Вам, конечно, приходилось...

[ ? ]

Вам, конечно, приходилось
видеть мёртвые тела.
На прилавках магазинов
птичьих, рыбных и мясных,
например, они в избытке.
Там потрогать их руками
и понюхать можно их,
поднеся к лицу поближе,
чтобы лучше рассмотреть -
и нехитрый сделать вывод,
что ко всем приходит смерть,
что и нам когда-то тоже
нужно будет умереть.

Впрочем, если вы случайно
не фанат диеты Ганди,
не эколог и не псих,
лучше вовсе не тревожить
мирный сон созданий сих.
Лучше в руки брать их тушки
лишь затем, чтоб после кушать,
изменив их цвет и вид.
А причуды вроде этой
только портят аппетит.

Если всё же (предположим)
вы патологоанатом
в государственной больнице
или врач-реаниматор
в Богом проклятой дыре...
В этих случаях двуногих
наших братьев и сестер
вы могли бы видеть тоже,
так сказать, со всех сторон
их физического тела,
многократно наблюдая
на резекторском столе
их, лежащих без движенья,
или в операционной
замирающих навек
в тот момент,
когда не в силах
им помочь электрошок.

Если так, то вы, конечно,
замечали и не раз,
как меняется со смертью
выражение лица.
И не только.
Смерть вообще
очень сильно всё меняет
и обманывает глаз,
и бывает очень трудно
после смерти нас узнать.

Словно если кто-то умер,
это вовсе и не он,
а какой-то посторонний,
незнакомый и чужой,
никакого отношенья
не имеющий к тому,
кто сейчас, вот только-только
умирал, кричал и плакал
и с таким привычным телом
расставаться не хотел.

Даже если без сознанья
или в коме - всё равно,
всё равно лежит, как будто
умер только что не этот
или эта, а другой.
На столе остался кто-то.
Или что-то. Тело, факт.

Но внимательней посмотришь
и поймёшь (не знаю, как),
что совсем не то осталось:
и лежит оно и смотрит,
вроде так же, да не так.
Словно и не тело вовсе,
а иной какой-то знак -
и живым его значенья
разгадать нельзя никак.

Что такое это тело?
Тело важно для ментов,
для судебной экспертизы,
для агентов из бюро
похоронного и ЗАГСа -
всем им очень важно знать,
что такой-то жил и умер -
и стоит на то печать.
Но с моральной точки зренья
им на это наплевать.
Кто там жил и кто там умер? -
и зачем? - и для чего?

У меня же есть сомненья
в смысле экзистенциальном.
Это на примере личном
прозвучать могло бы так.

Вот, допустим, умираешь,
умираешь, умираешь, умира...
Потому что очень долго
умираешь! - день за днём,
год за годом умираешь,
умираешь - и потом
наконец-то умираешь.
И, когда совсем ты умер,
умер - вроде и не ты!

Не к тому, что раз - и нету,
и поэтому не ты.
А к тому, что очень трудно
так вот взять и перестать
вот сейчас, сию минуту -
и уже не умирать,
от привычки многолетней
год за годом, день за днём,
миг за мигом умиранья,
как от вредного куренья,
отказавшись навсегда.

Ведь пока ты умираешь,
привыкаешь ты и знаешь:
умираешь, значит ты.
Потому что привыкаешь
думать так, что это ты.
А потом, когда ты умер,
как узнаешь: ты - не ты?
Если умер - и не ты,
может, жил совсем не ты?

И вопросов сразу много,
самых каверзных и разных,
депрессивных и опасных
с точки зренья социальной
для общественного мненья
и для благ материальных
возникает, в тот же миг
подрубающих под корень
всё, к чему ты так привык.

Типа: как вообще возможно
нам на этом свете жить?
и зачем учиться в школе?
целых долгих десять лет?
получать образованье?
и учить других тому же?
словно знаешь ты такое?
что? не может? знать? никто?
покупать автомобили?
и стиральные машины?
ювелирные изделья?
телефоны? и пальто?
засыпать? и просыпаться?
и три раза? в день? питаться?
раз в неделю? напиваться?
и работать? на работе?
и? воспитывать? детей?
...
Может быть, Фома Аквинский
или старец Волоамский,
или просто поп рязанский -
и нечёсаный, и тёмный
(как у Розанова в книжке,
что совал повсюду нос),
или лама из Непала -
свет прольёт на наш вопрос?

2008 г.


Рецензии