Слава несущим знамена
Мы кружили, бросая на землю одежду
Мы шли на врага как медведи с мечами
Так железные стены мы ломали плечами
Слава несущим знамена
Слава идущим на бой
Солнце вышло крестом
Пламя стало водою
Мы разлились под небом
Славянской широкой рекою
Слава коснувшимся неба
Слава достигшим глубин
Ныне вспять пошла большая вода
То колдует отлив ворожея луна
Великий откат обнажающий дно
Будет снова война, будет небо темно
Слава знающим свет
Слава идущим на тьму
Начало активного распространения христианства по Западной Европе было положено в королевстве Франков. Там католическая церковь стала союзником королей и в процессе образования государства сумела сделать религию одной из основ для консолидации разноплеменного и разноязычного населения прежней римской провинции.
Успехи консолидации разноплеменного сообщества ускорили экспансию на соседние регионы с целью внедрения христианства и дало идеологическое обоснование для девиза «крещён или мёртв» (по сегодняшним понятиям повсеместное внедрение демократии) для захвата земель иноверцев. Почему римско-германских государств? Потому что, несмотря на присутствие германцев в элите, население было смешанным: галлы, римляне, евреи, германцы, славяне, авары, а большинство государственных атрибутов было унаследовано от римлян, включая латинскую письменность.
Оттон I Великий (912-973), герцог Саксонии, король Германии и император Священной Римской империи, научился читать (латынь разумеется) только после смерти своей супруги в 947 году. Саксонский историк не упускает случая заметить, что к книжной премудрости он был очень способен: «стал быстро читать и понимать прочитанное»; кроме того, он умел объясняться на славянском и романском языках.
Если вы встретите цитаты «немецких» историков начала 2 тысячелетия, то они исключительно на латинском языке, почти до XV века - времени реформации церкви, когда церковная служба была переведена с латинского на немецкий язык. Первый университет с преподаванием на немецком языке возник только в 1348 году в Праге (в то время столице империи).
То, что славяне к XIII веку переняли немецкий язык, не соответствует действительности. На протяжении многих столетий Германия к востоку от Эльбы была двуязычна. Наряду с немецкими диалектами ещё долгое время употреблялись западнославянские диалекты. В XV веке умер диалект ранов на острове Рюген, только в XVIII веке - древян в ганноверской земле вендов. Протестантская часть кашубов-словинцев, живущих в Нижней Померании, потеряла кашубский идиом в районе 1900 года. Кашубский язык ещё сегодня можно услышать в части Померании, принадлежащей сейчас Польше. Наряду с кашубским жив ещё один славянский язык - сорбский лужицких вендов. Это единственные оставшиеся славянские языки вендов. Обоим языкам грозит исчезновение, число разговаривающих на сорбском сегодня 20 000 - 30 000 человек. Кашубский язык употребляют около 50 000 человек. А умиранию языка содействовали административными мероприятиями. Так, с 1293 по 1327гг. существовал запрет на употребление сорбского языка в Бернбурге, Альтенбурге, Цвикау, Лейпциге...
Конечно, созданные славянами города не простаивали без дела, в них с запада переселились, кроме католических священников и сборщиков налогов, ещё и торговцы.
В 1280 году славянские города Росток, Висмар, Штральзунд и Любек образуют вместе вендский союз городов (Wendischen Stдdtebund) во главе с Любеком, который потом составит ядро Ганзы (Hanse), крупнейшего в средневековье торгового союза городов, от России до Португалии, включая Новгород, Лондон, Кёльн, Брюгге...
Немцы сражались с балтийскими славянами около 400 лет, победили с огромным трудом и с тех пор испытывают к славянам презрение и страх. От многочисленных славян, заселявших в «дохристианское» время значительную часть современной Германии, к сегодняшнему дню осталась лишь небольшая группа населения в несколько десятков тысяч, тех, кто себя ещё идентифицирует со своими славянскими предками, владеет славянским языком, да многие тысячи славянских географических названий, имён и фамилий. Раскопки славянских древностей в Восточной Германии дали массу археологических находок, эти сенсационные находки в Германии положены «под сукно» и российским читателям просто недоступны...
Знаете ли вы, что немецкая элита, это в немалой степени потомки славян?
Статуя Никлота
Мекленбургские герцоги считаются прямыми потомками славянского князя Никлота, хотя славянское происхождение немецкой знати не слишком афишируется. Впрочем, не только потомки Никлота, но и потомки других славянских князей были вовлечены в новую немецкую «элиту», иначе бы процесс колонизации народа - земель не состоялся.
Всё время своего правления с 1131 до 1160, т.е. на протяжении почти 30 лет, Никлот противостоял натиску крестоносцев. Погиб геройски в бою в возрасте 70 лет.
В 1147 году он сумел выстоять II крестовый поход против славян вендов, в котором, кроме рыцарей из Священной Римской империи, принимали участие также крестоносцы-датчане и крестоносцы-славяне, представленные моравскими и польскими князьями.
В 1160 году саксонский герцог Генрих Лев, совместно с датским королём Вальдемаром I, предприняли очередной поход против славян-ободритов. Никлот со своей дружиной укрылся в непреступной крепости Верле. Но саксонцы сумели, в конце концов, с помощью обмана принудить героев славян согнуть колени.
В «История Мекленбурга" (Gotha 1920) Отто Витенсе так описывает последнее сражение Никлота:
«Никлот с несколькими храбрейшими из своей дружины осуществлял вылазку из крепости. Они залегли в засаду недалеко от вражеского лагеря. Вскоре из лагеря саксонцев появился отряд «заготовителей» для добычи провианта - кормов. Среди «слуг» были подмешаны рыцари, у которых под верхней одеждой простолюдина скрывались латы... Стремительно врезался Никлот в гущу противника, ничего не подозревая о коварстве, и направил в одного из них своё копьё, но остриё копья отскочило от невидимого панциря. Тут Никлот понял, что был введён в заблуждение. Он попытался ускакать к своим, но было уже поздно. Неприятельские всадники догнали его, и ещё до того, как к нему на помощь смогла прибыть подмога, он был убит.»
На картине «Смерть Никлота» из вооружения в руках Никлота только обломок копья. Переодетые «рыцари» вовсе не пытаются его пленить, у них другое задание - доставить в целости и сохранности лишь его голову. Отрубленную голову Никлота потом несколько месяцев возили по славянским землям для демонстрации.
Статуя конного Никлота уже более 1,5 веков стоит на его родине, недалеко от мест последнего убежища последних славянских святынь. Скульптор статуи - Кристиан Геншов (Christian Genschow).
Точнее говоря, статуя установлена на фронтальном фасаде «Шверинского замка» (Schweriner Schloss), являвшегося родовым дворцом герцогов, до 1918 года правящих в Мекленбурге. Там с высоты дворцовой башни взирает Никлот на чудесные земли мореновых озёр и холмов, лесов и полей, расположенных между Эльбой (Лабой) и Балтийским (Венедским) морем. Замок располагается на острове Шверинского озера.. Остров соединен двумя мостами с дворцовым садом и с городом Шверин - столицей федеральной земли Мекленбург-Передняя Померания. В настоящее время в замке заседает ландтаг земли, а также располагаются государственный музей и оранжерея.
После смерти Никлота его сыновья Прибыслав I и Вратислав отвоевали крепость назад, но в 1163 крепость была снова захвачена, теперь в плен к саксонцам попал Вратислав, ими и был казнён. А в 1167 году Прибыслав I. принял христианство, получив право на правление на земле Мекленбурга, на вассальных от Саксонии условиях.
Разрушение-искоренение славянской веры и языческих храмов было первоочередной задачей католической Европы. Всё сопротивление славян было основано на вере, т.к. вера, культура и традиции - главные составляющие общности полабских и поморских славян.
Это наглядно показал крестовый поход 1147 года, когда полчища крестоносцев прокатились по всем землям славян-вендов, разграбив и разрушив, в первую очередь, все храмы и святые места. Исключением был только храм на острове Рюген (Руян), там датчане потеряли свой флот и были вынуждены бежать.
Но в 1168 году объединенными христианскими войсками германцев под командованием Генриха Льва и датчан во главе с Вальдемаром I. было уничтожено последнее значительное священное место славян - храм, расположенный на мысе Аркона острова Рюген (Руян).
Христианские монастыри-храмы насильственно внедрялись на славянских землях уже начиная с VII - X века как форпосты «европейской глобализации".
Впрочем, христианизация других «инакомыслящих» народов в Европе проходила по подобному сценарию:
• с 772 до 804 года Карл Великий (747-814), король Франков и император Запада, проводит политику внедрения христианства в уже зависимом от франков регионе Саксонии (в VII веке Саксонией называлась нынешняя Вестфалия), сопротивление длится более 30 лет.
• В 772 году, несмотря на сопротивление саксонского герцога Видукинда, франки захватили Эресбург (Eresburg, Westfalien) и уничтожили важнейший центр саксонской религии, Ирминсул (Irminsul) .
• В 782 году пик жестокости за всё время 33-летней войны - Карл Великий казнил 4500 саксонских повстанцев, отказавшихся креститься.
• В 785 году саксонский герцог Видукинд принимает крещение и проводит дальнейшую христианизацию в Саксонии.
• В 803 году снова восстание саксов, начавшееся на низовьях Везера и за Эльбой. Окончательно сопротивление было подавлено лишь после того, как 10.000 семей были выселены из области; саксонские эделинги признали власть Карла, приняли христианство. В Оснабрюке, Вердене, Бремене, Падерборне и Мюнстере были учреждены епископские кафедры, относящиеся к Кёльнской и к Майнской епархиям.
Саксонцы, приняв христианскую религию от франков, в свою очередь внедряли её дальше на северо-восток - полабским славянам. В 1180 году, когда сопротивление славян было окончательно сломлено, отпала нужда в сильной Саксонии. Император Фридрих I Барбаросса разделил герцогство Саксония на части. Вестфалия стала церковной собственностью архиепископа Кёльна. Саксонский правитель герцог Генрих Лев лишился практически всех своих владений в Баварии и Саксонии, в его руках остались город Брауншвейг да небольшой район на Эльбе - Люнебург.
«СУДЬБА ОБОДРИТОВ»
Первые летописные сведения о Вендах относятся к VI веку н.э. Древние немецкие хроники обозначают территорию восточнее рек Эльбы (Лабы) и Зале (Салы), как Славянию, перечисляют многочисленные славянские племена, объединенные в 3 союза, имена их вождей - Дражек, Савомир, Чедраг...
Основная масса балтийских славян - земледельцы, охотники, рыбаки. На их земле немцы знают 53 города, среди них самые богатые - Стариград, Бранибор, Велиград (Мекленбург), Аркона, Радигощ, Любек. Где-то с 789 г. немцы начинают захват славянских земель. Основные удары наносились из Гамбурга по ободритам и из Магдебурга - по мотичам. Вначале борьба шла с переменным успехом!
ХРОНИКА ПОБЕД И ПОРАЖЕНИЙ
В 789 г. Карл Великий совершил поход на землю лютичей (погиб князь Драговит).
В 808 г. некто Готфрид сжег славянский город Рарог.
В 844 г. Людовик Немецкий напал на ободритов.
В 928 г. Генрих Птицелов зимой взял г. Бранибор, затем после 20-дневной осады он взял г. Гана в земле гломачей.
В 929 г. неудачное восстание лютичей. Казнь 800 пленных славян. Немцы заняли территорию между Салой и Лабой. Построена крепость Мейссен.
В 955 г. император Оттон разбил войско князя Стройбнева на реке Ракса. После боя было казнено 700 пленных славян.
В 983 г. всеобщее восстание славян, изгнание немцев отовсюду. Князь Мстивой ворвался в Гамбург (!).
В 1002 г. ободриты разрушили все церкви на своей земле и перебили немецких священников, окончательно избавившись от оккупантов.
В 1029 г. был убит князь ободритов Ута. Сын его Готшалк «партизанил» до 1032 г., истребив множество немцев, затем бежал в Данию. Князь Ратибор погибает в Датском походе.
В 1043 г. Готшалк вернулся с датским войском и молодой датской женой. Встав во главе ободритов, он попытался объединить своих людей путем крещения. При нем возникло первое (и последнее) государство балтийских славян - Союз Вендских племен. Родовая знать (дуки) и бояре, недовольные такой политикой, подняли мятеж и Готшалк погиб в г. Ленчин. Церкви были опять сожжены, а епископ принесен в жертву богу Сварожичу. Инициатором избиения церкви выступает шурин князя - Блус.
В 1066 г. новый князь Крут, отбив попытку сына Готшалка Бута вернуть себе отцовские права, воцарился на княжение. Оправдывая свое имя, он почти 30 лет наводил ужас на немцев. Дружины ободритов перешли Лабу и сожгли Гамбург и Шлезвиг. Сын Готшалка Генрих (?) бежал, затаив злобу, к датчанам.
В 1093 г. Крут пригласил Генриха вернуться, отдал часть земли, надеясь перетянуть на свою сторону. Однако Генрих, соблазнив жену Крута, убил князя и захватил власть. Свою резиденцию он перенес в Любек, поближе к немцам.
В 1101 г. немцы после 4-месячной осады взяли Бранибор.
В 1119 г. Генрих Ободритский умер и тотчас его государство распалось. На арене борьбы появились два новых персонажа - племянник Генриха Прибыслав и молодой князь Никлот. Оба они были в немецком плену и сидели на цепи в крепости Шлезвиг.
В 1127 г. сыновья Генриха - Святополк и Кнут воюют за наследство. Кнут погиб, а Святополк пытается объединить ободритов, но его убивает славянская знать, его сын Звенько пытается бежать, но и его настигают у самого Гамбурга.
В 1129 г. Прибыслав и Никлот делят княжество ободритов пополам. Происходит возрождение славянского язычества, и это не нравится немецким христианам.
ПОРАЖЕНИЕ СЛАВЯН
В середине XII века немцы резко усиливают нажим на балтийских славян. Убийства, грабежи и порабощение славян прикрывалось знаменем крестового похода против язычников. Балтийские славяне были разобщены, племена их враждовали друг с другом. Это облегчило врагам задачу. Жестокость немцев не знала пределов. Многие рыцари вошли в историю под кличкой «славяноубийцы». Огромный край был завоеван, многие племена истреблены, а оставшиеся - онемечены. Поражение балтийских славян привело к тому, что уже через 40 лет немцы появились у границ Руси и в 1201 г. заложили г. Ригу в устье Западной Двины.
В 1142 г. немцы захватили княжество Прибыслава. Опустошенную Венгрию граф Адольф стал заселять немцами и голландцами. Был основан Новый Любек. Прибыслав попытался взять немецкую крепость Зигеберг, а в его отсутствие князь Ратибор Крутой выбил немцев из Любека.
В 1143 г. граф Адольф заключил мир с Никлотом и вблизи сгоревшего Любека, на месте деревни Буково, построил еще один Любек.
В 1151 г. Прибыслав умер в г. Браниборе. Местный граф Альбрехт Медведь, соблазнив княгиню, захватил город и княжество...
Мир с Никлотом немцы нарушили еще раньше, в 1147 г., когда объявили «крестовый поход» против язычников-славян. Князь ободритов, узнав об этом, собрал всех воинов и начал строить замок Добин, чтобы укрыться и оттянуть вторжение. Когда попытка провалилась, он решил сражаться и напал первым. В устье реки Травны морское войско взяло Любек, а два отряда славян перебили немцев в Вагрии. Немцы заявили, что славяне первыми начали войну и вторглись в землю Никлота. Разделившись, они осадили 2 крепости - Добин и Дымин. Все штурмы были отбиты и христолюбивое войско отступило на запад. В боях у Добина и в Вагрии особенно прославились сыновья Никлота - Прибыслав и Вартислав.
1160 ГОД. КОНЕЦ
Мир с немцами продолжался недолго. Никлот под носом у графа Адольфа захватил часть княжества Лютичей с городом Волегощ, чем обозлил других крестоносцев. В 1160 г. началась новая война, причем по сценарию 1147 г. Никлот, узнав о замыслах немцев, послал сыновей взять Любек, но попытка провалилась и пришлось отступать. Немцы опустошили княжество, убивая всех подряд. Никлот в одной из стычек был убит. Его голову водрузили на кол и долго носили по своему лагерю немецкие крестоносцы. Это произошло у крепости Вурле. Опечаленные сыновья Никлота сожгли крепость и скрылись на ладьях в лесных чащобах. Там они «партизанили» несколько лет. В 1162 г. младший сын Никлота Вартислав попал в плен, и Прибыслав остался один. В 1164 г. ему удалось поднять восстание и освободить Мекленбург, Малахов, Кучин. В Малахове он провозгласил независимость славян.
Немцы собрали все силы, попросили помощи у датчан и осадили Малахов. Прибыслав с дружиной отступил к городу Дымин. В июле того же года в решающем бою славяне потерпели поражение. Прибыслав скрылся за Одером, в Поморье, набрал там новую дружину, восстановил Дымин и стал «партизанить», совершая набеги, вплоть до самой Эльбы.
СГОВОР
В 1166 г. немецкий герцог Генрих Лев сменил тактику. Поняв, что славяне будут «партизанить» бесконечно, он решил подкупить князя и бояр. Прибыславу он обещал оставить титул, привилегии, княжество отца в обмен на отказ от вооруженной борьбы, а также на христианизацию язычников-славян. В результате договора в 1170 г. возникло полунезависимое Мекленбургское княжество.
Берлинский барельеф – крещение ободритов
Прибыслав и славянские бояре крестились, приняли немецкие имена, отказались от славянских обычаев и языка, поощряли немецкую колонизацию края. К концу XII в. сопротивление славян было окончательно сломлено, а их независимость - уничтожена. Города славян постепенно исключались из сферы городского права, славянский быт, памятники архитектуры (языческие храмы) искоренялись немцами-переселенцами. Балтийские славяне не имели своей письменности. Поэтому, когда в их жизнь проникла немецкая культура, она не встретила особого сопротивления. Целые деревни ободритов принимали немецкие имена (причем бывало, что их крестили как попало, лишь бы отчитаться перед герцогом). Часть славян ушла на восток, в Поморье, часть на Русскую Землю - в Новгород...
Славянская речь исчезла в Северной Германии к концу XVII в., однако сохранилась в Лужицкой земле, где дотянула до XXI в., как правильно отметил А.Б. Берлин.
А.Б. БЕРЛИН, С.Г. ЛЮБКИН
Свидетельство о публикации №109121303636