Проводы замечательных гостей. Cергей Декабрев
Впрочем, как известно, у оценщиков стихов свои премудрости; могут нечаянно, от большого ума и конного гостя верхом на свинью посадить. Очень надеюсь, что на данном этапе кубкового отбора этого не случилось.
На мой взгляд, неожиданностей в этот раз не было, ситуация ещё позволяла не изображать из себя несказанного привереду: сырого не ем, жареного не хочу, варёного терпеть не могу. Здоровое многообразие сюжетов и способов их исполнения давало возможность и удовольствие от прочтения получить и однозначные выводы сделать. Вот только про снисходительность уже пришлось забыть. Технические погрешности того или иного стиха чаще всего мешали выступить в его пользу.
Вот как это примерно выглядело в отдельно взятом судейском сознании:
1. Лев Сыроежин vs .Андр Кондаков
http://stihi.ru/2009/04/07/4697
http://www.stihi.ru/2009/06/06/1101
Тут всё очевидно. Анд Кондаков, как мне кажется, ещё бы в прошлом туре проиграл, если бы Жек Самойлов не снял своё стихотворение. Вариация на тему «Я помню чудное мгновенье» у Анда показалась замыслом слишком дерзким, и такого рода, что его нельзя назвать даже признаком хорошего вкуса. Тут уж если браться за такую тему, то надо писать лучше Пушкина.
2. Элеонора Счастливая vs .Людмила Старцева
http://www.stihi.ru/2009/02/10/548
http://stihi.ru/2009/06/25/5630
Тоже особенно сомневаться не пришлось. У обоих участников стихи очень добрые, но «Журавли» Людмилы Старцевой ощутимо проигрывают в технике исполнения. В данном случае это выразилось в том, что слова в строках Людмилы «гуляют» чересчур свободно, им так же просторно, как и мысли. Мысли, кстати, безусловно, замечательной. Последняя строфа показалась совсем лишней. Чуть пораньше бы оборвать, на таком вот взлёте:
«…И нет родителей. Их души в небесах
На крыльях журавлиных проплывают.
Им вслед машу я, голову подняв,
И взглядом клин в дорогу провожаю…»
Хотя в этих строках совсем пропадает рифма, что, конечно, удивительно и странно, но за первые две строки можно всё простить. А вот дальнейшие рассуждения про «череду любимых», «свечи» и «вечность» лишь испортило общее впечатление, подчеркнуло то, что автор не очень строго контролирует себя в способах выражения.
И всё-таки с «Журавлями» расставаться жалко.
3. Ольга Дивинская vs Теффия
http://www.stihi.ru/2009/10/09/8005
http://www.stihi.ru/2004/07/22-1075
Вот тут уже сложно. Была бы на то моя воля, то в этой паре проголосовал бы против обоих участников. Печальный был выбор… Перечисление того, что стоило бы любить на этом свете, в стихотворении Теффии совершенно не трогает, поскольку в дело пущен набор фраз из конструктора альбомной поэзии. Получился наглядный пример на тему, что пытаться объять необъятное – это значит лишь захватить руками пустой воздух. Звезда в сирени – это конечно красиво, но и только. Остальные места и красивыми не назовёшь.
4. Хельга Синклер vs Ксения Головина
http://www.stihi.ru/2009/02/14/163
http://www.stihi.ru/2009/06/03/7237
К сожалению, стихотворение Ксении Головиной показалось насквозь вторичным. Замечательная формула о том…
«Что есть я
у тебя
навсегда -
просто знай».
…уже столько раз переигрывалась в русской лирике, что поневоле начинаешь смотреть скептически на каждую новую попытку сделать подобное сообщение. Ни одной интересной детали, помогающей взглянуть на знакомую проблему с необычной точки зрения, тут не увиделось. На одном зелёном чае с мелиссой (самая живая строка, на мой взгляд) не выстоять и не выделиться против бесчисленных ручейков, льющих одну и ту же воду.
Странный выбор. Мне кажется, Ксения могла бы выставить и что-нибудь посильней.
5. Наталья Чекова vs .Серова Татьяна
http://www.stihi.ru/2009/09/23/7428
http://stihi.ru/2009/06/28/3714.
Тут всё понятно. Замысловатость против неслыханной простоты. Я весьма подозрительно отношусь к сложным, ассоциативным ходам, но у «неслыханной простоты» тут ещё и с грамматикой проблемы. Допустим, последняя строфа есть одно большое предложение. Однако выглядит оно совершенно нечитабельно.
Но хотелось бы поблагодарить Татьяну за глубокую и очень нужную тему.
6. Иван Грозный vs .Татьяна Вл Демина
http://www.stihi.ru/2008/11/30/2294
Стихи очень схожие по тематике сошлись: советы по обретению душевного здоровья. И при сопоставлении заметно, что «советы» Ивана хотя и более наивны, но выглядят более нравственно чистыми. Шутка Татьяны с идеей, что на все невзгоды надо смотреть с улыбкой, симпатична, конечно, но и ёрничеством немного отдаёт. Вот если бы в конце ей удалось как-то завернуть сюжет, привести его к неожиданному и серьёзному финалу, то могло бы получится куда интересней. А ход с «левитацией», мне кажется, лишь подчеркнул легкомысленность и некоторую необязательность предыдущих строф.
И вот опять: Татьяна ведь могла бы выставить куда более сильное стихотворение.
7. Сергей Кривонос vs Юрий Блаженный
http://www.stihi.ru/2009/05/08/2223
http://www.stihi.ru/2009/05/15/1431
Тут я просто разрывался на части. Стихотворение Юрия по-настоящему трогает. Вот если бы ему удалось концовку хотя бы выправить в ключе точной и пронзительной фразы:
«Только вот уползти
Из квартиры куда?..»
А то ведь приглашение в Собачий Рай всё-таки кажется сомнительной находкой. Ведь можно подумать, что пёс желает скорой смерти своему хозяину. Да и времена тут путаются: ведь пёс ещё не умер, а говорит, что он в Раю…
Словом, не стал я поддаваться эмоциям.
8. Митрофаныч vs Кормящий Птичку
http://www.stihi.ru/2009/04/18/1716
http://www.stihi.ru/2009/03/02/6068.
«Счастью» Птички очень не повезло. Грозный соперник достался. А стихотворение достаточно интересное. Сперва на несколько ретроспективные рассуждения о счастье наносится лёгкий налёт цинизма, а потом этот налёт парадоксальным образом стирается в конце. Получилось глубоко и интересно. Хотя, допустим, сильно не понравилась строка:
«Что же ты медлишь принять соучастье?..»
Может и ошибаюсь, но показалось, что «принять соучастье» - звучит как-то не по-русски, поскольку приставка «со» уже несёт значение присоединения, ну и «принятия» в некотором смысле.
9. Юрий Семецкий vs Константин Борисов
http://www.stihi.ru/2009/01/19/831
http://www.stihi.ru/2006/04/07-2706.
Помнится, и в прошлом туре за стихотворение Юрия я голосовал не от хорошей жизни. Ясно было, что первое же серьёзное препятствие ему не одолеть. Увы, налицо очередной неудачный выбор сильного и талантливого автора. Об этом стихотворении даже говорить не хочу. Досадно и обидно за такой выбор.
Зато, хоть тут с чистой совестью голосую за «собачью» тему!
10. Фред Шегут vs Ал Нилаков
http://www.stihi.ru/2009/10/01/4704
http://www.stihi.ru/2009/04/17/3703
Стихотворение Фреда Шегута создаёт доброе настроение и навевает на серьёзные размышления, хотя это пейзажная лирика в чистом виде. Если бы не пара недоразумений ( «И мелочь спряталась в постели…»; «Пока в единстве – фаворит»), то было бы совсем хорошо.
11. Александр Ладошин vs Вера Гаевская
http://www.stihi.ru/2009/08/10/5334
http://www.stihi.ru/2009/06/21/6446
Стихотворение Александра веселит душу своим оптимизмом, хочется притопывать ему в такт…Нет уж, предпочитаю держаться подальше от таких текстов, написанных будто для массовиков-затейников.
12. Вера Морозова vs Галина Ржевская
http://www.stihi.ru/2008/06/10/3777
http://www.stihi.ru/2008/02/28/3749
А теперь мне жалко стихотворение Веры Морозовой.
Но не так жалко, как «Рыжую морду» Владимира Волкова.
Заметно, что замечательная мелодика стихотворения зачастую поддерживается не всегда обязательными словами, особенно это касается прилагательных и сравнений – совершенно очевидных и предсказуемых, будто взятых из того же конструктора альбомной поэзии. Ну и сам посыл темы вызывает подозрение, что из читателя выдавливают слезу неправильного вкуса что ли.. Скрипач играет у дороги, где-то в районе вокзала. Напрашивается мысль, что музыкант, таким образом, себе на жизнь зарабатывает. Но почему тогда он беспрекословно назван «одиноким романтиком»? А может, он действительно романтик и вот так просто решил для людей поиграть…Словом, среди многочисленных нежных метафор не нашлось места в стихотворении простому объяснению реальной картины происходящего.
И всё-таки хочется выразить признательность всем авторам, о которых пришлось сейчас писать, за их прекрасные, искренние порывы. Как ни крути, а светлей на сердце становится от таких добрых, хотя и очень разных стихов. И заранее жалею, что моя писанина не вызовет такого же чувства. Кому вино пить, а кому слова говорить…
Свидетельство о публикации №109111304306
Люди склонны усложнять и запутывать простые вещи. И самые понятные вещи иногда бывает очень трудно сказать, написать, передать. И получается - "я готов и звездочку с неба достать", и "пойти на край света" - вместо "я тебя люблю", "ты мне дорога", например. А как дело доходит до поступков в настоящей жизни - слова остаются словами... Я не обобщаю, но такое тоже случается.
Я пыталась написать так, как чувствую - просто, ясно и искренне. Может, не хватает "сюжета" и пр. украшений, но, как Вы сами отметили - об этом столько уже написано... и я уверена, будет написано еще. Да, это не самое сильное мое произведение, но оно у меня есть и я им дорожу)
И еще, у меня наверно не так много стихотворений, которых можно было бы выбрать на конкурс.
Спасибо за внимание к моему стихотворению. Если сложится, в следующий раз попробую чем-нибудь удивить)
С уважением,
Ксения Головина 14.11.2009 20:58 Заявить о нарушении
За сим откланиваюсь,
Сергей Эсте
Сергей Эсте 14.11.2009 21:33 Заявить о нарушении
Сергей Эсте 14.11.2009 21:36 Заявить о нарушении
Есть и другой пример - Есенин. На фоне революцонных настроений воспетая им Русь - естественная, крестьянская, истинно русская - была чем-то необыкновенным, выделяющимся в то время.
А вообще, все, что касается исскуства, в т.ч. и поэзию, сложно подчинить формальностям, ограничить правилами и рамками. В результате каждый - и тот, кто творит, и тот, кто имеет возможность наблюдать результат этого творчества, - выражает свое собственное отношение к действительности. И в этом, я считаю, главный смысл искусства.
С уважением,
Ксения Головина 14.11.2009 22:07 Заявить о нарушении
Но внести что-то своё индивидуальное и неповторимое в любую, даже самую затасканную тему - вполне по силам художнику слова. Сам подход, взгляд с какого-то необычного ракурса, даже одно непривычное словосочетание уже может заставить взглянуть на ситуацию по-другому: первозданно, будто и не было всех бессчисленных предыдущих разговоров на эту тему.
Или, другими словами, как вот Ксения сказала: "... каждый - и тот, кто творит, и тот, кто имеет возможность наблюдать результат этого творчества, - выражает свое собственное отношение к действительности...."
Да что я говорю...Вы ведь и сами это прекрасно всё понимаете. Видимо, в обзоре я где-то неправильно выразился, раз появился повод для спора.
С уважением.
Сергей Декабрёв 15.11.2009 11:58 Заявить о нарушении