Мастер и Маргарита... с кем Вы, Булгаков
"Беспредельна власть моя, Булгаков, и беспредельна тоска моя; чем
больше власти, тем больше тоски"
Передо мной скандальное творенье
Мистическая сказка бытия
Иль фельетон, где веры оскуденье
Посмело всуе осмеять Христа.
Роман в романе. Ткань повествованья
Пронизана отравленной иглой,
Яд волшебства, безумные желанья
И магия над звёздною Москвой.
О чём роман? О тёмной злобной силе,
О нечисти, низверженой с небес,
О смысле жизни, собственном бессильи
О тех, кто предал искупленья крест.
Булгаков любит собственных героев,
Искусно создан каждого портрет,
А как изящно диалоги строит,
Вплетая их в кощунственный сюжет.
В разлом истории его скользнула лира,
Россию старую отправили на слом,
Россия ж новая под каблуком кумира…
Но кто водил писательским пером?
Кому склонился он летучей славы ради,
Какой покой искал для сердца он,
Какой желал душе своей награды
В чём основал трудам своим резон?
Попробуем проникнуть в тайну слова,
Романа, что пленяет до сих пор:
Его религиозная основа
И в наше время порождает спор
Средь богословов, критиков, учёных,
Средь литераторов, среди учителей,
В одних – восторг классических канонов,
В других призыв - не растлевать детей.
Вопросов много, где найти ответы?
Что между строк пытался он сказать,
Зачем о дьяволе сложил «поэму» эту?
Пожалуй с рукописей следует начать.
И что ж увидим? Десять лет тревоги,
Рассказ Чаянова – шаг пробный – «Чёрный маг»,
В дальнейшем путь по цензорской дороге,
Где что не встречный – сволочь или враг.
Пестрят редакции – «Копыто инженера»,
«Великий канцлер» (ставший «Князем тьмы»)
Плодятся рукописей новые химеры,
Чтоб обрести конечные черты.
Во что и как, кому Булгаков верил?
Когда всерьёз о Боге размышлял,
Какому духу жизнь свою доверил
И для чего наркотик принимал?
Нательный крест, нет не носил его он,
И литургии вряд ли посещал,
О Боге знал, хулить Его не смел он,
И в молодости Библию читал.
Рев. атеизм терзал основы веры, (революционный атеизм)
Ничто не в силах предложить взамен,
Всех обокрал, украв мечту о Небе,
Направив души в подземельный плен.
Работа адова велась в стране на славу,
Безбожных богоборцев и не счесть,
Таких и искушать ничем не надо,
С потерей веры исчезает честь.
Иешуа – скорей герой Толстого,
С одним желаньем всё и всем простить;
Булгаков же был мнения иного
И так сумел Христа изобразить,
Что стало ясно – атеизм научный,
И воландов законный сатанизм,
Как аверс с реверсом по жизни неразлучны
Но суть одна – вселенский нигилизм.
Бессильны пред упрямым атеистом
Все доказательства святого бытия,
То переврут, то искалечат мысли
Свободу духа в нравственность сведя.
Нет не понять им Высшую Свободу,
Тем, кто тирану выю преклонил,
Зачем рабам существованье Бога,
Когда есть вождь, что солнце заслонил?
А Воланд, Воланд – жив, реалистичен,
Роман о дьяволе на славу удался!
Великолепен, точен, артистичен,
Ну, воплощенье истинного зла!
Могущественно зло, но не всесильно!
Есть у добра невидимый резерв;
Он в мире ТОМ и перед ним бессилен,
Тот, кто быть равным Богу восхотел.
А кто же Мастер – Волонда соавтор?
Его литературный визави?
Поэт, писатель, слова гастарбайтер,
Что описал виденья сатаны.
Талант и демон; кто кому нужнее?
Лишь человек сподобился творить,
А падший ангел, хоть иных умнее,
Не в состоянии творчества постичь!
Зависим сатана от человека,
И новый Фауст куплен за рубли,
Он выжжет душу, сделавшись калекой,
Создав «Евангелие ЛЖИ от сатаны».
Горят ли рукописи? Да и манускрипты!
Пусть фраза Воланда вас не введёт в соблазн,
Лишь в Высшей воле, вняв словам молитвы,
Огню внушить спасительный указ.
Но если рукопись кощунственно-безбожна,
И в ней хула бессовестно звучит,
То сердце станет биться вечной дрожью,
Гадать и ждать: осудит иль простит?
« исколотая память затихает…
Покой забвения наградой для него,
Пять роковых ошибок исчезают,
До полнолуния, чтоб вновь хлестнуть его.
Не диалектик Воланд, но софист,
Добро и зло – не стороны медали,
Не нужен Христианству пантеизм,
Бог пожелал, чтоб всё существовало.
От Бога – радуга, палитра – от Творца!
Разнообразны человеков лица,
Стремятся к свету чистые сердца,
А зло спешит от Божиих глаз сокрыться.
Героев положительных в романе
Нет, не нашёл, затем, что их там нет!
Бездомный глуп, синдромом наркомана
Его терзает полнолуний свет.
Босой – проныра, взяточник, халявщик,
Тщеславный Мастер выпит злом до дна,
Ну, Маргарита – ведьма в настоящем,
Да обезьяна Бога – сатана.
Раз Бога нет в Москве, Христа забывшей,
То жизнью будет править сатана,
Вершить суды, что вправе лишь Всевышний,
Где веры нет, там верховодит тьма.
Библейский Иов… любим ли мы Бога?
Блаженства ради, страх ли утвердив,
Стремим себя к небесному чертогу,
Грехи иль оправдав, иль позабыв.
Вновь Фауст Гёте, новый Мефистофель
За душу Мастера серьёзная борьба,
И так и эдак, фас, анфас и в профиль,
Без Божьей помощи проиграна игра.
Но был спасён произволеньем Божьим!
В деснице Божьей Фауста душа,
Зло победить из смертных кто возможет,
Когда приступит к делу сатана.
Обрадует ли вечность с Маргаритой?
С той, кто решила ненавидеть мир?
Кто заодно и с Волондовой свитой,
Над чьей душою властвует Мессир.
Не муза Маргарита, нет, не муза!
На что блудливость в силах вдохновить?
На грязь измен доверчивому мужу,
Или на то чтоб душу заложить?
Прощай, читатель, не суди за строгость,
Не ты, не я роману не судья,
Коль искушение попущено от Бога,
Сгорит душа на углях бытия!
Свидетельство о публикации №109110502392
Рада знакомству с Вами,
с уважением,
Влада Успенская 09.09.2010 18:43 Заявить о нарушении