Кедров на сессии Европейского парламента

смертный приговор смертной казни

ЕВРОПА ГОВОРИТ: «НЕТ» СМЕРТНОЙ КАЗНИ

«Известия» № 241 , 16 декабря 1993 г.


В Брюсселе в здании Европейского парламента состоялся учредительный конгресс Международной лиги за отмену смертной казни.


БЕРНАРДО БЕРТОЛУЧЧИ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ СТУЛЕ


Нет, не пугайтесь. Лауреат премии Оскар не совершал убийства и не был приговорен к
вышке. Электрический стул доставлен в здание Европарламента противниками смертной казни в знак протеста против варварства XX века. Бертолуччи привязал себя к стулу, чтобы поддержать благородные устремления лиги. Журналисты так увлеклись жутковатой экзотикой электрической смерти, что даже предложили участникам конгресса высказаться против смертной казни в позе осужденных к последней мере.
Признаюсь, что и я прошел эту жутковатую «инициацию». Ощущение от ремней, плотно
притягивающих к стулу руки и ноги, не очень-то хочется вспоминать. Лишний раз убеждаешься, что не существует гуманной казни. Даже психологически это страшно.
Как не вспомнить здесь знаменитую гильотину Людовика. Гуманный король хотел смягчить муки приговоренных, заменив топор гильотиной. Когда машину для отсечения дали на высочайшее утверждение, просвещенный король взял линейку и исправил чертеж ножа. Нож должен быть не прямой, а под углом в 45°, тогда сила удара будет большей и осужденному не придется мучиться. Знал ли бедный король, что ему придется испытать изобретение на собственной шее.


МОНОПОЛИЯ НА УБИЙСТВО


Во всех речах на английском, французском, немецком, итальянском, испанском, русском звучало настойчивое требование запрета смертной казни или хотя бы моратория на ее применение. Почему-то особенно досталось США, где, кстати, смертная казнь существует не во всех штатах. Представители России могли похвастаться тем, что у нас смертная казнь не применяется
к несовершеннолетним, беременным и престарелым. В США, увы, эту планку перешагнули. Недавно казнен подросток.
Юристы обращали особое внимание на несовместимость высшей меры с принципом «субъекта права». Правосудие может свершаться только над живыми, но не над мертвыми. Если же один из субъектов права устраняется, речь идет уже не о правосудии, а о расправе и мести, что опять же несовместимо с самим понятием права. Лучше других чувствовали себя представители Франции, Бразилии, где смертной казни не существует, хотя статистика преступлений не лучше нашей.
Главный аргумент на устах у всех делегаций— несовместимость смертной казни с Декларацией Прав человека. Разговоры о правах становятся бессмысленными, если государством не гарантировано главное — право на жизнь.
В новой, только принятой Конституции России смертная казнь есть, а, следовательно,
право на жизнь также не гарантировано.
Право государства на смертную казнь участники конгресса называли государственной монополией на убийство. Если запрещено убийство гражданами граждан из чувства мести, то почему это дозволено государству? С точки зрения участников конгресса — это не что иное, как рудимент прошлого, когда права государства во всех случаях ставились выше прав отдельного человека.


ПОСЛАНИЯ ДАЛАЙ-ЛАМЫ И ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

Смертно казнь, существующая в Тибете, больно ранит чувства верующих буддистов; В послании Далай-ламы к участникам конгрессе говорится, что, с точки зрения буддиста, все живое может со временем воплотиться в Будду. Нельзя убивать ничто живое и уж тем более человека. Любой человек в глазах буддиста потенциальный святой. Убить его — значит убить Будду. Один жрец приносил в жертву козу, и когда он занес над ней нож, коза засмеялась человеческим голосом.
— Почему ты смеешься? – спросил ее жрец.
— Я смеюсь потому, что в прошлом воплощении я была жрецом, приносящим 6 жертву
козу.
Тут засмеялся сам жрец:
— А я вспомнил, что в прошлом рождении был той козой, которую ты приносила в жертву.
Цепь насилия замкнулась. Убийство породило убийство. Эта мудрая буддийская притча глубоко взволновала зал.
Главный координатор транснациональной партий Серж Далида (Италия) отметил, что и с христианской точки зрения смертная казнь абсолютно недопустима. Присутствовавший в зале председатель комиссии по помилованию при президенте России писатель Анатолий Приставкин печально улыбнулся. Он-то знает, что позиция вашего духовенства не совпадает с точкой зрения Сержа Далида.
Тысячу лет назад, когда Киевская Русь приняла христианство, князь Владимир запретил
казнить смертию. Человек, впервые принявший крещение в преклонном возрасте, прекрасно понимал несовместимость смертной казни с заповедями Христа. Однако год спустя бояре Владимира отменить запрет под предлогом борьбы с преступностью. Хотя запрет и был отменен, юридически смертная казнь так я не была включена в кодекс Киевской Руси. А еще позднее другой, не менее прославленный князь Владимир Мономах оставил сыновьям свое знаменитое послание, в котором заклинал своих наследников навсегда отказаться от убийства и мести. Умение прощать Мономах поставил выше всех своих воинских подвигов. «Ни правого, ни виноватого не убивайте, не повелевайте убить, даже если он повинен в смерти». Я уверен, что конгресс » Брюсселе встретил бы послание Мономаха такими же аплодисментами, как и послание Далай-ламы, хотя между ними пролегает тысяча лет.


ПОЛИТИЧЕСКИЕ УБИЙСТВА


Смертная казнь по уголовным и даже политическим преступлениям была отменена императрицей Елизаветой по восшествии на престол. Поклявшись «не проливать русской крови», императрица соблюдала свое обещание. К сожалению, в царствование. Екатерины II запрет был нарушен в связи с восстанием Пугачева. Новая вспышка насилия — казнь декабристов уже в ХIХ веке. Глубочайшее потрясение для всей России.
Варварское покушение на жизнь Александра II и гибель государя развязала волну убийств. И сегодня нельзя без удивления перечитывать письмо Льва Толстого, где он призывает государя подняться над всем личным и человеческим, стать истинным христианином и простить своих врагов по заповеди Христа, не карая смертью. Словно восстановилась связь времен, и высота гуманизма Владимира Мономаха наконец-то стала доступна россиянам Среди житейских аргументов Льва Толстого против смертной казни один оказался поистине пророческий. Отрицая политическую целесообразность высшей меры, он говорил, что у каждого террориста есть родственник, сын или младший брат» который вырастет и рано или поздно начнет мстить все теми же кровавыми методами. Так и случилось. Брат казненного террориста Александра Ульянова стал самым жестоким диктатором за всю историю России, пока на смену ему не пришел еще более жестокий диктатор.
Представитель партии зеленых Мария-Тереза в первый день встречи с русской делегацией предложила тост «за Россию Льва Толстого».
— Россия цивилизованная страна. У нее есть Лее Толстой. Я верю, что у вас смертная. казнь будет отменена.
К сожалению, мы не могли поддержать такую уверенность. Политические страсти не позволяют нам подняться на высоту Владимира Мономаха и Льва Толстого. Всего-то два месяца назад бывший Верховный Совет принял решение о применении смертной казни к своим политическим противникам. Даже самый отчаянный прорицатель не возьмется предсказывать, какие страсти будут кипеть в новом двухпалатном парламенте России. А тем временем в зале общеевропейского парламента секретарь Радикальной партии Эмма Бонино сделавшая очень много сделавшая для создания Международного трибунала по преступлениям, совершенным в бывшей Югославии, сообщила залу, что трибунал заранее отказывается от смертной казни по отношению к подсудимым.
И тотчас же пришла тревожная весть из Молдовы о смертном приговоре, вынесенном политическому противнику. Не меньшую тревогу конгресса вызвало сообщение из Азербайджана о только что принятом там законе, позволяющем расстреливать дезертиров. Неужели страны бывшего СССР так и обречены навсегда рыскать «своим путем» в сторону от мирового прогресса?


ПРАВО НЕ УБИВАТЬ


Выступавших было много, и с каждым из них в зал входил еще кто-то: Христос, Будда, Ганди, Альберт Швейцер, Владимир Киевский, Тургенев, Чехов, Виктор Гюго, Томас Манн, Моисей и все они говорили «Не убей». Говорили на девяти языках Европы, среди которых довольно часто звучала русская речь.
Транснациональная партия, организовавшая этот конгресс, поставила перед собой две главные цели: начать международный трибунал в Гааге и поставить смертную казнь вне закона к началу третьего тысячелетия, хотя бы в рамках международного права. Цель эта сегодня кажется недостижимой, но ведь и трибунал, ныне учрежденный в Гааге, раньше казался чистой утопией.
Ясно, что в мире, охваченном политическими страстями, кроме права не быть убитым, должно быть право не убивать. Этого права лишены сегодня миллионы людей в бывшей Югославии, в бывшем СССР, в Африке и в Китае, во многих регионах Средней Азии.
Поначалу конгресс в Брюсселе показался мне собранием прекраснодушных мечтателей.
Ну съехались, поговорили, приняли резолюцию, учредили постоянный комитет, пополнили железные ящики архивов общеевропейского парламента ворохами бумаг, а что на этого? Однако к концу работы конгресса становилось все ощутимей то, чего так не хватает в России, — целеустремленность, последовательность и решимость довести .до осуществления каждую из .намеченных целей. Европа говорит — не убей!
Можно сказать, что миссия, организованная русским отделением международной, транснациональной партии, вполне удалась. Целых два представителя от России — Безруков, и Приставкин — вошли в постоянный комитет международной Лиги по борьбе за отмену смертной казни к 2000 году.


БРЮССЕЛЬ — МОСКВА.


1994


Рецензии
Я рада была встретить в вашей статье имя Безруков .я только что о нём тоже написала стихи и как подтверждение моим мыслям - Ваша статья. спасибо!С уважением.

Лика Поо   19.05.2010 09:53     Заявить о нарушении