Разбор

Н.Ч.
Спрос родил предложенье, а мы разобрали по членам.
Место, время и действо – ну что еще нужно уму?
За отцов классицизма их дети - в четвертом колене -
отдувались позднее. И честь отдавали ему.

Мама комкала облако, мыла отверстую раму,
потерявшись в столетьях, старела, как слово «оне».
Нам разбор синтаксический, оспой, привил Виноградов,
и на шапочный шел – и успел - Бодуэн Куртене.

Помним утро утрат, видим снега недолгое девство,
холод смертных пелён и зимы золотой лазарет…
Даже Лазарь, воскреснув, искал обстоятельство места
в чистом образе дня - место встречи, которого нет.

2007


Рецензии
Вещь для гурманов, густая, высококалорийная, с богатым набором вкусовых оттенков и недюжинной смысловой палитрой; оценить всю прелесть и оригинальность которой могут лишь те, кто, как говориться, в теме. Оттого и рецензенты держатся на расстоянии. Как подвергнуть разбору то, что само по себе является "Разбором" ? Цельный , " соединённый", воскресший Лазарь для меня-- самый звучный( главный) аккорд в пьесе. В начале было Слово (Рождение, сотворение), в середине- разбор( развитие, постижение), в конце- воскрешение( соединение, откровение). Если бы я попытался накинуть на произведение решётку анализа, то за основу ячейки взял бы троичность , закон мировой драматургии. Но это читательски, вкратце и весьма поверхностно, авторское - в глубине и в принципе непостижимо. Спасибо.

Алекс Нежебуд   10.03.2022 17:59     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Алекс! По поводу Лазаря согласна, для меня это главное. И если хотя бы отчасти в стихотворении есть то, о чем Вы говорите, - его можно считать удачей.

Юлия Данилова-Лайда   11.03.2022 06:55   Заявить о нарушении
Поливалентность этого замечательного произведения даёт ему возможность свободно дышать во множестве жанровых стихий и порождать множество толкований. Буду гнуть свою линию. Давайте по тексту: " Спрос родил предложенье...",-- глагол "родил"- ключевой, первый толчок, начальная движущая сила произведения, текст рождается, происходит акт стихо- творения. Дальше: приподнимемся над каламбуром и подумаем - нам дано рожденное предложение, понимай - речь, слово; кто его дарует? понятно- Творец. Дальше: " Мама комкала облако, мыла отверстую раму..." , - несомненно, это та самая румяная мама из советской азбуки. С азбукой связаны школа, учёба, постижение, развитие и прочие сопутствующие понятия. Азбука- постижение элементов разьятого слова с последующим их воссоединением в осмысленное целое. Дальше: ...холод смертных пелён и зимы золотой лазарет..- мотив утраты, смерти; изучать по частям можно лишь нечто разобранное, распавшееся, неживое. Лазарь- точка сбора, соединение, цельность, откровение, в чистом свете которого никакие обстоятельства , времени ли , места, уже не важны. Все три элемента: рождение, распад и воскрешение налицо. Стихотворение удалось! Оно умное и ладное. Спасибо.

Алекс Нежебуд   11.03.2022 18:32   Заявить о нарушении
P.S. Небольшое необходимое пояснение: " Спрос родил предложенье, и мы разобрали его по частям"-- понятно , что ни о какой синтаксической конструкции рождённой неким спросом и разобранной по частям, речи не идёт, никакой буквальности, у меня выходит забавнее: : " Спрос родил предложенье....etc " -- это предложение сочинённое автором- творцом стихотворения. Зацепила меня ваша изящная и остроумная вещица, хоть реферат пиши.Спасибо.

Алекс Нежебуд   11.03.2022 22:45   Заявить о нарушении
Алекс, извините, только сегодня прочитала продолжение беседы - была в пути. Боюсь, что вначале все-таки был сор, а потом уже слово, в частности в этом тексте, а я уже старалась посмотреть на этот сор сквозь призму лингвистики и литературоведения. Хотя многое из того, что меня тогда волновало, волнует и теперь, и я не могу сказать, к сожалению, что со временем нашла ответы. Это касается и религии, и филосовии, и единства формы и содержания и т.д. Например, ответственность детей за грехи родителей. Вроде бы в православии дети за них не отвечают, и все же: "Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода..." Причем, чем дальше живешь, тем больше об этом думаешь. Или вот когда я писала, я была уверена, что форма сама по себе станет содержанием, если она безупречна. То есть я следовала именно за формой, а сейчас я так не думаю. Хотя по форме к этому тексту у меня к себе масса претензий... Спасибо Вам большое, Ваши слова мне напомнили все, что было связано с этим стихотворением, интересно к этому вернуться и подумать еще)

Юлия Данилова-Лайда   13.03.2022 15:51   Заявить о нарушении
Спрос родил предложенье - это отлично, если так прочитывается)

Юлия Данилова-Лайда   13.03.2022 15:54   Заявить о нарушении
Уважаемая Юлия,спасибо вам за вашу авторскую откровенность.И пусть читатель,наверняка, прочтёт и поймёт нечто иное, чем то,что задумывалось и создавалось автором, но,когда поставлена последняя точка,произведение, содержа в себе авторский геном,становится самостоятельной сущностью.Это известно. Я бы мог ещё много чего написать,уж очень почва плодородная, и про автора,родившего предложение о "предложении", и прочее,и прочее, но боюсь,проломив строки, рухнуть в зазеркалье.Спасибо!

Алекс Нежебуд   14.03.2022 13:48   Заявить о нарушении
Вы задавались вопросом - несут ли дети ответственность за грехи родителей.Вопрос тяжёлый, но,как ни крути, все мы являемся носителями наследственной информации и ,кто знает, может быть все деяния наших предков хорошие и плохие присутствую в нас на молекулярном уровне и в этом смысле мы их соучастники, а значит и носители их вины.Кто знает?

Алекс Нежебуд   19.04.2022 13:08   Заявить о нарушении