Города. Обзор финала от Сергея Декабрёва
…Который есть попытка документального объяснения выставленных оценок каждому из замечательных стихотворений финалистов отдельно взятым пристрастным арбитром. И не более того.
Алексей Мальцев 2. Есть города... http://www.stihi.ru/2009/09/16/94
Непритязательно написано, но не без изящества. Вся художественная нагрузка произведения ложится на его смысл, внешним красотам тут нет места. Остро верится, что автору действительно тут есть, что сказать. Что и подкупило в итоге. 11 баллов.
7. Лариса Морозова Цырлина. Когда душа привыкнет к холоду. http://www.stihi.ru/2008/12/02/4214
В стихотворении Ларисы от первого же тропа захватило дух:
«Когда душа
привыкнет
к холоду,
Как книга - к пыли…»
Да так и не отпустило до самого конца. Но кое где мрачность повествования показалась чрезмерной, слишком старательной что ли..Допустим, «про неумолимость и ночные кошмары» – это из серии: пугают, а мне не страшно. 10 баллов.
9. Матвей Багров. Три дня одиночества. http://www.stihi.ru/2008/07/24/2002
Был близок к тому, чтобы дать этому стихотворению первое место. К сожалению, одна строка испортила весь праздник:
«проверяют маргиналы целостность жилищ закрытых…»
Надо полагать, что под маргиналами тут подразумеваются воры? Но вообще-то, это не совсем одно и то же. Да и зачем ворам проверять целостность жилищ? Они же не строители и не работники ЖЭКа. Уж скорее, они содержимое жилищ проверяют, а не целостность. А в остальном – показалось очень добротно написано. Особенно – концовка. 9 баллов.
4. Сергей Кривонос. День, словно странник бездомный, продрог... http://www.stihi.ru/2009/07/30/2161
В стихотворении Сергея мне немножко не хватило таких вот, будто выхваченных из реальной жизни наблюдений:
«То проезжает вдали "Мерседес",
То неуклюже проходит корова...»
Авторская точка виденья всё больше цепляется не за детали, а за общие наработки русской классики. Я ничего не имею против классики. Но такие фразы, как «День, словно странник бездомный, продрог…» или: «Маленький город большой суеты…» весьма расплывчаты и проходят в опасной близости от откровенной литературщины. На их фоне даже явный стилистический прокол («покой лепестковый») чувствует себя достаточно уютно и особо не выделяется.
Стихотворение, безусловно, гармоничное. Но это не лучшая из гармоний в нашем мире. Да и в творчестве самого Сергея. Как мне показалось. 8 баллов.
1. Галинасмирнова. Вы часто смотрите в окно?.. http://www.stihi.ru/2009/08/23/2498
Стихотворение с хорошим психотерапевтическим эффектом. Успокаивает, даже немножко убаюкивает. Довольно распространённая тема взята у Галины: пейзаж тихого двора - в оконной раме. На мой взгляд, получилось некоторое несоответствие между заявленным ходом событий:
«меняется картина дня
стремительно, как телеграмма…»
и реальным описанием. Ведь на самом деле показана неспешная и размеренная жизнь двора. И вот такая некоторая невыстроенность в описательных моментах чувствуется во всём стихотворении. Допустим:
«…то иероглифы подошвы,
для расшифровок невозможны,
встречаются…»
Вот это самое «встречаются» кажется совсем лишним в предложении. И по смыслу, ну а прежде всего из-за синтаксиса; не по-русски звучит.
«…гнездо вороны, два дивана…»
Недоумение вызывают две эти детали описания расположенные так близко. Ведь возникает картинка, что «диваны» застряли в ветвях дерева. 7 баллов.
3. Ян Бруштейн. Питерское. http://stihi.ru/2009/04/19/376
Тут сразу вспоминается история недавно рассказанная Евгением Рейном на страницах «Литературной газеты»: хотели они с приятелем познакомится с легендарным поэтом Николаем Глазковым, но нигде его не могли найти. И тогда Рейн припомнил такие его стихи:
Живу в своей квартире
Тем, что пилю дрова,
Арбат, сорок четыре,
Квартира двадцать два
И подумал, что это, может быть, вполне реальный адрес Глазкова. И оказался прав. Пришёл по этому адресу и сам Глазков открыл двери.
Словом, жизненная правда в стихотворении Яна напоминает о себе, если можно так выразиться, в первом лице. И на этом фоне придумка про «крылья» кажется несколько искусственной. Впрочем, такое сочетание правды с вымыслом вовсе не считается пороком в литературе, да и стихотворению Яна оно придаёт любопытное своеобразие. И всё-таки именно ощущение какой-то нарочитой искусственности остаётся после прочтения. И дело тут не в «крыльях», а в устойчивом впечатлении какой-то весьма ёрнической работой со словом.
«Мне старая улица Шамшева
Прошамкает вслед нецензурно…»
Как интересно, образно и фонетически шикарно тут всё выстроено! Но почему всё-таки «нецензурно»? Боюсь, что только ради рифмы к «урне».
И статные милицьёнэры
Неслись, получая увечия,
Это самое «милицьёнеры» ведь и не выговоришь, хотя налицо попытка показать именно разговорное произношение. И «увечия» – тянут на толстые обстоятельства, но, похоже, что сказано это лишь ради красного словца.
«Домов разноцветные бусины
Сияли игрушками детскими…»
У «бусин» и у «детских игрушек» всё-таки очень разные масштабы. Следовало бы выбрать что-то одно.
Ну, вот бывает так: на очень приятные впечатления от стиха наложились впечатления неприятные. В итоге: не очень приглянулось. 6 баллов.
6. Мельник Ирина. Васильевский спуск. http://stihi.ru/2008/09/17/2483
Что-то я в топографии запутался. Васильевский спуск – это ведь в Москве…Ну да ладно. Значит и Петербурге такой спуск есть. А что стихотворение Ирины насквозь питерское по духу – это факт. И есть в этом духе особое обаяние, которое сразу отличается в любой точке нашего русскоязычного пространства: особый эстетизм, полувоздушное мировоззрение.
Но данное стихотворение Ирины есть не только очень питерское по духу, но и очень женское по содержанию. То есть, как раз с содержанием мне тут увиделись серьёзные проблемы. Эмоции преобладают, логика отсутствует.
«Панорамные окна поставим - уйдём
Погрустить, покурить
………………..на Васильевский остров…»
Какая связь между установкой окон и дальнейшим повествованием? И почему именно «панорамные окна»? Как ни крути, а получается, что два столяра выполняли серьёзный заказ, и им от этого почему-то стало грустно. Но такая версия, естественно, как-то не вяжется с дальнейшим повествованием.
«На свинцовой волне блюз воронок, огни
В круговерти оправы, как шарики ртути…»
Докопаться до смысла этой фразы можно только исключив некоторые слова: на свинцовой волне…огни…как шарики ртути. Честно пытался представить как звучит «блюз воронок», но увы, не смог. Да и «круговерть оправы» - ну очень лихо закручено!
Лирическая героиня настойчиво предлагает своему спутнику : «Никогда не читай». Такая просьба у меня вызвала откровенное недоумение. Как же никогда не читать…А если его читать в школе научили? А если он живёт в мире, где без элементарного чтения шагу ступить нельзя? Скорее всего, автором имелось тут в виду нечто более конкретное, допустим, никогда не читать… вслух …нотации, или стихи, которые написаны лирической героиней. Но эти предположения остаются за кадром, поскольку намёк на последнее предположение (не читать стихи) формально стилистически не выражен. 5 баллов
10. Эльдорадуга. Амстердам. http://www.stihi.ru/2009/05/09/4484
Очень живо, ярко и весело описан у Эльдорадуги Амстердам. Хоть и не наш город, а полюбить его хочется, и обнять, как охапку тюльпанов. Я бы сказал, что тут описана мечта о славном месте, где даже старушкам полагается по оранжевому привидению. Пусть родом из Голландии, но – мечта.
К сожалению, первые четыре строки очень портят общее впечатление. Тут что-то такое, напоминающее мантру начинающих модернистов; мол, я-то знаю то, что знаю, а поймёте вы меня или нет, мне плевать. А это треть стихотворения. Многовато. 4 балла.
11. Макс Неволошин. Oktoberfest. http://www.stihi.ru/2009/02/12/1049
Как мне показалось, текст Макса Неволошина поманил своей проблематикой и даже решение болезненных проблем посулил. Но тут же вляпался в стилистическую лужу и стало не до хорошего… Я вот даже так принципиально разделяю текст от самого автора, поскольку возникает ощущение, что между строк тут заключено куда больше смысла, чем в самом тексте. По идее, это должно быть хорошо, что так. Но если реальные строки будто корчат рожицы реальному смыслу, то становится немного не по себе. Что это: попытка позвенеть в колокольчик структурализма? Не знаю. Но вот пример:
«…Я, ослабляя пояса часа на два,
Летел вдогонку за растрепанным закатом…»
Вроде бы всё тут хорошо и замечательно, если не считать того, что «пояса» подкладывают основательную свинью. Если тут подразумевается ремень, то почему «пояса» во множественном числе? Однако хочется верить, что речь тут идёт о часовых поясах. И тогда - какая замечательная метафора, казалось бы, расправляет крылья! Но почему тогда проглочено определение «часовые»? Ведь такое небрежное оформление метафоры называется косноязычием.
Ну и дальнейшее всё показалось довольно безответственным жонглированием эффектными словесами. Что это: прощупывание бицепсов на предмет будущих битв? Не знаю. Но и то хорошо, что Максу не очень удалось замутить свой талант и душевную чуткость модными нынче оktoberfestами. 3 балла.
5. Александра Шнеур. Impressions. Essai 4. Ивановский Монастырь-2. http://stihi.ru/2009/06/09/1976
Всё торжественно и сурово. Прекрасный образец так называемой духовной поэзии. Но духовные стихи, как жанр я, допустим, не люблю, по причине их странной холодности и пристрастию к библейским штампам. Впрочем, может быть и верно, что «холодность» есть на самом деле – величие, а пристрастие к штампам – следование высоким истинам. Но…сердцу не прикажешь. Не могу я представить и полюбить город, который почему-то боится лжепророчеств, исходя лишь из прямолинейного утверждения автора, что так оно и есть. Ну и так далее… 2 балла.
8. Инна Селивёрстова. Ждёт свиданий осенний Прованс... http://www.stihi.ru/2009/11/08/5136
В принципе, очень мило. Но от такого коктейля из иноземных слов и названий зарябило в глазах. Порадовался, что стихотворение быстро закончилось. 1 балл.
С добром: Декабрёв Сергей.
Оценки (участники по списку).
1. Галинасмирнова. Вы часто смотрите в окно?.. - 7 баллов
2. Алексей Мальцев 2. Есть города... -11 баллов
3. Ян Бруштейн. Питерское. - 6 баллов.
4. Сергей Кривонос. День, словно странник бездомный, продрог... - 8 баллов
5. Александра Шнеур. Impressions. Essai 4. Ивановский Монастырь-2. - 2 балла
6. Мельник Ирина. Васильевский спуск. - 5 баллов
7. Лариса Морозова Цырлина. Когда душа привыкнет к холоду. - 10 баллов.
8. Инна Селивёрстова. Ждёт свиданий осенний Прованс... - 1 балл
9. Матвей Багров. Три дня одиночества. - 9 баллов
10. Эльдорадуга. Амстердам. - 4 балла
11. Макс Неволошин. Oktoberfest. - 3 балла
Свидетельство о публикации №109121503078
Эльдорадуга 16.12.2009 03:36 Заявить о нарушении
Вот и тут, по моему субъективному мнению, если в последних восьми строчках вам прекрасно удалось выразить свои душевные побуждения, то в первых четырёх - совсем не удалось.
Но это, повторяюсь, лишь моё мнение. Кто-то, может, тут всё совсем иначе увидит.
Декабрёв Сергей 17.12.2009 11:43 Заявить о нарушении