Совесть
Добрая Совесть глас (глаз) Божий
Русская пословица
Воспитание – это Триединый процесс формирования Ума, Нрава и Тела в их естественном взаимодействии.
Своеобразие взаимодействия составляющих этого триединства заключается в особой значимости роли Нрава, выступающего в качестве хранилища нравственных ценностей и святынь, поступаться которыми – значит предавать и продавать свою Душу. В этом смысле Нрав проявляет себя как цензура Совести, которая регулирует Умственную активность путём запретов и разрешений .
Именно на Нравственном уровне в человеке сызмальства и на всю жизнь закладывается отношение к понятиям и проявлениям Добра и Зла, формируется ощущение и осознание того, «что такое Хорошо и что такое Плохо».
А поскольку связь Нрава и Тела двусторонняя, то не только Нравственная красота или уродство определённым образом проявляются в Теле (особенно, с возрастом), но и через Тело возможно воздействовать на Нравственное состояние (как правило, в детстве), а в итоге и на строй мыслей и дум.
Об этом знали во все времена. Вот почему даже в самых древних источниках содержатся сведения об употреблении телесных наказаний, с помощью которых родители и воспитатели боролись с наиболее тяжкими аморальными проявлениями детей.
В «Поучении одного отца сыну родному» (XIV век) говорится: «Накажи своего сына в юности, и утешит тебя он в старости и придаст красоты душе твоей; не ослабляй, поучая его прутием, от того не умрёт, здоровее будет, но душа от смерти избавится».
В народе же говорили ещё проще: напала совесть и на свинью, как отведала полена.
Многое из опыта прошлого кажется материализованному сознанию большинства современников странным, но считать наших славных Предков людьми более примитивными и глупыми, чем мы, – значит иметь худую Совесть – вести свою родословную от обезьян или гордиться принадлежностью к стаду овец неземного пастуха.
Вот как хорошо объясняется значение Совести в Толковом словаре В.И. Даля: «Совесть – Нравственное сознание; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла».
Корневая основа этого исконно Русского слова двойная – Со-Весть.
Весть, приходящая извне – из Материнской среды – сотворённого Создателем Космоса, благовествует нам о Системе Божественных Канонов, правящих Миром и воплощающих Замысел Творца.
Поэтому СО-ВЕСТЬ – это наш внутренний камертон, настроенный на созвучие Божественному Миропорядку и отмечающий отклонение от Него своим голосом.
Голос (и Глаз) Совести – лучший советчик в делах грядущих и лучший оценщик уже содеянного, ибо является пробным камнем качества Нрава – решающего звена между Умом и Плотью (деятельностью).
Ум порождает разнообразные инициативы – идеи, проекты, замыслы, которые потенциально могут быть воплощены в конкретные поступки. Затем в дело включается Совесть, предназначенная для отбора из щедрых россыпей Ума золотых крупиц. Таким образом, назначение Совести – отделять зёрна от плевел в урожае Ума, определять направления и сферы интеллектуальной активности. Когда же Совесть человека молчит, низменные и смертоносные инициативы безумного разума беспрепятственно реализуются в дурные поступки и дела, а главное – в преступную, убивающую Жизнь Матери-Природы деятельность. В древности о таких людях говорили – у них совесть спит, или ещё проще – безсовестный, а в нашу эпоху – это ловцы и инженеры человеческих душ, гении технического прогресса.
Отсюда следует очень важный для педагогики вывод:
Давать ОБРАЗОВАНИЕ (то есть культивировать силу Ума) НЕВОСПИТАННОМУ человеку (человеку без сформированной высокой Нравственности и СОВЕСТИ) – это ПРЕСТУПЛЕНИЕ перед Природой Человека, Отцом-Творцом и Матерью-Природой.
Свидетельство о публикации №109112500332