «Rocketship X-M» (1950) – американский научно-фантастический фильм о полете на Марс.


МЕЧТЫ В РОЗНИЦУ

быть неважно кем байкером
хиппи
маргиналом интеллектуалом
держаться Баргера
или Кизи
но жить в Америке
шестидесятых
колесить по ее дорогам
на кадиллаке
или бродить пешком
передвигаться
под флагом великой кислотной Мечты
в эпоху обещавшую
Мир и Понимание каждому
по три бакса за дозу

путешествие во времени
компания «Хантер Томпсон»
цена 4.99 за экземпляр


КОЛЫБЕЛЬНАЯ ВОЛН

пять секунд не больше
и вот ты уже в Пуэрто-Рико
ассоциированном свободном государстве
что означает независимость
от Конституции США
но соблюдение всех требований
Билля о правах
и наличие трех ветвей власти
необычное политическое устройство
непривычный климат
жаркие дни душные вечера
дельцы проститутки газетчики
крысы на берегу
и огромный лайнер у берега
весь усыпанный разноцветными огнями
громкая музыка
и американские туристы у сходней
а рядом за углом
старики на ступеньках
занятые какими-то своими делами женщины
дети играющие в догонялки
грузовик с мороженым
и откуда-то
может быть из грузовика
звучит «Колыбельная» Брамса
а ты чувствуешь себя гнилым бревном
которое тридцать лет носило по морям-океанам
и наконец занесло сюда
на неприсоединенную
управляемую территорию
вечер
ты лежишь на песке и слушаешь шум воды
и уже достаточно долго видно ты здесь
пролежал потому что понимаешь
что говорят тебе волны
«нет сдачи сеньор»
и «дело табак»

__________________________
     «Из грузовика с мороженым доносилось позвякивание “Колыбельной” Брамса...» – Х. Томпсон. «Ромовый дневник».


БЕЖИМ ОТСЮДА

неважно где ты родился
в Сан-Хуане или Сент-Луисе
сколько у тебя в доме было туалетов
два три или ни одного
кем были твои родственники
медиками инженерами юристами
учителями бизнесменами
или сборщиками кокосовых орехов
неважно чем ты сам занимаешься
в Сан-Хуане или Сент-Луисе
все равно тебе хочется
свалить из родного города
куда-то подальше
в Мексику Аргентину Францию
Таиланд или Бирму
куда угодно только подальше
от родного города
где ты чувствуешь себя так
будто тебе на голову надели мешок
с дерьмом собранным
из всех местных
коллекторов и отстойников
черт его знает
почему ты так себя чувствуешь
вроде бы к этому нет
никаких причин
но ты чувствуешь себя
именно так

__________________________
     «Скажите им, этот самый Кемп бежит из Сент-Луиса, потому как подозревает, что мешок полон чего-то пакостного...» – Х. Томпсон. «Ромовый дневник».


ЛЮДИ БЫВАЮТ РАЗНЫМИ

если молодость это
хотеть всего и хотеть очень быстро
то я никогда не был молодым
я хотел одного
и согласен был ждать
всю жизнь

некоторые люди
поднимаются на перевал
и спускаются с него
в своих снах

а наяву
просто сидят у дороги

______________________________
     «Я хотел всего, хотел очень быстро....» – Х. Томпсон. «Ромовый дневник».


ФЕЙЕРВЕРК ВО СНЕ

мне часто снится аэропорт
и табло с расписанием
вылетов

названия городов вспыхивают
будто ракеты праздничного
фейерверка

о эта жгучая тоска
по тому что есть

мне хочется купить билеты
на все рейсы и лететь всеми
самолетами во все города
мира

я так и поступаю
во сне

_________________________
     «Я никогда там не бывал, и меня вдруг одолело жуткое любопытство по поводу этого места». – Х. Томпсон. «Ромовый дневник». 7.
      «Бескрайняя, жгучая, злая // тоска по всему, что есть». – Х. Р. Хименес. «Юг». Пер. А. Гелескула. (В оригинале: «... по тому, что имею».)


НА ЗАДВОРКАХ

ты можешь бунтовать против повседневности сколько угодно
ты можешь отказываться от всех подарков судьбы
от преимуществ которые получил вместе с рождением
воспитанием образованием
можешь все это пустить по ветру
выбросить за борт
и отправиться в Сан-Хуан
думая что идешь своим путем
и что там в Сан-Хуане тебя ждет то к чему ты всю жизнь стремился
не очень-то понимая что это такое
зная только что там где ты живешь этого нет
и вот ты в Сан-Хуане
в баре под названием «У Эла на задворках»
и чувствуешь что ты и впрямь оказался на задворках жизни
и не понимаешь как такое могло случиться
ведь ты ни в чем не уступал обыденности
не прогибался
жертвовал многим в уверенности что рано или поздно
получишь все
и вот что ты получил
«где же моя награда» спрашиваешь ты
парня примерно твоих лет
он сидит за тем же столиком
и смотрит на банановую пальму
«нет никакой награды» говорит он «и никогда не было»
«кошмар какой-то» говоришь ты
и отхлебываешь из бутылки
из церкви возвращается твоя девчонка
ты заводишь мотороллер
«подумай все же насчет карнавала в Сент-Томасе»
говоришь ты
«будем играть в игрушки пока получается»
парень пожимает плечами
в бутылке рому еще на половину
и он может посидеть здесь еще час-другой
пока докончит ее

________________________
     «Где же моя награда?» – Х. Томпсон. «Ромовый дневник».


С КНИЖКОЙ ТОМСПОНА В РЮКЗАКЕ

Хантер Томпсон мертв
мертвы все «ангелы ада»
о которых он писал

слова мертвого Хантера
напечатаны на мертвой
древесине

«туборг» который я пью
как и любое другое пиво
есть результат ферментации
распада брожения

настоящая жизнь происходит
где-то вблизи настоящей смерти

сейчас я вместе «ангелами»
качу на «харлее»

в ухе у меня серьга
на голове бандана
руки изъедены татуировкой
в животе плещется пивное море

жить по-настоящему значит
превратить свою жизнь в сусло
из которого выйдет бодрящий напиток
для других таких же как ты

и для книгочеев вроде того
что сидит за столиком
на Эспланаде
пьет «туборг»
и воображает себя байкером
с книжкой Томпсона в рюкзаке


Рецензии