Ушёл из жизни Вячеслав Тихонов. Память об артисте
Ушёл Штирлиц..., разведчик Исаев...
Народ потерял своего артиста.
Артиста, который не играл отрицательных образов: ему бы, возможно, такого не простили. Да и пресловутые «добрые глаза» не позволили бы.
Эти глаза, а, точнее, взгляд – грустный, мудрый, рефлексирующий.
Один из самых любимых в России актеров...
В свое время был проведен эксперимент: аудитории - сто человек - показывали фотографии частей мужского лица: отдельно фото глаз, отдельно фото подбородков и т.д., и просили выбрать наиболее понравившиеся фотографии, наиболее мужественные и привлекательные. По итогам эксперимента, большая часть выбрала черты лица Штирлица.
Как-то в подмосковном городке Павловском Посаде мальчишки поспорили на «слабо», сможет ли маленький Славик сделать себе наколку, не испугается ли. Славик не испугался. Все ребята вытатуировали имена любимых девушек. А у Славика девушки ещё не было, вот он и попросил наколоть ему красиво и просто: «Слава». Так это магическое слово стало спутником Вячеслава Тихонова на протяжении всей его жизни.
Он мог бы стать хорошим токарем или агрономом, порадовав отца и мать. Но, несмотря на свою врождённую воспитанность, Слава решил поступить вопреки. И пошёл сдавать экзамены во ВГИК. Он был скромным юношей и панически боялся публичных выступлений. Поэтому и завалил вступительные экзамены. Все абитуриенты уже разошлись, а Слава всё не мог сдвинуться с места, не мог осознать, что его мечта не сбылась. Совершенно случайно в это время в институт зашёл профессор Бибиков, который также набирал актёрский курс. Он увидел несчастного парня и... зачислил его к себе в группу. «Молодая гвардия», «Дело было в Пенькове», «Чрезвычайное происшествие»... Молодого актёра приглашали сниматься всё чаще, но большинство режиссёров хотели использовать его внешние данные, а не внутренний талант. Вячеслав же мечтал о другой славе.
Однажды Тихонов, будучи в Болгарии, простоял несколько часов в очереди к Ванге. Прорицательница до этого ничего не слышала о советском актёре.
"Ты почему не выполнил желания своего лучшего друга Юрия Гагарина? Перед своим последним полетом oн пришел к тебе домой и сказал: "Времени у меня нет, поэтому ты сам купи будильник от моего имени и держи его на своем письменном столе. Пусть этот будильник напоминает тебе обо мне".
(Сказано Вангой в 1979 году. Цитата по книге "Истината за Ванга" К. Стояновой.)
Как известно, при этих словах Ванги Тихонову стало плохо, и пришлось приводить его в чувство с помощью валерьянки. Придя в себя, артист признался, что все было именно так, как описала Ванга. После гибели Гагарина он, тяжело переживая смерть друга, действительно забыл купить будильник.
"Вы должны знать, что Гагарин не умер. Его взяли на небо",— как-то упомянула Ванга в другом разговоре.
Свидетельству столь авторитетного человека, как Вячеслав Васильевич Тихонов, должно доверять.
Тем более еще два очень авторитетных человека подтвердили: ясновидящая Ванга и им рассказывала о том, что Юрий Алексеевич Гагарин не умер, а взят на небо.
По словам Сергея Владимировича Михалкова, ясновидящая Ванга ему сказала буквально следующее:
"...Нашу землю посещают пришельцы с планеты Вамфим. Установленная на космических кораблях аппаратура первая поймает их сигналы. Но в непосредственный контакт с людьми они вступят лишь через двести лет. Чтите память Гагарина. Он там, где надо, — руководит в космосе вашими космонавтами..."
А известному писателю Валентину Митрофановичу Сидорову ясновидящая Ванга о "смерти" (разумеется, слово "смерть" в кавычках) Юрия Гагарина сказала следующее:
"Гагарин принял огненную смерть и стал Посвященным. Теперь он в своем небесном теле. Его душа жива и светит, как звезда".
- Ванга предсказала папе, что все его главные и звёздные персонажи - это военные, -рассказывает Анна Тихонова, дочь Вячеслава Васильевича. - Ванга сказала, что многие годы папе предстоит играть именно людей в военной форме и что они принесут ему большую славу. Так и случилось.
Любимой книгой Вячеслава Васильевича была «Война и мир» Толстого. Когда он узнал,что Сергей Бондарчук собирается снимать фильм по этому роману, не упустил возможности встретиться с режиссёром и намекнуть, что именно он мог бы быть князем Андреем Болконским. Но получил отказ: у Бондарчука уже были на примете другие кандидатуры - Иннокентий Смоктуновский и Олег Стриженов. По воле случая оба актёра оказались заняты на других картинах. Тогда в дело вмешалась тогдашний министр культуры Екатерина Фурцева. Она посоветовала Бондарчуку всё же попробовать Тихонова. Бондарчук спорить не стал. Вячеслав Васильевич великолепно прошёл пробы и был утверждён на роль. Целых четыре года шла работа над картиной. По окончании съёмок критики не поскупились на «комплименты» Тихонову, да и сам Бондарчук, как говорят, нелестно высказывался о князе Болконском. Тогда Вячеслав Васильевич решил порвать с кинематографом.
- Папа хотел уйти, но не из профессии, а из кино. Фильм ему понравился. Но возникли сложности в работе над образом, в общении с Бондарчуком. Потому что, как все великие художники, Сергей Фёдорович был в некоторых вопросах суров и принципиален. А мой папа - человек, склонный к самокопанию, иногда даже болезненному. Поэтому все замечания и недовольства он принимал близко к сердцу. После выхода на экраны «Войны и мира» папа решил, что уйдёт в театр. Но вскоре его настроение переменилось.
После выхода в свет «Войны и мира» режиссёр Татьяна Лиознова предложила Тихонову сыграть роль, которая стала для актёра одной из самых важных, - Штирлица. После показа первых серий фильма о разведчике Исаеве слава накрыла Вячеслава с головой.
- Был у папы период усталости от этой всенародной славы. Думаю, что любого актёра начинает смущать, когда зрители помнят только одну роль. В какой-то момент отца это очень раздражало. Но сейчас время прошло, схлынуло сумасшествие, в него перестали на улице тыкать пальцем и говорить: «Штирлиц», осталась просто народная любовь. А любовь надоесть не может...
Он — идеальный дворянин, идеальный разведчик, идеальный учитель – да и вообще практически безупречен во всех образах. Лучшие роли Вячеслава Тихонова не просто стали культовыми – они прочно закрепились в памяти зрителей нескольких поколений, сделавшись образцами мастерства.
В 2003 году Союз кинематографистов России, Киностудия имени Горького, на которой всю жизнь проработал отец, и другие общественные организации обратились с предложением представить Вячеслава Тихонова к званию "Почетного москвича". Но комиссия решила, что Тихонов не достоин звания. Так же оказался не достоин и Юрий Любимов. Вот если бы они построили для Москвы детский сад или школу за свой счет... Случайно прочитав статью об этом, отец был шокирован. Всю свою жизнь он создавал не материальные, а духовные ценности. "Я строил другое. Я строил души людей..." - сказал он, и больше мы к этому разговору не возвращались(Из воспоминаний дочери Анны)
Вячеслав Тихонов родился и вырос в городе Павловский Посад Московской области. Его отец, Василий Романович, работал механиком на ткацкой фабрике. Мама, Валентина Вячеславовна, была воспитателем в детском саду. В 1941 году, после начала войны, в школе, где учился Вячеслав, разместился военный госпиталь, а 13-летний мальчик отправился в ремесленное училище учиться на токаря, затем с полученной специальностью работал на военном заводе.
Тихонов с детства интересовался кино, хотя родители хотели видеть его инженером или агрономом. В 1944 году Вячеслав под влиянием отца поступил на нулевой курс Автомеханического института, но уже в 1945-м решил попробовать поступить на актерское отделение во ВГИК. Его не приняли, но после вступительных экзаменов профессор Борис Бибиков, увидев плачущего в коридоре юношу, решил зачислить Тихонова к себе на курс.
Уже будучи студентом Тихонов начал сниматься в кино. В 1948 году состоялся его дебют в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия», за роль в котором он получил Сталинскую премию.
Окончив ВГИК в 1950 году, Тихонов поступил в Театр-студию киноактера, но после 1948 года почти 10 лет не получал в кино интересных ролей. Первую широкую известность принес ему образ тракториста в мелодраме «Дело было в Пенькове» (1957). Вскоре появились новые роли – в основном в фильмах патриотического плана. Например в военной драме «Жажда» (1959), Тихонов впервые сыграл советского разведчика, проникающего в тыл врага в форме немецкого офицера.
Первой легендарной ролью Тихонова стал князь Андрей Болконский в знаменитой экранизации романа Льва Толстого «Война и мир». Съемки эпической картины Сергея Бондарчука длились целых семь лет – с 1960 по 1967 годы, а в 1968-м «Война и мир» удостоилась «Оскара» как лучший иностранный фильм. Столь длительная работа в одном образе измотала Тихонова, он даже собирался уйти из кино, но уже в 1968-м его ожидал новый успех с ролью учителя истории Мельникова в популярнейшей мелодраме «Доживем до понедельника». За эту работу Тихонову была присуждена Государственная премия СССР.
Пять лет спустя популярный актер опередил других претендентов (Иннокентия Смоктуновского, Арчила Гомиашвили) на роль советского разведчика Исаева-Штирлица в 12-серийном сериале «17 мгновений весны» (1973) по роману Юлиана Семенова. Эта работа сделала Тихонова поистине народным героем, хотя сам актер говорил, что не делал на съемочной площадке ничего особенного. Тихонову была присуждена Государственная премия РСФСР, а в 1974-м он стал Народным артистом СССР.
В последующие годы на счету Тихонова было еще немало блестящих ролей в таких фильмах как «Они сражались за Родину» (1975) «Белый Бим — Черное ухо» (1977), «ТАСС уполномочен заявить» (1984) и других. Уже в 90-е Тихонов принял участие в знаменитом фильме Никиты Михалкова «Утомленные солнцем» (1994), удостоенном премии «Оскар» среди иностранных фильмов.
Фильмография
Андерсен. Жизнь без любви, 2006
Берлинский экспресс, 2001
Сочинение ко дню победы, 1998
Зал ожидания, сериал, 1998
Notti di paura, 1997
Милый друг давно забытых лет, 1996
Авантюра, 1995
Бульварный роман, 1994
Утомленные солнцем, 1994
Провинциальный бенефис, 1993
Кодекс бесчестия, 1993
Несравненная, 1993
Бесы, 1992
Призказки зеленой комнаты, 1991
Любовь с привилегиями, 1989
Убить дракона, 1988
Зеркало для героя, 1987
Апелляция, 1987
Наездники, 1987
Приближение к будущему, 1986
Европейская история, 1984
ТАСС уполномочен заявить, сериал, 1984
Однолюбы, 1982
Фронт в тылу врага, 1981
Отпуск за свой счет, ТВ, 1981
Pisen o stromu a ruzi, 1979
По улице комод водили…, 1978
Фронт за линией фронта, 1977
Белый Бим — Черное ухо, 1977
… И другие официальные лица, 1976
Повесть о человеческом сердце, 1975
Они сражались за Родину, 1975
Фронт без флангов, 1974
Петр Мартынович и годы большой жизни, 1974
Ералаш, сериал, 1974
Свадьба Кречинского, 1974
Семнадцать мгновений весны, сериал, 1973
Егор Булычов и другие, 1971
Человек с другой стороны, 1971
Семейное счастье, 1970
Карусель, 1970
Доживем до понедельника, 1968
Путь в «Сатурн», 1967
Война и мир, 1967
Война и мир: 1812 год, 1967
Война и мир: Пьер Безухов, 1967
Война и мир: Наташа Ростова, 1966
Война и мир: Андрей Болконский, 1965
Оптимистическая трагедия, 1963
На семи ветрах, 1962
Две жизни, 1961
Мичман Панин, 1960
Жажда, 1959
Майские звезды, 1959
ЧП — Чрезвычайное происшествие, 1958
Дело было в Пенькове, 1957
Звезды на крыльях, 1955
Об этом забывать нельзя, 1954
Максимка, 1952
Тарас Шевченко, 1951
В мирные дни, 1950
Молодая гвардия, 1948
Наум Клейман
директор Музея кино:
"Вячеслав Тихонов был не просто актёром, он был любимцем публики. И он, в каком-то смысле, был символом целой эпохи, потому что он появился на экране вместе с целой плеядой молодых актёров, которые были учениками Герасимова. И они были предтечами той оттепели, которая наступила несколько лет спустя.
Ещё снималась «Молодая гвардия», ещё, казалось, кинематограф только начинался, но уже появились те лица, которым потом было суждено стать определяющими для нашего экрана.
И именно в середине 50-х годов Тихонов сыграл свои лучшие роли. Он стал не просто одним из лиц нашего молодого кино и не только любителем кино, он говорил очень многое своей внешностью, своей манерой игры, скромностью, интеллигентностью.
Он по-настоящему был актёром нашей кинематографической школы, не похожей на немецкую или, тем более, американскую – глубоко психологическую, лирическую, очень нежную. Пусть земля ему будет пухом, и вечная память этому великому актёру." (http://actualcomment.ru/news/8430.html)
Однажды в беседе с журналистом Жанной Филатовой Вячеслав Тихонов сказал: «Я всегда играл только в тех фильмах, которые оставляли надежду на лучшее».
Так он и прожил – с верой, что добро остается добром, что человеку больше всего на свете нужен человек и что искусство способно хоть чуточку, но все-таки изменить этот несовершенный мир.
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!
ССЫЛКИ:
http://www.rg.ru/2004/03/26/Tihonova.html
http://www.topnews.ru/media_id_3886.html
http://tv.akado.ru/persons/vyacheslav_tihonov.html
Свидетельство о публикации №109120500348
Об индивидуально запавшем в память. Да, я бесконечное число раз смотрел «17 мгновений весны», я школьником смотрел «Молодую Гвардию», мурлычу «Тем, кто держит свой камень за пазухой, ох и трудно в деревне у нас». Но в фильме «Доживём до понедельника» сияет чуткость тихоновского героя – учителя к любящей своё дело коллеге – пожилой учительнице. И не знаешь, где он больше учитель: в общении с нею или ведя уроки в классе? Психологический портрет создан Вячеславом Тихоновым превосходно.
Спасибо за работу.
Сергей
Сергей Таллако 27.01.2013 19:45 Заявить о нарушении
Конечно же, моя избирательность в написании о тех или иных замечательных личностях происходит из собственного вкуса, желания и, коль читателю нравится и находит отклик в его душе, особенно в виде таких тёплых рецензий как Ваша, - я могу лишь радоваться!
Встреча с Вами всегда приятна!
с теплом души,
Ваша Странница
Странница Востока 29.01.2013 23:39 Заявить о нарушении