Пишем, да, и Фрейд не виноват

Поговорим с виртуальным для меня собеседником,  психологом Вятского университета Н.Т. Оганесяном


- Фрейд однажды написал: "Не я, а поэт обнаружил бессознательное".

Соглашусь с такой посылкой, не соглашаясь с термином «бессознательное», поскольку поэзия, поэтические образы и представления зарождаются раньше сознания, и только потом в нём закрепляются в виде символов (симфолов), к которым возможно неоднократное обращение без больших потерь энергии. Но это значит, что поэту нет необходимости соединять слова в созвучия мыслеформ. Он берёт готовые выражения языкового внемозгового представления мыслеформ. Частный случай такого представления – всё тело организма является памятью прошлой мозговой деятельности. А тело, как известно эзотерикам, окружено ещё и аурой и другими формами взаимодействия живой и неживой материи.

= Эта* сложность мозговой деятельности в русском языке закреплена словом «подспуд».  Слово «подспуд» появилось намного раньше самого Фрейда. Это более ёмкое понятие языка, чем его латинизированный (из-за наворота приставок) перевод «подсознательное». Отличается подспуд более изощрённой связью с действительными процессами при мозговой деятельности.

* = Эта, знак = обозначает повествование со второго, более глубокого плана. Эти тексты обычно очень трудно редактировать, укорачивать, удлинять.

Психоанализ, как и аналитическая психология, оперирует придуманными классификациями для операций мозга. Однако, мозг не компьютер и понятие операции даже в трактовке Маркова, операции с бесконечно длинным словом не подходит для мозга. Операций типа пересылки информации, метки символа, трансляций символов и нормирования в подспуде просто не существует. А что существует? Существует механизм связи с Богом, этакий сотовый к Богу. Но пользоваться этой связью строго запрещено религиями, обществом и самим Богом, если есть на то причины.


Если представить Марковскую операцию на плоскости, то плоскость для неё будет излишне большой. Операция занимает максимум 2 строки из слов бесконечной длины и третья строка необходима для сохранения результата, причём с возможностью возврата назад без потери информации, читай, без потери самой троичной личности.

Ещё вариант троичности: каждая строка описывает всего человека полностью. Первая строка описывает пациента в прошлом состоянии, вторая – изменённого на один предпоследний шаг, и третья, - изменённого полностью. Не удался опыт, возвращаемся к предыдущему шагу. Удался – запоминаем успех во второй строке и изменяемся далее в третьей части. Часть прошлого сохраняем для возвращения в исходное состояние при глобальных долговременных ошибках. Роль дьявола описывается способностью его занять в любой момент любую из строк.

Мозговая деятельность объёмна. Она организована в компактных группах физических клеток для зарождения стимула предстоящей деятельности. Вся же деятельность мозговых структур, подобная, к примеру, арифметическим действиям по программе компьютера, происходит вне мозга. В эту область мозговой деятельности пытаются проникнуть некоторые мыслители, разрабатывающие эзотерические направления инакомыслия. Эти мыслители творят вместо знаний мифы. Характерная черта их мифологии - оперирование замкнутыми в кольца понятиями метаязыка, аттракторами, привлекающими внимание сородичей от науки. Тем же занимаются танцующие кулики-турухтаны на болоте. У каждого кулика своё оперение. Нет двух куликов, одинаковых по расцветке.  Метаязык – ненаучный внешний язык, используемый для описания исходных категорий науки. Эти описания должны быть тривиальными, примитивными и легко понимаемыми на бытовом уровне всеми школами данного направления мозговой деятельности.

Если сравнивать мозговую деятельность с работой простейшей вычислительной ячейки – машиной Тьюринга, то можно показать бесперспективность этих сравнений. Машина Тьюринга путём исполнения программы, расположенной на внешнем для неё носителе, может выполнить любую, сколь угодно сложную операцию, включая Марковскую, но для этого ей потребуется время. Для моделирования операции с бесконечно длинным Марковским словом машине Тьюринга потребуется бесконечно много времени. Эти два подхода Маркова и Тьюринга нереализуемы на практике во всей полноте. Но эти подходы приближаются со сколь угодно малой погрешностью к представляемой полноте. Чем медленнее работает машина, тем больше погрешность из-за изменения представляемых констант и операндов во времени (роль дьявола сказывается).

В итоге, построенная на этих принципах вычислительная система не может единовременно использовать всю полноту информации, особенно, меняющейся со временем информации.
Машина принципиально не успевает отслеживать во времени изменения информации в полном объёме. Ей потребуются урезанные модели и представления окружающего мира.

Мозговая деятельность учитывает всю значимую для жизнедеятельности информацию. Эта посылка подтверждается непрерывностью жизни на протяжении миллиардов лет. Вымершие виды не в счёт. Они – результат моделирования отклонений. Причём отрицательный результат в своих комбинациях неисчислимо превосходит единственно правильный выбор мозговой деятельности. Легко заметить, что природа не ставит неисчислимых экспериментов для отбора по Дарвину. Все особи стада одинаковые, за исключением весенней стайки турухтанов. В этом сравнении турухтаны очень похожи на поэтов. Природа же по немногим реальным ошибкам определяет правильное решение в системе «биосфера Земли» или ноосфера по терминологии не очень известного учёного Вернадского. Да, прославится имя его в будущем.

Всё едино и колеблется, улыбаются эзотерики. Всё едино, и правде подобно любое решение, влияющее на исход борьбы за выживание, скажу я Вам. Вот это решение и получает мозговая деятельность от окружающего мира. И кто отдельно взятому мозгу приказывает выжить? А???

Гёте ошибся и убил Вертера вопреки логике своего повествования. Этот сбой в творческом процессе навязан ему тоже извне. Но здесь проявляется уже свойство сознания, вмешивающегося в реалии внешнего мира. Почему у меня возникло такое мнение, вопреки существующему классическому постулату о жизни Вертера? Потому что о классике Гёте говорят: ему «была известна безусловная сила первых эмоциональных связей человека». Потому что он писал о сродстве и фактически предопределял исследования Юнга в области «синхронистичности» явлений мира, или случайных совпадениях событий, не подчиняющихся не только теории вероятности, но и прогнозам здравого смысла. Эти события не повторяются. Их нельзя воспроизвести, нельзя найти причину совпадения некоррелирующих между собой  событий. Но эти события определяют целые эпохи в жизненных процессах. Поэт тоже нацелен на синхронистичность. И назвать причины написания стихов о синхронистических явлениях в мире N-ным поэтом, по определению не представляется возможным.

Вывод психоаналитика Оганесяна о причинах творчества:
«Под напором скрытых бессознательных аффектов воображение ищет выхода в искусстве, в сфере ирреального, чтобы спасти реальную жизнь личности».  Думаю, что не себя спасает поэт в первую очередь, коль пишет для людей.

А кто продолжил в отрыве от контекста эту мысль в таком виде:
«Аффекты, от которых страдает личность, могут быть изжиты, если поэт выплескивает их из своей психики в художественное произведение». Артефакт какой-то – поэт, убив лиргероя, спасает себя. По-моему, ложь очевидная. Не сочетает нормальная логика идею спасения  конкретной личности поэта с массовым убийством ни чем не угрожающих поэту других людей, его современников. А в классической литературе, самоубийство Вертера – классический пример массового психоза современников и наследия идеи самоубийства в последующих поколениях поклонников творчества.

****
Архетипы Юнга, и причины очеловечивания исходной информации для выживания биосферы.
___________________ *** ______________________

Не вдаваясь в подробности сложной философии архетипов, скажу сразу, что 18 причин поэтического творчества по Оганесяну и есть попытка понять Юнга в прошлом состоянии.

Причина № 1. ДУШЕВНЫЙ ПОКОЙ. Архетип – лень, экономия энергии, душевных сил, на базе которых личностью проводится анализ предстоящих событий.

Причина № 2. ДУШЕВНАЯ РАДОСТЬ.

Неправильное употребление слова «радость». Выражение отца «счастья тебе, радость моя» невозможно исказить никаким словоизлиянием на свою славу. Радость может быть только от счастья другого. Если враг несчастен, это не приносит счастья оппоненту. Человек впадает во вселенскую тоску. На лице у него Каинова печать.  Вывод автора – несчастье делает человека поэтом, если он наслаждается своим горем, алогичен, противоречит здравому смыслу. И никакое прикрытие сложностью вопроса здесь не поможет. Радость в горе возможна при прозрении, при нахождении желанного решения затянувшегося разрешения неприятного положения поэта в обществе, в близком окружении, в собственных глазах. Или открылась другая сторона, горе помогло выживанию.
Пример такого выживания, китайская притча о хромом юноше, не попавшем из-за увечья на войну. Причём горе и радость на протяжении жизни героя многократно меняются местами. Что скажет внук хромому деду?

Причина № 3. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТРЕАГИРОВАНИЕ

Очередное искажение более известной истины: покаяние исцеляет душу. Грехи, отпущенные душой, могут излиться слезами радости, болезнь прошла. Кто-то другой исцелился. Если нет, болезнь продолжает таиться.

Причина № 4. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ.
Причина № 8. ПОЭЗИЯ КАК "ОАЗИС"
Причина № 9. ПОЭЗИЯ КАК ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР

Виртуальная радость в виртуальном мире. Эта радость более характерна для публики, читающей душещипательные стихи. Часто виртуальный герой плачет слезами читателя, а реальный прототип, обитающий и страдающий рядом, вызывает у читателя неприятие. К поэту высказывание относится в меньшей мере, чаще возникает радость творца от содеянного.

Причина № 5. ПОЭЗИЯ КАК ИГРА

Это можно сказать о любой игре, даже игре в войну и потешные войска. Поэзия не исключение, а правило, любая игра, в том числе и в слова, отвлекает от утомительной действительности и схожа с медитативными практиками. Играют все, пишут стихи тоже многие. А поэтами признаются единицы. О чём речь? О верификации обыденности, возведении обыденности в пафосное состояние. Поэт, не знавший, что он играет, узнав об этом, не изменится.

Причина № 6. ПОЭЗИЯ КАК ЛЕКАРСТВО ОТ СКУКИ.
И чем не игра? Многие читатели и не догадываются, что играли всю жизнь от скуки, кто в карты, кто проводил время в развлечениях с противоположным полом, а кто и в стихах, оказавшихся ни кому не нужными.

Причина № 7. ПОЭЗИЯ КАК РАЗДЕЛЁННОЕ СТРАДАНИЕ
Причина № 10. ПОЭЗИЯ КАК ОБЪЕКТИВАЦИЯ СТРАДАНИЯ

Страдание в стихах, кому оно нужно? Трудно влюбиться в раннего Лермонтова жизнерадостному человеку. О Байроне промолчу. Виртуальный читатель или воображаемый поэтом, поможет, да. Но это произойдёт не ранее, как после написания стиха. При его перечитывании на 10-ый раз. Объективация страдания – термин устаревший или об изжитом горе. Речь идёт о старом, прошедшем горе. Если не больно, почему бы не вспомнить о страданиях даже и кабинетному критику, почитаемому коммунистами, Белинскому. В абстрактных  рассуждениях Белинского совершенно нет боли.
"… наши чувства только тогда бывают предметом нашего наслаждения, когда мы освобождаемся от их … тяжести или от их … волнения, в котором занимается дыхание, теряется сознание, и когда мы возобновляем их в воспоминании. Настоящее никогда не наше, ибо оно поглощает нас собою; и самая радость в настоящем тяжела для нас, как и горе…. Чтоб наслаждаться ею, мы должны отойти от нее на известное расстояние…. … мы облегчаемся от … тяжести горя, как скоро сообщим его другому или изольем его на бумаге для самих же себя: мы видим его отделенным от нашей личности, наша личность не заслоняет его от нас - и тогда нам мило наше горе, мы любим вспоминать о нем, как воин о своих походах и опасностях, которым он подвергался" (Белинский, 1948, т.2, с. 640-641).

Соглашусь с посылкой – излил на бумаге – полегчало. Это пункт 3 из 18, о покаянии. Не соглашусь с продолжением. Особо не соглашусь с примером воина у Белинского.


Дядька-хохол, да рассказывал всю жизнь о своей войне с немцами. О победах. Хотя и были поражения. Не рассказывал о многочисленных своих ранениях. Имел несколько жён, но о любовных похождениях не говорил ни разу. Только демонстрировал своё расположение к девушкам в виде словесных заигрываний.  Причём его рассказы о войне мог слушать только я до конца его дней, другие или убегали, отмахиваясь, даже его собственные дети не слушали, и все погибли в мирной жизни или уехали навсегда. Многие мужики даже затевали с ним драку, если дядька пытался силой удержать слушателя. Если бы я записывал его рассказы, получился бы многотомный труд. Дядька ни разу не повторился и, похоже, рассказывал не только о себе реальном, но и виртуальном, проигрывались многочисленные виртуальные положительные события, которые легко могли реализоваться в реальность.

Другой дядька, танкист, не рассказал ни одной истории о войне. Он прошёл всю войну, начиная 16-летним механиком-водителем в 1943 г. и служил до 1949 г.. Было что рассказать, умел рассказывать. Но рассказывал о другом. Отношение к женщинам: используй и брось. И отец его бросил в гражданскую, и дед где-то погиб,  и прадед. Сам он бросил всего одну, свою первую гражданскую женщину из-за нелепой случайности, мать приехала навестить. Имел он и одну любовницу, подругу детства, за которую получал частенько укоры от второй жены. Всего от него Россия получила 8-рых детей. Все живы.

Таким образом, ни в том, ни в другом случае мы не имеем рассказов о тяготах войны, о горе и трудностях выживания. Вывод: у Белинского не было отца, и он говорил о женщинах-вдовах, возможно, при живых мужьях, проживающих отдельно. Да о друзьях, штаб-офицерах. Их горе действительно имеет решающее значение для становления личности.

И всё же, соглашусь, с Белинским в главном, страдание является первым, даже наипервейшим стимулом для провала в подспуд. А уж в пограничном состоянии можно сотворить нечто такое, чего никогда даже не снилось. И стихи, и рисование, и музыка, и бойцовские качества. Какое горе может быть у бойца? Нет врага, найди его.

Причина № 11. ПОЭЗИЯ КАК МАГИЯ
Причина № 12. ПОЭЗИЯ КАК ВНУШЕНИЕ, скрытая суггестия
У Оганесяна в сокращении Т. Нова, ни слова о магии не высказано, скорее речь идёт о ритуальных убийствах своего лиргероя. Моё мнение о магии в поэзии, магии в настоящей поэзии не существует. Нельзя делать и массовые внушения влюбившимся читателям. Если это и происходит, то неосознанно, исподволь, и, как правило, с отдалёнными благими последствиями для читателей.  В термине «скрытая суггестия» скрыто от читателей пагубное влияние поэзии на них.

Причина № 14. ПОЭЗИЯ КАК САМОПОЗНАНИЕ.
Очевидно. Поэзия становится средством лечения души
Причина № 16. ПОЭЗИЯ КАК ЗАМЕНИТЕЛЬ ОБЩЕНИЯ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ (разговор с самим собой)
Само собой без пояснений, мысль тривиальная, но правильно учтённая в наборе причин рождения поэта. Именно, 14 и 16 позиции перечня причин символизируют (И цзин, книга перемен) окончание жизненного цикла восхождения личности и наступает резкий спад во всех областях жизнедеятельности поэта.

Причина № 17. ПОЭЗИЯ КАК ОМОЛАЖИВАЮЩИЙ ФАКТОР
Ложь, если  только одну поэзию считать омолаживающим фактором. Большинство поэтов погибло раньше отведённого им срока. Не рок преследует, а не слышит поэт предупреждений, потому что возгордился личными заслугами перед Богом и Духом. Року всёравно, какую работу выполнять по приказу властного поэта. Муза же спит в это время.
Часто настоящие поэты мешают спокойно охранять подконтрольную закулисе (чаще олигархам), власть и за это платят непомерно высокую цену. Какое тут омоложение, не поседеть бы в одночасье.

Причина № 18. ПОЭЗИЯ КАК "МОЛЬБА О БЕССМЕРТИИ"
Неприкрытая ложь. Ложь в квадрате. Настоящий поэт, даже непризнанный обществом, знает о запретности темы бессмертия для его исследований.
Исследование всего лишь темы памятников себе (я памятник себе воздвиг нерукотворный) или себя в памятниках (рукописи не горят) приводит к печальным последствиям. Тут же находятся смельчаки, показывающие на практике обратное.
Бессмертие поэту творят критики, живущие на рукописях, подобно архивным червям, по нескольку поколений. Каждая новая дырка в творчестве Поэта дело рук критика.
Но вывод из всего сказанного оптимистический для критика: без критика нет поэзии. Нет критики на СТИХИРЕ, нет и поэзии. Её просто не откроют. Нам, бесящимся вокруг поэзии, нужен позарез гоголевский Вий.
***
22.09.2009. 18 причин для того, чтобы сочинять стихи
http://www.stihi.ru/diary/nova4423/2009-09-22

Начало:
Побудительные мотивы искусства
http://stihi.ru/2009/11/22/7951


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.