Только так

            ТОЛЬКО  ТАК

Только так: превратив своё сердце в гранит,
можно что-то понять о себе, о любви и о смерти;
неживая структура надёжней хранит
то, что клетки теряют под натиском тверди;

только так произносишь любые слова,
потому что любовь – тоже страшное слово,
по конечным итогам; как мир, эта мысль не нова,
если в мире вообще что-то ново.

Не жалея о прошлом, вперёд не смотри:
там хранится ничто плюс ненужное время,
словно некий сюрприз с хитрой штукой внутри,
назначенье которой взобраться на темя.

Остаётся чуть-чуть: наблюдать отрешённо закат,
доверяться тому, кем твой путь был размечен;
если камень в груди - значит, ты бесконечно богат;
позабывший себя - до безумия вечен.


Рецензии
Здравствуйте, Майкл!

Сегодня с утра мне отчего-то подумалось, что слишком давно мы с Вами не говорили на серьёзные темы, предпочитая им обычно то каких-нибудь внутренне противоречивых литераторов (Есенин, Маяковский иже с ними), то другие околопоэтические мудрствования. Однако, как говорится, делу время, а потехе час (шутка). Тем не менее, не злоупотребляя при этом Вашим вниманием, я всё-таки хотел бы иногда возвращаться к тому, что мы всегда обсуждали с особой заинтересованностью. Знаете, я тут по воле судьбы оказался в Стокгольме, где пробуду ещё несколько дней. Городок, надо сказать, весьма унылый, на редкость провинциальный (в плохом смысле этого слова, поскольку вообще-то я люблю провинциальные города) и ничего хорошего не предвещающий. Вспоминая пассажи из книги Янгфельда о том, что Бродский-де любил это серенько-чистенькое место больше других, я, разумеется, прихожу в сильное замешательство. Хотя, наверное, в сравнении такого рода предпочтений как раз и видна разница наших с ИБ подходов ко многим вещам. Бродского же, для примера, раздражал Стамбул, хотя он и аргументировал это своё раздражение слишком уж по-детски; я же, попадая в Стамбул, буквально хребтом ощущаю, что это самый что ни на есть МОЙ город. Однако, чтоб не впасть в ту же ошибку, что и ИБ, от какой бы то ни было аргументации по поводу этой северной столицы я, пожалуй, воздержусь, а скажу только, что максимально точно шведскому образу жизни и самому городу из всего, что я видел, соответствует фильм Бергмана «Сцены из супружеской жизни». Если смотрели – то поймёте, о чём я сейчас говорю, а если не смотрели – то не так уж много и потеряли.

Итак, перехожу к скользким темам. На самом деле, как это происходило у нас почти всегда, ничего особо нового я, наверное, сейчас не скажу, но лишь попытаюсь расставить акценты в соответствии с тем, как всё это видится именно сегодня. Само собой, речь пойдёт о сущностной диалектике и об этико-религиозной сфере, которую (особенно хорошо я это понял после последних взбучек, связанных с Пасхой и с Гейне-Аристотелем) многие отчего-то никак не могут, или не хотят, отличать от сферы эстетической. Знаете, Майкл, памятуя, что нашу мирную беседу ведь могут читать и люди в этом смысле неискушённые я постараюсь на сей раз изъясняться максимально доступно; Вы же, коли обнаружите в моих словах пропедевтические нотки, пожалуйста, не принимайте их на свой счёт – просто, правда, очень уж хочется обойтись без зауми, которой вокруг хватает и без меня. Перво-наперво хочу заявить, что эстетическое, этическое и религиозное начала в любом конкретном индивиде – это вовсе не мои изобретения, но качества, вытекающие из имманентности. Внутри эстетической сферы мы выстраиваем отношение с внешним миром, внутри этической – с самим собой, внутри религиозной – с Богом. Я прекрасно помню наш разговор полугодичной давности про бегунов, поэтому здесь постараюсь использовать иные примеры. Следовательно, читая какой-нибудь стишок, смотря фильм, картину, или пожирая глазами, допустим, обнажённую женщину, человек с помощью чувств (непосредственное) вбирает в себя нечто, что он может затем: а) незамедлительно закинуть на антресоль безразличного; б) бросить в котёл рефлексии. Независимо от того, пошёл он по пути (а) или (б), всё это происходит пока исключительно внутри эстетической сферы. Так вот, коли этот человек (для оживления образа предлагаю назвать его Вася) выбрал (а), то на этом вся история, собственно, и заканчивается. Однако если он выбрал (б), то возникают уже всевозможные продолжения, а именно: в) когда, отрефлектировав это, Вася так и оставляет стишок, картину, женщину в пределах своего мышления, и максимум, который в таком случае возможен, – это время от времени, с той или иной периодичностью прокручивать всё это в воображении, но не более; г) когда он всё же начинает действовать на основании увиденного/услышанного/помысленного, ибо оно в той или иной степени изменяет контуры его идеальности. Таким образом, только Вася, дошедший до (г), в нашем случае будет соприкасаться с этикой. Стоит сказать, что добраться до (г) – это уже, с моей точки зрения, огромное достижение, а если добиться в этом деле (преобразование самого себя) хотя бы мало-мальских успехов – то это просто высший пилотаж. Однако этическое начало, как таковое, всегда будет накладывать на Васю определённые ограничения, делающие все его попытки в какой-то мере тщетными, поскольку, сколь бы идеальным Вася ни становился, дальше смерти он на этом поприще не преуспеет. И тут на глаза нашего героя вдруг попадается (д), которое как бы обладает способностью снять любые временные ограничения, выводя на авансцену абсолютную цель – вечное блаженство (бессмертие, вечная жизнь – называйте это как угодно). Само собой, коли перед Васей возникает вечность, то вместе с ней должно появиться и какое-то существо, эту вечность гарантирующее. Для того, чтобы эта гарантия не выглядела смехотворно, это существо, разумеется, само должно быть предвечным, поскольку низшее не может ручаться за высшее. Как Вы понимаете, Майкл, (д) здесь и будет религиозным началом, но такого рода религиозность – и это очень важно! – также не выходит за рамки имманентности. Иными словами, происходящее вплоть до (д) вытекает исключительно из человеческой природы. Грубо говоря, вряд ли кто откажется от бессмертия, несмотря на так часто встречающееся манкирование подобной постановкой вопроса. Другое дело цена, которую за это следует платить. Цена-то большинство людей и отпугивает, поскольку никто не хочет переплачивать (а плата здесь – это титанический труд и предельная страсть), не получив ТВЁРДЫХ гарантий. Твёрдых же гарантий Бог давать никак не хочет, ведь определённость в таких вещах не оставляет уже места для страсти. Имейте в виду, пожалуйста, Майкл, что и буддизм, и иудаизм, и ислам, и какой угодно ещё -изм, и даже язычество – все это, если оно, конечно, осуществлено надлежащим образом, несомненно, подпадает под рубрику (д), то есть под религиозное. Существуют ли у нашего Васи ещё какие-нибудь перспективы? Да, ибо есть еще и (е), и этим (е) является не что иное, но христианская, или парадоксальная, религиозность. Сейчас предприму попытку – чтобы Вася вконец не запутался с алфавитом – вкратце пояснить, чем же (д) принципиально отличается от (е). Так вот, главное их отличие заключено именно в том, что (д) можно помыслить, а (е) – нет. Иными словами, (д) – это линейное самоуглубление, где сохраняется, если быть внимательным, стройность и последовательность, в том числе телеологическая. И наоборот, (е), которая непременно в качестве своей отправной точки имеет (д), вводя парадокс, становится, скорее, чем-то в корне отталкивающим – и в этом-то отталкивании зарождаются предпосылки для нового (высшего) пафоса. Прежде чем развивать эту мысль, сделаю небольшую оговорку: по сути среди наших буковок (а) и (в) – это пустоцвет, то есть то, что не имеет продолжения. Остальные же буквы полностью соответствуют поступательному движению Васи внутри качественной диалектики. Выражаясь по-другому, из (б) никак нельзя сразу, перескочив (г) и (д), оказаться в (е), поскольку так уж волшебно всё это устроено. То есть стать христианином, не схватив этическое, а тем более не схватив религиозность (д), попросту невозможно.

Максим Седунов   21.06.2012 16:32     Заявить о нарушении
Теперь же – пока Вы ещё не успели заскучать – я перейду к сути самого распространённого заблуждения, когда большинство, считая себя людьми религиозными (д) или даже христианами (е), на самом деле остаются в пределах обычной эстетики (а, б, в), несмотря на пышность и внушительность используемой терминологии. За три с лишним года нашего общения, Майкл, я уже много сказал о парадоксальности христианства, не уставая при этом повторять, что именно парадоксальность и взвинчивает тут ставки до предела, делая саму задачу (вечное блаженство) максимально диалектичной. Так вот, заметьте, пожалуйста, что, начиная с (г) и вплоть до (д) – если опять же движение не было чистой профанацией – вся драма нашего многострадального Васи протекает не где-то, но в нём самом, то есть по мере движения по буквам он достигает всё большего и большего самоуглубления, а любое внешнее, наоборот, уходит на задний план. И вот, представьте, что при переходе от (д) к (е) ситуация вдруг в корне меняется, – и создаётся обманчивое впечатление, будто наступил регресс, так как в (е) нежданно-негаданно вновь возникает сущность, отношение к которой снова может быть охарактеризовано как внешнее. И эта сущность – Бог во времени, то бишь собственно ИХ. И создаётся впечатление, что поступательное движение самоуглубления прервано, и мы как бы оказываемся снова в эстетике, то есть в (а,б,в). Иными словами, если до этого места Вася преспокойно погружался в собственную сущность и даже чего-то достиг в этом непростом деле, расчистив свой путь от всего конечного, то здесь ему снова выдвигается требование искать опору вне себя. Согласитесь, Майкл, для неискушённого наблюдателя всё это очень даже напоминает эстетику. Но на самом-то деле здесь кроется лишь очередной парадокс. Для мышления, повторяю, это является непосильной задачей, которая может быть решена исключительно посредством веры. Это как бы последний, самый трудный тест – но и пафос, который в данном случае достигается, тоже беспрецедентен, ибо на деле именно это и будет абсолютным отношением с Богом, который ведь – если понимать всё как следует – представляет из себя не что-то, но попросту всё. И именно на таком восприятии самого себя и настаивал Автор христианской концепции, который до известного момента предпочитал оставаться лишь надмирной сущностью. Выражаясь иначе, само присутствие Бога во времени – это абсурд, поскольку место Бога – вечность, но Он хочет, чтобы Вася поверил и в этот абсурд в том числе, как бы он ни был труден. Возможно, всё это закручено именно таким образом, чтобы подчеркнуть решающее значение Васиной экзистенции. Ведь с вечным, находящимся в вечности, Вася уже выстроил своё отношение, пока пребывал в (д), а теперь ему, Васе, находящемуся во времени, следует совершить крайнее усилие и выстроить своё отношение с вечным, находящимся во времени, что само по себе парадоксально. Однако как же нам всё-таки отличить Васю, находящегося в (е) от, например, Пети, который тоже красиво и долго говорит о Христе, но тем не менее – и я на этом настаиваю! – не имеет представления даже об этике, а тем более уж о (д) или о (е)? Очень просто: ведь Петя начисто лишён какой бы то ни было диалектики вообще, тем более диалектики самоуглубления. Вася же вплоть до (д) проделывает гигантский путь в плане погружения в себя, и это видно сразу. И лишь вступив в (е), он отворачивается от имманентности, обрывает все старые связи и оказывается на самом краю экзистенции, причём совсем не в том смысле, в каком некоторые гениальные авторы с этого сайта «балансируют на краю пропасти». Таким образом, существование Васи превращается, с одной стороны, в величайшее противоречие, а с другой – в величайшую возможность. Религиозно же изъясняющийся эстетик, то есть Петя, наоборот, будет начисто лишён и того, и другого. Вот, примерно так.

Ладно, Майкл, думаю, на сегодня хватит. Я и так уже сказал несколько больше, чем собирался. Надеюсь, что утомил Вас не очень сильно. И простите за обилие литер и скобок, но без них объясняться было бы ещё труднее.

С уважением,



Максим Седунов   19.06.2012 16:16   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Максим, готов поддержать разговор. Полностью согласен с ходом Вашей мысли до п. "д". Далее наш Вася попадает в интересную психологическую ситуацию: ему не приносит удовлетворения и покоя, что он преуспел на этическом поприще, и что он может покинуть бренный мир с чистой совестью. Но Вася хочет жить вечно! Но он не так уж глуп, чтобы не понимать неминуемость своего физического конца. Что он делает? Он проецирует своё Эго на незримую сущность, именуемую душой, которая уж точно по умолчанию считается вечной. Ведь если душа не вечная, то о вечности и речи быть не может. Короче, Вася отождествляет свои прижизненные качества с с душой, о качествах которой он не может знать в полной мере. Ну, а где есть вечное, то рядом всегда присутствует тема бога, независимо от исторического времени и вероисповедания, в качестве гаранта вечности. Отказаться от вечности? В песне А.Дольского есть завершающая фраза:"я - время, и я, слава богу, не вечен". В другой песне у него же:"Нет в мире высшего блаженства, чем осознание пути, когда достигнув совершенства, ты всё же вынужден уйти". Вот это, быть может, и есть высший пилотаж - прожить жизнь так, чтобы уйти с сознанием своей прижизненной реализованности и ни о чем не сожалеть. А там, наверху, как нибудь сами разберутся, если там кто и есть. Главное - сделать максимально возможное здесь, в этой своей жизни. И не ждать за это ничего в загробной жизни, ибо там нас - в нынешнем виде - уже нет. На этом месте мне приходится завершить свой спич, ибо дальнейшие рассуждения не представляются возможными.
Что касается веры, то для меня это чисто психологический феномен, применимый к разным жизненным ситуациям. Да, она парадоксальна: верят в то, чего нет. Верят, когда не находят оснований или ресурсов внутри себя. Это всё по-человечески понятно. Бесспорно, что в деле веры человек способен проявить свои сущностные качества и достичь высот духа, как, впрочем, и в других делах.

С уважением,

Майкл Ефимов   19.06.2012 19:37   Заявить о нарушении
Ваша точка зрения, Майкл, мне понятна. А знаете, когда я в своём дневном изложении – при переходе от (г) к (д) – ввернул пассаж про то и дело встречающееся манкирование бессмертием, то имел в виду – не поверите – как раз эти самые (первые) слова А.Дольского и ещё похожие у А.Городницкого:

Я живу только раз, мне бессмертия даром не надо,
потому что бессмертие то же, что небытие.

Однако осмелюсь предположить, что такого рода бравада представляет из себя чистой воды поэзию. И ещё... было бы интересно представить себе следующую картину: сидят, допустим, на лавочке в сквере два барда с гитарами или без – Дольский и Городницкий. И тут подходит к ним какой-нибудь весьма заурядной наружности типчик, – не Воланд и даже не Фагот, а что-то вроде тех субъектов, которые подписывают скучающих граждан на кредитные карты Сити-банка в московских аэропортах, – садится, значит, он рядом, а в руках у него одна простенькая коробочка, перевязанная симпатичной лентой. Ну, и надпись, соответственно, на этом гифт-боксе: «ВЕЧНОЕ БЛАЖЕНСТВО». И он, знаете ли, так небрежно кладёт перед ними эту штуковину и бросает как бы невзначай: «Знаю, что вам обоим, судя по вашим песенкам, всё это до лампочки, но если кто-то вдруг захочет, то... Одним словом, сделайте одолжение, примите, коли вдруг надумаете». А затем он устало потягивается и сладко зевает. И меня, честно говоря, даже не столь волнует в этой пикантной ситуации, как они будут себя вести, ибо внешне каждый из них, скорее всего, будет продолжать играть какого-нибудь персонажа из своего возвышенного репертуара, – но я бы многое отдал, чтобы узнать, что же они будут думать в своих внутренних вселенных по поводу всех этих уже продекларированных «слава богу, не вечен», – при условии, конечно, что содержимое коробочки будет полностью соответствовать надписи. Ах, Майкл, стало быть, Вы не согласны, что (д) вытекает из человеческой природы? Что ж, очень жаль, поскольку лично я по поводу имманентности (д) вообще никаких сомнений не испытываю. Ну, ничего страшного, самое главное – стороны ознакомили друг друга с содержанием своих интуиций... А это уже немало.

Спасибо за Ваши мысли!

С уважением,

Максим Седунов   19.06.2012 21:50   Заявить о нарушении
Хм... интересную ситуацию Вы предложили. Знаете, её исход зависит от отношения этих людей к вопросу о Боге, от понимания вечного блаженства - оно, полагаю, может очень сильно отличаться. Продвинутый буддист скажет: адепты даосской алхимии способны существовать вне тела 10 тысяч лет, но они привязаны к своему Я и потому привязаны к смерти. То есть к вечности они отношения не имеют.

С уважением,

Майкл Ефимов   19.06.2012 22:44   Заявить о нарушении
не ответил: всё вытекает из человеческой природы, даже Бог.

Майкл Ефимов   19.06.2012 22:47   Заявить о нарушении
Нет, не думаю, что все, ведь религизность (е), наоборот, противоречит человеческой природе, поскольку парадоксальна. И в этом состоит основная трудность, но и основное отличие христианства от чего бы то ни было. А адепты его дешевого издания, которое на самом деле никакое и не христианство вовсе, например гр.Толстой, да и священники тоже, пытаются представить его как венец этой самой имманентности. Отсюда и рождается большинство связанных с христиаством недоразумений.

С уважением,

Максим Седунов   19.06.2012 23:03   Заявить о нарушении
Здесь, к сожалению, не могу согласится: религиозность была всегда, даже до христианства. То есть отношения с Богом были всегда. Не считаю, что о ней можно говорить лишь в контексте христианства.

С уважением,

Майкл Ефимов   19.06.2012 23:20   Заявить о нарушении
Религиозность, о которой Вы сейчас говорите, -- это религиозность (д), которая , как уже было сказано, действительно имманентна. Христианство же (е) -- и в этом его главное отличие от всего остального -- парадоксально.

С уважением,

Максим Седунов   20.06.2012 01:28   Заявить о нарушении
Тем не менее, без религиозности как таковой оно не существовало бы. Парадоксальность состоит в том, что развитие людей к тому - и нынешнему времени - не позволяло слепо верить. Ко времени Христа мифотворчество кончилось. Религиозная же потребность сохраняется и сейчас - отсюда парадоксальность в её реализации.

С уважением,

Майкл Ефимов   20.06.2012 08:32   Заявить о нарушении
Прежде чем продолжить я хотел бы сперва прояснить, о чем мы сейчас полемизируем. Еще раз:

1. Вы пишете, что без "религиозности, как таковой -- а это и есть (д) -- христианство не существовало бы". Разумеется. Я же сказал сразу, что попасть в (е), минуя (д), попросту невозможно. То есть здесь у нас типа консенсус;
2 Вы пишете, что "религиозная потребность сохраняется и сейчас". Отлично! Таким образом, значит, Вы все-таки допускаете, что (д) имманентна.

Честно говоря, я вроде и хотел бы Вас, Майкл, сейчас в чем-то убедить/разубедить, но пока не могу понять, где тут у нас камень преткновения и есть ли он тут вообще. Однако все, что почитается за религиозность вокруг, причем почитается, судя по терминологии, именно за (е), на самом деле -- и моя "буквенная" модель, надеюсь, доказывает это -- даже не (д), даже не (г), так как самоуглублением тут и не пахнет, но всего лишь (а,б,в) со всеми вытекающими последствиями.

С уважением,

Максим Седунов   20.06.2012 10:38   Заявить о нарушении
Дело в том, что религиозность и христианство для меня не одно и то же. Уж если религиозная потребность существовала всегда, то и религиозность так или иначе выражала себя. А расхождение у нас начинается с появлением на сцене Бога. Для Вас это, скажем, физический факт. Для меня фактом является психологическое представление о Боге. Конечно, Ваши рассуждения верны до самого последнего пункта - в свете Ваших представлений. Но я, с учетом иного подхода, предполагаю иные варианты для нашего Васи, только и всего.
Что касается большинства, то я называю это "язычество во Христе", что, впрочем, не мешает
быть христианами по духу.

С уважением,

Майкл Ефимов   20.06.2012 12:04   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Максим. У меня возник - без всякой задней мысли - такой вопрос: чем будет отличаться Авраам, всецело преданный Богу, от христианина? Отсутствием отношения к фигуре Христа? И можно ли считать его человеком религиозным, если Вы это качество соотносите с христианством? Ну и соответственно возникает вопрос о сути христианства: неужели лишь отношением к Мессии, как Вы когда-то сформулировали?

С уважением,

Майкл Ефимов   21.06.2012 20:42   Заявить о нарушении
Хороший вопрос, Майкл, даже если бы он и содержал заднюю мысль. Я никогда не против задней мысли, но против плохих вопросов (сегодня у меня один такой был). Авраам – это высшая точка религиозности (д). Все ветхозаветные пророки, а также Будда, Мухаммед и даже Сократ, хоть он и являлся язычником, – всё это религиозность (д). Мало того, и Ваш покорный слуга в редкие моменты, так сказать, на пике экзистенции тоже отваживается причислить себя прикоснувшимся к (д), хотя большинство времени, увы, он пребывает максимум в (г), да и то с периодическими соскальзываниями. На (е) же я пока могу лишь взирать с восхищением, прекрасно отдавая себе отчёт в том, насколько это трудно, и в том, что я на это покамест попросту не способен. Однако в то же время именно (е) является для меня высшей целью. И это при том, Майкл, что моё существование напряжено почти до предела в плане осуществления обозначенной задачи. Тем грустнее видеть всех этих людей, по неведению называющих себя христианами. Ну, конечно, они ведь крещены и с той или иной регулярностью молятся Христу, – стало быть, кто они ещё, если не христиане. Не индуисты же и не созерцатели пупков. Логика, надо сказать, железная. Знаете, религиозность (д) и то настолько трудна для человека, что, пустись он по такому пути, у него уже не останется ни минуты свободного времени, чтобы от обозначенного пути отвлекаться. Причём задача эта одинаково трудна что для умника, что для последнего дурака – даже для умника, пожалуй, она будет потрудней, так как его рассудок всегда станет искать убежище в какой-нибудь объективной определённости, которая есть нечто прямо противоположное вере, каковая является как раз объективной неопределённостью. Таким образом, сжато и по существу отвечая на Ваш последний вопрос, сформулирую это так:

(е) = (д) + парадокс

На бумаге всё выглядит безумно просто.

С уважением,

Максим Седунов   21.06.2012 22:13   Заявить о нарушении
Спасибо за ответ, Максим. Тогда еще вопрос: а нужен ли парадокс? То есть парадокс здесь есть в чистом виде проблема человеческого ума. До Христа парадокса почему-то не было, а затем он возник. Пусть он связан с явлением Мессии, пусть. Но отношение к Отцу при этом может и не меняться, независимо от отношения к Христу. В те времена хватало мессий и приходилось принимать решение по этому вопросу в каждом случае. Да и до Христа Бог временами являлся людям весьма необычными способами, правда, более непосредственными.

С уважением,

Майкл Ефимов   21.06.2012 22:34   Заявить о нарушении
Уточню: отношение к Богу не нуждается в парадоксе.

Майкл Ефимов   21.06.2012 22:38   Заявить о нарушении
«Отношение к Богу не нуждается в парадоксе», – пишете Вы. Конечно же, не нуждается, но только до определённого момента. До ТОГО самого момента, когда и произошли известные события. После этих событий требования в корне изменились. Как я уже говорил, религиозность (д), которая существует с незапамятных времён, не содержит в себе никакого парадокса, но тем не менее – и в этом у меня нет ни малейших сомнений – является самым что ни на есть настоящим отношением к Богу. «Нужен ли парадокс?» – спрашиваете Вы. Здесь, однако, я должен уточнить: нужен кому? Понимаете ли, Майкл, Вы, наверное, уже довольно хорошо меня изучили, а потому помните, что я никогда не ставлю вопрос об объективной истинности христианства (на этой ниве и без меня полно доброхотов – это и Гегель, и Кант, и священники, и гр.Толстой...), поскольку в религиозной сфере объективная истина – это чепуха, бессмыслица. Поэтому вопрос «нужен ли парадокс религиозно ориентированному индивиду?» пускай каждый индивид разрешает сам. Но совершенно очевидно, что Богу, который явил себя вдруг в столь обескураживающем виде, это было для чего-то нужно. Иными словами, если б Он не привнёс с собой парадокс, – а происходило всё ЭТО, как Вы помните, не на пустом месте, но внутри иудаизма, – то что бы Он тогда вообще привнёс? Коли уж мы (правильнее – я) в этот раз увлеклись формулами, то вот Вам, пожалуйста, ещё одна формула:

христианство = иудаизм + парадокс

Нет, давайте я, пожалуй, внесу коррективы – и в эту, и в предыдущую формулу. Знак «+» предлагаю заменить на «х», то есть на знак умножения, – а ещё правильнее, если там будет стоять возведение в степень. Если же убрать парадокс, взвинчивающий всё до небывалых высот, то христианство в ту же секунду становится тождественным иудаизму, – а значит, то, за что Его распяли иудеи (а распяли они Его, напомню, за богохульство), правомерно вне всяких сомнений. Таков мой ответ.

С уважением,


Максим Седунов   22.06.2012 11:28   Заявить о нарушении
Согласен: именно Богу был "для чего-то
" нужен парадокс. Думаю. не стоит это сваливать на непостижимость Бога. Видите ли, непостижимый Бог в свое время перестал удовлетворять сознание человека. С приходом Христа Бог стал более постижим, точнее, человек стал лучше понимать себя. Я это к тому, что Юнг был прав: тот Бог, на которого человек проецировал свое бессознательное был бессознательным, он не знал себя, он сомневался в себе, в своих детях и всё время проверял их на верность себе. Ему это почему-то было крайне важно, он что-то хотел получить от человека, ему чего-то крайне не хватало. Отношения с Богом протекают исключительно в психологической сфере, не в материальной. Вообще, проблема парадокса возникала лишь в немногих и самых светлых головах, остальные пребывают в язычестве, если принять Ваше понимание христианства. Но я не считаю этот момент главным: для меня христианство означает начало трансформации сознания, - об этом я многократно уже говорил. Феномен же веры - во что угодно - для меня
означает исчерпанность внутренних ресурсов в понимании себя. Причем это понимание не носит чисто интеллектуальный характер, это не есть сфера мышления или формальной логики, - здесь погружение в сферу сознания.

С уважением,

Майкл Ефимов   22.06.2012 13:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.