Перевисание к народам, или как нам жить дальше

            В дни подготовки к заключению Союзного договора на Украине всё более заостряется борьба разных партий и группировок вокруг жизненно важной проблемы: стать республики полнокровной самостоятельной державой или войти в обновлённую федерацию на принципах республиканского суверенитета…

            Накануне, в течение нескольких дней, жена приносила с работы бумажные «простыни», испещрённые мириадами букв, цифр и знаков, допоздна засиживалась над ними. Что-то обдумывая, исправляла ошибки, вносила новые записи, пометки. Потом в дополнительную смену пошла «на машину», вместо бумаг принесла магнитный диск и с ним полетела в далёкую Башкирию. Ведь без этого диска не смогло бы работать дальше крупное производственное объединение, а организация супруги и она лично не получили бы зарплату. Более того, если бы кто-то захотел навести границу между Харьковщиной и Белгородщиной, все сотрудники научно-проектного учреждения вообще остались бы без работы.

            Мой сосед водитель «КамАЗа» всю взрослую жизнь проводит на колёсах. То он в Белоруссии, то на Кавказе, то в России или Прибалтике…. Отовсюду везёт на Харьковский тракторный комплектующие изделия к сельхозмашинам. Пусть кто-либо из национал-патриотов захочет хотя бы на несколько дней соорудить границы на его маршрутах, перекрыть, как говорится, кислород. Остановится завод. Соседова, моя, ещё десятки тысяч семей харьковчан пойдут по миру просить милостыню. А таких предприятий, научно-исследовательских, проектных учреждений на Слобожанщине тысячи и тысячи. Станут они, замрут. Кто же будет кормить учителей, врачей, пенсионеров, подрастающую смену, в конце концов, ту небольшую прослойку национально обеспокоенной интеллигенции, которая ратует за немедленный выход Украины из содружества веками породнённых народов?

           Скажете: внушённые догмато-партократами мысли-аргументы озвучиваю…. Ой, нет же, нет. Возьмите   реализуйте свою идею. Наступят дни более чёрные, чем мерзкий Павлов день 2 апреля, когда для наживы властных перерожденцев правительство Союза втрое обесценило наши трудовые денежные сбережения. Мало ли было до этого поклонников введения свободных цен, надеявшихся, что вслед за ним придёт желанная «мотивация» труда, а в магазинах от широкого выбора продуктов и промтоваров глаза будут разбегаться?! Не приходит, не торопится благоденствие, а эксплуатация и грабёж послушного народа приобретает давно уже невиданные масштабы.

           Я среди тех, кто за национальный расцвет украинского, русского, белорусского, других народов, но не будем фанатиками-мясниками – упаси Боже резать по живому. Разве мало нам Нагорных Карабахов, Южных Осетий? А может, я неспособен постигать своим заскорузлым умом, мешает ограниченный, непроницательный кругозор? Что ж, сверим часы с людьми, каковых я опросил около сотни, обратившись к ним с рядом вопросов специальной анкеты, озаглавленной мной   «Украина и Россия – сёстры навеки?».

           Вот эти вопросы.
           Что может дать России суверенная Украина? Ощущаете ли вы влияние России (Москвы) на Украину – положительный или отрицательный? Как вы понимаете взаимоотношения украинцев и русских в Харькове – со знаком плюс или со знаком минус? И почему? Должны ли русские, живущие на Украине, знать украинский язык? Что знаете вы о деятельности организаций «Спадщина», «Русь», и ваше мнение о них? Ваше отношение к Бандере, бандеровскому движению и национальной символике   Прапору и Тризубу?

           Прочитав это, значительная часть опрашиваемых отступила от меня, как от прокажённого, а электрик цеха производственного обучения ХТЗ Г. Н. Жук спросил: «В какую организацию ты входишь?». Подавляющая часть тракторозаводцев, учащихся школ Орджонокидзевского района, среди которых были почти все украинцы, написав ответ на первый вопрос, высказались однозначно, как и на недавнем референдуме: за суверенитет в составе федерации. Работающие пенсионеры, в частности, резчик металла А. В. Вихляева и вахтёр В. Г. Полупан ответили: «Украине и России жить в едином доме – Союзе Советских Социалистических Республик».

           Выпускники школ – В. Мамоненко: «…в едином доме, ведь наши родители никогда не разделяли русских с другими. У нас 15 республик – 15 сестёр, и наш долг не порушить этой дружбы»; В. Римский: «…в едином, ведь между русскими и украинцами нет никакой разницы»; ветеран Великой Отечественной войны Л. П. Вовченко считает, что разрыв многовековых взаимоотношений двух народов приведёт «к вражде между людьми».

            Свой особый взгляд на отношения народов имеет начальник бюро отдела охраны труда и техники безопасности А. А. Мусалов: «Славянам нужно быть едиными. А если Украина захочет отделиться от России, то пусть выходит в тех границах, в каких вошла, ведь существующие рубежи Украина получила благодаря вступлению России в войну с Польшей, Швецией, Литвой, а потом благодаря переделу, в том числе в 1954 году «дарению» Крыма. Игнорирование русских…, «подаренных» вместе с землёй Украине, не принесёт ей счастья».

            Противоположного мнения относительно «сестринства» двух республик придерживаются четверо изо всех опрошенных одиннадцатиклассников. «Россия и Украина должны быть добрыми соседями, но развиваться отдельно» (Н. Божко, украинка). «В разных домах» (Н. Голубенко, русская). «Конечно, разделиться, но иметь добрые отношения» (С. Зубко, украинка). «Украина должна отделиться от России и жить с ней в содружестве, поддерживать отношения, но не более» (О. Перемот, украинка).

            Что ещё может дать России суверенная Украина?

            Механик В. А. Столярчук считает, что «суверенитет Украины поможет и России стать суверенной республикой». «Ничего существенного»,   отмечает одиннадцатиклассница Ю. Федченко. И она в этом мнении не одинока. Императивом звучит приговор О. Перемот: «Ничего не давать».

            Совершенно естественно, не прибегая к философским изысканиям и не «растекаясь мыслью по дереву», думает подавляющее большинство респондентов: «Суверенная Украина может дать России сырьё для промышленности, продукты питания, станки, а Россия Украине – природный газ, нефть, металлопрокат, различное оборудование, товары народного потребления и так далее». Как видим, сёстрам и тут одной без другой не прожить.

            Ощущают ли положительное или отрицательное влияние России (Москвы) на Украину мои «собеседники»?

            А как же! Они ведь не бесчувственные. «Для меня Россия – это Ельцин, а Москва – Горбачёв. Влияние России я не ощущаю, а влияние Москвы оцениваю как негативное»,   пишет школьник А. Бриченко. Ему вторит одноклассник русский Д. Нарожный: «Последние события, снизившие уровень жизни простых рабочих, в том числе моих родителей (обмен купюр, повышение цен), сформировали моё мнение о влиянии Москвы как резко отрицательное». Критическое отношение к деятельности Центра, но не России, почти у всех и, в частности, у ветерана труда наладчика М. Е. Берко, еврея: «Украина ощущает вмешательство Москвы во все хозяйственные дела, но с плохой стороны, потому что в Москве сосредоточены все министерства, главные комитеты, где работает много сотен тысяч людей, устроенных по сватовству, кумовству, породнённости и, как правило, без знания хозяйственных дел».

             За сорок четыре года жизни определил свою позицию касательно этого вопроса и А. А. Мусалов, категорически и основательно отвечающий на каждый пункт: «В наши дни народы Украины и России, глядя друг на друга, просыпаются от 73-летнего сна, когда им устраивали массовый голод; не спрашивая их согласия, «помогали всему миру, в то время как свой народ жил в недостатках. У нас единая судьба с Россией».

             Взаимоотношения украинцев и русских в Харькове абсолютно все опрошенные тракторостроители оценивают как «добрые», «без враждебности», «прекрасные», «положительные», «здесь живут прекрасные люди, сообразительные, уважительные, и поэтому дружба украинцев и русских должна быть нерушимой и вечной».

             «В вопросе «Должны ли русские знать украинский язык,   пишет один из авторов анкеты,   содержится рабская сущность. Человек расширяет кругозор по потребностям своей натуры». Другие заявляют следующее.   «Да». «Обязательно». «Не обязательно». «Хотя бы немножко». «В пределах необходимого общения». «Главное понимать друг друга» (то есть, не враждовать. – Н. К. ). «Как и французский язык, когда идёшь по Франции». «Если жить будут больше пяти лет, то должны». «Кому как захочется».

             Итак, граждане законодатели, будем демократичными. Давайте заботиться об изучении языка, истории, расцвете культуры без насилия. «Нужда сама заставит пряники есть»   говорят в таком случае русские.

             О деятельности «Спадщины» и, особенно, «Руси» почти никто ничего не знает.
 
             «Считаю, что это надуманные организации, которые никому ничего не дают,   пишет М. Е. Берко. – Моё отношение к ним самое отрицательное». Один из респондентов знает, «что они есть, и пускай действуют, прославляя каждая свою культуру». Выпускник школы В. Панченко здесь самый осведомлённый человек. О «Руси» он почему-то молчит, но кроме «Спадщины» называет «Рух», КПУ, УРП, ДемПУ, СНУМ, «Пласт», СУМ, УСС и знает, чем они занимаются, но свои мысли о них не высказывает, однако положительно относится к Степану Бандере, движению ОУН-УПА, как и к национальной символике, ведь Бандера «возглавил националистическое движение на Украине», а те атрибуты – «исторические символы Украинской державы».

             Нравится Бандера и двум девушкам, но из их ответов видно, что они о нём ничего не знают. Наверное, как и Панченко. Однако все ветераны идентичного мнения с Л. П. Вовченко: «Отношение к бандеровскому движению – самое негативное. Под жёлто-голубым прапором совершались зверства, вешали и убивали своих соотечественников лишь за то, что они лояльно относились к Советской Армии и Советской власти».

             Бандитом называют Степана Бандеру почти все респонденты и, конечно, они правы. В качестве аргумента могу привести увиденное во время своей поездки в студенческие годы на Ровенщину. Заглянул я с коллегами по учёбе в гости к их однокурснице, которая жила там в одном из посёлков Владимирецкого района. Показывая родные пенаты, она повела нас и на кладбище. «Вот этот, этот, этот, этот… убиты бандеровцами». Ходили, конечно, не по всему кладбищу, но и так насчитали больше десяти могил. И похороненные   все молодые, жить бы им ещё и жить. И даты гибели все повоенные – аж до средины пятидесятых годов. Ну скажите: чем лучше эта бандеровщина искусственных сталинских голодоморов и репрессий?!

             Болезненного вопроса коснулись мы, уважаемый читатель. Подавляющее большинство тех, к кому я подходил, не захотело отвечать на предложенную анкету. Я понял это так: проблемы взаимоотношений между русскими и украинцами на харьковской земле не существует. Зачем же её разжигать?! Одни называли вопросы некорректными, другие – провокационными…. А «интернациональная» русско-украинская семья моих соседей-железнодорожников ответила по-своему рассудительно: «Пусть этот вопрос решают депутаты». Заместитель же секретаря партийной организации цеха производственного обучения Григорий Николаевич Жук лаконично написал: «На семь вопросов даю один ответ – я за то, чтоб и в России, и на Украине всё было на полках магазинов (особенно продуктовых и по доступным ценам для рабочих и крестьян)».

              А может, именно он и прав? Хотя бы с точки зрения натуральных человеческих потребностей…

                Моя публикация в газете «Темп» ХТЗ 26 июля 1991 г.


Рецензии