Об истоках русской духовной поэзии. Гл. 9
(Заметки о первых русских паломниках и об истоках русской духовной поэзии)
9. Песни калик перехожих
О чём же пели эти бродячие сказители под аккомпанемент бандуры или скрипицы на базарных площадях в праздничные и ярмарочные дни?
В песне "О Вознесении Господнем" расплакалась и взмолилась нищая братия:
Гой еси Христос Царь небесный,
На кого ты нас оставляешь?..
Кто нас поить-кормить станет?
Христос обещал дать им гору золотую. Но вмешался Иоанн Златоуст:
Не давай нищим гору крутую,
Что крутую гору золотую:
Не суметь им горою владети...
Зазнают гору князи и бояре,
Зазнают гору пастыри и власти,
Зазнают гору торговые гости.
По себе они гору разделят,
По себе золотую разверстают.
...Дай же ты нищим-убогим
Имя Твоё святое.
Будут нищие по миру ходить,
Тебя, Христа, величать,
В каждый час прославлять;
Будут они сыты и довольны,
Обуты будут и одеты,
И от тёмной ночи приукрыты.
Таковы были чаяния тех, кто без единой тени сомнения уповал лишь на волю и милость Божию. Ведь говорил Иисус Христос в Нагорной проповеди: "Взгляните на птиц
небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?" (Мф. 6:26).
Особой популярностью пользовались стихи о "Голубиной книге", иначе - "глубинной", глубокой по содержанию, ибо содержались в ней ответы царя Давида на бесчисленные вопросы царя Малодумара:
Отчего зачался у нас белый свет?
Отчего зачалось солнце красное?
Отчего зачался млад светел месяц?.. (и т.п.)
Когда все космогонические, исторические, географические и прочие вопросы были разрешены, царь Малодумар попросил разъяснить смысл сновидения о том, как два лютых зверя "промежду собой дрались-билися". Объяснения царя Давида поныне звучат злободневно:
Это не два зверя собиралися,
Не два лютые собегалися:
Это кривда с правдою сходилася,
Промежду собой они бились-дралися,
Кривда правду одолеть хочет;
Правда кривду переспорила.
Правда пошла на небеса,
К Самому Христу, Царю небесному;
А кривда пошла у нас по всей земле,
По всей земле по свет-русской,
По всему народу христианскому;
От правды земля восколебалася,
От того народ весь возмущается;
От кривды стал народ неправильный,
Неправильный стал, злопамятный:
Они друг друга обмануть хотят.
Кто будет кривдой жить,
Тот отчаянный от Господа...
Кто не будет кривдой жить,
Тот причаянный ко Господу,
Та душа и наследует себе
Царство небесное...
Хотелось бы коротко сказать ещё об одном духовном стихе. Из цикла о Егории Храбром, иначе - о Георгии Победоносце.
(Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №109111705314