Ирония судьбы...

Продолжая свое восхождение к вершине Парнаса, я постоянно сталкиваюсь с представителями нечистого духа, которые всячески хотят меня столкнуть в пропасть отчаяния и сомнения в правильности избранного пути.  В связи с чем и приходится освобождать свой путь от подобных хулителей живого слова. Мысли, дающей адекватным людям глоток живой воды, чтоб не поддаваться негативному влиянию окружающей среды. Очередным моим критиком оказался некий Игорь Хомечко, считающим себя профессионалом песенного творчества. Его обвинения были таковы:  "Ну конечно, наш "хений" не ведает о чрезмерности глагольных рифм! Строчит себе стишки на уровне детсада и считает себя гением на полном серьезе! Туши свет, аут полный!" В полном объеме я эти "плевки в небо" приводить не стану, дабы не засорять эфир этой скверной клеветы, ибо гений, знает, чего стоит эти детсадовские строки. Достаточно вспомнить слова Пастернака по этому поводу, не говоря уже о том, что все гениальное просто. Но простота эта стоит титаническогоо труда, который остается за кадром всегда. Не отвлекаясь на лирические отступления, продолжим далее свое путешествие в мир моего строгого критика Хомечко, которого все больше хочется обозначить в списках моих оппонентов, как Хохмечко, в чем вы еще будете иметь возможность убедиться и сами.
Итак, приступим к изучению материала, выложенного в рубрике "Авторская песня".

"Ах, как жаль, что надежда с любовью в душе догорели!
Как неистово тих одиночества стон из груди!
Мы с тобою вдвоем, но на сердце шальные метели
Замели теплоту, только вьюга и снег впереди".

И композиционное и техническое построение указывает на дилетанта, а длина строки в 48 попугаев позволяет оценить уровень мастерства "гения слова". Фраза "стон из груди" вызывает улыбку, ибо стон из другого места называется по-другому. Оксюморон "неистово тих" вызывает те же ассоциации, ибо "умерла, так умерла", и если он тих, то точно уже не истеричен. Или он намекает на затишье сумасшедшего, который в любой момент может "сорваться с катушек" и впасть в эпилепсическое буйство, что, собственно, и проявлено на моей страничке в Избе-читальне этим  критиком. С бешенством животного он набросился на меня, после того, ка я прокомментировала этот романс словами, не одобряющими малодушие автора. Кстати, по этому поводу уже написана песня, которую приведу в сравнительном анализе. Поэтической ценности метафоры не представляют, ибо не несут никакой новизны - вьюги да метели уже порядком всем надеоли. Вот уж, действительно, детский лепет! Недаром бытует выражение - всяк судит по себе или на свой аршин мерит. В том, что у автора впереди только вьюга да снег, мы охотно согласимся, ибо какой мерой меряете, такой и вам будет отмерено. Попытаемся перейти к кульминационной картине, в которой должна раскрываться фабула произведения.

"Ах, как холоден взгляд лишь вчера - дорогой и желанный,
Безнадежно увядшею розой печальны глаза,
Неужели мы раньше друг друга любили? Так странно…
Зареветь бы, да в капельку льда превратилась слеза".

Пунктуацию мы оставим на совести гения, придираться к таким мелочам не будем, и так приговор не утешителен - не может быть такой поэт небожителем. Глаза, увядшие розой, скорее напоминают мертвеца, нежели человека, способного проронить неистовый стон, но таковым видит себя он (автор), с чем мы охотно согласимся. Способность данного индивида любить, я обсуждать не стану, ибо и без слов ясно, что здесь и не пахнет Святым Духом, а, значит, и способностью любить даже убогих, одним словом - сердцем Бога! И ничего тут странного нет. "Каждому дана благодать по мере дара Христова". Здесь ее не ощущается по известным причинам, и виной тому не дурачина, а элементарное невежество и нежелание познавать суть истины, изложенной в Библии - "любите друг друга", "носите бремена друг друга", "не судите, да не судимы будете" и т.д. А лед слез в лишний раз указывает на бессердечность и холодность автора, не любящего даже себя, не то, что этот мир или своих близких. И, наконец, перейдем к развязке - заключительной части произведения, где апофеозом всему должна звучать основная мысль текста.

"Ах, как сильно, до боли, хотелось бы вспыхнуть, как спичка,
В исступленьи, в безумии, в чувственном вихре огня,
Только намертво к полу меня пригвоздила привычка
Быть с тобою вдвоем. Не любя. Не любя. Не любя".


И вот мы видим предполагаемое - абсолютное безволие на фоне малодушия. Даже не любя, в негативе, человек живет с нежеланной только потому, что у него нет сил оторвать себя от пола, что подразумевает автор под этим выражением, остается только догадываться. И если судить по поэтическом понятиям, переводить эзопов язык на прозу, то под данной аляповатой позой подразумевается половая жизнь. В другом варианте пригвожденным к полу он выглядит глуповато. Впрочем, этим подверждается его вновь обретенное имя - Хохмечко.

Таким образом, вы видите, что данное произведение не представляет ни поэтической, ни психологической ценности. Червячно-половое существование индивидуума уже не раз описывалось классиками. Еще Салтыков-Щедрин образно показал нам такого  человека в "Премудром пескаре", в "Человеке в футляре". А эта "рыба в кляре" не вызывает ни сострадания, ни оправдания. Хочется плюнуть фразой из известного фильма "Ирониия судьбы.."- "какая же гадость ваша заливная рыба" и согласиться с тем, что ирония судьбы всегда оправдана.

И теперь, как и обещала, в качестве сравнительного анализа приведу свое песенное произведение альтернативой выше изложенному тексту. Сразу оговорюсь, чтобы не заострять на этом в дальшей внимания, композиционно и технически все указывает на руку мастера - длина строки, рифмы, размеры, интонация, наличие припева, фабула, кульминация и развязка. Не сочтите это за хвастовство, только констатация факта, потому излагать материал буду от третьего лица.

Горе тем и беда,
счастья кто не видал,
кто любви не встречал
лучика на свете,
с нелюбимой живет
и путем инерций
дарит ей ласки мед,
предавая сердце.

Во вступительной части автор при помощи уже известных метафор раскрывает нам суть жизненной ситуации, вводит в курс дела. Так делается акцент на лучики любви в противовес горю тьмы. Такие контрасты позволяют представить себе образно такие понятия, как любовь, олицитворенную солнышком, и горе - темноту души, не познавшей счастья озарения посредством другого мироощущения. Далее нам указывается на обстоятельства жизни персонажа, на котором акцентируется внимание. Мы понимаем, что этот человек живет по привычке - путем инерций (метафора новая) и дарит ласки мед (тоже  новизна, мед - продукт вкушения нектара цветка - в данном случае идет не в соты, а в утиль) нелюбимой, предавая сердце. Ибо нелюбимым может быть только неприятный человек, всех других мы не можем не любить, особенно, если живем с ними и дарим взаимопонимание и заботу.

Целовать не любя,
никого не буду,
сердце ложью губя,
это участь блуда.
Там без страсти огня,
без эмоций чудных
дарят ласки, казня
душу безрассудно.

В припеве содержится основная мысль произведения. Автор показывает свою жизненную позицию, принципиальное отношение к жизни и к ее законам. "Возлюби ближнего своего" - учит нас Библия и совсем не обязывает любить далекого. Потому и автор делает эту мысль точкой опоры, которая и помогает крутить эту землю произведения при помощи рычага слова. Для выражения мысли автор использует Библейский термин "блуд", намекая на то, что сожительствовать с кем-либо без любви, то же самое, что предаваться блуду. И, естественно, эта ситуация ведет к омертвению души, ибо это сожительство, основанное только на животных инстиктах, не способствует росту духовному и накоплению нужных положительных эмоций. Научные исследования также доказали, что занимаясь сексом без  духовных соитий, люди теряют энергию, что способствует не только депрессии, и как результат агрессии, но и потере физического здоровья. О чем ярко свидетельствует сегоднешнее мирское общество, пораженное вирусом американизации и аморализации. Поэтически здесь изобретены такие приемы, как участь блуда и страсть огня.

Там беда велика,
где тропа лжи легка,
беспощадны судьбы.
На мольбу "вернуть бы
солнце неба души"
зол ответ бывает -
ты его затушил,
сердце предавая.

Далее, как кульминационный момент, идет вскрытие объекта патологоанатомически и показываются более детальные причины омертвения души при помощи таких метафор, как тропа лжи и огонь сердца, затушенный предательством самого себя. Поэтической находкой служит также выражение "солднце неба души", пояснять которое не вижу смысла. "Зол ответ" - олицитворение, что является тоже поэтическим приемом. Психологическая картина вырисовывает нам причинно-следственные взаимосвязи. Так, приводится житейская мудрость в тайнописи "где легки тропки лжи",  т.е. где легко человек предается лукавству, где его не мучает совесть, там и беспощадны судьбы. Ведь известно, что судьба - это Суд Божий , согласно Библейскому правилу - все по делам рук наших. А народная мудрость гласит, что "всякая ложь от лукавого". А нечистый дух несет при помощи вирусов лжи и аморальщины полное поражение духовной, и, как результат, умственной среды, потому и бытует жизнеутверждающее положение о том, что "гений и злодейство - две вещи не совместимые" (Пушкин), потому так не любят критику графоманы, упоенные лестью таких же бездарей и впадающие в омут тщеславия - тщетной славы, что разумный человек себе не позволит. Ибо народная мудрость гласит "там, где начинается тщеславие, заканчивается разум".

Горе тем и беда,
счастья кто не видал,
кто любви не встречал
лучика на свете,
Но еще хуже тем,
кто обрек на муки
сердце в бед маете
от житейской скуки.

И развязка напоминает похоронную процессию, отпевание душ тех, кто пламень сердца потушил. Последнее предложение усиливает эмоциональную нагрузку и звучит апофеозом всего выше сказанного, ибо указывает на симптомы болезни. Именно житейская скука, неумение применить свою способность любить в правильном направлении, помогая всем близким и словом и  делом, окружая себя, как коконом любовью, заботой и нежностью близких, ведет к предательству души, разбазариванию своей энергии на негатив и общение с нелюбимыми, а порой и омерзительными людьми, сатанистами подобными Сони Швах и ее компании. Отсюда и такое понятие, как бед маета и муки. А здесь уместно вспомнить такую житейскую истину -"тот, кто умеет ждать, получает желаемое". И снимает этот негатив похорон припев, призывающий нас жить согласно велениям души и свечу любви, надежды и веры в сердце не тушить.
Таким образом, вы видите  даже при беглом анализе, насколько  сконцентрирован поданный материал. Всего в нескольких строках изложена такая глубокая философия жизни. Продолжать эту тему можно до бесконечности. Но мы оставим это дело времени, оно приведет и нужные примеры и оставит автографы на этом полотне.
За сим прощаюсь с вами.
Ваша Лариса Преображенская.

Материал.
http://www.chitalnya.ru/work/125985/

Картина написана замечательным художником Юрием Обуховским.


Рецензии