Разбудить гения
Та или иная его разновидность спит практически в каждом ребенке. Заложена в нем изначально . Но его очень легко задушить на корню, что и делает наша дошкольная и школьная система воспитания и образования, рассчитанная на вербальное , левополушарное мышление и осуществляемая эстетически не подготовленными педагогами.
В начале ХХ века великий педагог Рудольф Штейнер выдвинул концепцию воспитания и образования, направленную на то, чтобы мышление сделать интуитивным, а знание художественным. Чтобы сформировать творческую личность человека будущего, считал он, необходимо развить в нем внутреннюю пластическую силу, способную создавать образы. И недаром наследницей его учения стала педагогика, где во главу угла поставлено художественное воспитание.
За много лет работы с детьми в изостудиях я убедилась, что в ребенке заложена огромная художественная интуиция, чувство красоты и гармонии творческий потенциал. В маленьких трех-четырехлетних детях это особенно ярко проявляется. Они не обременены еще стереотипами и штампами. Для них живопись – захватывающая игра с красками и средство самовыражения. Ведь словарный запас их невелик, а эмоций, фантазий хоть отбавляй. Специалисты считают, что для ребенка рисовать так же важно, как говорить. Я бы добавила – не просто рисовать, а писать красками, свободно экспериментировать с линией и цветом.
Для этого, прежде всего, необходимо снять зажимы. Прекрасно способствует раскрепощению ума и руки , развитию гибкости мышления рисование с закрытыми глазами. Но сначала надо дать понятие о языке линий. Очень полезна ассоциативная работа с цветом, линией, формой. Я зачастую раскрываю перед детьми, еще не владеющими основами изобразительной грамоты, секреты профессионального мастерства. И они их схватывают гораздо быстрее, чем взрослые ученики. Вообще я стараюсь увидеть в каждом ребёнке прежде всего художника, а потом уже ученика. И они, как правило, не обманывают ожиданий. А малыши подчас просто поражают.
На моих глазах трехлетняя крошка, держа двумя руками большую кисть, создавала на обратной стороне обоев подлинные шедевры абстрактной живописи размером с лист ватмана. Сохранившиеся были представлены на фестивале «Зодчество-95». Но маму это не убедило в таланте дочери, и она перестала вскоре ее водить в студию.
Тогда на этом фестивале моя студия участвовала впервые вместе со студиями дизайнерско-архитектурного направления. Я представила много работ детей из интерната, где начинала свою педагогическую деятельность. Среди них были те, которым скороспелые диагнозы. закрывали дорогу в нормальную жизнь, не давали возможность получить нормальное образование. Их переводили во вспомогательные интернаты с программой обучения на уровне четырех классов.
Такие дети часто оказывались художественно одаренными. Одной моей ученице с диагнозом «олигофрения» жюри фестиваля единогласно присудило диплом 1 степени. Институт дефектологии, благодаря моему вмешательству, снял необоснованный диагноз, но девочка так и осталась во вспомогательном интернате.
Трудно подсчитать, сколько таких неправильных диагнозов ломают жизнь детям без родителей. По данным наших исследователей - 6 из 20, по данным международных специалистов – 80 процентов. Присутствуя однажды на медико-педагогической комиссии как педагог, оспаривающий диагноз, я убедилась, что тесты носят механический характер из области примитивной логики , не учитывают психологию ребенка, его состояние, подсознательную сферу, игнорируют художественные способности. А между тем специалисты утверждают, что способность к творчеству не совместима с олигофренией.
Именно правильно поставленные занятия изобразительным творчеством могут выровнять работу обоих полушарий мозга, развить гибкость мышления. Но для этого нужна дифференциация, нужен индивидуальный подход . Мои пути сошлись с архитектурными студиями именно потому, что я работала с цветом, линией, формой как со средством выражения, а не просто изображения, а точнее обозначения окружающего мира, как это часто делается на уроках рисования .
На первом архитектурном фестивале, в котором мы участвовали, нам присудили диплом 1 степени. Международный фонд им. Чернихова наградил студию специальной премией и дипломом «За педагогическое мастерство в раскрытии творческой личности ребенка». С тех пор мы много лет участвовали в этих фестивалях и получали дипломы.
Выше приведена работа трехлетней Ирочки Саликовой «Солнце». Мама привела ее в мою студию в 2,5 года через год она стала обладательницей 1 приза на Международной выставке «Золотая кисточка» в младшей категории . Начинала как замечательная абстракционистка. Затем перешла к фигуративу, не утратив экспрессии, силы и неожиданности самовыражения. Ее работы постоянно отмечались дипломами и на фестивалях зодчества.
Если ребенок правильно эстетически развивается, овладевает языком изобразительного искусства и «не наступает на горло собственной песне», он может создавать подлинные шедевры . И его талант не тускнеет с возрастом. Но для этого нужно понимание, поддержка и очень бережное отношение со стороны взрослых .
Но, к сожалению, такое бывает очень редко. Наши родители, воспитатели в массе своей находятся на очень низком уровне восприятия изобразительного искусства.
Видят в нем сюжетную сторону, красивые картинки, не понимая его основную функцию – выражать, осмысливать окружающий мир, пропускать его сквозь призму своего внутреннего мира, чувств и прозрений. Поэтому очень часто искрометные юные дарования уводятся самоуверенными взрослыми с пути эстетического развития, не взирая на оценки высоких жюри.
Передо мной благодарственное письмо прославленного директора Музея им.
Рериха Л. В. Шапошниковой семилетней таджикской девочке Саюре Орзуевой.
Мама привела ее в студию и просила уделить дочери особое внимание, т.к . она плохо понимает по-русски и не очень развита. Действительно все первое занятие она просидела молча, и так и не решилась провести линию. Я освободила ее от пугающего карандаша и дала краски, показав приемы примакивания . И она стала делать одну за другой прекрасные работы в технике пуантилизма в формате А2.
Ее произведеие отобрали на выставку «Дети нового сознания», иллюстрировавшую
Международную научно –общественную конференцию в Центре Рерихов.
К сожалению, девочка, возможно, в силу жизненных обстоятельств, недолго посещала студию.
Можно много приводить примеров того, как «авангардистское творчество» юных
художников встречало неприятие так же чиновников, которые поставлены руководить внешкольным образованием и воспитанием. Подчас даже педагоги художественных школ не могут разглядеть незаурядный дар попавшего в их руки
ученика. Программа жестко, без учета индивидуальности вколачивает уроки изобразительной грамоты, отметая творчество. Такую долбежку не выдержала
одна из моих талантливейших учениц Таня Касаткина. Ее работы вызывали восхищение членов жюри международных фестивалей. Ее стилистика была
необыкновенно разнообразной и всегда соответствовала теме. Но в художественной школе ей стало неинтересно, и она после первого класса вернулась ко мне в студию,
растеряв творческую смелость и изобретательность. В последствие она поступила в технический вуз . Но думаю – уроки творчества не пропали даром.
Изобразительное искусство, соединяющее сферу бессознательного, подсознания с сознанием – мощное средство для формирования гармоничной творческой личности, которая способна проявить себя не только в гуманитарной, но и в научно-технической области. Поэтому оно не должно быть задвинуто в школе на задворки и не должно быть просто обучением навыкам рисования. Я считаю,что надо относиться к работам одаренных юных художников как к произведениям искусства, создавать для них музеи.
Все чаще поражает мир появление детей с удивительными способностями, непостижимыми для обыденного сознания – детей индиго. Их становится все больше и больше. Наша традиционная система воспитания и образования оказывается несостоятельной перед этим феноменом, перед тем, что грядет новая раса - человек творческий.
Свидетельство о публикации №109121206946
"– Добрые дела, совершаемые спонтанно, ценнее тех, что вершатся намеренно, – сказал однажды Мастер.
Это вызвало шквал вопросов, но Мастер ловко уклонился. Он поступал так тогда, когда считал, что время отвечать на них ещё не настало.
Однажды все пошли на концерт всемирно известной пианистки. Мастер прошептал сидящему рядом ученику:
– Движения пальцев этой женщины по клавиатуре не могут быть намеренными. Работа такого качества – это работа подсознательного."
Волшебных Вам красок и талантливых учеников!!!
Сказки 17.11.2011 15:44 Заявить о нарушении