Э. Шклярский Странно, что под нашу музыку танцуют
Проза источник http://www.piknik.info/NET/
Блуждающий шепот
Он доносился неизвестно откуда . Казалось: несколько человек,сидя в темной комнате,тихо разговаривают друг с другом и что беседуют они долго, очень долго,не замечая времени и всего того,что окружает их.Это был блуждающий шепот.Но,напрягая слух,можно было слышать обрывки неторопливых фраз.
Так первый голос-вкрадчивый и влажный,как язык возлюбленной,утверждал,что Это происходит тогда,когда скованные ожиданием пальцы вот-вот коснуться шелковой кожи.
Другой-туманный и бледный настаивал,что ощущается Это,когда наблюдаешь из-за занавески,как на ночной улице,напротив окна,совершается преступление.
Третий же -дрожащий и нетерпеливый, шептал,что случается Это, когда погибаешь от удара,нанесенного любимым человеком ножом в спину.
Может быть голоса говорили что-то еще,но они потонули в грохоте проходившего по улице первого утреннего трамвая.К этому звуку примешалось щебетанье птиц, шаги прохожих и тысяча других звуков просыпающегося города.
Было раннее утро.Пройдет еще немного времени и лучи солнца высветят старух, сидящих на скамейках.
Синие пятки старух
Старухи, сидящие на скамейках и наблюдающие за всеми, кто входит в дом и выходит из дома - это не просто старухи, сидящие на скамейках и неблюдающие за всеми, кто входит в дом и выходит из дома - это Ветхая Совесть Дома.
Если пройти мимо них быстро, а именно так все и делают,то можно подумать, что это обыкновенные покрытые пылью старухи.
Но если идти медленно, делая вид, что ты о чем то задумался или ищешь что нибудь в карманах, то слышно, как прищелкивают они языками и как чешутся их синие пятки.
Ночью, когда все спят, старухи подходят к домам и трогают их морщинистыми руками и на домах появляются морщины. В них проникает время и дома начинают стареть. Потом старухи ложаться на землю и гладят руками ее.На земле образуются трещины ,и каждая трещина просит воды, но старухи не дают воды , они дарят земле морщины. А если мимо проходит ребенок, они говорят: "какой хорошенький" - и стараются дотянуться до его головы.
Тогда часть морщин переходит ребенку, и слышно как щелкают языки старух, и как чешутся их синие пятки.
Но кроме прочего, и это пожалуй самое важное, старухи одного дома объединены тайными, неведомыми для непосвященных, связями со старухами других домов. И этот тайный союз называется Ветхая Совесть Двора. В свою очередь, старухи всех домов объединены в еще более мощную организацию, которая зовется Ветхая Совесть Города. Главная старуха города уже не сидит на скамейке. Она стара, очень стара и лишь дает указания и следит за подвластными ей старухами. Она больно бьет их, когда те не понимают её или по причине старости и немощи не могут быстро исполнить приказ. Тогда старухи долго и горько плачут, но каждый день, как большие черные птицы, снова сидят на своих скамейках.
Вращаюшиеся слова
Один раз сказанное слово - это всего лишь слово, сказанное один раз.
Оно похоже на падающий камень и не более того. Слово, сказанное два раза, похоже на два падающих камня. Но зато трижды произнесенное слово начинает вращаться.
Такое слово долго и мучительно закипает в узком коридоре горла и уже, потом, настоявшееся как терпкое вино, оно раскачивается на кончике языка, чтобы потом сорваться с него и начать свой фантастический танец.
Вращающееся слово похоже на маленькое острое колесико. Вспарывая невидимыми тонкими зубцами жесткую кожу пространства, оно подбирается к той самой оси, на которую нанизаны и Круги Бессмертия и Предметы Теряющие Сознание и все, все, все...
Тэ и Слу-Шай
Только самого близкого человека можно назвать кретином, уродом или ослом. И эти слова будут звучать для него как еще одно доказательство любви и памяти, как еще одна похвала. Но он и она еще не достигли той близости, и обращаясь к ней, он говорил: "слушай", а она говорила ему - "ты".
И это "ты" так долго кувыркалось у нее во рту, что получалось в конце концов что-то вроде" ты-и-и-э". Поэтому огненные языки, начертавшие имена на их лицах, еще раз прикоснулись к ним раскаленными буквами. Но теперь его звали Тэ а ее Слу-Шай или просто - Слу.
Закрытая Комната
Если бы кто-нибудь мог проникнуть в тайные мысли Слу-Шай, он бы знал, что такое проникновение занятие пустое и бесполезное. Наверное поэтому, никого не интересовали ни её мысли, ни её желания. И Слу-Шай развлекалась тем, что красила волосы в оранжевый цвет и иногда закрывалась одна в комнате. А уж кому, как ни ей было знать, что такое Закрытая Комната. Никогда нельзя знать наперед, что произойдет с тобой там, за плотно закрытой дверью, и, главное, кем ты выйдешь оттуда. И Слу-Шай раз за разом погружалась в мир Закрытой Комнаты, где тишина высасывает мозг, а стены шепчутся, перебивая одна другую, где зеркала начинают вибрировать в такт дыханию, а в пыльном углу рождается дъявол.
Окутанная тихими голосами стен, Слу-Шай стояла у окна и смотрела на мерцающие уличные огни. Даже быстро приближающиеся шаги полуночного прохожего, не вызывали в ней того волнения, как этот электрический танец ночного города.
Часами стоя у окна, с запрокинутой головой, она прислушивалась, как в переполненном ожиданием воздухе колышутся Круги Бессмертия
Круги Бессмертия
О, если бы волею случая, или же волею кого ни будь, можно было остановить все это! Если бы глоток яда или лезвие ножа несли избавление! Тогда, каждая старуха знала бы как поступить с этими драгоценными предметами.
Не раздумывая, она вонзила бы себе в грудь холодную сталь. Но самое страшное в том, что удар ножа лишь перенесет старуху с одной скамейки на другую и все… А дальше: уже на другой скамейке, старуха с тем же выражением лица, как порыва ветра, будет ждать следующего переселения.
Это и есть Круги Бессмертия. Поэтому так яростно завидуют старухи траве, листьям и всему тому, что может раствориться, исчезнуть навсегда. Поэтому, обреченные участвовать в этом вечном вихре движения, так неистово проклинают они утро.
И если есть на свете что-либо, приводящее в холодный трепет и пронизывающее до костей, так это глаза старух, закованных в Круг Бессмертия.
То Что Внутри.
А что, если тело - всего лишь смирительная рубашка, скрывающая То Что Внутри. И что, если эта смирительная рубашка , вдруг не выдержит напора демонов , танцующих внутри ,и они ,перепрыгивая с ребра на ребро, карабкаясь вверх по костяной лестнице доберутся наконец до головы, сметая эту последнюю ненавистную преграду.
Но пока Тэ прикидывал возможные условия сговора с Тем Что Внутри, нетерпеливая чаша весов нарушила хрупкое равновесие и резко взметнулась вверх. И вот уже сверкающие змейки чертили перед глазами быстрые круги, а рубиновый колокол пел в голове, разбрызгивая бисер фантастических звуков. Теперь То Что Внутри заполнило собой всю комнату. Оно металось, прыгало и визжало. И этот визг, замешанный на хохоте внезапно прозревшего филина и скрежете тысячи одновременно открывшихся дверных замков, действовал на Тэ как нашатырный спирт.
Но вскоре все стихло так же внезапно, как и началось, и Тэ наконец, смог разглядеть существ, причастных к этой вакханалии звуков.
Их было трое: Колчеголовый Монстр, Женщина с Постоянно Меняющимся Лицом и чешуйчатый Карлик-Гермафродит.
В е л и к и й
э к с п е р е м е н т а т о р
Возможно, ты как раз то дерево, что растет на камнях, и твой удел подбрасывать себя одной рукой и ловить третьей. Или , прислушиваясь к голосам предметов, пройти столько кругов , сколько уместится между двумя дыханиями. И только не кончающийся эксперимент определит - так ли это. Когда же иссякнут неторопливые соки камней, омывающие корни такого дерева, найдется тот, кто выбьет из-под ног и камни и землю и все то, что могло бы служить опорой. Потому что семени , которое хочет прорасти, не нужна земля.
Каге ( КАрлик-ГЕрмафродит)
Конечно , уже само обладание признаками обоих полов , делало карлика существом высшего порядка. Его голову покрывали препротивные чешуйки , но в то же время рот был странным образом перекошен. Оттопыренные уши трепетно дрожали при каждом движении головы, зато , единственный глаз смотрел дерзко и нагло. И ,хотя, мелкую душонку переполняло неистовое желание гадить и опять гадить, это не мешало Каге совершать поступки исполненные искреннего коварства.
Таков был Каге - самодовольное ехидное существо.
К о м о ( Колчеголовый Монстр)
Один его взгляд мог лишить невинности кого угодно . Но не это придавало колчеголовому уверенности в себе. Главное, Комо был высок. А высок - значит красив. А красивому прощается многое: и прыщи на длинных жилистых ногах, и гремучее дыхание, разрывающее в клочья любой противогаз . Кроме того, как у каждого долговязого, была у Комо мечта - объединить и спарить всех колчеголовых земли. Была и плохо скрываемая страсть. И нередко Тэ видел , как опьянев от чувств, Комо поглаживает по голой коленке женщину с постоянно меняющимся лицом.
Интерьвю с Эдмундом Шклярским
Итак, долгоджанные ответы на интервью сообщества имени_Э_Шклярского лидера группы "ПИКНИК" Эдмунда Шклярского.
Какая Ваша любимая концертная площадка?
- Там, где есть сцена, зал, и буфет в фойе.
Почему Мозох, а не Мазох? Это описка или есть скрытый смысл?
- Опечатка издателя
Песня “Немое кино” написана под впечатлением от какого-то фильма, или это просто образ – ничего конкретного?
- Образ
Нет ли у Вас желания в настоящее время создать совместный проект с кем-нибудь из представителей современной рок-, панк- или даже поп-сцены? Если да, то с кем? Чьё Вам творчество сейчас больше всего импонирует?
- Мы продолжаем сотрудничество с Вадимом Самойловым, возможно будет издан DVD.
Есть ли какое то место на Земле, где Вам легче дышится, лучше творится, где хочется быть? Или, может быть, все одинаково и ничто не греет душу в большей степени?
- это разные вещи - дышится лучше на улице, творится - в закрытом помещении
Среди некоторых поклонников вашего творчества бытует мнение, что Квазимодо - Ваш любимый герой, образ. Так ли это? Творчество какого автора Вы уважаете больше всего, считаете своим любимым писателем?
- квазимодо - скорее, любимое имя
Когда Вы были ребенком, Вам подарили гитару, но поначалу Вам не хватало умения играть на ней. Приходилось ли , будучи уже взрослым, жалеть о том, что чего-то не умеете, не знаете? Что это было?
- огорчает неумение рисовать так, как хотелось бы
Все эти замечательные декорации, костюмы для Ваших персонажей - кто и как их изготовляет, шьет? Это делается по Вашим эскизам? Или, быть может, сами участвуете в этом?
- все это результат коллективного творчества. присутствуют идеи всех участников группы. изготавливаем сами.
Идея объемного звука на концертах (по крайней мере в Симферополе колонки расставляли и в центре зрительного зала) взята Вами у кого-то, или к этому Вы пришли сами? Будет ли ваш звук "метаться" по залу как у Пинк Флойд?
- не то, чтобы взято - украдено! разработки в данном направлении будут продолжены.
В одном интервью Вы говорили что стараетесь не слушать современную русскоязычную музыку, каким же образом сложился состав исполнителей альбома “Трибьют”? Стало ли чье-то исполнение для Вас открытием?
- трибьют - инициатива издающей компании. там решали, кто войдет в сборник. мы сознательно стояли в стороне. все исполненное принимаем как музыкальный подарок к 20-ти летию Пикника и поэтому не комментируем.
Очень много песен по-тематике связаны с временами античности и Средневековья. Мотивация этому - личные увлечения данной тематикой?
- сильного увлечения не было, скорее пересечения с отдельными эпизодами
В начале 80-х "ПИКНИК" был участником Питерского "Рок-клуба". Какими были ваши выступления в рок-клубе? Были ли отграничения в тематике песен? Были ли запрещённые песни? На сколько сильно изменилась концертная атмосфера с того времени?
- единственное, что запомнилось - претензия к песне "ночь" (строчка про выпавший пиковый туз вызвала ассоциации с азартными играми).
В песне "Ветер лилипутов" сама фраза "по дороге разбросал ветер лилипутов" какое имеет значение? "Ветер разбросал лилипутов" или "ветер (чей?) лилипутов"?
- лилипуты создали ветер, который их и разбросал
И "профессиональный" вопрос:
Как Вы относитесь к тому, что молодые и не совсем опытные исполнители "рок-музыки" играют и поют Ваши песни на своих первых концертах?
- мы сами, когда начинали, играли Битлов, Роллингов и еще много чего. Нам было все равно, как к этому отнесутся авторы.
Почему новый музыкальный инструмент - пила? Почему именно пила? Откуда такая агрессия? Или это что-то иное?
- в контексте кибернетической программы, пила - самый подходящий инструмент. ее звук разрушает преграды, это вовсе не агрессия.
Хотели бы Вы завести собственный блог и непосредственно общаться со своими поклонниками?
- для меня смысл термина блог пока не прояснился
Собираетесь ли Вы выпускать еще в обозримом/необозримом будущем такие экспериментальные альбомы, как “Пить электричество” и “Вампирские песни”?
- маловероятно
Писали ли Вы когда-либо автопортрет?
- пробовал, не получается
Есть ли у Вас практика польского языка на данный момент?
- практика есть - общение с родственниками
Как Вы относитесь к современной архитектуре, какой стиль архитектуры – Ваш любимый?
- затрудняюсь ответить
Что Вы пожелаете нашим читателям?
- удачи, любви к ближнему и терпения
Хочу лично от себя поблагодарить М. Корчемного за содействие и огромную помощь в организации интервью, без него ничего бы не вышло, большое спасибо Э. Шклярскому за уделенное время и понимание, большое спасибо wwp, Uroboros_a, Chulthu, Всадник_Откровения, nigredo, sundrugs, estum, и прочим авторам вопросов.
С любовью,
администратор - Элеанора Васильева.
Источник http://www.stinfa.ru/?id=59092
Эдмунд Шклярский: «Странно, что под нашу музыку танцуют»
Концертный зал "Юпитер"
Нижний Новгород стал вторым после Киева городом в туре группы «Пикник», представляющей свой новый альбом «Королевство Кривых». На сцене концертного зала «Юпитер» поклонники группы увидели разноцветное, но вместе с тем мистическое действо.
«Ой, смотри, там что-то шевелится!», - прошептала мне в ухо фотограф Саша, и пошла поближе к темной сцене. Там как раз зажегся тусклый свет, и зрители увидели в ее центре маленький симпатичный гробик. Красно-зеленого цвета, с крестиком, в рюшах и кистях. Вскоре из гробика высунулись две руки. Покойник был одет в белую рубаху с широкими рукавами и очень хотел танцевать, так что его «ложе» ходило ходуном в такт аккордам.
Однако манипуляции гробика улыбок не вызвали, поскольку танцевал он под музыку торжественную и готическую. Действо сопровождал сценический свет бледной кладбищенской луны. Когда неведомый покойник уполз за кулисы, на сцену вышли участники группы «Пикник» - традиционно в черном. И зазвучали песни – новые, рассказывающие о жизни «Королевства Кривых», и старые, всеми любимые хиты.
Во время второй песни – «И летает голова то вверх, то вниз» уже знакомый нам покойник, пританцовывая в гробу, выкатил на сцену огромный бубен с фиолетовым иероглифом «Пикника» посередине. Сам бубен был, по-видимому, довольно стар, потому что и тут, и там из него росли разные растения и коренья. Бубен тоже оказался танцующим и к тому же летающим: он взмыл над сценой во время песни «У шамана три руки».
Те, кто сидел на верхних рядах, восприняли этот актерский жест как призыв потанцевать и вышли в проход, на лестницу концертного зала. Мне тоже очень хотелось вскочить на ноги, но, думаю, вид моей спины не сильно обрадовал бы сидящих сзади зрителей и серьезных охранников, которые старались сократить беготню и телодвижения в зале до минимума. (Все-таки жаль, что выступление проходило в концертном зале без танцпола).
Зато на сцене продолжалось завораживающее действие, созданное для «Пикника» выпускниками питерской театральной академии. Танцующий кукловод в длинном белом одеянии и на ходулях вывел к зрителям свою единственную марионетку в черном балахоне: то ли смерть, то ли судьбу, с которой все мы играем, и которую мало кому удается переиграть.
Шаман появился только в самом конце концерта, во время песни «Говорит и показывает» приветственно помахивая слушателям ладонью «третьей руки», насаженной на длинный шест. В середине ладони горел, моргая, огромный синий глаз – вечное недремлющее око.
В это время практически все запланированные песни «Пикника» были спеты, все розы, предназначавшиеся Эдмунду Шклярскому, подарены. Пару раз музыканты делали вид, что собираются уходить со сцены, но возвращались – к радости поклонников. С ними вместе во время исполнения «Шарманки» вышел и кукловод – видимо, чтобы напомнить, кто самый главный персонаж в Королевстве Кривых.
А перед концертом о жизни группы «Пикник» мы узнали вот что.
***
«Круглые даты связаны только с музыкой»
Корр.: Эдмунд, вы обещали, что в день вашего рождения будут устроены торжества с участием известных людей. Они состоялись?
Э.Ш.: У нас не планировалось празднования в широких масштабах. Один раз собрался домашний совет, а когда группа собралась, мы это отмечали у Марата. Третий раз у нас в ДК Октябрьском будет концерт, его мы будем снимать на DVD. И там все, кто хотят, смогут поздравить меня с днем рождения.
Корр.: Пятьдесят лет – для вас какой-то рубеж в жизни, в творчестве?
Э.Ш.: Надеюсь, что когда-нибудь вам будет пятьдесят лет. Вообще, этот возраст для меня не является чем-то особенным. Здесь можно только говорить о деле, которым ты занимаешься. Поэтому круглые даты для меня связаны только с музыкой. А сколько лет человеку, по-моему, не очень-то и интересно. У меня бабушка дожила до 96-ти лет, и практически никто не помнил ее точного возраста. Мне казалось, что ей несколько лет было 94 года.
Все мы – из «Королевства Кривых»
Корр.: Последние пять лет группа «Пикник» выпускает по альбому. Вы поставили себе такую задачу, или это получается само собой?
Э.Ш.: Задача такая не ставится. Ведь предыдущий был не полностью «Пикника», а совместная работа с Вадиком Самойловым, лидером группы «Агата Кристи». Мы всех предупреждали, что это – шаг в сторону от линии нашего творчества, и запись не является нашим полноценным альбомом. А последний альбом «Королевство Кривых» писался два года, и делать другие записи мы пока не планируем. Нижний Новгород – второй город, где мы представляем последние песни.
Корр.: В альбоме все песни совершенно новые?
Э.Ш.: Есть и те, которые ждали своего часа, например, «Себе не найдя двойников». Самые любимые песни из нового альбома мы играем сейчас на концертах.
Корр.: Название «Королевство Кривых» как-то связано с известной детской сказкой «Королевство кривых зеркал»?
Э.Ш.: Наверное, мне никто не поверит, что никак не связано. Все видели эту сказку. Но если из названия убрать одно слово, получается другой немножко мир, который интерпретируется немного иначе.
Корр.: Какие существа населяют Королевство Кривых?
Э.Ш.: Достаточно посмотреть вокруг и сделать выводы. Идеальные существа, населяющие Королевство Прямых – это, по-моему, еще более одиозно. Потому что идеального человека не существует. Только в литературе, князь Мышкин, своего рода мессия, а в обычных людях всегда есть неидеальность, кривизна.
Потусторонний мир существует
Корр.: Образ шамана из песни «У шамана три руки» реален или принадлежит потустороннему миру?
Э.Ш.: Ну, почему. Шаманы – совершенно реальные люди. И, наверное, они обидятся, если вы будете связывать их с чем-то потусторонним. Они живут на Байкале, и в Харькове мы встречали шамана. По крайней мере, так себя величал человек, который пытался вправлять позвоночник нашему барабанщику Лене Герасу. Видимо, искусство шамана работает, поскольку Леня до сих пор играет.
Корр.: А вы верите в существование потустороннего мира?
Э.Ш.: Я не знаю, что там происходит, но верю, что он есть. И шаманы в это верят, и те, кто рядом с ними живет. Иначе их бы сожгли на костре или забили камнями.
Корр.: Какие-то видеоролики, кроме клипа на песню «У шамана три руки», будут сняты на песни из нового альбома?
Э.Ш.: Дай бог, чтобы этот клип смонтировать. Он должен быть готов в конце месяца.
Вампирские ассоциации
Корр.: Расскажите об английском мультфильме «Кошмар перед Рождеством», в котором вы недавно озвучивали героев.
Э.Ш.: Мне досталась небольшая роль хора вампиров из трех человек. Их я озвучивал. Создателям мультфильма показалось, что я могу справиться с этой ролью. По телевизору то, что получилось, покажут 31 октября.
Корр.: А как вы относитесь к тому, что ассоциируетесь у других людей с образом вампира?
Э.Ш.: Разве кто-то ассоциирует меня с вампиром? Я не знал. Наверное, этот образ чем-то привлекает творческих людей, если до сих пор о нем музыканты пишут песни, а режиссеры возвращаются к теме Дракулы. Только раньше они были черно-белые, а теперь цветные, а потом, наверное, будут голографические или трехмерные. Значит, это интересно.
«Протест – сила любого художника»
Корр.: Когда начиналось творчество «Пикника», начинали также многие рокеры. В их песнях главной была тема социального или любого другого протеста. В вашем творчестве есть какой-то протест – может быть, скрытый?
Э.Ш.: Протест – это сила любого художника. Писатель, художник, поэт и режиссер без этой формы протеста, мне кажется, не сможет что-то творить. Это может быть совершенно бессознательный протест, как у нас, например. Кто-то из поэтов сказал: «Во время монархии я буду революционером, при республике – буду восхвалять короля». Это состояние, которое необходимо для творчества.
Корр.: В Нижнем Новгороде ваши выступления проходят последнее время в концертных залах. Вы часто выступаете в залах с танцполом?
Э.Ш.: Мы начинали выступать в клубах, на танцевальных площадках, поэтому и сейчас ничего не имеем против этого. Приятно и странно иногда, что под нашу музыку танцевали и танцуют, что люди веселятся. Хотя должны были танцевать, к примеру, под «Boney-M».
Торт «Наполеон» приводит в ужас
Корр.: Ваши предки – поляки. Скажите, вы любите польскую кухню?
Э.Ш.: В последнее время мы полюбили украинскую кухню – после того, как побывали в Киеве. Нас там встретил пьяный организатор и сразу повел в шинок. На втором месте – румынская кухня.
Корр.: Есть какая-то еда, которую вы очень любите или, наоборот, не переносите?
Э.Ш.: Я не люблю сладкое. С детства. Эти торты «Наполеоны» приводят меня в ужас. Мы, дети, всегда помогали взрослым это мешать, варить. Приходил дядя, съедал огромный кусок «Наполеона», а я не понимал, как такое можно есть.
Корр.: Что вы еще не переносите?
Э.Ш.: Наверное, трудно было бы переносить мышей, если бы они бегали по коридору. Ток в 220 вольт – когда он тебе в руку бьет на сцене, это очень неприятно. Такое не раз бывало.
Корр.: А отдыхать вы куда ездите? Я знаю, у вас есть дача.
Э.Ш.: Этим летом три раза были. Скучно там. Можно, правда, яблоки собирать…
Корр.: У соседей…
Э.Ш.: Ну, что это. У нас в саду. Яблоки ведь не спрашивают, где им расти. Растут, и все.
Краткая биографическая справка: Поэт, художник, лидер группы "Пикник" Эдмунд Шклярский родился 26 ноября 1955 года. Отец, поляк по происхождению, работал горным инженером, мать – преподавателем Ленинградской консерватории. Эдмунд с восьми лет освоил гитару, учился в музыкальной школе по классу фортепиано. Закончил в 1978 году Ленинградский политехнический институт по специальности "строительство атомных станций" и некоторое время работал инженером. В 1982-м Евгений Волощук (Жан) пригласил Шклярского на место ушедшего гитариста в уже существовавшую в течение года группу "Пикник", что в итоге и сделало группу известной.
Сайт Эдмунда Шклярского:
http://qazimodo.ru/blog/
Сайт группы "ПИКНИК"
http://www.piknik.info
Свидетельство о публикации №109112901699