О поэтах и поэзии

Вот такую рассылку получил я по электронной почте от Ксении Корчагиной, одного из организаторов марафонского и, замечу, прекрасно организованного Международного конкурса поэзии «Золотая строфа», финишировавшего 30 декабря 2009 года.

Полностью, на все 100 процентов согласен с утверждением  Ю.Б. Орлицкого о роли современной поэзии в обществе.

ИНТЕРВЬЮ:

Сегодня же я хочу познакомить Вас с одним из его членов. Это Юрий Борисович Орлицкий, доктор филологических наук (1993), главный редактор информационного издания РГГУ "Вестник гуманитарной науки ", филолог, литературтрегер, поэт.

Родился в 1952 году. Жил и работал в Самаре, докторскую диссертацию защищал в Москве в МГУ. Специалист по истории и теории русского стиха, преимущественно XX века, автор капитального труда «Стих и проза в русской литературе» (2002), «Динамика стиха и прозы в русской литературе» (2008) автор около 700 статей и публикаций, в том числе связанных с творчеством Г. Алексеева, Г. Сапгира, И. Холина и других поэтов конца XX века. С конца 1990-х в Москве, главный редактор журнала «Вестник гуманитарной науки». Куратор московских фестивалей верлибра (16-й прошел в 2009 году). Преподаватель РГГУ с 1993 года.

Предлагаю Вашему вниманию небольшое интервью с ним.

В.:  Юрий Борисович, каково,  на Ваш взгляд,  место и роль современной поэзии в  современной жизни нашего общества? Книги издаются микроскопическими тиражами и в розницу практически не поступают. Широкая общественность совершенно не знает пишущих сейчас авторов. В шестидесятые годы все знали Евтушенко с Рождественским, а сегодня среднестатистический россиянин с трудом припомнит в лучшем случае три фамилии современных поэтов. Можно ли сделать вывод, что поэзия умерла как общественное явление и осталась уделом узких профессионалов?

Ю.О.: Поэзия шестидесятых годов – это действительно не поэзия, а общественное явление. В то время читали стихи только потому, что это была единственная отдушина для выражения свободолюбивых чувств. Это не функция поэзии. Это функция, может быть,  философии или публицистики. Но брала ее в России на себя именно поэзия. Поэтому нельзя хвастаться заполненными стадионами любителей поэзии. Эти люди не любили поэзию. Они просто ходили послушать тех, кто может сказать больше чем они о  господствующем режиме.  К литературе это явление не имеет никакого отношения. Тираж в 200 экземпляров вовсе не является микроскопическим. Это вполне приличный тираж для хорошего поэта. Тиражи, которые выпускались в советское время, буквально через 3 года уходили в макулатуру, буквально все кроме произведений 3-4 авторов.  Поэзия – это искусство для немногих. Теперь поэзии стало много, много авторов, среди них хорошие и плохие. Сейчас, по моему мнению, действительно хороших авторов человек пятьсот  насчитать можно точно. А еще несколько тысяч, которые тоже пишут.

В.:Что можно сделать, чтобы повысить роль и значимость поэзии в жизни современного общества? И надо ли что-то делать?

Ю.О.: Современное общество – это абстракция. Поэзия предполагает некую внутреннюю сосредоточенность, философскую настроенность. А к ней готовы не все.  Поэзию нельзя заставить полюбить всех. Она дана не каждому, и не каждый может ее оценить. У поэзии нет широкой огласки, поэтому поэты живут своей жизнью, творят великие произведения. Уже давно в современном мире нет поэзии в ее традиционном понимании, каким оно было раньше, в бумажном виде. Сейчас все чаще это практика турне, выступлений, конкурсов, фестивалей. Мы немножечко отстоем, но в этом нет ничего плохого. Таковы современные реалии.

В.: То есть конкурс «Золотая строфа» -- как раз отражение этих современных реалий – актуальная форма существования современной поэзии? Считаете ли Вы, что мероприятия, подобные конкурсу «Золотая строфа» популяризируют поэзию, заставляют людей активнее  участвовать в литературном процессе и тем самым способствуют повышению роли поэзии в жизни людей?

Ю.О.: Я считаю, что такие конкурсы, разумеется, нужны. Потому что, во-первых, они позволяют познакомиться с разными авторами, просветить себя в том числе. Прочитать не только себя, но и других. Даже если текст другого автора плох, то на его примере можно научиться, что бы самому не делать подобных ошибок.
Во-вторых, такой конкурс хорош для авторов, живущих в глубинке. Те, кто не знает пути проникновения в литературу – их обретает.
В-третьих, то,  что авторы получает возможность опубликовать свои произведения в любом случае хорошо.
Конкурсы  рассчитаны на узкий круг читателей, не надо строить иллюзии, что каждого автора прочитает несколько сотен человек. Если конкурс приносит пользу хотя бы самим участникам, то это уже очень хорошо.
Конкурс «Золотая строфа» представительный, может быть один из самых представительных, поэтому он нужен, полезен.

В.: Что по вашему сегодня нужно делать человеку, который пишет стихи, чтобы сделать карьеру поэта? В чем она на Ваш взгляд – карьера поэта?

О.: Карьеры поэта не существует. Если человек собирается заниматься литературной деятельностью, но он должен найти какой-то литературный труд, который он будет писать, например, писать романы, детективы, сценарии и т.д., то на чем можно заработать.
На стихах не зарабатывал в жизни ни один приличный поэт.  На стихах карьеру не сделаешь. Человек это делает для себя.
Но при этом быть или стать поэтом нельзя, им человек рождается. Если человек поэт, то рано или поздно это проявится.

В.:Есть большое количество стихов и у всех этих поэтов есть читатели и почитатели. Но не все из этого можно назвать литературой. Где грань между литературой и нелитературой? Между поэтом и графоманом?

Ю.О.: Этих граней, с моей точки зрения, нет. Все это плавно перетекает одно в другое. К тому же все исторически меняется. Например, если  какого-либо автора Серебряного века не знали тогда, то сейчас его издают  в академическим  виде с комментариями.
Сейчас авторов гораздо больше. 
А из-за того, что это граница между поэтом и графоманом подвижная, ее каждый может легко перейти,  это с моей точки зрения. Человек может писать очень плохо, а потом начать писать хорошо. Но часто бывает наоборот. Поэтому многих графоманов называют поэтами.
Поэтому много конкурсов, в том числе и международных, строятся по такому принципу, что на конкурс присылают много работ от одного автора. Для того что бы оценивать не человека, а его творчество. Один стих у него может быть плохой, а другой очень хороший. И любой талантливый человек  может написать очень плохое стихотворение. Поэтому должны состязаться стихи, а не люди.

В.: «Золотая строфа» очень демократичный конкурс: участие может принять любой желающий, не зависимо от места жительства, возраста и национальности. Таким образом, в конкурсе очень жесткая конкуренция. Жюри выбрать лучшего из тысячи людей очень трудно, т.к. все стихи не имеют определенной тематики. Хорошо ли такие критерии конкурса или их следует изменить, с Вашей точки зрения?

Ю.О.: Это очень хорошо, что нет рамок и ограничений. Можно отобрать лучшее. А если на одну тему, то скорее всего лучшего не будет. Особенно если люди специально будет писать к конкурсу. Стихи должны идти от души. Люди должны выбрать свое лучшее и присылать на конкурс. Публиковать можно все. А выбирать только лучшее. Я считаю, что это абсолютно правильно. Тоже самое и с возрастом. Я считаю, правильно, что критериев нет, что люди присылают не по одному стиху.

Конкурс «Золотая строфа» – один из фильтров. Хороших фильтров. Одни авторы могут показаться широкой публике, что бы кто-то кроме близких прочитал их творчество. А для талантливых поэтов – это шанс найти своего издателя в том числе.


Рецензии