Киреметь и Пилешпи
Вступление
Совсем немного у чуваш легенд –
Особенно, касается религий..
В истории ведь было много бед -
Невосполнимых мы потерь постигли.
Не доброй волей, то произошло,
Не хочется в причинах разбираться.
Оставим так - что было, то прошло;
Остатки, что ли, сохранить бы, братцы!
Из многих, есть один пример такой –
Ушла языческая вера ныне;
Тысячелетия была, родной;
Уж с неба опекают нас иные….
О том, что было в древности у нас,
Едва ль картину мы уже получим.
Один дошел до нас изустный сказ –
Он и для нас малоизвестный случай.
Не назовешь надежным, сей источник,
К другим уже утеряны пути;
Давно ли нет ли – не узнаешь точно,
Свидетельства, конечно ж, не найти.
Изустный сказ, он шел по поколеньям,
Да вдруг прервался в просвещенный век…
Жила красавица в одном селенье,
Каких не видел в жизни человек.
Красы такой, иметь не должен смертный –
Лишь боги могут лик такой иметь…
И на тебе – хоть верьте, хоть, не верьте,
Красавица – повержен Киреметь!
Богинь – красавиц он встречал немало;
Дружил он и с прекрасной Юрату (1).
Девчонка расцвела – житья не стало -
Он весь влюблен, забыл богиню ту!
Сравниться люди с богом разве смогут –
И мысли допускать нельзя о том!
Молиться можно, может, те помогут -
Не угодишь, откажут же притом.
Растет девчонка – просто загляденье;
И солнце, не скрывает свой восторг!
Для всей природы девушка – явленье;
И бог - лишь междометия исторг!
Такая красота здесь - не для смертных,
Принадлежать должна лишь одному!
Ее он завоюет непременно –
Конечно, не уступит никому!
И начал он, что посетил селенье –
И от людей девчонку оградил.
Понять то – не подвластно разуменью,
Богов понять…, увы, не хватит сил.
Он ненавистью окружил девчонку –
Всех жителей отвадил от нее.
Привлек помощников в том деле тонком:
И Зависть тут сверкнула острием,
И Корысть с Алчностью людей смущали;
И Бестолковость здесь нашла прием….
Отвергнутость, парням здесь помешала,
И Ревность загорелась вдруг огнем.
В селе своем изгоем оказалась,
Поверить трудно в это Пилешпи;
От дочери и мать уж отказалась,
Растившая до этого, в любви…
Нет в мире силы против божьей власти –
Никто того представить бы не смог.
Вдруг на село посыпались напасти –
Тому любовь бессмертного – исток.
Неурожай – как нет дождей за лето,
На живность вдруг напал какой-то мор.
Все понимают – не спроста все это,
Прогневили богов, с каких то пор….
А абыс (2) говорит о жертвах прямо…
И требует, конечно, Киреметь.
Как угодить, он бог, увы, упрямый;
Не примет жертву – нищим умереть!
Как поиск «виноватого» начнется -
Окажется невинный, таковым.
Так почему-то с древних пор ведется -
Будь хоть невинный, в сущности, святым.
Кто виноват, что в жизни все в разладе!
В селе свалили все на Пилешпи…
В толпе все люди - что бараны в стаде,
Ведет «пастух» их, словно по степи.
Та девушка объявлена «колдуньей»,
Ответственность должна нести за все!
Не важно, кто подобное придумал –
Не важно, что девчонка ни при чем.
Но, отвлечемся все же, поначалу –
Нельзя понять иначе – что к чему….
Судьба вначале счастье обещала,
И «араскал» порукою тому.
Счастливое детство.
В одной избушке на краю селенья
Семья готова встретить свой приплод.
Событие, для душ людских - Явленье,
И в божьем стане праздником идет!
И в первый миг рожденья, Пюллехсе (3)
На лбу дитя, его судьбу запишет.
И будто бы, судьбу ту, видят все -
Лишь человек не видит, хоть и ищет.…
Богиня написала – «араскал» (4);
С чернилами вдруг вышла незадача;
Не те чернила – бес озоровал,
И смысл надписи переиначил.
Уж лучше написала бы «элчел» (5) -
Чтоб соответствовала надпись цвету;
А черный цвет – он лишь для черных дел,
Богиня, вышло, пропустила это!
На счастье ли, на горе, надпись та –
Никто истолковать ее не сможет;
Тут вместо смысла просто пустота;
Кого винить? – Не знали это тоже.
Никак не черным – это был Закон,
Он, «араскал» быть должен желтым цветом!
А черный араскал…, не признан он -
«Элчел» бы лучше выглядел при этом.
Пока росла, пока была мала,
Была вполне счастливая девчушка.
В деревне - всем была она мила,
Друзья-мальчишки были и подружки.
В семье гордились дочерью своей,
Красавицей расти, уж обещала;
Завидовали им, в округе всей –
Сомнений в счастье не было вначале.…
В любви и ласке девочка росла,
Но, не изнежена, что и не верится.
Родители любили неспроста –
Трудолюбивая, и с добрым сердцем.
И рукодельницей уже слыла,
Сомнений нет, что станет мастерицей;
Общительна со всеми, весела,
А улыбнется - будто бы, искрится!
И счастливы отец ее и мать –
Все славили за счастье Киреметя.
Вся жизнь у них - на лад и благодать;
Спасибо боги, верность вам за это!
Так жить бы, жить бы и растить детей,
Чуваш в трудах своих не знает лени.
Раз хорошо – не ждет дурных вестей,
Хотя б на пару, что ли, поколений.…
Чтоб вырастить детей, определить,
Увидеть внуков – радоваться жизни;
В покое жить им, лишь в покое жить…,
Не видеть, как несчастья правят тризну.
А дочь растет, не ведает совсем,
Что Рок уже готовит испытанья.
Покуда же, в селе она довольна всем –
Не пошатнется, даже мирозданье.
Нежданные напасти
Тангара, видно, кто-то разозлил –
Он в ярости. Слепым он гневом полный;
Громаду туч на небо запустил,
Недолго ждать огня жестоких молний.
Не попадаться лучше на глаза,
Он в ярости; не станет разбираться;
Угрозу страшную несет гроза,
Куда пойти-податься тут уж, братцы!
Когда царит спокойствие и мир,
Село оно как будто расцветает.
И даже те, кто беден сам и сир,
Для жизни силы вроде, обретает…
Вот и сосед, хромой больной старик
Построить новую избу затеял;
Никто не понял, как огонь возник,
Мечты сгорели, что бедняк лелеял…
Так уж случилось, в этот краткий миг,
Там Пилешпи случайно пробегала…
Увидевший ее хромой старик
Вдруг закричал: - «Она наколдовала!»
Случись такое – будь спокойный день,
Соседи посмеялись бы и только.
Сказали б:- «Тень не надо на плетень,
Не виновата девочка нисколько!»
Но вопли те раздались не спроста,
Была за ними воля Киреметя.
Те вопли бог вложил ему в уста -
На перепуганные души пало это.
А гром грохочет, молния слепит -
Вот-вот, огонь весь божий мир накроет!
Не осознав всего-то Пилешпи,
Все, старика пыталась успокоить.
Какое там! В истерике старик,
Его уста проклятья извергают.
Да и соседи тут пустились в крик –
Бездумно девочку невинную ругают.
Хоть, слава богу, мать есть и отец,
И неизвестно, что бы тут случилось;
Устроил бога и такой конец -
Как он задумал, ныне получилось…
Все, что случилось – первый был сигнал;
А дальше, больше… новые напасти!
Сам Киреметь – иль знал, или не знал;
Теперь пошли несчастье за несчастьем.
Сердца всех сверстниц ревностью горят –
Их женихи ослеплены девчонкой;
»Женатые», во всю глаза «пялят»,
А ругань жен, достала «до печенки»!
Ну, ладно бы; понять бы можно их –
Но ведь, и парни, тоже невзлюбили!
Раз промах, в притязаниях своих -
Потом ей неудачи не простили.
Вначале, вроде были без ума,
Но, ей-то, ни один не приглянулся…
Симпатии испортила сама –
Друг «недругом» внезапно обернулся…
Неурожай еще селу грозит –
С весны уже, сплошная сушь в округе…
Понятно, у крестьян душа горит –
О том лишь «бают» люди на досуге.
И виноватых принято искать
Конечно же, среди людей безвинных;
Будь Молох тут, или ночами тать –
Виновна будет Пилешпи, едино.
Из дома-то, ей выходить нельзя –
Увидит кто, так обвинят в чем-либо!
Издергана сама девчонка вся,
Хоть, боги что ли, в чем-то помогли бы…
Она уж непрестанно, вся в мольбах –
Но, результатов что-то, вот не видно.
И вместо радости, все дни в слезах;
За что хоть, знать бы – и не так обидно!
Хоть, слава богу, живы мать с отцом –
А то б, не знаешь, чтобы с нею стало.
Они-то знают, не грешна, ни в чем,
Но этого, для оправданья мало!
Нет, не уймется, этот Киреметь –
И мать, решил от девушки отвадить.
С отцом успеха можно не иметь,
А с матерью, конечно, можно сладить.
Он «Мора» просит малость, «подсобить» -
Родители лишились вдруг коровы;
Виновная – конечно Пилешпи,
Мать дочь свою, и задушить готова!
Отец, спасибо, разум сохранил,
Один он, наговорам не поверил.
Надолго ли ему достанет сил –
Весь мир девчонку загубить намерен!
Жертвоприношение.
Сам Киреметь, раз к абысу пришел -
Во сне раскрыл причину бед в селенье.
Он пригрозил – никто не будет цел,
Не будет если, жертвоприношенья…
Ни птица не устроит здесь, ни скот –
Так виноваты перед богом люди!
Лишь жертва-человек спасет народ,
Иначе никому спасения не будет.
Был мудрым, мудрым стариком, абыс;
Без этого, все понимал и раньше.
Он выжидал. Готов уже «кумыс»,
Наряды, те, что всех нарядов краше.
Кепе (6) лежит - из лучшей синсепир (7),
Набор весь украшений для невесты….
Он знал, что жертвой будет Пилешпи –
И верил, что пройдет все без протеста…
Кто может, «против» выступить? Отец?
С ним раньше побеседуют на сходке.
Едва ль решится после на протест –
Ведь у богов тут «разговор короткий».
У них в запасе много грозных сил –
И все они подобны лютой смерти!
На горе горькое он дочь растил,
Напрасно он молился Киреметю.…
Настал уже назначенный «тот» день –
Как будто солнце даже стало строже;
Когда уже «кратчайшей» стала тень,
Начало протрубили свадьбе божьей….
Хотя, в тревожном страхе люди все,
Изображать на лицах радость должно;.
И у невесты бога на лице,
Изобразить бы радость только можно.
Нет, видно чувств каких-то, Пилешпи -
Напрасно, с нею поработал знахарь…
Слеза заполнила глаза, слепит;
А, на лице - ни радости, ни страха.
Нестройно, с песней движется кортеж,
Все ближе, ближе к Дубу Киреметя (9)
Кому-то, видно даже, невтерпеж,
Всё - «забегают», раздражая этим.
Одергивают нервно люди их –
Перед богами страшно им и стыдно;
Еще напустят вслед за жертвой Лих….
Перед девчонкой, совестно подспудно.
Хотя и весело играет их шыпыр»,
Звенят на женщинах во всю монисты;
Хоть знают все, обильный будет пир,
Но, чувство есть, что с совестью не чисто…
Известно всем, каким бы ни был бог -
Никто невестой богу бы не стала.
Все знают – общей травли здесь итог,
И жениха не Пилешпи избрала.
Едва шагая Пилешпи молчит –
Она такая, будто бы «чумная»…
И это сильно земляков страшит;
Она, быть может, всех потом проклянет.
А вдруг, обиды отзовутся им,
Быть может, горько после, пожалеют.
Раз сделано; хотим ли, не хотим –
Не повернуть назад потом затеи.
А вот и Дуб, ограда (10) впереди,
Открыты настежь южные ворота;
«Здесь без даров в ворота не входи» –
И не входили, всем ведь жить охота.
Сегодня можно! Будет пир горой,
Сельчане ничего не пожалели!
Стол «ломится» как редкою порой –
Здесь для обряда все предусмотрели.
Немедленно зажглись вокруг костры,
Забиты, и готовы, бык с бараном;
И с птицей разной женщины шустры;
Нарезаны, готовы и шортаны (11)
В больших котлах томится хашлама (12)
И арака тут и кумыс и пиво!
Сегодня все открыты закрома –
С богами, люди мы, всегда учтивы
.Всем заправляет шустрый мачавар (13),
Абыс следит лишь за обрядом молча;
Не устранялись что б, и мал, и стар,
Беременные, хворые, , прочие….
Должны, обязаны быть люди все –
От божьих глаз, потом не увернуться.
И…, чтобы веселились вместе с тем;
Недопустимы хмурые тут лица.
А хмель она – «берет» в конце свое;
И вправду, скоро все развеселилось!
Уж массово – кто пляшет, кто поет;
Абыс был прав – «путем» все получилось.
А ровно в полночь – разом стихло все,
И все толпой на выход устремились.
Лишь Пилешпи привязана бичем,
Оставлена…, ушли и не простились.
Прощанье будет на другой уж день -
Как убедятся, «принята ли жертва».
Полдня – для жертвы первая ступень,
Лишь в полдень, завтра, будут все ответы.
А девушка – без чувств она давно,
Душа вне тела, «около» витает.
Застыло тело – живо ли оно,
Лишь Киреметь того, пожалуй, знает.
Вне жизни, смерти и теперь, одна;
Должна бы подчиниться божьей власти….
Не смотрится вне тела вот, она –
Лишь к телу бог испытывает страсти.
Он сам расстроен тем, что натворил –
Вернул он душу ей и извинился.
Прекрасный лик свой, девушке явил,
И вместе с ней дарами угостился.
С души он горечь, божьей властью снял –
И ожила она сияньем жизни юной.
Огнем любви он перед ней предстал –
Любой девчонке устоять тут трудно.…
Она впервые познала любовь,
Несчастную очаровало чувство;
А Киреметь то поддержать готов -
Ведь для него все это – лишь Искусство.
Так смертная влюбилась в божество,
Не поняла – то счастье иль несчастье.
А богу совестно от этого, всего;
Теперь он сам у совести во власти.
Все, что он сам с девчонкой натворил –
Отнес на неоплатный счет, сельчанам.
Явился абысу и нагрубил,
Всех загубить немедля, обещал он!
За беды все , невинной Пилешпи,
Накажет жителей всего селенья!
Напуган абыс – тут уж, спи, не спи;
В душе лишь ужас – он в оцепененье!
Нет! Надо, надо срочно исправлять,
Пока еще, возможно и не поздно;
Воздействие обряда срочно снять -
Просить прощенья у нее, возможно.
Он мачавара по селу погнал -
Будить, чтоб рано люди все собрались.
Не в полдень – отменяет ритуал,
С утра чтоб все в ограде оказались.
Дрожит он весь, кричит теперь на всех,
Что девушку невинную травили.…
Никто ведь не спросил его, из тех –
А сам-то, где был он…, с волшебной силой?
Мы издавна устроены, видать,
Во всех грехах других лишь обвиняем….
Абыс спешит, боится опоздать –
С девчонкой что? – он страхом весь терзаем!
Возвращение
Абыс, больной старик, бегом бежит,
За ним другие еле поспевают.
Не зря, не зря он к дубу так спешит -
Девчонку бы застать, пока живая….
Бежит и проклинает сам себя –
Неладное, он чувствовал с Начала!
Такие случаи у абысов - судьба,
Не проходили просто, беспечально.
Как прибежали – девушка лежит,
Была привязана, все помнят, к дубу.
Жива, мертва ли, непонятный вид,
Не разобрать, особенно с испуга.
Что делать? Делать, ничего нельзя,
Присутствие – и то, уже несоответствие!
Им бросилось немедленно в глаза –
Лицо ее, как замерло в блаженстве….
Молчат, стоят…. Под взором сотен глаз
Девчонка сладко, сладко потянулась.
Жива! Жива! Спасен на этот раз –
Не знаешь, как ведь все бы повернулось!
И старец тут же на колени встал,
Последовали все за ним другие.
- Прости нас, он молитвенно сказал, -
Пожалуйста, нам слабости людские.…
Не поняла девчонка, что к чему,
И не поймет, к чему народу столько.
Упал старик – с ним плохо по всему;
Вскочила, бросилась помочь, поскольку,
Растерянные люди, не спешат.
Потом и знахарь вроде бы, очнулся;
Вдвоем – дела тут уж пошли на лад –
Пришел в себя, с трудом тот оглянулся.…
А этот случай напряженье снял –
Заговорили сразу, оживились.
А стол, накрытый со «вчера» стоял;
Иные сесть за стол поторопились.
Махнул на все абыс теперь рукой –
Семь бед, один ответ, - как говорится.
Раз случай необычный он такой,
Усерднее придется им молиться.
Уже не свадьба – девушка жива,
И в добром здравии она домой вернется.
Ох, рад отец! Заплакал он, сперва,
Потом, «прибить» жену свою клянется.
Но, дочка защищает мать свою –
Простила матери девчонка все обиды.
В семье, как прежде, доброта, уют,
Как все прошло, не подают и вида
Соседям стыд. Им сгладить бы вину,
Совсем, девчонку было, затравили!
Но, знает Пилешпи словам цену –
Уж как бы ласково не подходили.…
Затворницей, как прежде зажила –
Ни на кого теперь она не взглянет!
Теперь она свои ведет дела –
Младенца ждет, и что-то шьет и вяжет…
И люди видят – Пилешпи теперь
С того же дня, дитя под сердцем носит.
Отец вот кто? Поди, теперь, проверь –
Но, «смелых» нет, никто ее не спросит.
Во сне является девчонке Киреметь,
Ласкает он ее и утешает.
Но, как вот жить девчонке дальше впредь?
Того, сам бог пока еще, не знает.
А чрево напрягается, болит,
Там плод нечеловеческих размеров!
Не ведает и бог, что сам творит –
Растет гигант, растет, не зная меры….
Случилось то, что было и должно -
В конце концов, не выдержало чрево;
Дите-то выжило – так было суждено,
Да мать вот, душу отпустила в небо.
Так «смертной», бог сыночка подарил,
Подарок оказался не под силу.
О счастье ли! То свыше божьих сил,
Но и не так бы! Чтобы ей в могилу.…
Быть может, и раскаялся потом,
Но, что изменишь, если все уж поздно…
Нет сведений каких-то нам о том –
И рассуждать на эту тему сложно…
О сыне Пилешпи, другой рассказ,
Хоть, как и где он рос, никто не знает;
Все много слышали о нем не раз –
Легенда есть, но тема тут, иная.
Отметим, он - герой былинный наш.
Конечно, вместе здесь…, и лучше было б;
Был великаном он в стране чуваш -
Мы знаем, парня величали Улып….
О Пилешпи не знали бы у нас,
Но, так случилось, сын - герой былинный.
Былое мы встречаем редкий раз –
События, едва ли проследим мы…
О сыне же, услышим мы еще -
О нем побольше есть «изустных хроник».
Ее вот жалко…. так сложилось все;
Ведь, в сущности сама еще ребенок!
На этом завершим печальный сказ,
Конечно, сведений дошло немного.
Но, что дошло – привел я без прикрас,
И выдумок моих здесь нет в итоге.
Как слышал в юности когда-то сам;
Так и привел, хотя и порывался -
Чуток «подправить» хоть, то тут, то там…
Но, выдержал, соблазну не поддался!
Пояснения к тексту:
1. Юрату - богиня любви (в буквальном переводе
с чувашского языка, означает - любовь)
2. Абыс -жрец в языческой религии.
3. Пюллехсе - богиня, жена громовержца Тангара,
главного бога.
4. "Араскал" - счастливая судьба. На лбу новорожденного
Пюллехсе писала желтыми чернилами. (Отметим - желтый
цвет - любимый цвет у чуваш, как у русских - красный)
5. "Элчел" - несчастная (тяжелая) судьба - черная запись.
6. Кепе -платье
7. Синсепир - тонкотканая ткань Из нее шили наряды.
8. кратчайшая тень - так определялся полдень.
9. Дуб Киреметя. Так, как Киреметь, сын громовержца Тангара,
был главным богом, отвечающим за судьбы людей.
10 Возле каждого селения было старинное дерево, посвященное ему.
Дерево и площадка для свершения ритуальных обрядов
ограждалось. Ограда имела три входа.
11 Шортан - национальная колбаса.
12 Хашлама - национальное мясное блюдо.
13 Мачавар - служитель культа, помощник абыса.
Свидетельство о публикации №110010405573