Проводы замечательных гостей. Cергей Декабрев

Вот и ещё  одна половина участников спрыгнула с кубковых качелей. Как говорится, конного гостя провожай до коня, а пешего до ворот…


 Впрочем,  как известно, у оценщиков стихов  свои премудрости; могут нечаянно, от большого ума и конного гостя верхом на свинью посадить. Очень надеюсь, что на данном этапе кубкового отбора этого не случилось.

 На мой взгляд, неожиданностей в этот раз не было, ситуация ещё позволяла не изображать из себя несказанного привереду: сырого не ем, жареного не хочу, варёного терпеть не могу. Здоровое многообразие сюжетов и способов их исполнения давало возможность и удовольствие от прочтения получить и однозначные выводы сделать. Вот только про снисходительность уже пришлось забыть. Технические погрешности того или иного стиха чаще всего мешали выступить в его пользу.


Вот как это  примерно выглядело в отдельно взятом судейском сознании:
 


1. Лев Сыроежин  vs .Андр Кондаков 
http://stihi.ru/2009/04/07/4697
http://www.stihi.ru/2009/06/06/1101


Тут всё очевидно. Анд Кондаков, как мне кажется, ещё бы в прошлом туре проиграл, если бы Жек Самойлов не снял своё стихотворение. Вариация на тему «Я помню чудное мгновенье» у Анда показалась замыслом слишком дерзким, и такого рода, что его нельзя назвать даже признаком хорошего вкуса. Тут уж если браться за такую тему, то надо писать лучше Пушкина.


2. Элеонора Счастливая  vs .Людмила Старцева 
http://www.stihi.ru/2009/02/10/548
http://stihi.ru/2009/06/25/5630
 
Тоже особенно сомневаться не пришлось. У обоих участников стихи очень добрые, но «Журавли» Людмилы Старцевой ощутимо проигрывают в технике исполнения. В данном случае это выразилось в том, что слова в строках Людмилы «гуляют» чересчур свободно, им так же просторно, как и мысли. Мысли, кстати, безусловно, замечательной. Последняя строфа показалась совсем лишней. Чуть пораньше бы оборвать, на таком вот взлёте:

«…И нет родителей. Их души в небесах 
На крыльях журавлиных проплывают. 
Им вслед машу я, голову подняв, 
И взглядом клин в дорогу провожаю…»
 


Хотя в этих строках совсем пропадает рифма, что, конечно, удивительно и странно, но за первые две строки можно всё простить. А вот дальнейшие рассуждения про «череду любимых», «свечи» и «вечность» лишь испортило общее впечатление, подчеркнуло то, что автор не очень строго контролирует себя в способах выражения.

И всё-таки с  «Журавлями» расставаться жалко.


3. Ольга Дивинская  vs  Теффия 
http://www.stihi.ru/2009/10/09/8005
http://www.stihi.ru/2004/07/22-1075


Вот тут уже  сложно. Была бы на то моя воля, то в  этой паре проголосовал бы против обоих  участников. Печальный был выбор… Перечисление того, что стоило бы любить на этом свете, в стихотворении Теффии совершенно не трогает, поскольку в дело пущен набор фраз из конструктора альбомной поэзии. Получился наглядный пример на тему, что пытаться объять необъятное – это значит лишь захватить руками пустой воздух. Звезда в сирени – это конечно красиво, но и только. Остальные места и красивыми не назовёшь.


4. Хельга Синклер  vs  Ксения Головина 
http://www.stihi.ru/2009/02/14/163
http://www.stihi.ru/2009/06/03/7237


К сожалению, стихотворение Ксении Головиной показалось насквозь вторичным. Замечательная формула о том…

«Что есть я   
у тебя   
навсегда -   
просто знай».

…уже столько раз переигрывалась в русской лирике, что поневоле начинаешь смотреть скептически на каждую новую попытку сделать подобное сообщение. Ни одной интересной детали, помогающей взглянуть на знакомую проблему с необычной точки зрения, тут не увиделось. На одном зелёном чае с мелиссой (самая живая строка, на мой взгляд) не выстоять и не выделиться против бесчисленных ручейков, льющих одну и ту же воду.

 Странный выбор.  Мне кажется, Ксения могла бы выставить и что-нибудь посильней.


5. Наталья  Чекова  vs .Серова Татьяна 
http://www.stihi.ru/2009/09/23/7428
http://stihi.ru/2009/06/28/3714.


Тут всё понятно. Замысловатость против неслыханной  простоты. Я весьма подозрительно  отношусь к сложным, ассоциативным  ходам, но у «неслыханной простоты»  тут ещё и с грамматикой  проблемы. Допустим, последняя строфа есть одно большое предложение. Однако выглядит оно совершенно нечитабельно.

Но хотелось бы поблагодарить Татьяну за глубокую и очень нужную тему.


6. Иван Грозный  vs .Татьяна Вл Демина 
http://www.stihi.ru/2008/11/30/2294
 
Стихи очень схожие по тематике сошлись: советы по обретению душевного здоровья. И при сопоставлении заметно, что «советы» Ивана хотя и более наивны, но выглядят более нравственно чистыми. Шутка Татьяны с идеей, что на все невзгоды надо смотреть с улыбкой, симпатична, конечно, но и ёрничеством немного отдаёт. Вот если бы в конце ей удалось как-то завернуть сюжет, привести его к неожиданному и серьёзному финалу, то могло бы получится куда интересней. А ход с «левитацией», мне кажется, лишь подчеркнул легкомысленность и некоторую необязательность предыдущих строф.

И вот опять: Татьяна ведь могла бы выставить  куда более сильное стихотворение.


7. Сергей Кривонос  vs  Юрий Блаженный 
http://www.stihi.ru/2009/05/08/2223
http://www.stihi.ru/2009/05/15/1431
 
Тут я просто разрывался на части. Стихотворение Юрия по-настоящему трогает. Вот если бы ему удалось концовку хотя бы выправить в ключе точной и пронзительной фразы:

«Только вот  уползти 
Из квартиры куда?..»

А то ведь приглашение  в Собачий Рай всё-таки кажется  сомнительной находкой. Ведь можно  подумать, что пёс желает скорой смерти своему хозяину. Да и времена тут путаются: ведь пёс ещё не умер, а говорит, что он в Раю…

Словом, не стал я поддаваться эмоциям.
 


8. Митрофаныч  vs Кормящий Птичку 
http://www.stihi.ru/2009/04/18/1716
 http://www.stihi.ru/2009/03/02/6068.


«Счастью» Птички очень не повезло. Грозный соперник достался. А стихотворение достаточно интересное. Сперва на несколько ретроспективные рассуждения о счастье наносится лёгкий налёт цинизма, а потом этот налёт парадоксальным образом стирается в конце. Получилось глубоко и интересно. Хотя, допустим, сильно не понравилась строка:

«Что же ты медлишь принять соучастье?..»

Может и ошибаюсь, но показалось, что «принять соучастье» - звучит как-то не по-русски, поскольку приставка «со» уже несёт значение присоединения, ну и «принятия» в некотором смысле.
 


9. Юрий Семецкий  vs Константин Борисов 
http://www.stihi.ru/2009/01/19/831
http://www.stihi.ru/2006/04/07-2706.


Помнится, и  в прошлом туре за стихотворение  Юрия я голосовал не от хорошей  жизни. Ясно было, что первое же серьёзное препятствие ему не одолеть. Увы, налицо очередной неудачный выбор сильного и талантливого автора. Об этом стихотворении даже говорить не хочу. Досадно и обидно за такой выбор.

Зато, хоть тут с чистой совестью голосую за «собачью» тему!
 


10. Фред Шегут  vs Ал Нилаков 
http://www.stihi.ru/2009/10/01/4704
http://www.stihi.ru/2009/04/17/3703


Стихотворение Фреда Шегута создаёт доброе настроение и навевает на серьёзные размышления, хотя это пейзажная лирика в чистом виде. Если бы не пара недоразумений ( «И мелочь спряталась в постели…»; «Пока в единстве – фаворит»), то было бы совсем хорошо.


11. Александр  Ладошин  vs Вера Гаевская 
http://www.stihi.ru/2009/08/10/5334
http://www.stihi.ru/2009/06/21/6446


Стихотворение Александра веселит душу своим оптимизмом, хочется притопывать ему в такт…Нет уж, предпочитаю держаться подальше от таких текстов, написанных будто для массовиков-затейников.


12. Вера Морозова  vs  Галина Ржевская 
http://www.stihi.ru/2008/06/10/3777
http://www.stihi.ru/2008/02/28/3749


А теперь мне жалко стихотворение Веры Морозовой.

Но не так  жалко, как «Рыжую морду» Владимира  Волкова.

Заметно, что  замечательная мелодика стихотворения  зачастую поддерживается не всегда обязательными  словами, особенно это касается прилагательных и сравнений – совершенно очевидных и предсказуемых, будто взятых из того же конструктора альбомной поэзии. Ну и сам посыл темы вызывает подозрение, что из читателя выдавливают слезу неправильного вкуса что ли.. Скрипач играет у дороги, где-то в районе вокзала. Напрашивается мысль, что музыкант, таким образом, себе на жизнь зарабатывает. Но почему тогда он беспрекословно назван «одиноким романтиком»? А может, он действительно романтик и вот так просто решил для людей поиграть…Словом, среди многочисленных нежных метафор не нашлось места в стихотворении простому объяснению реальной картины происходящего.
 


И всё-таки хочется выразить признательность всем авторам, о которых пришлось сейчас писать, за их прекрасные, искренние порывы. Как ни крути, а светлей на сердце становится от таких добрых, хотя и очень разных стихов. И заранее жалею, что моя писанина не вызовет такого же чувства. Кому вино пить, а кому слова говорить…


Рецензии
Сергей, добрый день!
Люди склонны усложнять и запутывать простые вещи. И самые понятные вещи иногда бывает очень трудно сказать, написать, передать. И получается - "я готов и звездочку с неба достать", и "пойти на край света" - вместо "я тебя люблю", "ты мне дорога", например. А как дело доходит до поступков в настоящей жизни - слова остаются словами... Я не обобщаю, но такое тоже случается.
Я пыталась написать так, как чувствую - просто, ясно и искренне. Может, не хватает "сюжета" и пр. украшений, но, как Вы сами отметили - об этом столько уже написано... и я уверена, будет написано еще. Да, это не самое сильное мое произведение, но оно у меня есть и я им дорожу)
И еще, у меня наверно не так много стихотворений, которых можно было бы выбрать на конкурс.
Спасибо за внимание к моему стихотворению. Если сложится, в следующий раз попробую чем-нибудь удивить)

С уважением,

Ксения Головина   14.11.2009 20:58     Заявить о нарушении
Извините, Ксения, что вмешиваюсь, мой тёзка, разумеется имеет свою точку зрения, но мне лично так кажется что приложение понятий "удивление" и "новизна" не имеет никакого отношения ни к стихам, ни к искусству в целом.

За сим откланиваюсь,

Сергей Эсте

Сергей Эсте   14.11.2009 21:33   Заявить о нарушении
Кстати, насколько мне помнится, подавляющее число пьес В.Шекспира являются некоторой переделкой давно игравшихся пьес. Те забыты, а "переделка" Шекспира почему-то является жемчужиной непревзойдённой.

Сергей Эсте   14.11.2009 21:36   Заявить о нарушении
Сергей, не могу с Вами не согласиться. Но, с другой стороны, людям свойственно сравнивать и оценивать. И выбирать то, что зацепило, тронуло душу, запомнилось и пр. Особенно в конкурсах.

Есть и другой пример - Есенин. На фоне революцонных настроений воспетая им Русь - естественная, крестьянская, истинно русская - была чем-то необыкновенным, выделяющимся в то время.

А вообще, все, что касается исскуства, в т.ч. и поэзию, сложно подчинить формальностям, ограничить правилами и рамками. В результате каждый - и тот, кто творит, и тот, кто имеет возможность наблюдать результат этого творчества, - выражает свое собственное отношение к действительности. И в этом, я считаю, главный смысл искусства.

С уважением,

Ксения Головина   14.11.2009 22:07   Заявить о нарушении
Совершенно согласен с Сергеем. По крайней мере, понятия "удивление" и "новизна", как САМОЦЕЛЬ уж точно не имеют никакого отношения ни к стихам, ни к искусству в целом. Ведь если учесть, что сюжетов и тем в литературе весьма ограниченное количество (например, в драматургии известно только семь основных сюжетов!), то можно понять, что не от отсутствия фантазии у человечества случилось такое положение вещей. А просто потому, что буквально все изломы человеческих отношений, интересные в плане литературной обработки, позволяют выразить старые добрые сюжеты.
Но внести что-то своё индивидуальное и неповторимое в любую, даже самую затасканную тему - вполне по силам художнику слова. Сам подход, взгляд с какого-то необычного ракурса, даже одно непривычное словосочетание уже может заставить взглянуть на ситуацию по-другому: первозданно, будто и не было всех бессчисленных предыдущих разговоров на эту тему.
Или, другими словами, как вот Ксения сказала: "... каждый - и тот, кто творит, и тот, кто имеет возможность наблюдать результат этого творчества, - выражает свое собственное отношение к действительности...."
Да что я говорю...Вы ведь и сами это прекрасно всё понимаете. Видимо, в обзоре я где-то неправильно выразился, раз появился повод для спора.

С уважением.

Сергей Декабрёв   15.11.2009 11:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.