Об истоках русской духовной поэзии. Гл. 15
(Заметки о первых русских паломниках и об истоках русской духовной поэзии)
15. Примирение - в Духе Святом
"Ну а как быть с так называемой "светской" музой? - растерянно спросит любитель поэзии. - Будет ли она смотреться рядом со своей благочестивой сестрой?.."
Попробуем вместе разобраться в этом. Вспомним тот факт, что литература (произведения письменности) поначалу была привилегией духовенства. Но распространение грамотности, образованности и книжного дела (сперва рукописного, а с XVI века и типографского) привело к тому, что писательством начинают заниматься и миряне - выходцы из княжеских, боярских, купеческих. родов и, наконец, из "простолюдинов".
Вероятнее всего, именно в светских слоях общества и зарождается светская, мирская литература, лишённая сугубо религиозной тематики и той самой духовности, о которой.мы говорили выше. Языческий фольклор, который процветал на Руси до принятия христианства и кириллицы, неожиданно обретает союзника в лице грамотея-нувориша, "необременённого" благочестивыми заповедями; безымянный язычник становится "литератором" с именем. Писательство утрачивает колорит сакральности, перестаёт быть священнодейством.
Калам и пергамент, перо и бумага все чаще попадают в грязные руки: неверных и нехристей, отщепенцев и еретиков, развратников и отпетых грешников, злоумышленников и сатанистов. Можно ли говорить о духовности подобной "творческой" братии? Разве только в смысле причастности к злому духу. Да, печатная бездуховность, выражаясь современным языком, давно взята на вооружение дьяволом.
Говорил ещё пророк Иеремия: "Безумствует всякий человек в своём знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим, ибо выплавленное им есть ложь, и нет в нём духа". "Разбитое в листы серебро привезено из Фарсиса, золото - из Указа: дело художника и рук плавильщика... всё это - дело людей искусных. А Господь Бог есть истина" (Иер.10: 9,10,14).
В одной советской книге, посвящённой взаимоотношениям культуры и религии, некий "учёный" муж внушал доверчивым читателям, мол, "постепенное, всё более широкое утверждение светского духа в культуре является законом её развития, начиная с давних времён", "но особенно полно эта закономерность раскрылась в современную эпоху". Так и хочется добавить: "в эпоху всеобщей бездуховности и разврата".
Получается, что "светский дух" в конце концов так "широко утвердится", что в культуре и места не останется ни для чего святого. Нет, уважаемый "товарищ", культура и в "современную эпоху" развивается как раз-таки вопреки засилью, а точнее - насилию, "светского духа" - духа мирского и часто мерзкого, развивается только благодаря тому, что Господь, Святой Дух не оставил нас, что Он ныне и присно одухотворяет весь свет - окружающий мир, наполняя его светом Своей благодати.
И потому нет причин противопоставлять, как это делали культурологи-атеисты, "светское", "человеческое", "гуманистическое" (если только под этими понятиями не скрывается "дьявольское") "духовному", "божественному", "церковному"; среди этих понятий нет взаимоисключающих, ибо всё мирское рано или поздно должно быть одухотворено Истиной ("Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь", - Иоан.14:6), иначе этому миру, несмотря на успехи так называемого прогресса, уготованы лишь "скрежет зубовный" да "геенна огненная".
Итак, исходя из наших рассуждений, можно сделать вывод, что светская литература, литература, повествующая сугубо о делах житейских, но - с позиций Истины, является одновременно литературой духовной. Теперь и понятие "духовная поэзия" мы вправе толковать в расширительном смысле: духовная поэзия - это истинная поэзия, поэзия, являющаяся плодом сердца и ума, одухотворённых Истиной ("Освяти их истиною Твоею: слово Твоё есть истина",- Иоан.17:17).
Для поэтов, озабоченных судьбой своих творений, великий Пушкин написал своего рода правила, следование которым делает "светскую" поэзию духовной, а значит, и причастной в определённой степени к вечным ценностям.
"И ДОЛГО БУДУ ТЕМ ЛЮБЕЗЕН Я НАРОДУ,
ЧТО ЧУВСТВА ДОБРЫЕ Я ЛИРОЙ ПРОБУЖДАЛ..."
("Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе", - Фил. 2:5.
"Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками", - Рим. 12:17.
"Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас",- 2 Тим.1:14.)
"ЧТО В МОЙ ЖЕСТОКИЙ ВЕК ВОССЛАВИЛ Я СВОБОДУ..."
(«Где Дух Господень, там свобода», - 2 Кор. 3:17.)
"И МИЛОСТЬ К ПАДШИМ ПРИЗЫВАЛ."
("Прости грех народу сему по великой милости Твоей", - Чис. 14:19.
"Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даёте десятину с мяты, аниса и тмина; и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять", - Мф. 23:23.)
И, наконец, правило самое главное и всеобъемлющее, самое простое и не требующее пояснений:
"ВЕЛЕНЬЮ БОЖИЮ, О МУЗА, БУДЬ ПОСЛУШНА..."
Свои заметки о первых русских паломниках и об истоках русской духовной поэзии позвольте закончить послесловием переписчика одной древнерусской летописи: радуется купец, сотворивший прикуп, радуется странник, увидев родину, так радуется и писец, дошед конца своей книги.
Свидетельство о публикации №109111900021