Белоснежка, дочь агронома

-Вот послушай это стихотворение.И еще вот это.И еще одно.И это...
Когда Северина Школьникова читает по памяти стихи для детей, остановить ее не так-то просто.Читает же она с таким увлечением не свои стихи, а стихи других детских авторов-известных, и пока еще не очень, и тех, кто стал известен благодаря ей.Она готова без устали водить своих слушателей по тропинкам страны, которая называется Детская литература.


"Тропинка"-так и назывался детский литературно-познавательный журнал, который она придумала, создала и редактировала в течение пяти лет до своей репатриации в Израиль.В стране Детской литературы чудеса происходят на каждом шагу, добро всегда побеждает, потому что живут в этой стране особые люди-детские писатели и их верные друзья, дети.И говорят жители этой страны на особом языке.Этот язык, казалось бы, прост, но большинство людей с возрастом его забывают.Писательница Северина Школьникова из тех редких людей, которые учат этому языку других.


...Жила в дореволюционном Благовещенске в доме у богатой тетки сирота Золушка.Осиротела она после того, как ее старшая сестра сбежала с гувернером, не получив от родителей согласия на свадьбу.Родители отреклись от дочери, совершив обряд символических похорон и похоронив куклу, одетую в дочернее платье.Суровый отец вскоре умер от горя, а мать простыла, сидя на могиле мужа и тоже умерла.Так их младшая дочь оказалась в доме у своей тетки.Ее выучили грамоте и готовили в экономки.По базарным дням юная экономка ходила на рынок, где однажды встретила бравого солдата.Теперь она с нетерпением ждала наступления очередного базарного дня, когда сможет мельком увидеть своего солдата на рыночной площади.По окончании военной службы этот солдат пришел к ней свататься.Тот факт, что к нему по наследству переходили земли его отца-кантониста, сыграл в решении тетки девушки главную роль.Она дала согласие на свадьбу и справила племяннице приданое, отдав ей почти новые платья своих дочерей.Щеголяя в этих платьях, пятнадцатилетняя Золушка снискала себе славу городской модницы в сибирском селе, куда после свадьбы привез ее муж.Из 18-ти детей, рожденных в этом браке, выжили шестеро.Писательница Северина Школьникова приходится бравому солдату внучкой.


"Мой дедушка участвовал в революционном движении в Сибири,-рассказывает она семейную сагу,-после революции организовал колхоз на земле, которая раньше  ему принадлежала, и был избран его председателем.До глубокой старости он работал на земле.Всем своим детям он дал среднее образование.Двое его сыновей, один из которых мой отец, уже будучи семейными людьми, получили высшее образование".
Перефразируя название сказки "Белоснежка и семь гномов", рассказ о детстве писательницы можно назвать "Белоснежка-дочь агронома".
Редкое имя Северина ей дала мать, сельская учительница, вычитав его в одном из любимых ею зарубежных романов, по случаю оказавшемся на полке в избе-читальне.С утра она учила детей в школе,а вечером обучала грамоте взрослых.
Отец был единственным на всю округу агрономом и разъезжал по сибирским просторам на казенной лошади, подымая сельское хозяйство таежного края.Он часто получал новые назначения и семья на одном  месте долго не засиживалась.Из села в село Школьниковы перевозили свою любовно собранную библиотеку, которая постоянно пополнялась новыми книгами и журналами.


"По вечерам мама собирала нас за столом у керосиновой лампы и читала нам очередной номер детского журнала из тех, какие нам ежемесячно приносил почтальон.В "Дружных ребятах" была напечатана сказка Гауфа "Карлик Нос", и по этой сказке, уже знакомой мне в мамином прочтении, я сама выучилась читать на пятом году жизни, и с удовольствием читала  книги даже перевернутые "кверху ногами".
Но до наступления долгожданного часа семейного чтения надо было переделать все хозяйственные дела.Как старшая по дому,Северина организовывала работу своих младших братьев в огороде на прополке и окучивании картошки, ходила с коромыслом по воду на речку,- но всегда так торопилась, что полведра расплескивала по дороге.Девятилетняя девочка вместе с младшим братом распиливала бревна, такие большие, что из-за полена дети не видели друг друга.


"Один день своего детства я помню очень ярко.Это было время, когда мы жили в поселке Дзержинское.Весь день мы провели на аэродроме, где в честь какого-то праздника всех детей катали на самолете и угощали мороженым.Домой мы пришли радостные, полные впечатлений, нам хотелось, чтобы этот день длился вечно и до самого вечера мы играли во дворе в летчиков.Вечером папу вызвали из дома, а когда он вернулся, мы узнали, что весь день уже идет война".До сибирского села из-за разницы во времени эта новость докатилась только к вечеру.
"В первые дни войны вышел приказ военкомата сдать все частные радиоприемники, и мы остались без самодельного лампового радиоприемника, который смастерил отец.В срочном порядке все дома были подключены к радиосети".


В войну в сибирском селе появляются ссыльные- депортированные латыши, немцы Поволжья, эвакуированные  евреи.
Все сколько-нибудь пригодные под жилье помещения в поселке были заселены-амбары, сараи, так называемые холодные избы, бани.Те из переселенцев, кто остался без крыши над головой, рыли под жилье землянки.Между местными и новоприбывшими установились отношения товарообмена.Латыши меняли на продукты питания привезенную с собой одежду ручной вязки, украшенную традиционным орнаментом, евреи-столовое серебро, немцы-захваченную с собой домашнюю утварь, поразившие воображение сибиряков машинки для набивания колбас.Чтобы помочь переселенцам, сельчане звали их на дворовые работы, хотя  зачастую выполнять привычную дела собственными силами было для сподручнее. "Ссыльные дрова пилят быстро, но криво, колоть потом тяжело",-переговаривались между собой жители поселка.
Находились люди, помогавшие переселенцам безвозмездно.


"Подоив утром корову, мама наливала чекушку молока для одной старушки, которую в селе звали Бабушка Божий Дар, а я относила ей это молоко и каждый раз она говорила мне:"У тебя, дочка, есть дар, дар от Бога",-ведет свой рассказ Северина Школьникова.-Наш рацион во время войны состоял из картошки, засоленной в кадушке капусты, и, главное, молока.Сахар мы впервые попробовали, когда в село на побывку прибыли с фронта военнослужащие.В благодарность за гостеприимство они оставили нам весь свой запас сахара из военного пайка.Моя младшая сестра еще долго после их отъезда просила:"Мама, дай мне сладкую соль!".
"Еще до войны я написала свое первое стихотворение, в котором солнце сравнивалось с блестящим тазиком для варки варенья.А во время войны написала поэму о партизанах-единственный экземпляр этого произведения потерялся, переписать же поэму заново я не смогла, так как бумаги не было и писать было не на чем".
Зимой сельские школьники пробирались в школу по глубоким сугробам, по льду переходили речку, и кроме ранца каждый нес с собой в школу небольшое- по росту хозяина,- полено.Когда из трубы над двухэтажным школьным зданием в небо поднимался первый столбик дыма, в поселке уже знали-уроки в школе начались.


Маленькая Северина начала учиться в школе сразу со второго класса, учиться она очень любила, преуспевала по всем предметам, но особенно любила литературу и была лучшим "пером" своей школы, получая призы на литературных олимпиадах.
"В Башкирии, где мы оказались после войны, я пошла в десятый класс, как сейчас помню, в школу я пришла босиком, так как никакой обуви у меня не было. Но проучилась только один день.В те времена профессию долго не выбирали.Тревога "А вдруг что-нибудь случится?" довлела над всем.Сдавшись на уговоры моих репрессированных родственников, я подала документы в сельскохозяйственный техникум".
И техникум, и последовавший за ним  институт Северина  окончила с отличием.И снова пошла учиться, прибавив к званию " ученый агроном" еще два- инженер-механик, кандидат технических наук.
Когда у научного работника Северины Школьниковой стала подрастать дочь, в ее доме снова появились детские книжки.В основном это были переиздания тех же книг, которые в детстве читала ей мама, и тех, которые она получала в качестве призов на школьных викторинах.И тогда в ее доме появились новые стихи для детей, автором которых стала она сама.С этими стихами поэтесса пришла в челябинское  литобъединение, которым руководил поэт Ефим Ховив.То, что он сам писал для детей, было большой удачей.Ведь детский писатель-явление достаточно редкое, и сам о себе он знает далеко не всегда, что он именно детский автор,-говорит Северина Школьникова.Эту особенность следует распознать и поддержать, и способен на это только близкий по духу человек.

 
 Первую книжку стихов в челябинском издательстве, естественно, завернули, посоветовав автору опоэтизировать-что?-конечно же, трактор.
Не секрет, что выучить на писателя нельзя, можно лишь развить заложенные в человеке творческие способности.Но два образования-биологическое и техническое-самым положительным образом сказались на творчестве писательницы.Опубликованные ею научно-познавательные книги, и стихи, и рассказы написаны с глубоким пониманием природы, детской психологии, отмечены точностью описаний и деталей.
Энциклопедические знания сделали Северину Школьникову незаменимым редактором детской литературы на русском языке в Израиле, куда она переехала в 2000 году, открыв новую страницу своей жизни.Благодаря ее энергии вышла в свет серия сборников произведений для детей, написанных авторами из разных стран.Сделана эта работа с большой любовью и уважением как к авторам, так и к маленьким читателям.


Уже почти десять лет Северина Школьникова живет в Хайфе, у самого синего моря.В 2009 году за вклад в развитие детской литературы писательница  отмечена дипломом "Золотое перо Руси".
Прогулка с Севериной Школьниковой по улицам Хайфы-большое удовольствие.Деревья, цветы, птиц и насекомых она знает по именам.
Растение, чьи огромные саблевидные листья торчат прямо из земли,-это, оказывается, юкка.Рядом с юккой раскрыл свои малиновые колпачки гибискус, который израильские дети за его длинный пестик-нос зовут Пиноккио.Вот очень уважаемое Севериной дерево-фикус придорожный.Он дает густую прохладную тень.А вот на тротуаре сидит богомол.Давай-ка переведем его через дорогу.
 

 
 
 


Рецензии