Эрмитаж. Первые коллекционеры

Основание эрмитажной коллекции и относится к 1764 году, когда в Санкт -Петербург прибыла крупная партия картин голландских и фламандских живописцев. Полотна, созданные в XVII веке, принадлежали берлинскому коммерсанту И. Э. Гоцковскому, упла¬тившему долг российской казне столь оригинальным способом. Среди них находилась работа Ф. Халса «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» — первый живописный шедевр Эрмитажа.



Страсть к коллекционированию привил россиянам Пётр I, в год которому вельможи консервировали человеческие органы, собирали камни и всякие «куриозные вещи ».

С 16 февраля 1721 года высшие чиновники руководствова¬лись не пожеланиями, а императорским указом: «Предметы, находящиеся в Сибири, покупать губернатору или кому надлежит настоящей ценой и, не переплавляя, присылать в Мануфактур-коллегию, и об оных докладывать Его Величеству». Таким обра¬зом, в число памятников, приобретенных в петровское время, вошла знаменитая Сибирская коллекция. Ее основу составили художественные изделия VI век до н. э., обнаруженные в курганах Западной Сибири: драгоценности, золотые пряжки, конские нагрудные бляхи с изображением слонов. Уже тогда в Кунсткамере хранились восточные монеты, турецкое, персидс¬кое, индийское и индонезийское оружие. В домах императора имелись и картины, преимущественно голландские , в том числе полотно Рембрандта «Прощание Давида и Ионафана», позже выставленное в Эрмитаже.
В пору правления Петра Великого живопись служила лишь украшением комнат. Более серьезным предметом собирательства считались вещи, относящиеся к науке и производству. Импера¬тору принадлежала большая коллекция станков, вначале хранив¬шаяся в Академии наук, а затем переданная Эрмитажу.
Читать полный текст - http://artimperia.com/news.php?act=see&id=3&l=ru


Рецензии