Последняя воля. История одной картины
Государство приняло ряд мер, которые позволяют эффективно и целенаправленно осуществлять работу по поиску утраченных национальных реликвий. За это время были решены многие правовые аспекты давно назревшей проблемы.
В статье 59 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, принятых в 1992 году говорится: «Российская Федерация осуществляет целенаправленную политику по возвращению незаконно вывезенных с ее территории культурных ценностей. Все незаконно вывезенные за рубеж культурные ценности, признанные культурным достоянием народов Российской Федерации, подлежат возвращению на Родину, независимо от нынешнего местонахождения, времени и обстоятельств вывоза».
В 1997 году в структуре Министерства культуры Российской Федерации была создана национальная государственная служба сохранения движимого культурного наследия, наделенная специальными полномочиями по возвращению ценностей в соответствии с требованиями Конвенции ЮНЕСКО «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности».
Затем, в рамках административной реформы 2004 года, необходимые контрольные и разрешительные полномочия в сфере сохранения культурных ценностей были сконцентрированы в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультуре), подведомственной Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации,
На сегодняшний день все полномочия по сохранению культурных ценностей возложены на Федеральную службу по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия - Россвязьохранкультуру, подведомственную Правительству Российской Федерации.
В советское время вся информация о перемещенных ценностях была засекречена. Это давало возможность правительству время от времени возвращать их без массовой огласки. По решению Советского правительства в 50-е годы немецкому народу было передано многое из его национального достояния.
По данным Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний нацистов, на территории Российской Федерации пострадало 173 музея, которые имели в своих фондах редчайшие иконы, картины мастеров западноевропейской и русской живописи, ценнейшие археологические экспонаты, нумизматические коллекции, а также предметы декоративно-прикладного искусства.
В рамках работы по поиску и возвращению российских культурных ценностей, утраченных в годы Второй мировой войны, удалось выявить и вернуть в Россию 42 высокохудожественных произведения, а так же более 500 дел Смоленского партийного архива.
Настоящим событием реституции последних лет стало возвращение в Россию двух фрагментов подлинной Янтарной комнаты, картин Франческо Гварди, скульптуры «Летящий Меркурий», экспонатов Гатчинского дворца.
Возвращенные ценности уже переданы в Третьяковскую галерею, Русский музей, дворцы-музеи в Павловске, Гатчине, Царском Селе, Петергофе, Стрельне и в храмы Московской, Псковской, Новгородской областей.
Многие раритеты обнаруживаются на крупных аукционах и снимаются с торгов. Так было возвращено порядка 40 художественных ценностей.
Удалось выработать общую схему действий, позволяющих успешно решать поставленные задачи, опираясь на прямые контакты с крупными зарубежными аукционными домами и организациями, специализирующимися на создании банков данных информационных ресурсов по утраченным предметам искусства.
В этих целях была создана Электронная регистрационно-поисковая автоматизированная система (ЭРПАС) похищенных и утраченных культурных ценностей и образована группа специалистов, которые осуществляют проверку каталогов зарубежных аукционов, в целях своевременного выявления утраченных произведений российского происхождения.
Чтобы обобщить и систематизировать сведения совместными усилиями министерства культуры России, Роскультуры и Росохранкультуры издаются тома «Сводного каталога культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны», которые публикуются по конкретным музеям, архивам и библиотекам. К настоящему времени уже издано 26 томов, и работа над ними продолжается. Тринадцатый том каталога, вышедший в 2006 году, посвящен утраченным ценностям Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника. В нем подробно описываются 339 экспонатов, принадлежавших музею.
Благодаря работе специалистов по всем описанным выше направлениям, удалось установить, что картина Н. П. Богданова-Бельского «Последняя воля» (1893 г., холст, масло, 90.5 х 126.5 см.), проданная в Лондоне 21 ноября 2001 г. на аукционе Christie’s, ранее находилась в фондах Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника и пропала в годы Великой Отечественной войны.
Чтобы понять ценность данного художественного произведения, вероятно, следует сказать несколько слов о его авторе. Николай Петрович Богданов-Бельский – художник-передвижник конца XIX - начала XX века. Родился он в 1868 году в селе Шитинки Бельского уезда Смоленской губернии.
Его работы – это, главным образом, портреты, пейзажи, картины бытового жанра. Самые известные полотна – «Устный счет», «У дверей школы», «Проба голосов».
В 1903 году художнику присуждается звание академика, в 1914 году его избирают в действительные члены Академии художеств. Специалисты характеризуют Богданова-Бельского как глубоко национального и самобытного художника, при этом большинство искусствоведов употребляют эпитет «крестьянский».
Он был талантливым живописцем, прошедшим обучение в лучших художественных заведениях у замечательных педагогов. Вначале это была иконописная мастерская при Троице-Сергиевой лавре, далее Московское училище живописи, ваяния и зодчества, потом была Академия художеств.
Картины Богданова-Бельского демонстрируются в Государственном русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в Государственном музее латышского русского искусства в Риге. Работа Богданова-Бельского «Последняя воля» была выставлена в художественной экспозиции Таганрога.
Коллекция произведений живописи, вывезенная в годы Второй мировой войны из Таганрогского краеведческого музея, насчитывает 48 полотен. В основном это произведения русских живописцев XIX века, среди которых преобладали пейзажи. Это объясняется тем, что именно пейзаж чаще всего использовался в убранстве интерьеров.
Идея создать городской музей в Таганроге возникла в 1890-е годы. А. П. Чехов, один из инициаторов этого начинания, обратился к И. Е. Репину с просьбой помочь в формировании коллекции. Репин прочитал это письмо на одном из собраний Академии художеств. В ответ на просьбу было прислано несколько работ известных художников. Таганрогские картины представляли русскую пейзажную живопись во всем ее разнообразии. Среди вывезенных полотен были работы известных русских маринистов И. К. Айвазовского и А. П. Боголюбова. Оба художника бывали в Таганроге, здесь жили их родственники, из коллекций которых и поступили эти картины. Картина «Последняя воля» некогда находилась в известном частном собрании К. Т. Солдатенкова. В Таганрогский музей она попала из Государственного музейного фонда в 1925 году.
Сразу следует подчеркнуть, что ввиду сложных ситуаций, возникающих между правовыми системами различных государств, каждый случай возвращения культурной ценности абсолютно уникален, как и сама эта ценность, а иногда те ситуации, которые были разрешены, вообще имели беспрецедентный характер.
Судьбой картины Богданова-Бельского заинтересовалось руководство Трубной Металлургической компании. Интерес этот был не случаен. Таганрог – город, где располагается одно из предприятий, входящих в ТМК – Таганрогский металлургический завод. И все события городской жизни так или иначе касаются сотрудников компании, работающих на ТАГМЕТе. Поэтому, когда появилась информация о картине «Последняя воля», руководство компании предложило свою помощь в деле возвращения живописного полотна на родину.
Специалисты Россвязьохранкультуры говорят о том, что подчас неоценимым, а иногда и решающим фактором является помощь меценатов, позволяющая привлекать к делу ведущих адвокатов, поскольку необходимыми для этого средствами, по понятным причинам, казна ведомства просто не располагает. По этой же причине исключительно важным оказывается умение вести переговоры с теми владельцами, которые являются добросовестными приобретателями по закону своего государства, и, следовательно, задача состоит в том, чтобы они добровольно приняли решение о возвращении произведения искусства.
В результате переговоров, проведенных Россвязьохранкультурой с владельцем, была достигнута договоренность о возврате картины при условии разумной компенсации понесенных им расходов по приобретению и реставрации полотна. Речь шла о сумме, не превышающей 15 тысяч фунтов стерлингов. Трубная металлургическая компания взяла на себя все расходы, связанные с возвращением в стены Таганрогского художественного музея картины «Последняя воля».
И вот 14 октября 2008 года в торжественной обстановке состоялась передача картины Богданова-Бельского «Последняя воля» Таганрогскому художественному музею. В церемонии приняли участие министр культуры Российской Федерации Александр Авдеев, председатель комитета Государственной Думы по культуре Григорий Ивлиев, заместитель губернатора Ростовской области Александр Бедрик, министр культуры Ростовской области Светлана Васильева, представители мэрии Таганрога и культурной общественности города. Трубную металлургическую компанию на церемонии представлял управляющий директор ТАГМЕТа Николай Фартушный.
К собравшимся обратился министр культуры РФ Александр Авдеев: «Богданов-Бельский – чудесный художник, который мог бы быть еще более известным. В годы войны утрачено огромное богатство, которое, к сожалению, уже не вернуть в полной мере. Но в последнее время появилось такое общественное явление как патриотическое меценатство. Меценатство – это элемент зрелого гражданского общества. Я хочу поздравить всех нас, а прежде всего инициаторов этого возвращения с успехом. Мы наконец-то приходим к периоду собирания камней и возвращения культурных ценностей».
К поздравлениям присоединился и заместитель губернатора Ростовской области Александр Бедрик: «Губернатор Ростовской области Владимир Чуб просил передать слова благодарности за большую работу, проделанную по возвращению шедевра, утраченного в годы войны, на донскую землю председателю совета директоров ОАО «ТМК» Дмитрию Пумпянскому, управляющему директору ТАГМЕТа Николаю Фартушному, всем, кто, так или иначе, содействовал этому благому делу».
Управляющий директор ТАГМЕТа Николай Фартушный в своей речи сказал: «Мне очень приятно, что я являюсь участником этого замечательного события. Пройдут годы, другие горожане придут в стены Художественного музея. Но этот акт духовности, свидетелями которого мы все стали сегодня, безусловно, останется в памяти наших потомков».
Но больше всех на церемонии по возвращению картины волновались сотрудники Художественного музея. «Мы даже не надеялись, что хотя бы одно утраченное произведение искусства будет возвращено в стены нашего музея, - говорит его директор Тамара Пугач. - Картина, конечно же, займет место в основной экспозиции и не оставит равнодушными посетителей нашего музея».
Чуть тусклая рама. Уверенные мазки художника, застывшие на холсте больше века назад. Едва уловимый запах времени. История одной картины. Долгая дорога домой, растянувшаяся на 65 лет. И долгожданное возвращение. Быть свидетелем такого событья – уже большая удача. А стать причастным к такому благому делу – что может быть значимей в жизни?
Свидетельство о публикации №109111902931