Группировки стихиры. Часть 1
По моим наблюдениям, в группы авторы объединяются по следующим причинам:
1. Они пишут стихи в похожих смысловом и техническом стилях.
2. Их объединяет ненависть или поклонение к творчеству какого-либо автора или группы авторов.
3. Возможно объединение по причинам, не связанным напрямую с поэзией. Например, два поэта как-то случайно напились в одном кабаке и стали друзьями, или какой-нибудь поэт (в одиночку или в группе, таких же, как и он сам) «запал» на симпатичную поэтессу.
4.Также возможно объединение по политическим и т.п. предпочтениям.
При этом, в своём подавляющем большинстве данные группы представляют объединения весьма заурядных (можно даже грубо сказать - бездарных) авторов, но иногда попадаются и группы, в которых, если не все, то очень многие авторы являют собой, воистину, мастеров поэтического слова. Одна беда: такие яркие группы малочисленны, и в количественном отношении их не более 20 %.
Что представляют из себя авторы остальных 80% групп? Попытаюсь объяснить. К примеру, я читаю произведение какого-либо автора на бумаге или, что ещё хуже, слушаю этого автора вживую. Вот слушаю, и с большим трудом понимаю (или вообще не понимаю) о чём его стихотворение. К глупым людям я себя причислить не могу (всё-таки два высших образования и степень кандидата исторических наук о чём-то да говорят), поэтому дело, видимо, не в моих мозгах, а в читаемом стихотворении. Но в то же время, я с удивлением замечаю, что данному автору после прочтения аплодируют или громко восхищаются какой-либо, случайно «выдернутой» из его творения, строкой, авторы, пишущие похожую по стилю ахинею. Я спрашиваю одного из них: «А в чём смысл этого стихотворения?», на что он мне отвечает: «Это гениально: сравнить дерьмо с конфеткой!».
Замечу, что ради интереса, я копировал это стихотворение, а потом читал по случаю своим знакомым: кадровым военным, врачам, научным сотрудникам, не обременённым познаниями в «высокой» поэзии, но при этом не называя имени автора. После прочтения мои знакомые делали глаза по пять копеек и вопрошали: «Это что за бред сивой кобылы?». В сотне похожих случаев результат всегда был один и тот же, поэтому я сделал вывод, что авторы, создающие подобную хрень, пишут даже не для себя и не для «простых смертных», а для таких же авторов, как и они сами, т.е. «поэты для поэтов» или просто ПдП.
Группы ПдП имеют некоторые общие черты, отличающие их от групп действительно талантливых авторов:
1. Большинство их произведений зачастую имеют либо нулевую, либо очень посредственную смысловую составляющую;
2. Стихи данных авторов относятся в основном к произведениям любовной или философской лирики;
3. Авторы очень любят жонглировать друг перед другом знанием техники стихосложения, смелыми образами и яркими рифмами, не задумываясь о смысле стихотворения. При этом их знания зачастую базируются на той информации, которую они когда-то получили от кого-то (От кого? Они обычно они не помнят);
4. В соответствии с басней классика Крылова о кукушке и петухе, ПдП не устают писать друг другу восторженные отзывы и рецензии, а также всеми возможными способами рекламировать творчество сподвижников при общении с кем-либо, не входящим в орбиту их группы;
5. Если находится «завистливый бездарь», поставивший под сомнение гениальность одного из них, то вся группа ПдП немедленно набрасывается на этого «негодяя».
6. По различным критериям в группе, естественно, выделяются один-два (максимум - три) неформальных лидера, которых копируют или которым поклоняются другие авторы группы (уже одно это обстоятельство подчёркивает их ущербность, как поэтов).
При этом причины занятия автором лидирующих позиций в группе могут быть разными. Например:
- кто-то из авторитетов (неважно: мнимых ли, настоящих ли) распиарил данного автора;
- автор сам себя мастерски умудрился разрекламировать, как авторитетного человека в мире поэзии;
- а может у автора (авторши) просто сногсшибательно обаятельные внешность и манера общения, что, как мух, привлекает к нему (к ней) озабоченных авторов противоположного пола.
Чтобы не быть голословным приведу пример. На сайте «stihi.ru» есть «принцесса поэзии», «гений в юбке», «дочь Бродского и Цветаевой» и т.д. и т.п. под псевдонимом «Светка Орёл» (ник изменён, как и все последующие). Она, в качестве лидера, и большинство окружающих и восхваляющих её творчество авторов – классический пример группы ПдП.
Когда читаешь опусы этих авторов и самой «принцессы», хочется плакать со смеху от образов, в которых воздушные шарики сравнивают с бомбами, дерьмо с конфеткой, а наполовину написанное в угоду рифме слово признаётся за верх философских размышлений. При этом всё вышеперечисленное, объединённое в одном «творении», абсолютно лишено даже намёка на смысл. Такие стихи вызывают у здравомыслящего человека искренний смех, а у психов надежду, что у них всё не так уж плохо с мозгами. Ну, действительно, как не посмеяться над строчками, написанными, например, в таком стиле:
«Топорами несутся соломинки вниз,
Раскалился брусок бороздой докрасна,
Лезет бабушка в тапках на венский карниз,
А придёт ли когда-либо к морю?
Не зна…….»
Её поклонники пишут такую же муть, как и она сама, только фантазии не хватает сравнить дерьмо с конфеткой. При этом большинство хвалебных рецензий, написанных в её адрес имеют один и тот же смыл: «Причитал три раза, ничего не понял, но какие ОБРАЗЫ!!! Ты – ГЕНИЙ!!! Буду ещё читать и читать….»
Как я уже говорил, про смысл творений «принцессы» и её поклонников даже не стоит говорить. Его просто нет. Спроси поодиночке трёх разных почитателей такого творчества о смысле одного и того же стихотворения, так мы узнаем три разных версии понимания этой писанины (если вообще кто-то из них будет способен сказать что-либо о смысле «шедевра»).
Но стоит появиться на странице одного из этих авторов какому-нибудь «бездарю» (в их понимании), выразившему сомнение в том, что их стихи можно назвать Поэзией, как на него тут же набрасываются тучи одногруппников оскорблённого сотоварища. А если у этого «дегенерата» хватает сил, упорства, ума и терпения аргументировано и остроумно отвечать на все выпады «улея», то его тут же банально «банят».
Для чего я это говорю. Беда не в том, что такие группы есть (кстати, ущербные в физическом и моральном плане подростки тоже сбиваются в стаи, чтобы накидываясь всем скопом на одинокую жертву, осознавать своё величие), а в том, что такие группы разрастаются и действуют, подобно чёрным дырам в космосе. Они втягивают в себя действительно талантливых, самобытных авторов, навязывая им общепринятые внутри группы поэтические штампы. После этого автор теряет свой талант и самобытность и становится одним из членов группы ПдП. Он начинает писать в том же стиле, что и большинство одногруппников, думая при этом, что повышает свой профессиональный уровень (хотя, на самом деле, деградирует), зачастую становится постоянным участников коллективных творческих встреч, попоек и т.п. После всего этого про автора можно сказать, что он пропал. Очень немногим со временем удаётся вырваться из порочного круга ПдП и вернуться на прежний уровень.
Но это далеко не единственный общепринятый типаж группы ПдП, и, ввиду ограниченности времени, о других типах я расскажу в следующей части очерка.
До встречи….
Свидетельство о публикации №109112902594
*
Согласен с текстом по всем аспектам, да только это прописные истины: если не получается раскрутиться самому - вступают в группы (нередко сами создают их по небезызвестным причинам: "почему всем можно, а мне нельзя", "чем я хуже?", - тем самым возвышая себя в своих собственных глазах, а также проводя "мастер-классы" для лиц, взявшихся недавно за перо, либо пришедших на просторы сети)... Для меня более остро стоит даже не этот вопрос (по поводу "компашек" и самопровозглашенных их идейных составляющих), а именно об отдельных поэтических личностях, которые строят свою творческую линию на экспромтах и отзывах о прочитанном... Т.е. ухватившись за идею, "автор" домысливают её, а затем выдает за свое новое творение, при этом стремясь получить как можно больше одобрительных отзывов за эту гениальную и самобытную находку... А что тогда есть именно понятие "самобытность"? Разве это не те исключительные дарования каждого Автора, выстраданные душой и выплеснутые на бумагу? Разве это не то составляющее отличие, что роднит ноту лирического героя со своим создателем? О каких тогда поэтах может идти речь?
Мастера экспромтов и прочего - это рифмоплеты, иначе не назовешь. К чему, спрашивается, нужно акцентировать внимание читателей на двух строфах, обернутых рифмой, при этом несущих лишь рекламную составляющую забытого (или упомянутого) источника?
***
Много людских "прослоек" можно встретить как на просторах, так и в рамках данного сервера... Всюду люди!.. И, порой, не реализовавшие себя в реальности индивидуумы стремятся достичь искомой высоты полета именно в виртуальном пространстве, где не нужно потом смотреть в глаза за поступки пройденных верст...
***
С уважением,
Юрий.
P.S.: Затронутая Вами тема будет актуальна всегда, ибо это психология, а не тот или иной вид искусства!..
Юрий Русяев 21.02.2010 23:32 Заявить о нарушении
*
Честно сказать, не вижу особого смысла уличать других в чем-то, т.к. сервер рассчитан на широкую аудиторию и практикует свободную публикацию. И, боюсь, от выявления одних, скажем так, недобросовестных групп, других не убавится.
*
Единственной ошибкой для идеологического составляющего этого ресурса, пожалуй, и является излишняя неограниченность с формальными границами, легко "перешагиваемыми" некоторыми недобросовестными авторами, например: публикация (а также с этим связанное неуважение) произведений на других языках вне определенной рубрики и последующие угнетения великого и могучего на русскоязычном ресурсе, а также откровенно текстов с безграмотным написанием.
Имел беседу непосредственно с менеджером по работе с авторами по этому поводу, но, как оказалось, всю ответственность за произведение берет на себя автор и он в праве "изгаляться" тем самым над читателем (хотя, опять же, страдает русскоязычный читатель, а не автор).
*
Множество некрасивых нюансов можно встретить, но, увы, они так и остаются безнаказанными... Боюсь, пусть даже разгромной статьей по поводу групп или других явлений сейчас, увы, не вызвать общественный резонанс в массах по ряду причин: сайт (как и всё в сети) носит статус "клуба по интересам", который предполагает свободу форм (группы, коллективы) и содержаний (экспромты, шуточные стихи, методику оценки "дашь на дашь" и пр.), явление социальных групп свойственно и в реальной жизни (так просто проще жить - и это не изменишь)... Так что, увы, но борьба с ветряными мельницами получается...
**
Безусловно, Ваши статьи нужны (время от времени, возможно, буду участником выдвинутых дискуссий), но ключевой цели они вряд ли добьются, резонанса нынче не достичь. Так что я поступаю проще: либо высказываю всё прямо в лицо автору (публично, либо через почту), либо обхожу стороной (по принципу: "пусть живут, как хотят"), - думаю, так получается гораздо эффективнее и точно в цель. Хотя, конечно, нести воспитательную составляющую малознакомым людям, нетактично, а, следовательно, можно расценивать и за хамское поведение, то лучше просто проходить стороной... Сильные духом ведь всегда одиночки, а удел слабых - толпа!..
Так что... каждый здесь выбирает для себя.
***
Продолжайте писать! По возможности буду соратником в этой борьбе!
***
С уважением,
Юрий.
Берег Истины 02.03.2010 01:10 Заявить о нарушении
Блестящая рецензия. А Вы сами не пробовали написать подобный очерк?
Поясню: просто я тоже могу выделить далеко не все виды группировок по причине того, что провожу на стихире мало времени, и поэтому хотел бы изучить наблюдения других авторов сайта. Вы, как мне кажется, могли бы помочь в этом.
С уважением, Д.Г.
Даниил Галицкий 02.03.2010 07:02 Заявить о нарушении
Павел Обинякин 20.09.2010 14:58 Заявить о нарушении