Русские поэты в Париже. Антология
Составленная мною антология охватывает вторую половину 1920-х - первую половину 1930-х годов и включает произведения, опубликованные в журналах "Современные записки" и "Числа", выходивших в Париже, где продолжали писать поэты Серебряного века, оказавшиеся в эмиграции (М. Цветаева, К. Бальмонт, В. Ходасевич, Г. Иванов...) и уже входило в литературу младшее, "потерянное", поколение. В России их сверстники в это время творили советскую поэзию, общий настрой которой - мажорный, но "лирика русской эмиграции не может похвалиться бодрыми тонами. Этого и не надо" (Н. Оцуп).
Николай Оцуп
Поэт и критик. Издатель журнала "Числа", выходившего в Париже в 1930-1934 годах и предоставлявшего свои страницы молодым авторам.
***
С чего бы начать - с незнакомой звезды,
С ее отразившей воды,
С летящего голубя или начнем
С тебя самого за столом?
Куда ты ни взглянешь, с чего ни начнешь,
Повсюду - над бездной бессильная дрожь.
Звезда оборвется и в ночь упадет,
И птица погибнет и сам ты вот-вот
Качнешься над зыбью просторов пустых
И, все позабыв, уничтожишься в них.
(Современные записки, № 35, 1928 г.)
Эпоха
Нет никакой эпохи - каждый год
Все так же совершается все то же:
Дыши - но воздуху не достает,
Надейся - но доколе и на что же?
Все те же мы в жестокости своей
При всех правителях и всех законах,
Все так же и не надо жизни всей
Для слишком многих слишком утомленных.
Все так же без шута и подлеца
Не обойтись, как будто мы на сцене.
Все так же нет начала, нет конца
В потоке надоевших повторений.
И каждый смертью схваченный врасплох
На склоне лет, растраченных без цели,
Все тот же грустный испускает вздох:
"Да стоило ли жить на самом деле?"
А все-таки, не правда ли, нет-нет
Любовь простая (о, всегда все та же)
Мучительно походит на ответ,
На утешение, на счастье даже.
(Современные записки, № 33, 1927)
Владимир Смоленский
Первые публикации - в Париже в 1929 г. Там же вышло несколько сборников. В России первый сборник избранных стихотворений вышел в 1994 г.
***
Какое дело мне, что ты живешь,
Какое дело мне, что ты умрешь,
И мне тебя совсем не жаль - совсем!
Ты для меня невидим, глух и нем,
И как тебя зовут, и как ты жил
Не знал я никогда или забыл,
И если мимо провезут твой гроб
Моя рука не перекрестит лоб.
Но страшно мне подумать, что и я
Вот так же безразличен для тебя,
Что жизнь моя, и смерть моя, и сны
Тебе совсем не нужны и скучны,
Что я везде - о, это видит Бог! -
Так навсегда, так страшно одинок.
(Числа, № 2/3, 1930)
Лидия Червинская
В России стихи появились в коллективном сборнике "Поэты "парижской ноты" (2003 г.), составленном профессором славистики из США В. Крейдом.
***
Мы не заметили - почти пришла весна,
Мы не заметим, как опять настанет лето,
Нас ранней осенью разбудит тишина...
Но как же, как принять, как примирить все это?
С моей же тяжестью и тела и ума
Мое и легкое и светлое дыханье -
Мое всегда со мной, но где же я сама?
Я часто говорю: свобода и страданье,
Ты отвечаешь мне: любовь и красота.
И это где-то есть. Я знаю. Несомненно.
Но в нас слова не те. Но наша жизнь не та.
И страшно привыкать спокойно, постепенно...
...К тому, как медленно меняются цветы
На грядках неживых приветливого сада,
К тому, что все нужней и непонятней ты,
К тому, что хочется все больше теплоты,
К тому, что все понять, пожалуй, и не надо.
(Числа, № 5, 1931)
Марина Цветаева
В Париже жила с 1925 года до своего отъезда в Россию в 1939-м.
Роландов рог
Как бедный шут о злом своем уродстве,
Я повествую о своем сиротстве!
За князем - род, за серафимом - сонм,
За каждым - тысячи таких, как он,
Чтоб, пошатнувшись, - на живую стену
Упал и знал - что тысячи на смену!
Солдат - полком, бес - легионом горд,
За вором - сброд, а за шутом - все горб.
Так, наконец, усталая держаться
Сознаньем: долг и назначеньем - драться -
Под свист глупца и мещанина смех -
Одна за всех - из всех - противу всех,
Стою и шлю, закаменев от взлету,
Сей громкий зов в небесные пустоты
И сей пожар в груди тому залог,
Что некий Карл тебя услышит, Рог!
(Современные записки, № 50, 1932)
Александр Гингер
В Париже вышло 5 поэтических сборников, в России - небольшой корпус стихотворений под одной обложкой с произведениями А. Присмановой.
***
Сырая мать...Ее нельзя любить!
Любовь такая сердцу не под силу.
Вот надорвется и тогда не быть.
Земля сырая, свежая могила.
В посмертный страшный день, когда на свете этом
На зеркало не выдыхает рот,
Я гнить хочу скорей и стать теплом и светом,
Скорей войти, скорей, в веществ круговорот.
Сюда, мой голый червь, хозяин скромный мой!
Во славу вящую земли непобедимой
Питайся мной, веди меня домой.
Так сделаться землей родимой.
(Современные записки, № 53, 1933)
***
Я молюсь перед Богом моим
И к нему ползу и к нему лечу в непроницаемой мгле,
Как на коне бедуин стелется по земле,
Рассекает ветры плащом своим.
Духу счастья и славы молюсь из юдоли земной.
Бьется сердце в клетке грудной.
Слов ищу простых - с отцом говорить,
Но таких найти не могу,
И хочу молчать, но умереть не могу,
И хочу не дышать, но не смею себя убить.
Вознесись к отцу молитва, мой конь,
Подстрекаемый пятками моей любви,
Изойди на меня отчий огонь,
Сильный поток любви.
(Числа, № 10, 1934)
Юрий Иваск
Поэт, критик, историк литературы. Книг стихотворений в России нет.
1
Утро воскресенья.
Как ты бедно, воскресенье.
Вы скажите, кто воскрес.
Зеленеют озими.
Тусклость взоров и небес.
Сожалениями поздними
Полон голый лес.
2
Не моргая в пространство глядит
Белоглазая тупо чудь.
Хищная чайка кричит,
Челн снаряжается в путь.
Пишет поэт: стоял
Столп - и стоять привык...
Он ничего не ждал,
Нищий духом старик.
Может быть, дольше самих
Славы и смерти - он -
Выстоит, ветх и тих,
В смутный миг погружен.
И его растопит лишь
Предпоследнего дикий свет.
А последнего легкая тишь
Неожиданный даст ответ.
(Числа, № 10, 1934)
Зинаида Гиппиус
В начале ХХ века была уже известным поэтом и признанным авторитетом в литературе. Последний сборник стихов до отъезда в эмиграцию вышел в Петрограде в 1918 году и назывался "Последние песни". Следующее издание стихов появилось в России только через семьдесят с лишним лет - в 1990 году. С этого времени уже вышло много сборников - стихи, проза, критика, дневники, мемуары.
***
Как этот странный мир меня тревожит!
Чем дальше - тем все меньше понимаю.
Ответов нет. Один всегда: "быть может"...
А самый честный и прямой - "не знаю".
Задумчивой тревоге нет ответа?
Но почему же дни ее все множат?
Как родилась она? Откуда? Где-то -
Не знаю где, - но есть ответ... быть может.
(Современные записки, № 44, 1930)
Счастье
Есть счастье у нас, поверьте,
И всем дано его знать.
В том счастье, что мы о смерти
Умеем вдруг забывать.
Не разумом ложно-смелым,
(Пусть знает - твердит свое),
Но чувственно - кровью, телом
Не помним мы про нее.
О счастье так хрупко, тонко:
Вот слово, будто меж строк;
Глаза больного ребенка;
Увядший в воде цветок, -
И кто-то шепчет: довольно!
И вновь отравлена кровь,
И ропщет в сердце безвольном
Обманутая любовь.
Нет, лучше б из нас на свете
И не было никого.
Только бы звери да дети,
Не знающие ничего.
(Современные записки, № 54, 1934)
Горное
Освещена последняя сосна.
Под нею темный кряж пушится...
Сейчас погаснет и она...
День конченный - не повторится.
День кончился. Что было в нем?
Не знаю, пролетел как птица.
Он был обыкновенным днем...
А все-таки - не повторится.
(Современные записки, № 43, 1930)
В. Сирин
Под таким псевдонимом печатал в "Современных записках" свои романы и стихи живший в рассматриваемый период в Берлине (в Париж переехал позже) Владимир Набоков.
Пробуждение
Спросонья вслушиваюсь в звон
и думаю: еще мгновенье, -
и вновь забудусь я... Но сон
уже утратил дар забвенья, -
не может дочитать строку,
восстановить страну ночную
обратно съехать по ледку...
Куда там! - в оттепель такую.
Звон в отопленье по утрам -
Необычайно музыкальный:
Удар или двойной тра-рам,
как по хрустальной наковальне.
Март, ветреник и скороход,
Должно быть, облака пугает:
Свет абрикосовый растет
Сквозь веки и опять сбегает.
Тут, перелившись через край,
Вся нежность мира накатила -
Пса молодого добрый лай,
А в комнате - твой голос милый.
(Современные записки, № 47, 1931)
Георгий Адамович
Поэт (и критик) - и в критических статьях своих, может быть, еще больше поэт, чем в стихах.
Голос
Тихим, темным, бесконечно звездным,
Нет ему ни имени, ни слов,
Голосом небесным и морозным,
Из-за бесконечных облаков,
Из-за бесконечного эфира.
Из-за всех созвездий и орбит,
Легким голосом иного мира
Смерть со мной все время говорит.
Я не слушаю, не отвечаю,
Я дышу, гляжу на белый свет...
Только понемногу умираю
Голосу любимому в ответ.
(Современные записки, № 40, 1929)
***
Всю ночь слова перебираю,
Найти ни слова не могу,
В изнеможеньи засыпаю
И вижу реку всю в снегу,
Весь город наш, навек единый.
Край неба бледно-райски-синий.
И на деревьях райский иней...
Друзья! Слабеет в сердце свет,
А к Петербургу рифмы нет.
(Современные записки, № 35, 1928)
Комментарии
( Отрывок из статьи)
...Французская литература блистательна. Какой ум в ней, какая точность в диагнозе эпохи, какая "взрослость"! Одно расхолаживает: она слишком благополучна.
...И на русский вкус она, за редчайшими исключениями, никогда не переставала быть слишком благополучной и потому в настоящем смысле - слабо-влекущей, мало-прельщающей. Уровень? Да, такого уровня нигде нет и пройдут еще сотни лет, пока мы чего-либо подобного добьемся, да, вероятно, и не добьемся никогда. Но что с "уровнем" делать в литературе и на что он нужен? Нужно, чтобы все инженеры умели более или менее хорошо строить мосты, чтобы все столяры умели более или менее хорошо делать столы и стулья, но чтобы все писатели умели более или менее удачно писать романы, а поэты стихи, даже совсем удачно, восхитительно удачно - это совершенно никому не нужно.
...Прорыв русской литературы глубже, в воздухе меньше пыли, а все остальное, что тут спорить, слабее и бледнее. Но, испробовав этого воздуха, другого уже не захочешь. Как долго мы обольщались, годами, десятилетиями, насчет Европы. "Дорогие там лежат могилы". И действительно, дорогие. От нестерпимой тупости славянофильства нас в Европу и к западу несло почти что "на крыльях восторга". И вот - донесло. И после всех наших скитаний, без обольщений и слезливости, со свободной памятью, как только можно спокойно и рассудочно говоришь: нам сладок дым отечества. Все серо, скудно и, боже мой, как захолустно. Но вполне рассудочно, ответственно, с сознанием последствий и выводов хочется повторить: сладок дым отечества, России.
(Числа, № 1, 1930)
Юрий Софиев
В 1946 году вернулся на родину, в 1955-м переехал в Алма-Ату. Сведения о изданных за рубежом и в России книгах стихов противоречивы.
***
Это было в сентябре на хуторе.
(Боже мой, какие были дни!)
Ты возилась с глиняною утварью,
Были мы на хуторе одни.
В теплый полдень шли тропинкой узкою.
Огородами мы шли к пруду.
И стояла осень южно-русская.
Это - в девятнадцатом году.
Были мы тогда еще беспечные -
Даже улыбалась ты во сне.
Близкое, родное, человечное
В осени. Звериное - в весне.
И я помню: в странном просветлении
Обернулась и сказала ты:
"Господи, как я люблю осенние
Грубые деревенские цветы!"
(Числа, № 10, 1934)
***
Я был плохим отцом, плохим супругом,
Плохим товарищем, плохим бойцом.
Обманывал испытанного друга,
Лгал за глаза и льстил в лицо.
И девушек доверчивых напрасной
Влюбленностью я мучил вновь и вновь.
Но вместо страсти сильной и прекрасной
Унылой похотью мутилась кровь.
Но Боже мой, с какой последней жаждой
Хотел я верности и чистоты,
Предельной дружбы, братской теплоты.
С надеждою встречался с каждым, с каждой.
(Числа, № 7/8, 1933)
Екатерина Бакунина
В Париже вышел один сборник стихотворений, в России сборников стихов нет.
1
Не подойти и не понять,
И сокровенному не внять,
И не спросить, и не сказать,
По праву сильного не взять,
Убийцей быть себе самой
И с даром слова - быть немой.
2
Милосердные, болезные мои,
Мне уж нечего таиться и таить -
На горячем, на желтеющем песке
В смертной муке, в безысходности, в тоске,
Окровавленные жабры иссуша,
Точно рыба, задыхается душа.
3
В ночи, с собой наедине,
На глубине, совсем на дне
Как странно тишина звенит -
То время жизнь твою гранит,
Шлифует, точит и долбит,
Пока над камнем крест не вбит.
(Числа, № 9, 1933)
Владимир Злобин
Поэт и критик. Известен как секретарь и хранитель архива З. Гиппиус и Дм. Мережковского. Сборник стихов вышел в Париже.
Ночью
Ночью как проснешься, вскакиваешь в страхе,
Будто ты в могиле иль на плахе.
Словно в ледяное погружаясь море,
Задыхаешься в своем позоре.
И чем больше в пытке мечешься, тем хуже -
Тем на шее петля уже, туже.
Но едва задремлешь, слышишь - или снится? -
"Полюби меня и все простится"
(Числа, № 9, 1933)
Юрий Терапиано
Как поэт в России представлен в коллективном сборнике "Поэты парижской ноты" (2003).
***
От ненависти, нежности, любви
Останется в мозгу воспоминанье,
Желчь в печени, соль мудрости в крови,
Усталость в голосе, в глазах - сиянье.
Когда-нибудь - придут такие дни -
Я жизнь пойму, мной взятую невольно,
Совсем один, вдали от всех, в тени,
И станет мне так ясно, пусто, больно.
И я почувствую себя без сил,
И будет тайное мое открыто:
Все, для чего я лгал, молчал, грешил,
Что про себя таил. Моя защита
Любовь моя окажется жалка -
Какое ей придумать оправданье?
Как в воздухе просеять горсть песка?
Жизнь лишь обманутое ожиданье.
Да, часто к Богу я в слезах взывал,
Преображенья ждал, добра и чуда,
Но не пришел никто не отвечал
Ни с неба, ни из праха, ниоткуда.
(Числа, № 7/8, 1933)
Елизавета Кузьмина-Караваева
Известна как Мать Мария. В России сборник стихов вышел в 2001 г.
***
Холодно ли? - Нету холода.
Одиноко ли мне? - Нет.
В солнечном победном золоте
Растворяется мой свет.
И не знаю, где же разница
Между Богом, миром, мной,
Колокольным звоном праздника
Все слилось в один покой.
Только б меч, делящий надвое,
Эту общность не расторг,
Не отсек от вечной радости
Мой медлительный восторг.
(Современные записки, № 39, 1928)
Георгий Иванов
Публиковался с 1910 г., в начале 1920-х еще выходили книги стихов на родине. В современной России первое издание датируется 1989 годом.
***
Россия счастие, Россия свет.
А может быть, России вовсе нет.
И над Невой закат не догорал,
И Пушкин на снегу не умирал,
И нет ни Петербурга, ни Кремля -
Одни снега, снега, поля, поля...
Снега, снега, снега... А ночь долга
И не растают никогда снега.
Снега, снега, снега... А ночь темна
И никогда не кончится она.
Россия тишина, Россия прах,
А может быть, Россия - только страх.
Веревка, пуля, ледяная тьма
И музыка, сводящая с ума...
Веревка, пуля, каторжный рассвет
Над тем, чему названья в мире нет.
(Современные записки, № 47, 1931)
***
Это звон бубенцов издалека,
Это тройки широкий разбег,
Это черная музыка Блока
На сияющий падает снег!
...За пределами жизни и мира
В пропастях ледяного эфира
Все равно не расстанусь с тобой!
И Россия, как белая лира,
Над засыпанной снегом судьбой.
(Числа, № 4, 1931)
***
Страсть? А если нет и страсти.
Власть? А если нет и власти
Даже над самим собой...
Что же делать мне с тобой?
Только не гляди на звезды,
Не мечтай и не влюбляйся,
Не читай стихов певучих
И за счастье не цепляйся -
Счастья нет, мой бедный друг.
Счастье выпало из рук -
Камнем в море утонуло,
Рыбкой золотой плеснуло,
Льдинкой уплыло на юг...
Счастья нет и мы не дети.
Вот и надо выбирать:
Или жить как все на свете
Или умирать.
(Современные записки, № 42, 1930)
Игорь Чиннов
В журнале "Числа" в 1933 году состоялась первая публикация. Сборники стихов выходили в Париже и в Нью-Йорке. В России вышел двухтомник в 2000-2002 гг.
***
Меркнет дорога моя.
Боли не выскажу людям.
Более петь не могу,
Сердце смолкает мое.
Счастье мерцало и мне.
Канула капля слепая.
Слабая мгла глубока.
Рано смеркается смерть.
(Числа, № 7/8, 1933)
София Прегель
"Последние стихи: седьмая книга стихов" вышла в Париже в 1973 году.
***
Стучится дождь незначущий и робкий,
Проносит рыб клеенчатый рыбак.
В промокшем доме тишина и мрак,
Забытый сор и пыльные коробки.
Дворняги лают медленно, без сил,
Дрожат листы на луже синеватой.
Давно уж гость звонка не теребил,
И вот вчера каштан прощальный сбил
Последний дачник палкой суковатой!
(Числа, № 7/8, 1933)
Владислав Ходасевич
Первую книгу стихов издал в 1908 году. Затем в России книги не выходили с 1915 по 1989 год. Сейчас издаются книга за книгой и можно получить полное представление о разнообразной литературной деятельности поэта.
Граммофон
Ребенок спал, покуда граммофон
Все надрывался Травиатой.
Под вопль и скрип какой дурманный сон
Вонзался в мозг его разъятый?
Внезапно мать мембрану подняла -
Сон сорвался, дитя проснулось,
Оно кричит. Из темного угла
Вся тишина в него метнулась...
О, наших бедных душ не потрясай
Твоею тишиною грозной!
Мы молимся - Ты сна не прерывай
Для вечной ночи, слишком звездной.
(Современные записки, № 34, 1928)
Скала
Нет у меня для вас ни слова,
Ни звука в сердце нет,
Виденья бедные былого,
Друзья погибших лет!
Быть может, умер я, быть может -
Заброшен в новый век,
А тот, который с вами прожит,
Был только волн разбег;
И я, ударившись о камни,
Окровавлен, но жив -
И видится издалека мне,
Как вас несет отлив.
(Современные записки, № 37, 1928)
Борис Поплавский
Самый парижский из русских поэтов в эмиграции - так о нем пишут. Умер молодым (1903-1935) при странных обстоятельствах. Публиковался, оказывается, не так мало: в "Числах" - в каждом номере (стихи, главы из романа, статьи), в "Современных записках" с 1927 по 1935 год - примерно через номер. Но кое-что из того, что сам он у себя считал лучшим и что позже вошло в сборник "Автоматические стихи", подготовленный самим автором, но вышедший после его смерти, увидело свет как "Дневник Аполлона Безобразова" (из одноименного романа). В журналы такие стихи не брали. Три отрывка из "Дневника" приводятся здесь в стихотворной записи, сделанной автором для упомянутого сборника.
(Из "Дневника Аполлона Безобразова")
***
От высокой жизни березы
Только листья остались в море
Берега позабыли воду
Пароход позабыл природу
Дачи хлопают крыльями крыш
Птица чайка летит на север
Путешественник там замерз
Можно съесть его нежный голос
Руки моря
Кажутся белыми
***
На аэродроме побит рекорд высоты
Воздух полон радостью и ложью
Черная улица, грохот взглядов, удары улыбок
Опасность
А в тени колокольни бродяга играет на флейте
Тихо-тихо
Еле слышно
...Он разгадал
Крестословицу о славе креста
Он свободен
***
Вечный воздух ночей говорит о тебе
Будь спокоен, как ночь, будь покорен судьбе
В совершенном согласье с полетом камней
С золотым погасаньем дней
Будь спокоен в своей мольбе
(Числа, № 10, 1934)
Амари (М. Цетлин)
Первый сборник стихов вышел в Москве в 1916 году. Последний (первый в современной России) - в 1993 году.
***
Желай - не желай, не оставишь навеки
Ты следа на этой забвенной земле.
Легко и навек закрываются веки.
О память! О слабая лампа во мгле!
И самые близкие люди забудут...
Те бледные и неживые черты,
Которые все ж вспоминать они будут,
Ведь это другой, это тень, а не ты.
Но разве теперь, о, не так же ли точно
Ты тень, только призрак и тень для других?
Лишь образ двоящийся, зыбкий непрочный:
Мелькнул - и пропал. Говорил - и затих.
Мы видим, мы слышим и мы осязаем.
Мы любим людей, обнимаем друзей.
Но мы забываем, но мы исчезаем
На бледном экране бледней и бледней!..
(Современные записки, № 32, 1927)
Георгий Раевский
(Псевдоним Г. Оцупа, брата Н. Оцупа) Первая книга стихов вышла в Париже в 1928 году. В России не издан.
***
По краю неба проползла
гремя, блистая бесполезно
и на востоке залегла
грядою иссиня-железной.
Еще там бегают огни,
еще недоброе творится,
как в лихорадочные дни,
когда готова разразиться
над миром буря новых бед:
восстания, пожары, войны...
Лишь здесь - холодный, звездный свет,
холодный, пристальный, спокойный...
(Современные записки, № 56, 1934)
***
Так выступает на меди
Штрих за штрихом, иглой холодной:
Пастух и овцы позади,
Иль женский профиль благородный,
Иль дерево: под ним старик
Сидит в раздумии глубоком...
- Что делать, если ты отвык
глядеть спокойным зорким оком?
Что делать, если всем почти
Невнятен холод расстоянья? -
Мысль, перешедшую в молчанье,
Молчаньем бережным почти.
И знай, что каждый ясный штрих
Такой ценой добыт, быть может.
Что обошелся он дороже
Иных тревог и слез иных.
(Числа, № 9, 1933)
Ант. (Антонин) Ладинский
В 1955 году вернулся в Москву, после чего стихов больше не писал. Более известен как автор исторических романов, переводчик, в 1961-м вступил в Союз писателей СССР. Издано 5 стихотворных сборников в Париже и один в России в 2009 г.
***
Нам некогда подумать о здоровье,
О воздухе, что окружает нас,
И на соломенное изголовье
Готовы мы свалиться каждый час.
Но, как волы, торжественно вздыхая,
Влечем ярмо, суровый наш урок;
Земля, то черная, то голубая,
Скользит и уплывает из-под ног.
Ну как мы землю зыбкую устроим -
Вспаши-ка рвущуюся в облака, -
А оводы кружатся липким роем,
И с хрипом раздуваются бока.
Вот, кажется, не выдержишь - крылами
Огромными свинцовыми забьешь,
Всей тушей рухнешь между бороздами
И, запрокинув голову, взревешь!
Когда взойдет на этих нивах колос -
Пшеничный шум до голубых стропил,
Припомнят жницы чей-то темный голос,
Который с небесами говорил.
(Современные записки, № 38, 1929 г.)
Довид Кнут
Несколько стихотворных сборников вышло в Париже. В России не издан.
***
Друг мой прекрасный, надежды слабеют,
Друг мой несчастный, признаться пора:
Нас вовлекли в шутовскую затею.
Друг мой, нечисто ведется игра.
Друг, и до нас были знатные умники,
После - такие же будут глупцы,
Гробокопатели, воры, цырюльники,
Гордые дети, смешные отцы.
Те же восторги, такие же жалобы
Людям мешали работать и спать.
Те же... такое же... так же... - и, стало быть,
Надо крепиться, побольше молчать.
...Стыдная жизнь, для романса пригодная,
Та, о которой цыганка поет:
Годы бесплодные, боль безысходная,
Испепеленное счастье мое.
(Числа, № 10, 1934)
***
Уже давно я не писал стихов.
Старею я - и легкости веселой,
С которой я писал стихи когда-то
Уж ныне нет в помине. Камня тяжелее
Мне ныне слово каждое мое.
Уже давно с трудом и неохотой
Беру я самопишущую ручку,
Чтобы писать не письма деловые,
Не счет белья, сдаваемого прачке,
Не адрес телефонный, а - стихи.
Уже давно я не писал стихов.
Но только что расставшись с человеком,
Которого совсем еще недавно
Я так любил, как любят только дети,
Животные, поэты и калеки;
Но только что расставшись с человеком,
Вполне приятным, но совсем ненужным,
Я вдруг присел к столу, достал бумагу
И пробую - не знаю сам, зачем -
И для кого, о чем - почти не зная,
В отчаянье, холодном и спокойном
Я пробую еще писать стихи.
Сейчас на крышах спящего Парижа
Лежит ночное войлочное небо.
В метро еще дуреют парижане,
Под фонарями, в нишах у подъездов
По трафарету созданные люди
Однообразно шепчутся и жмутся.
За окнами, неплотно по-парижски
Прикрытыми, шевелятся в дремоте
Какой-то первозданной мутной кучей -
Любовь, печаль, покорность, страх и горе,
Надежда, сладострастие и скука...
За окнами парижских сонных улиц
Спят люди-братья, набираясь сил
На новый день недели, года, жизни,
На новый день...
А мне сейчас непоправимо ясно,
Что наша жизнь - бессмысленность и ложь.
Я эти торопливые слова
Бросаю в мир - бутылкою - в стихии
Бездушного людского равнодушья,
Бросаю, как бутылку в океан,
Безмолвный крик, закупоренный крепко,
О гибели моей, моей и вашей.
Но донесет ли, и - когда, кому,
В какие, человеческие ль, руки,
Волна судьбы непрочную бумажку
С невнятными и стертыми словами
(И на чужом, быть может, языке!)
О том, что мы завлечены обманом
В бесплодные безводные пустыни
И брошены на произвол судьбы,
И нечем нам смирить наш страх и голод
И нашу жажду нечем утолить.
Я эти безнадежные слова
Бросаю в необъятные пучины
Со смутною надеждой на спасенье,
Не зная сам, что значит слово - помощь,
Не понимая, как, когда, откуда
Она ко мне придти б еще могла.
А завтра мой двойник и заместитель
Займется снова разными делами,
Напишет за меня две-три открытки
И спросит: "Как живете, как здоровье,
Что мальчик ваш?" и скажет: "Приходите"...
И, в общем, соблюдет меня повсюду -
Спокойный, твердый, мужественный друг.
Лишь изредка, но, правда, очень редко,
В его глазах - почти без выраженья -
Мелькнет, как тень, неуловимый отблеск
Тишайшей, но тяжелой катастрофы,
Прошедшей незаметно для газет.
...Как будто тень трагического флага
Что бился бы большой бессильной птицей
В тот гулкий, вдохновенный, страшный час
Непоправимого жизнекрушенья
(Числа, № 2/3, 1930)
Свидетельство о публикации №109111203346