О русских эпиграммах

(Продолжение вчерашней темы)

   Несмотря на то, что жанр эпиграммы родился не в России, эпиграмма у нас тоже прижилась. Высказывание поэта Ф.Г.Волкова о графе  А.Г.Орлове датируется 1762 годом, а звучит вполне современно:
Всадника хвалят: хорош молодец!
Хвалят другие: хорош жеребец!
Полно, не спорьте: и конь и детина
Оба красивы; да оба — скотина.

Нравятся мне и эпиграммы Н.М.Карамзина, написанные в виде эпитафий:
* * *
Он жил в сем мире для того,
Чтоб жить – не зная для чего.
* * *
Я пыль   в глаза пускал;
Теперь -  я пылью стал.

Не пренебрегал жанром эпиграммы баснописец  И.А.Крылов:
Ест Федька с водкой редьку,
Ест водка с редькой Федьку.

Много блистательных остроумных эпиграмм оставил Александр Сергеевич. Они на слуху, поэтому напомню лишь две, не самые ходовые. Так, обращаясь к упомянутому выше  Н.М.Карамзину по поводу выхода «Истории государства Российского», Пушкин заметил:
В его «Истории» изящность, простота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,
Необходимость самовластья
И прелести кнута.

А в эпиграмме, обращенной к Анне Вульф, обыгрывая ее имя (Анна на древнееврейском  - благодать) поэт пишет:
Нет ни в чем вам благодати;
С счастием у вас разлад:
И прекрасны вы некстати,
И умны вы невпопад.
Доставалось от Пушкина и неумелым стихотворцам:
Внимает он привычным ухом
                Свист;
Марает он единым духом
                Лист
Потом терзает всему свету
                Слух;
Потом печатает – и в Лету
                Бух!
На ту же тему замечательную эпиграмму написал современник А.С.Пушкина Евгений Баратынский:
Поэт Писцов в стихах тяжеловат,
Но я люблю незлобного собрата:
Ей-ей! Не он пред светом виноват,
А перед ним природа виновата.

    Во второй половине XIX века были популярны эпиграммы Д.Д.Минаева. Вот как отреагировал этот поэт на смену редактора одного из журналов:
Мы перемены в нем дождались,
Но пользы нет и нет пока:
Переменили ямщика,
Но клячи прежние остались.

А по поводу цензуры произведений Д.Минаев выразился еще острее, написав эпиграмму «В кабинете цензора»:
Здесь над статьями совершают
Вдвойне убийственный обряд:
Как правоверных – их крестят
И как евреев – обрезают.
 
    Мало кто знает, что стихи, в том числе и эпиграммы, писал Федор Шаляпин. Вот его «Автоэпиграмма»:
Я здесь, в Милане — страус в клетке.
(В Милане страусы так редки!)
Милан сбирается смотреть,
Как русский страус будет петь.
И я пою, и звуки тают,
Но в воздух чепчики отнюдь
Здесь, как в России, не бросают.


   Пишу ли я эпиграммы? Случается. К примеру, последние (грустные!) написаны, глядя на  знакомую семью, где муж занимает высокую должность, а жена — домохозяйка, которой уже много лет не достается ни его внимания, ни любви:
* * *
Он так о человечестве хлопочет,
Что хлопотать в семье уже не хочет.
* * *
Гражданский долг исполнил ты,
Отдав Отечеству все силы.
А на супружеский, увы,
Уже силенок не хватило...               


Рецензии
Замечательно,занимательно и познавательно!Из наших современников мастер эпиграм В. Гафт :"Намного меньше на земле армян,чем фильмов, где сыграл Джигарханян!" Спасибо!

Юрий Пусенко   27.12.2009 10:53     Заявить о нарушении
А я вспомнила:
"Армен, Армен, опять Армен -
Забыл он про усталость!
Казалось - только роль Кармен
Ему сыграть осталось...

(Да простит нас Джигарханян, которого мы почитаем).

Юсупова Лилия   27.12.2009 10:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.