Философия и поэзия

http://video.mail.ru/mail/kedrov42/428/783.html открытие памятника павичу летом

Что такое философия? Наука о смысле жизни? Но разве смысл жизни может быть наукой?! Не ее ума это дело. Я бы сузил определение: философия - это поиски новых смыслов. Сократ нашел новый смысл в постоянном познании самого себя. Это было ново и неожиданно. Первый вопрос, заданный Сократу после посвящения в сан бессмертных тогдашними корреспондентами, был, конечно, о смысле жизни. В ответ услышали: "Я знаю то, что ничего не знаю".

Ученик Сократа Платон был уверен, что разгадал тайну. Он сообщил нам, что весь наш мир только тень реальности и потому подвержен смерти и разрушению. Не только тень исчезнет, но и солнце когда-то погаснет. А вот эйдос - идея солнца - неразрушим. Эйдос человека - его душа, она бессмертна. А сам эйдос состоит из трех элементов: истина, красота и добродетель.

Ученик и приятель Платона Аристотель резко не согласился с этим. "Платон мне друг, но истина дороже". Истина, по мнению философа, воспитавшего Александра Македонского, подчиняется логике. И он создал свою, разумную и безупречную логику, повязав весь мир цепью причинно-следственных связей. "Греки выдумали следствие, причину, / Чтоб не видеть эту чертовщину". Кроме "Физики" Аристотель написал еще "Поэтику" и "Этику". Сравнение художника с обезьяной, передразнивающей свое отражение, конечно, великолепно. Учение о катарсисе - очищении страданием - в искусстве ничуть не устарело. Учение о причине причин, которая первая привела в движение все причины и следствия, и сегодня веселит душу. Но мы прекрасно понимаем, что мир Аристотеля слишком разумен и логичен. В нем нет хаоса и безумия.

Как сказал философ конца ХХ века Мераб Мамардашвили, человек разумный разумным никогда не был. Если разум всесилен и безграничен, то еще более безгранично человеческое безумие. После Освенцима и ГУЛАГа философия стала совсем другой. Сартр и Камю пытались понять не столько смысл, сколько бессмыслицу бытия. Герой "Чумы" Камю подолгу стоит в очередях, но, подходя к кассе, ничего не покупает. Постоял бы он в наших советских очередях, мигом бы обрел смысл и купил все, что можно купить.

Так получилось, что с русской философией мир познакомился, прочитав романы Толстого и Достоевского. Нет ни одного крупного европейского мыслителя, который не испытал на себе влияние этих гигантов. Ницше прочитал "Записки из подполья" и заявил, что сверхчеловек родился в России. "Посторонний" того же Камю - ответ на "Преступление и наказание". Если Раскольников пытается понять, почему он убил, то Посторонний просто убивает и всё, без всякого смысла.

Учение Толстого до глубины души затронуло Альберта Эйнштейна, автора теории относительности. Он неоднократно перечитывал притчу Толстого "Много ли человеку земли надо" и находил в ней бездонный смысл. Надо ли говорить, какое влияние оказал Толстой на Ганди, на Мартина Лютера Кинга, на Альберта Швейцера с его этикой "благоговения перед жизнью".

Сейчас в России и в мире отнюдь не толстовские времена, но "благоговение перед жизнью" из отвлеченной философии переходит просто в стратегию выживания. Если первая половина ХХ века прошла под мичуринским лозунгом "мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача", то XXI век все чаще повторяет диссидентскую шутку советских времен: "мы не можем ждать милостей от природы после того, что мы с ней сделали". От марксистского покорения природы и космоса мы окончательно переходим к толстовскому и швейцеровскому благоговению перед природой и космосом.

Дважды побывавший в космосе Юрий Батурин произнес сокровенную фразу: "В космосе самое интересное - экипаж". Земля тоже в космосе, и на ней тоже самое интересное - экипаж. Не будет людей - все исчезнет.

Новый гуманизм завоевывает все большее число сторонников в современной философии. Философия была и остается хранительницей и создательницей смысла. Остальное бессмыслица.

В Институте философии РАН на Волхонке, напротив восстановленного храма Христа Спасителя, бесчисленное множество отделов, и среди них - сектор истины и кафедра этики. Поначалу это вызывает улыбку. Но мне нравится, что истину и этику можно познавать в свете разума.

Когда-то Декарт сказал: "Мыслю - следовательно, существую". Русская философия этим довольствоваться не может. Мыслящее сердце и чувствующий разум или то, что Достоевский назвал "Исповедь горячего сердца". Русский спор о Боге и смысле жизни в главе "За коньячком" - это приметы нашего повседневного быта. Сектор истины и кафедра этики у нас в каждом вагоне, у каждого костерка на рыбалке и на охоте. Мы по-прежнему вместе с Раскольниковым и братьями Карамазовыми то хватаемся за топор, то размышляем о смысле жизни. Часто и то, и другое одновременно.

Что такое истина, спрашивает Салтыков-Щедрин и отвечает: "Идет чумазый и на вопрос "что есть истина?" твердо и неукоснительно отвечает: распивочно и навынос". Вряд ли здесь что-нибудь устарело. Кстати, в секторе истины, как и в других отделах, тоже любят выпить и закусить. В этом есть какая-то теплота.

Алексей Федорович Лосев любил погулять в арбатском дворике возле своего дома, там, где нынче его гранитный бюст. Однажды увидел две фигуры. Спрашивают: "Мужик, третьим будешь?" - "Не откажусь". - "Тогда неси стаканы". Лосев вернулся в дом за стаканами. "Вы что же, понесете им стаканы?" - удивилась супруга философа Аза Алибековна Тахо-Годи. - "Конечно. Не из идеи же им пить".

А из XIX века ему вторит Пушкин: "Подымем стаканы, содвинем их разом! / Да здравствуют музы, да здравствует разум!" Вот она - русская поэзия и русская философия.

Константин Кедров

Источник - "Известия.ру"


Рецензии