Ч. 5 СФ от Г. М. Егорова до И. М. Капитанца
СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ. ОТ КОМФЛОТА Г.М.ЕГОРОВА,
ДО КОМФЛОТА И.М.КАПИТАНЦА
На Северном Флоте вокруг Командующих Флотом всегда витал какой-то рок. Так,
С.М.Лобов, успешно командовавший Флотом, в последние два года получил два ЧП – сначала в апреле 1970 года гибнет атомная ПЛ «К-8», а в феврале 1972 года произошла страшная авария с атомной ПЛ «К-19», названной в простонародье «Хиросимой». Видимо на этой лодке все аварии были заложены в процессе проектирования, и преследовали её до конца. Не случись этих неприятностей с гибелью людей, у С.М.Лобова не было бы на душе осознания того, что он чего-то не сделал, не предусмотрел. Гибель людей не забывается! Но вспомните! Такая ситуация уже была на Флоте. Комфлот А.Т.Чабаненко, успешно прокомандовав Флотом 8 лет, в последние два года получает гибель ПЛ «С-80», взрыв в Полярном ПЛ «Б-37» и аварию на ПЛ «К-19». Вот такая симметрия, а законы симметрии пока никто не отменял.
В мае 1972 года С.М.Лобов был назначен помощником Начальника Генерального Штаба по военно-морским вопросам. Но ему ещё на Флоте было присвоено звание «Адмирала Флота». Видимо вверху понимали, что особой вины за гибель людей на Лобове нет. Хотя, как сказать! Мы всегда готовы преподнести подарок Съезду Партии, 100-летию со дня рождения Ленина и.т.д. Вот и преподносим!
Новый Командующий Флотом Г.М.Егоров знал не понаслышке проблемы новых атомных ПЛ. Он уделял мерам безопасности огромное внимание, в отдельных случаях даже перестраховывался, что приносило пользу. При нём ни одна лодка не утонула!
Мне довелось около 2 лет состоять с новым Командующим Г.М.Егоровым в одной парторганизации при службе в Штабе флота - в Управлении боевой подготовки. Партийная организация насчитывала до 60 коммунистов, из них около 40 человек в званиях контр-адмиралов и капитанов 1 ранга. Это были опытные офицеры, как правило, командиры кораблей и бывшие флагманские специалисты. Г.М.Егоров практически не пропускал партийные собрания, обязательно выступал конкретно на каждом собрании, иногда тут же решал кадровые вопросы, если они ему были ясны. Помню, что после одного критического выступления в адрес Зам. командира дивизии (не спутайте с замполитом эту должность!), Егоров предложил написать ему обоснованную справку-доклад на предмет снятия Замкомдива с должности. У нас испугались её писать. Вот и вырастили будущего аварийщика, на совести которого две атомные ПЛ! Так что, в смысле предвидения, Егоров был на высоте! Он был всегда выдержанным, воспринимал критику в свой адрес, и не держал зло. Насколько мне известно, с Начальником Штаба Флота В.Н.Чернавиным у Егорова были сложные отношения. Нередко Чернавин выходил после доклада Командующему раздражённым,
если так мягко выразиться. После этого он также перестраховывался, и вычёркивал из Плана БП атомные ПЛ с введёнными реакторами. А это безобразие! Он это понимал, но продолжал вычёркивать. Иногда он в раздражении вычёркивал даже атомные ПЛ, находящиеся в море. Приходилось Начальнику УБП передокладывать, и Чернавин «вчёркивал» лодку обратно. По слухам, которые не могу подтвердить, при приёме Флота от Г.М.Егорова, В.Н.Чернавин потребовал провести Инспекцию Министерства Обороны. Она действительно была проведена, и прошла в целом успешно. И, если это так, то действительно отношения у двух достойных адмиралов были, мягко сказать, натянутыми. Не хочу приводить факты, которые мне известны, что к перемещению с должности Начальника Главного Штаба ВМФ Г.М.Егорова был причастен один из членов Политбюро ЦК КПСС. Жаль, что Г.М.Егоров не стал Главкомом ВМФ. Думаю, что с его подходом к решению сложных проблем, и при его мудрости, Северный Флот избежал бы многих потрясений. Предполагаю, что на ведущие должности на Флоте не попали бы такие адмиралы, как Ю.Н.Патрушев, О.А.Ерофеев, и, безусловно, такой деятель, как Феликс Громов! Уйдя с Флота, Г.М.Егоров никогда не забывал своих подчинённых. Мне достоверно известно несколько случаев, когда офицеры обращались к своему бывшему Командующему с личными просьбами, и всегда в его лице находили сочувствие и помощь. Спасибо Вам, Георгий Михайлович!
Заслуга Г.М.Егорова перед Флотом ещё и в том, что уходя с Флота, он оставил на ключевых должностях достойных офицеров и адмиралов.
После Инспекции Министерства Обороны, которая прошла вполне успешно, на должность Командующего флотом в июле 1977 года был назначен В.Н.Чернавин, а на должность Начальника Штаба Флота был назначен вице-адмирал В.Н.Поникаровский. Деятельность этих двух достойных военачальников происходила на моих глазах, и, действительно, Северный Флот в своём развитии, пожалуй, достиг максимума и добился значительных успехов. Он также вышел на пик использования своих ракетно-ядерных и ударных сил. На боевой службе и в боевом дежурстве в это время находились до 30 атомных ракетных и многоцелевых ПЛ. В полигонах БП в период с марта по октябрь находились свыше 20 атомных ПЛ и до 10 дизельных ПЛ, и свыше 50 надводных кораблей и судов. Прекратилась нервотрёпка в организации боевой подготовки, из планов огульно не вычёркивались атомоходы, а интенсивность боевой подготовки была поразительна! Так, в отдельные дни на Флоте выполнялось до 20 торпедных стрельб и до 10 ракетных стрельб, а счёт боевых упражнений шёл на десятки. Не было катастроф и серьёзных аварий. Не хочу преувеличивать, но этот успех я всё-таки соотношу больше с деятельностью В.Н.Поникаровского, чем с деятельностью В.Н.Чернавина. В.Н.Поникаровский – удивительный военачальник, Командир и Человек, обладавший моторной и операторской памятью. Решения, которые он принимал, были удивительно взвешенными и рациональными. Однажды
мне довелось лично наблюдать на КП Флота действия Командующего и Начальника Штаба в момент посадки на камни в г.Лодейная на входе в Кольский Залив военного транспорта «ОС-30». В.Н.Чернавин выглядел растерянно, и только В.Н.Поникаровский отдавал чёткие команды. Ему уже было ясно, что судно мы не спасём, и следует немедленно спасать людей, что и было сделано. Вот как об этом вспоминает сам В.Н.Поникаровский в книге «Штаб Северного Флота», СП, 1999 г. «На КП прибыл Командующий Флотом, и, к сожалению, создал такую нервозную обстановку, что работать стало почти невозможно. И лишь после того, как его уговорили уйти к себе в кабинет, была налажена организованная работа». Я до сих пор убеждён, что В.Н.Чернавин завидовал умению Начальника Штаба так успешно организовывать работу. До сих пор сожалею, что после ухода В.Н.Чернавина в Москву, на должность Командующего Флотом не был назначен В.Н.Поникаровский. Тайна его не назначения существует, и до сих пор не открыта. Но следует считать, что в должности Начальника Военно-Морской Академии В.Н.Поникаровский принёс много пользы Отечеству и Флоту. Я до сих пор продолжаю считать, что Валентин Николаевич был и остаётся для военно-морского Флота знаковой фигурой.
С назначением на Флот адмирала А.П.Михайловского заметно изменился стиль руководства повседневной и боевой деятельностью. А.П.Михайловский, как один из немногих, дал большую самостоятельность командирам объединений и соединений. Сама обстановка в Штабе оставалась напряжённой, но не было никакой суеты и перехлёстов. На партсобраниях адмирал выступал очень редко, но очень внимательно слушал выступавших, и думаю, он использовал в своей деятельности разумные предложения, которые высказывали офицеры. При А.П.Михайловском стали выполняться наиболее сложные ракетные стрельбы. Стало нормой для надводных кораблей стрелять из зенитных комплексов по ракетам-мишеням, а интенсивность боевой подготовки не была снижена. С таким Комфлотом служить было приятно и почётно. Это был знающий адмирал, более того, он знал Северный Флот, и ему особо не надо было вникать в простые детали. Обидно, что цепь непредвиденных случайностей решила судьбу этого достойного Командующего. Опять тот же непонятный рок, который витает над судьбами адмиралов. В своей последней книге А.П.Михайловский обо всём подробно рассказал, и нет смысла повторяться. Скажу одно – мы очень жалели, что так решилась судьба Командующего. Сдаётся мне, что кому-то было выгодно избавиться и от Михайловского, и от других достойных адмиралов. А их как раз и не хватило Флоту, когда он оказался на переломном этапе, когда Флот сдавали и продавали за грош. Но это уже другая история, как принято говорить.
С приходом на Флот Командующего И.М.Капитанца многое изменилось. Он считал, что до него Флотом управляли неучи и бездельники, поэтому надо немедленно «навести порядок», как заявил он. На его выражение - «навести порядок», один мудрый адмирал заявил, что «порядок наводят во взводе и тумбочке, а Флотом надо управлять». Из революционных введений нового Командующего была т.н. «комплексная боевая подготовка», т.е. когда весь Флот выходит в море и отрабатывает задачи. Но на Флоте так и делалось до него! Что ж, стали в план недельный вносить скопом все силы и называть это «комплексной БП». Содержание не изменилось, но зато Иван Матвеевич «революционер», тут же «открыл Америку» и показал, что надо делать! Офицеры БП стали больше уделять внимания проверке караулов, физзарядок, написанию каких-то умопомрачительных планов, но меньше бывали на соединениях и в море, где им предписано быть. Отмечались случаи, когда после проверки атомных ПЛ, отдельные командующие флотилий, пользуясь правами Членов Военного Совета, оставляли на неделю офицеров «устранять замечания». Допустил бы такое В.Н.Поникаровский? Да никогда. Нельзя «соловья жарить», как говорил Николай Гумилёв, соловей должен песни петь! В итоге, на очередных проверках замечания скрывались! На мой взгляд, на Флоте наводился не порядок, а просто формально увеличивался рабочий день офицеров, дань отдавалась не содержанию, а форме и докладу. А на этот момент на Флоте главными проблемами была техническая готовность кораблей и подготовка командиров. Флот был уже не способен нести ту нагрузку, которую нёс 3-4 года назад. Подводники не стали ни хуже, ни лучше. Они оставались такими же мужественными и достойными офицерами. Но время изменилось, и что раньше было «нельзя», теперь было «можно». Уже мало было говорить подводнику знаменитое «Надо!», мало было ставить невыполнимые задачи, надо было немедленно снижать нагрузку на экипажи, а за счёт этого более качественно готовить корабли к боевой службе. Да и сама международная обстановка не требовала прежних жертв. Вот что вспоминает в книге «35 лет 19 дивизии РПК СН» зам. командира дивизии капитан 1 ранга А.В.Онучин: «За полтора года – с 1986 до середины 1987 года на дивизии произошла смена 6 командиров РПК СН. Произошло не омоложение командного состава, а его «озеленение». Ввод в первую линию каждого вновь назначенного командира с экипажем требовал, как минимум, 20 суток». А теперь обратимся к гибели ПЛ «К-219». Об этом написано достаточно. Я просто напомню некоторые факты. При проверке подводной лодки к боевой службе неисправность, из-за которой фактически погибла ПЛ, была вскрыта, справка-доклад была положена на стол Начальнику Штаба Флота, но никаких мер по устранению вскрытой неисправности принято не было. Решение на выход ПЛ в море было отдано на откуп Командованию 3 Флотилии. Если бы на этот
момент Начальником Штаба Флота был адмирал В.К.Коробов, лодка бы в море не вышла. Но получилось так, как получилось. Просто напомню некоторые слова по этому поводу того же А.В.Онучина: «По прошествии столь большого времени после гибели «К-219», моё мнение, что причиной гибели стал человеческий фактор и на разных этапах, предшествующих аварии, и в процессе аварии». И я ещё добавлю, что Флот в чём-то стал заложником карьерных устремлений некоторых «флотоводцев». Через два с лишним года «достойные ученики» Ивана Матвеевича и кадровые назначенцы нового Главкома В.Н.Чернавина отправили в один конец новейшую лодку «Комсомолец».
Скажем честно, что во времена правления Горбачёва Флот был уже не тот. Мы уже чувствовали, что происходит что-то неладное, но продолжали гнать в море корабли. Не было уже того внимания к Флоту, какое было лет 7-10 назад. Флот был не нужен. Решались другие цели нашими руководителями в Кремле. И офицеры Флота, и командование Флота, начиная с конца 90-х годов прошлого века, стали заложниками бездарной политики Государства. И не все руководители выбрали правильный ориентир. Те же карьерные устремления, та же привычка показать то, что мы уже не могли показывать. Гибель «Курска» - тому пример!
Наступило время, когда нельзя и опасно ставить Флоту невыполнимые задачи. Офицер Флота – не ребёнок, он видит, что происходит в Государстве. Он видит, как предаются забвению элементарные моральные нормы и ценности. Офицер унижен своим примитивным бытом и убогостью прозябания. Он выброшен на задворки истории. Из главных реформ, если это можно назвать реформами, идёт постепенный захват собственности Флота, перемещение Штабов, уничтожение кораблей, которые могли ещё служить Флоту. Как в насмешку всем здравомыслящим офицерам ВМФ да и Министерства Обороны, вдруг новым Министром назначается человек, который также далёк от Армии и Флота, как матрос от Главкома. Он просто морального права не имеет быть на этой должности. Ведь Министр – это прежде всего Вера офицера в то, что на посту Министра находится авторитетный и способный военачальник. Не пришло ещё время стричь под одну гребёнку наши Вооружённые Силы с Европейскими ВС! Не пришло! Это одна из главных ошибок Путина, а, возможно и не ошибок, а сознательное унижение Генералитета ВС. Ну, насмотрелись мы на господина Сергея Иванова, который протягивал потные ручки матросам в спортзалах, насмотрелись, как он открывал какие-то стадионы и хоккейные площадки, как он шастал в жалком камуфляже, который сидит на нём, как седло на корове! Ну, насмотрелись! Ну, как говорят - «не по Сеньке шапка!» Значит, это кому-то надо! Я уже как-то говорил, что Россию нельзя обмануть. Все, кто пытался обращаться с ней, как с уличной девкой, а с народом, как с быдлом, приходили к печальному концу. Да будет так! С нами Бог!
Свидетельство о публикации №109111005916