И один в поле воин, если он Чацкий
Появление "Горе от ума" было очень своевременным. Это произошло накануне декабристского восстания. Герой комедии Чацкий был одним из новых людей,борцом против всего старого и отжившего. Русский критик и писатель И.А.Гончаров писал,что "Чацкий начинает новый век - и в этом всё его значение и весь ум."
"Горе от ума" часто называют "бессмертной комедией". Это правда,так как её значение очень велико и для нашей жизни. В ней много мудрости,она объясняет людям их поведение,учит быть сильными,ненавидеть ложь.
Главный герой комедии,Александр Андреевич Чацкий,дворянин,получил хорошее образование в Москве. Уехал путешествовать за границу. Вернулся через три года обратно в Россию.
Все знают о его высоком уме. Фамусов говорит Скалозубу:
...Не служит,то есть в том он пользы не находит,
Но захоти - так был бы деловой.
Жаль,очень жаль,он малый с головой,
И славно пишет,переводит,
Нельзя не пожалеть,чтоб с эдаким умом...
Чацкий с большой ответственностью относится к службе,но прислуживаться нигде не хочет. Он общался с министрами,но разошёлся во взглядах:"Служить бы рад,прислуживаться тошно."
Чацкий умён,и он понимает,кто перед ним. Он видит вокруг себя глупых,наглых и несчастных людей.
Снова после разлуки увидев Софью,Чацкий забывает обо всём. Он страстно в неё влюблён:"Чуть свет - уж на ногах!и я у ваших ног!" Чацкий поражён её красотой и холодностью к нему. Он мучается в догадках,кто же теперь её избранник,Молчалин или Скалозуб. Вскоре он понимает,кого она предпочла,и горько разочаровывается.
На званом вечере Чацкий видит гостей Фамусова и говорит им,что нельзя быть такими,какие они есть,пусть они всмотрятся в себя повнимательнее и увидят,что ничего полезного они не делают. В монологе о французике из Бордо он высмеивает преклонение перед всем иностранным.
...Посмотришь,вечерком
Он чувствует себя здесь маленьким царьком;
Такой же толк у дам,такие же наряды...
Он рад,но мы не рады...
Ах!если рождены мы всё перенимать,
Хоть у китайцев бы нам несколько занять
Премудрого у них незнанья иноземцев.
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный,бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.
Чацкий выступает против невежества,против низкопоклонства.
...Что нынче,так же,как издревле,
Хлопочут набирать учителей полки,
Числом поболее,ценою подешевле?
Не то чтобы в науке далеки;
В России,под великим штрафом,
Наш каждого признать велят
Историком и географом!...
Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший:
Как тот и славился,чья чаще гнулась шея;
Как не в войне,а в мире брали лбом,
Стучали об пол не жалея!
Чацкий борется с ложью,он открывает людям глаза на правду,разоблачает их.
Где,укажите нам,отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли,грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли,в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве...
Опять увидеть их мне суждено судьбой!
Жить с ними надоест,и в ком не сыщешь пятен?
Когда он узнает,что его считают сумасшедшим,ему становится очень горько. А узнав,что слух о сумасшествии распускает Софья,Чацкий испытывает настоящее потрясение.
Не образумлюсь... виноват,
И слушаю,не понимаю,
Как будто всё ещё мне объяснить хотят,
Растерян мыслями... чего-то ожидаю.
Слепец!я в ком искал награду всех трудов!
Спешил!... летел! дрожал! вот счастье,думал близко.
Пред кем я давиче так страстно и так низко
Был расточитель нежных слов!
С кем был! Куда меня закинула судьба!
Все гонят! все клянут! Мучителей толпа!
В любви предателей,в вражде неутомимых...
Он устаёт от всего,он оскорблён,он всё бросает и уезжает от этих людей.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу,не оглянусь,пойду искать по свету,
Где оскорблённому есть чувству уголок!-
Карету мне,карету!
Чацкий покидает общество Фамусовых,но остаётся победителем. И один в поле воин,"если он Чацкий,и притом победитель",- считает И.А.Гончаров. В жизни всегда появляются Чацкие.
"Каждое дело,требующее обновления,вызывает тень Чацкого - и кто бы ни были деятели,около какого бы человеческого дела,- будет ли то новая идея,шаг в науке,в политике,в войне - ни группировались люди,- им никуда не уйти от двух главных мотивов борьбы: от совета "учиться,на старших глядя",с одной стороны,и от жажды стремиться от рутины к "свободной жизни" вперёд и вперёд,с другой.
Вот отчего не состарился до сих пор и едва ли состарится когда-нибудь грибоедовский Чацкий,а с ним и вся комедия".
Свидетельство о публикации №109112209234