Товарищество, дружба, любовь

Попытаемся проанализировать понятия помощи, товарищества, дружбы, любви.  Положим, что человек, прежде всего, исходит из необходимости собственного самосохранения. Активное, осознанное самосохранение будем называть самоутверждением. В зависимости от того, как с причинно-следственной точки зрения человек строит свое поведение, он проявляет тот или иной уровень самостоятельности. Совершенствование – процесс, направленный на повышение уровня самостоятельного самоутверждения.
   Помощь есть действие в результате, которого, по крайней мере, один из партнеров повышает уровень самостоятельности, а остальные не испытывают вреда.
   Товарищество – отношения, основанные на взаимопомощи при достижении совместных конкретных целей.
   Дружба – бескорыстная взаимопомощь в социальном самоутверждении. Истинная дружба взаимна и длительна, предполагает сотворчество друг друга как личностей, невозможна без доверия, творческого потенциала и инициативы. Далеко не все люди способны на дружбу, для неё необходима некая критическая масса человечности. Друзья не вызывают ощущения дискомфорта своим присутствием (приходом). Одним из результатов дружеского общения всегда остается ощущение некоего внутреннего прироста.
   Любовь – дружба, в которой желание помочь может конкурировать с инстинктом самосохранения. Думается, что наивысшего совершенства любовь может достигнуть только между мужчиной и женщиной и только в семье, т.к. именно в этом случае самосохранение может найти реализацию по всем направлениям, включая инстинкт продолжения рода. Для планирующих создать семью, можно предложить некие критерии предлюбви и любви. Во взаимоотношениях очень важна эмоциональная подложка, поэтому, в первую очередь, в предлюбви должна ощущаться эмоциональная близость, т.е. одно и то же должно вызывать у обоих схожие эмоции (нравится - не нравится, приятно – больно, интересно – безразлично, …); во-вторых, наличие влечения (желание узнать человека поближе, быть с ним рядом, «открыть душу», …); в-третьих наличие полового влечения временами переходящего в страсть (желание, конкурирующее с инстинктом самосохранения). Это три кита причин знакомства с последующим общением. Желательно провести развитие общения через взаимопомощь, товарищество и дружбу. В дальнейшем, надо честно ответить себе на вопросы: 1) не бывает ли ощущений неуюта или усталости от общения; 2) не возникает ли желания проверить свои чувства с кем-то другим; 3) хочется ли иметь ребёнка именно от этого человека; 4) хочется ли воспитывать этого ребенка именно с этим человеком и иметь с ним общее жильё и жизнь? Если ответы утвердительны, то наверно это предлюбовь, если они будут утвердительны на все вопросы и после рождения и воспитания детей, то это любовь, а если и внуков захочется воспитывать с этим человеком и его детьми, то это очень близко к счастью.
Ноябрь 1980 г.


Рецензии
О чём я и говорю: серьёзный философский разбор понятий товарищества, дружбы и любви. И если такие рассуждения постигли Вас 36 лет назад, т.е. в молодые годы, в начале жизненного пути, то всё состоялось как надо, и, главное при этом конечный результат - ЛЮБОВЬ И СЧАСТЬЕ! Что и желаю сохранить на долгие, долгие годы. С уважением.

Калерия Павловна Денисова   18.10.2016 19:54     Заявить о нарушении
Если бы всё было так просто. От понимания придти к воплощению))) Тогда мне было 24 года, октябрь 1980г., 5 курс университета, педагогическая практика в школе. Вёл физику в 7 и 10 классе, классное руководство в 10-м. Надо было проводить классные часы. И чтобы от них была какая-то польза я предложил ученикам самим выбрать тему первого классного часа. И они единогласно выбрали любовь. Я набросал первичные тезисы к первому часу, а потом началось... ученики так увлеклись, что пришлось проводить по 2-3 классных часов в неделю и эти собрания стали уже межклассными и превратились в некий самопознавательный диспут-клуб. Сколько их было трудно вспомнить. Разбирали на них истории любви от газетных обывательских до любви в классических произведениях, любви великих людей. Устраивали вечера чтения стихов при свечах под гитару и классику. И под занавес этого цикла к заключительному классному часу я и написал эту записку, как критерий различения настоящей любви от кажущейся, как золотой осадок диспутов, типа навигатора по чувствам и межличностным отношениям. Когда хочешь быть полезным кому-то невольно становишься полезным и себе. Готовясь к классным часам перелопатил много литературы, многое обдумал и упорядочил для себя. И ребята были очень благодарны, даже переписка завязалась у меня с ними до конца учебного года. Вот какие неожиданности порой случаются))).

Николай Нефёдов   18.10.2016 23:01   Заявить о нарушении
Счастье подвалило тем ученикам с таким КЛАССНЫМ УЧИТЕЛЕМ! Спасибо за интересный рассказ об отрезке своей жизни. С уважением и теплом душевным.

Калерия Павловна Денисова   19.10.2016 06:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.