9. Заметки на полях сражений 201-225
автора, а также его придирчивого отбора среди мегатонн
словесного мусора, наводнившего русскоязычный интернет
201. Сегодня опять обнаружил в почтовом ящике (настоящем, железном!) т.н. «письмо счастья» - якобы святое письмо, призывающее к вечной жизни за весьма умеренную плату.
Впрочем, кое-что истинно вечное в этих письмах всё же было: вечная человеческая глупость, вечная подлость и вечное желание наплевать ближнему своему в кастрюлю с супом…
202. Из пресловутой троицы вера-надежда-любовь человеку нужна только последняя дамочка. Вера и надежда – сладкие мифы человечества, уводящие его от трезвого восприятия реальности. А вот любовь как раз и делает человека Человеком, который не нуждается ни в первой, ни во второй подружках…
203. Фундаментальные открытия, максимально приближающие нас к истине, можно пересчитать по пальцам. Всё остальное – вариации на тему, перевод на язык современных научных терминов или откровенная инверсия.
Если согласиться, что жизнь циклична, то правомерен вывод, что и знания наши цикличны.
Мы просто обречены блуждать по системе радиальных окружностей, то приближаясь, то удаляясь от единого центра, который и есть истина. Открытия, догадки, заблуждения –
лишь мера приближения к тому, обладание чем не в нашей власти…
204. В 1975 году академик Сахаров получил Нобелевскую премию мира. То есть человек, придумавший водородную бомбу, получил премию мира имени человека, придумавшего динамит...
205. Когда мы начинаем писать свою автобиографию, частенько упускаем самое важное, которое всегда кажется мелочью, и, наоборот, детали выдаём за главное. Такой вот стереотип мышления.
Родился, что-то окончил, изобрёл, награждён, умер. Кому это интересно, кроме тебя самого? Но вот когда твой брат впервые пролил кружку молока, а наказали тебя, и ты впервые понял, что такое несправедливость и обида? Боль от предательства и физическая боль, первая любовь и первая ненависть, желание убить, жажда греха, осознание собственного ничтожества и величия, презрение, счастье, беда – когда это приходило к тебе, куда исчезло, как изменило разум, всю жизнь?
Всего этого мы не говорим. Да и не знаем, или не можем вспомнить, или не хотим. Получаются даты. А то, что ты стоял под дождём и плакал, и слушал музыку из открытого окна, и был счастлив, и знал, что такое не повторится никогда – почему эти мгновения
не остались для тебя священными?..
206. Не тоскуйте по былым временам – как, мол, всё было хорошо раньше. Тосковать можно только по молодости и тому, что она никогда не вернётся…
207. Есть у меня приятель один – художник (фамилию не назову). Так у него, как у многих гениев, есть небольшой прибабах – вешаться. Раз пять, по-моему, уже это делал, да всё как-то удачно – с последующим возвращением к следующей пьянке.
Так вот последний раз его очередной рассказ о прохождении через чёрный туннель меня просто потряс. На полном серьёзе приятель рассказал, что когда подлетел к самому концу туннеля и увидел свет, то оказалось, что это не что иное, как подобие какой-то неоновой вывески, на которой было написано:
GAME OVER!
208. А, может, и правда, есть где-нибудь ангел-хранитель? Забавный такой парнишка, с крылышками за спиной и пустой баночкой из-под пива? А в баночку насыпаны свёрнутые в трубочку бумажки, на которых написано «повезёт» или «не повезёт».
И ни он, ни я не знаем, сколько там прилипло счастливых и несчастливых билетиков…
209. Ревновать женщину к её постельному прошлому – такая же глупость, как, скажем, ненавидеть Ленина за октябрьскую революцию…
210. Человек никогда не примирится с конечностью собственного бытия при бесконечности того водоворота вероятностей, что мы привычно называем жизнью. Мы делали это раньше и будем делать впредь: строить мавзолеи и памятники, лезть в горы и переплывать моря, бросать в прорыв танковые армии и закрывать собой амбразуры.
В этом суть человека. От сознания собственной малости – к неуёмной жажде величия.
Все мы – песчинки, желающие стать похожими на гору…
211. «Ибо не ведает правая рука, что творит левая…» Эти библейские слова смело можно отнести ко множеству библейских же выражений, явно противоречащих друг другу. Вот
пример такой пары:
«Всякий рождённый от Бога не делает греха…
Он не может грешить, потому что рождён от
Бога» Первое послание Иоанна, 3:9
«Нет человека праведного на земле, который
делал бы добро и не грешил бы» Книга
Екклесиаста, или Проповедника, 7:20
212. Сказать вам, почему именно Германия дала миру так много философов? А вы немецких женщин видели?..
213. Кто вам сказал, что ненависть разрушительна? Разрушительна любовь. Она делает нас слабыми, уязвимыми и бездеятельными. Любовь почти всегда несчастна и безответна, ненависть же в 99 случаях из 100 взаимна.
Когда вы бьёте молотком по гвоздю или рубите дерево, которое потом станет частью вашего дома или даст этому дому тепло, вы не испытываете к гвоздю или дереву любви. Вы ненавидите их за тупую неподатливость и за те усилия, которые вам приходится затрачивать.
И разве это не созидание? Гончар, центруя глину, давит её обеими руками, давит изо всех сил, словно душит врага. А посмотрите на высший акт созидания – зачатие новой жизни, которое со стороны больше похоже на смертельную схватку, изнасилование или убийство
с его сдавленными предсмертными стонами. Да и только ли со стороны?..
214. По-моему, самое краткое определение религии приведено в моей книге «Русская кочерга»:
«Религия – это когда толстые попЫ учат худых прихожан соблюдать посты…»
215. Если в России будет построен цивилизованный капитализм, интеллигенция как класс, который, кстати, появился только в нашей стране ещё в дореволюционное время, просто отомрёт.
Но, к счастью, нам до цивилизованного капитализма так же далеко, как до численности населения в Китае…
216. Люди не способны слышать друг друга, особенно наедине. Исключение составляют только сумасшедшие, но и они не понимают того, что произносят. Наверное, так и должно быть, иначе мир давно бы окончательно замолчал…
217. Забавно, но ни один из величайших философов не был женат. Примеры: Гераклит,
Платон, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Шопенгауэр.
Более того, их даже невозможно представить женатыми. Как говорил Кант, женатый философ уместен лишь в комедии…
218. Смерть – это тоже судьба, часть её, конечный пункт, завершающий акт – точно так же, как знак препинания «точка» является неотъемлемой частью предложения.
219. В одной из рецензий похвалили не мой стих, а картину, представленную в виде иллюстрации. Это не страшно – кому что нравится. Просто задели слова о том, что картина – красивая. Разве о картинах так говорят?
Картина не должна быть красивой, она должна быть правдивой и чувственной. Вспомните «Толедо ночью» Эль Греко – разве это красиво? А завораживает так, что оторваться невозможно…
220. Суеверие – это попытка заставить служить некие высшие силы нашему ничтожеству.
221. "Если бы одни из нас умирали, а другие нет, умирать было бы крайне досадно..."
Это сказал Жан де Лабрюйер, умный француз, живший во времена Людовика XIV и бывший воспитателем внука принца Конде.
Постараюсь развить эту неплохую мысль: неизбежность смерти смягчается тем, что мы не знаем, когда она нас настигнет. В этой неопределённости есть нечто от бесконечности и даже того, что мы называем вечностью.
Я понимаю, что философ французский вряд ли бы согласился с этими словами. Ему, в XVII веке, казалось, вероятно, что вечность и бесконечность – понятия божественные и потому разумом неохватные, а коль так, то надо принять сие как благодать небесную и радоваться, что не знаешь, когда умрёшь.
Нам же, выросшим в ХХ веке и получившим высшее материалистическое образование, понятия вечности и бесконечности близки и понятны, и мы имеем с ними дело постоянно и ничего «свыше» в них не видим…
222. Терпение есть сдерживание себя в семи чувствах: ненависть, любовь, радость, беспокойство, гнев, огорчение, страх…
223. Когда-то, ещё в детстве, я услышал от одной старушки, что Христос был никем иным, как пастырем, то есть пастухом. Тогда мне казалось, что такой пастух сидит на пригорке и после банки бормотухи толкает коровам проникновенные речи про идеалы добра и справедливости.
И лишь позже я понял, что, в принципе, думал правильно, только вокруг такого пастыря пасутся не коровы, а бараны. А через несколько лет, посетив небольшую церквушку за какой-то литературной малостью, увидел там и картину: Христос с посохом, вокруг которого стоят овцы. А ещё немного позже узнал, что овец этих церковь так и называет –
п а с т в а, то есть пасомые…
224. Когда звучит «Реквием» Моцарта, не стыдно плакать…
225. Человек фатально не защищён, поэтому понятие «завтра» для нас утратило всякий
смысл. В данный момент мы живём, но, быть может, в следующую секунду прекратим это
глупое и бессмысленное занятие…
~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~^~
Иллюстрация: Интернет-копилка
Свидетельство о публикации №109111302534