Стихия стиха

 
  Два поэта разбирали на страничке рецензий «техническую» сторону  некоего стихотворения. Разбирали серьезно основательно: и смысловые неточности, и шероховатость ритма, и еще бог знает что,  из сферы высшей поэтической механики. Один увещал другого: – «Вы почти профессионал, к Вам предъявляют особенные требования, Вы не имеете права …»  Все вроде по делу, и обвиняемый, пусть как-то вяло, но соглашался с обвинителем. Только чудилось мне, во всем происходящем, какая-то наигранность, тенденциозность. Разобраться, в чем здесь неправда, я не смог и, написав пару строк хозяину страницы, вернулся к суетной своей жизни, практически забыв о случившемся. Через некоторое время, уже на своей страничке нахожу отзыв  «обвиняемого». Два четверостишия, написанные наспех, без выстраивания строк, с пропусками букв. Когда я прочёл их, внутри меня все сжалось. Это было так, как если бы на уголке холста, где я любовно и со старанием изобразил кувшин, некий Леонардо начертал образ Джоконды. И меня озарило – вот в ЭТОМ, ни  кто не посмеет считать количество гласных, потому что это от БОГА!
 И подумалось - нужно ли вообще писать «проходные» стихи, шлифовать, оттачивать? Может только тогда, когда оглоушит, выбьет неким душевным цунами  строки, и нужно браться за ручку?
  Вспомнил свой первый визит на СТИХИ. РУ. 
  Больше всего опасался попасть в  трескотню и примитивность, которая господствует на теле и радиоволнах. Щелкнул первую попавшую фамилию на главной странице и….  Волею Господа я оказался в гостях у одной из самых талантливых поэтесс литературного портала, и уверен, современного поэтического мира вообще. Я представить себе не мог, что сейчас, кто-то так пишет стихи! Печатать рядом с этими строками свои, показалось верхом кощунства. Но, маленькая хитрость  создателей «города поэтов», не позволила без «гражданства» оставить восторженный отзыв. Я принял «гражданство». Осмотрелся. Как и в любом обществе 90% населения  это нормальные люди, никакие не гении и даже не слишком выдающиеся. Средний класс. Средний, если мерить Пушкиными, Блоками, Цветаевыми.  А если рассмотреть поближе?

     Первый, более-менее положительный отзыв, на мои стихи, написала женщина. Что естественно. Я в порыве благодарности помчался заплатить добром за добро и, сглотнул комок недоумения: - Что это? Разве так можно писать?!!  Оказалось - можно! Саркастические, жесткие, даже грубоватые строки  сразу не ложатся  в трафарет души. Нужно приложить усилия, что бы раздвинуть рамки своих ощущений. И тогда за строчками проявится Женщина. Жесткая и ранимая, насмешливая и заботливая. Женщина готовая безжалостно жалить или ласкать нежнейшим прикосновением губ. Бурлящая страстями и совершенно поверхностно, по детски воспринимающая мир. Читая ее стихи, начинаешь замечать в жизни нюансы, ранее  не различимые.

       На его странице, я смаковал стишки, как изнывающий от жажды путник, кислые,  лесные ягоды. Именно стишки, не уничижительно, а с восхищением!  Он фотографирует наше существование во всей красоте и низости, никогда не меняя формата  - 6 х12. Он из тех, кому веришь сразу и навсегда, интуитивно зная - он может обмануться, но обмануть – никогда.

     Она стихов не пишет, она создает словомузыку. Причем слова подбирает страннозвучащие, сложносоставные. Произведения получаются нагруженные, неочевидные, с бемолями и доминант септ аккордами. Часто либретто этих мини опер состоит из нескольких полунамеков, и тогда, погружаясь в музыку, уже сам дочувствуешь, свои ли? ее ли? переживания.

       Поэт раним. Душевный холод, грубое слово, вызывают необъяснимую ярость и, защитную реакцию в виде  прекрасных строк. Именно так устроена эта женщина. У нее нет середины, она  либо ликует, либо рыдает. С этим, наверное, ужасно жить, и хочется ей посочувствовать.
Но осторожно! Она чувствует фальшь до йоты и пощечины раздает не задумываясь. Она жаждет равновесия и покоя, но это невозможно. Покой убьет в ней поэта, и нужно нечто огромное, чтобы заместить эту потерю.
 
          Я мог бы продолжить рассказ о «средних» поэтах. Рассказать о людях физически ущербных, но обладающих такой силой духа, что слово подвиг кажется слишком обыденным, применительно к ним. Рассказать о домохозяйках, которые, отлучаясь от плиты на пару часов, превращаются в фей, прекрасных незнакомок, принцесс и колдуний.
        Рассказываю это для того, что бы подчеркнуть количество индивидуальностей, личностей, различных точек зрения, существующих на Стихире.   И подчеркнув это, возвращаюсь к началу. И так,  следует ли писать проходные стихи, оттачивать их слог, отсчитывать ритмы?  С одной стороны, никто не знает, какую вещь он написал, гениальную или бездарную. Это решают читатели.  Если в стихотворении есть душа, мысль, то оно, несомненно, представляет ценность. И как  любая вещь, чем более талантливый человек ее сделал, тем она дороже. Чем детальнее огранен стих, тем он красивее. Красивая вещь всегда лучше некрасивой. Но и не нужно делать «поделки», занимаясь исключительно красотой оболочки. Поэзия это, прежде всего духовность. 
  Любой  неравнодушный человек легко определит - пылают ли строчки чувством, или же мерцают отраженным,  безжизненным светом. Делать красивые «штучки» не запрещено, но нужно понимать – это не искусство, это ремесло.
     Стихи это падающие с неба лучи, которые переламываются в наших душах, и только для нас характерным светом  расцвечивают сцену, на которой разыгрывается спектакль жизни.
   Лично я голосую за стихи написанные личностью, даже если они не безупречно  сформатированы.


Рецензии